Шпаргалка по гражданскому и хозяйственному праву Беларуси

Все нажитое супругами во время брака имущество, за некоторыми исключениями, относится к их совместной собственности, независимо от того, кем из них и за чей счет имущество было приобретено, произведено, создано, на чье имя оформлено. Пункт 2 ст.259 ГК относит часть имущества супругов к их раздельной собственности. Это относится к вещам индивидуального пользования (одежда, обувь и другие предметы личного пользования, за исключением предметов роскоши), хотя и нажитым в период брака за счет общих средств, но предназначенных для удовлетворения личных потребностей каждого из них. Имущество, принадлежащее каждому из супругов до вступления в брак, а также полученное одним из супругов во время брака в дар или в порядке наследования, находится в его собственности, однако супруги в брачном договоре могут предусмотреть переход какого-либо добрачного имущества в совместную собственность. Драгоценности и другие предметы роскоши, приобретенные во время брака за счет общих средств супругов, признаются их общей совместной собственностью независимо от того, кто из супругов ими пользовался. Закон не определяет, что относится к предметам роскоши. В случае спора вопрос решается судом в зависимости от материального благосостояния семьи.

Взыскание обращается лишь на раздельное имущество супруга по обязательствам одного из супругов, а при его недостаточности можно обратить взыскание на его долю в общем имуществе, которая ему причиталась бы при разделе этого имущества.

Семейные отношения без регистрации брака не влекут возникновения общей совместной собственности. Спор о разделе совместно нажитого в этом случае имущества разрешается по правилам общей долевой собственности.

Своеобразен правовой режим имущества крестьянского (фермерского) хозяйства [1]. П.1 ст.260 ГК устанавливает, что имущество крестьянского (фермерского) хозяйства принадлежит его членам на праве совместной собственности, если законодательством или договором между ними не установлено иное. Гражданский кодекс установил презумпцию общей совместной собственности крестьянских хозяйств, что соответствует сути этих хозяйств, как семейно-трудовой общности граждан, связанных близкими семейно-трудовыми отношениями. Пунктом 2 ст.260 ГК РБ установлен примерный перечень имущества, которое может находиться лишь в общей собственности этого хозяйства, и определены критерии для отнесения иного имущества к совместному имуществу хозяйств. Имущество должно обеспечивать деятельность крестьянского хозяйства и приобретаться за счет общих средств его членов (насаждения, хозяйственные и иные постройки, мелиоративные и другие сооружения, продуктивный и рабочий скот, сельскохозяйственная техника и др.). Земельный участок не включен в число объектов общей собственности хозяйства, так как он предоставляется в пожизненное наследуемое владение или в аренду и оформляется на главу хозяйства.

Пользование имуществом крестьянского хозяйства осуществляется его членами не совместно (сообща), а по взаимной договоренности. Закон о крестьянском (фермерском) хозяйстве в ст.9 устанавливает, что сделки по распоряжению имуществом может осуществлять лишь глава хозяйства или уполномоченный им доверенностью другой член хозяйства.

Договор поручения и комиссии

Договор поручения

По договору поручения одна сторона (поверенный) обязуется со­вершить от имени и за счет другой стороны (доверителя) определен­ные юридические действия. Права и обязанности по сделке, совер­шенной поверенным, возникают непосредственно у доверителя.

Договор поручения консенсуальный, двусторонне-обязываюший и, по общему правилу, безвозмездный. Стороны договора поруче­ния — доверитель и поверенный. В качестве доверителя и поверенно­го могут выступать как физические, так и юридические лица. Предмет договора поручения — юридические действия, которые должны быть определены в договоре поручения. Договор поручения служит осно­ванием возникновения у поверенного полномочия, в силу которого в результате совершения поверенным юридических действия соответст­вующие этим действиям права и обязанности возникают, изменяются или прекращаются непосредственно у доверителя.

Договор поручения, по общему правилу, является безвозмездным. Возмездность договора должна быть прямо установлена в законода­тельстве или договоре. Если договор поручения связан с осуществле­нием его сторонами или одной из них предпринимательской деятель­ности, то такой договор поручения предполагается возмездным, однако размер вознаграждения не относится к числу существенных условий договора.

Условия действительности указаний доверителя — их правомер­ность, осуществимость и конкретность. Указания доверителя, не от­вечающие этим критериям, не влекут юридических последствий.

Отступление от указаний доверителя без его согласия может быть обусловлено лишь интересами доверителя. Обязанность уведомления доверителя о допущенных отступлениях является для обычного пове­ренного императивной. Для поверенного, действующего в качестве коммерческого представителя, она установлена диспозитивно и может быть устранена договором.

Соглашение, направленное на ограничение прав доверителя или поверенного соответственно на отмену поручения или на отказ от по­ручения, является ничтожной сделкой.

Договор комиссии

По договору комиссии одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента. По сделке, совершенной комиссионером с третьим лицом, приобретает права и становится обязанным комиссионер, хотя бы комитент и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные от­ношения по исполнению сделки.

Договор комиссии консенсуальный, возмездный и двусторонне-обязывающий. Его стороны — комитент и комиссионер.

Предмет договора — совершение комиссионером сделок по пору­чению комитента и за его счет. В отличие от поверенного в договоре поручения, комиссионер действует от своего имени, поэтому приоб­ретает права и становится обязанным по сделке, совершенной им с третьим лицом.

Размер комиссионного вознаграждения комиссионера и дополни­тельного вознаграждения за делькредере (ручательство за исполнение сделки третьим лицом) не является существенным условием договора комиссии.

Комиссионер принимает на себя исполнение комиссионного по­ручения за свой риск, который состоит в том, что если исполнение договора комиссии оказалось невозможным по не зависящим от ко­митента причинам, комиссионер не сохраняет права на комиссионное вознаграждение и возмещение понесенных расходов.

Одним из критериев надлежащего исполнения комиссионного по­ручения является исполнение его на наиболее выгодных для комитен­та условиях. По общему правилу, комиссионер не отвечает перед комитентом за неисполнение третьим лицом заключенной комиссио­нером сделки. Исключение из этого правила представляет собой принятие комиссионером делькредере, а также непроявление им не­обходимой осмотрительности в выборе третьего лица. Факт неосмот­рительности комиссионера должен быть доказан комитентом.

Отступление комиссионера от указаний комитента правомерно лишь при условии необходимости такого отступления для обеспечения интересов комитента и невозможности получения от него предвари­тельного согласия на такое отступление. Если в качестве комиссионера выступает субъект предпринимательской деятельности, договором может быть установлено освобождение его от необходимости получе­ния предварительного согласия комиссионера. В иных случаях условие договора о предоставлении комиссионеру права отступать от указаний комитента без предварительного запроса ничтожно.

По общему правилу, заключение договора субкомиссии допусти­мо, если это прямо не запрещено договором комиссии. Ответствен­ным перед комитентом остается основной комиссионер. Вступление комитента в непосредственные отношения с субкомиссионером до­пустимо только с согласия комиссионера.

Веши, поступившие к комиссионеру от комитента либо приобре­тенные комиссионером за счет комитента, являются собственностью последнего.

Комитент обязан освободить комиссионера от обязанностей, при­нятых им на себя перед третьим лицом. Неисполнение комитентом этой обязанности влечет возникновение у комиссионера права требо» вать от комитента возмещения причиненных таким неисполнением убытков.

Комитент вправе отказаться от договора комиссии (как с неопре­деленным, так и с определенным сроком действия) в одностороннем порядке. Комиссионер не вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора комиссии, заключенного на определенный срок.

Законодательное регулирование качества продукции.

Многочисленные нормативные акты требуют, чтобы субъекты хозяйствования обеспечивали надлежащее качество. Закон о защите прав потребителей от 19.11.93 содержит ст. 8 «надлежащее качество», ст. 9 «гарантийные обязательства»... ГК в ст. ст. 439, 444 содержит указания о качестве предлагаемых к продаже товаров, ст. 774-775 говорят о качестве подрядных работ и т.д. Разделы о качестве должны являться неотъемлемой частью любого договора.

Качество – совокупность свойств, отражающих уровень новизны, надежность, долговечность, экономичность и другие потребительские свойства продукции, которые придают ей способность удовлетворять соответствующие потребности. Понятие продукции охватывает и товары, и НТразработки, и объекты строительства, и работы, и услуги.

Обеспечение необходимого качества достигается с помощью различных средств:

·          Технических – состоят в разработке и внедрении новой техники, технологий.

·          Организационных – создание системы соответствующих органов и служб, обеспечивающих качество продукции, в первую очередь путем осуществления надзора за качеством.

·          Экономических – поощряется путем установления надбавок премий.

·          Правовых – устанавливаются определенные требования к качеству продукции, порядку проведения работ, обязательная сертификация, обязательная приемка по качеству, санкции за производство некачественной продукции.

В правовую форму в конечном итоге облекаются все иные средства, поэтому правовые средства обеспечения качества продукции нацелены на защиту интересов потребителей и общества в целом. Для решения вопросов регулирования отношений, связанных с качеством, государство создает различные специальные органы. Для этих целей желательно создание соответствующих объединений граждан (общество защиты прав потребителей).

Гос. комитет по стандартизации, метрологии и сертификации РБ (Госстандарт) действует на основании Положения утвержденного СМ 11.04.97. Задачи Госстандарта:

-                         проведение единой гос. политики, осуществление единого регулирования в области сертификации, стандартизации, метрологии.

-                         Обеспечение защиты интересов государства и потребителей в вопросах качества продукции, работ, услуг.

-                         Обеспечение организации, функционирования и развития гос. систем стандартизации, систем классификации и кодирования технико-экономической и соц. информации, системы единства измерений и, начиная с декабря 1998 предпринимаются меры по стандартизации правовой информации, гос. метрологической службы.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты