Система правоохранительных органов государственной власти в России и в Соединенных Штатах Америки

Нормативный характер имеют не только акты высшего законодательного и представительного органа России, именуемые законами, но и постановления этого государственного органа. Характерно, что эти постановления в рассматриваемой сфере правого регулирования принимались в двух видах. Одними утверждались положения. Например, постановлением Верховного Совета РФ от 13.05.1993 № 4960-2 были утверждены Положение о квалификационных коллегиях судей и Положение о квалификационной аттестации судей. В других случаях непосредственно в самом постановлении высшего законодательного и представительного органа решались те или другие вопросы, нуждающиеся в нормативно-правовом регулировании. К числу можно отнести постановление Верховного Совета РФ от 17.02.1993 № 4502-1 «О некоторых вопросах реализации положений Закона Российской Федерации “О статусе судей в Российской Федерации” в отношении судей военных судов, об их материальном обеспечении и мерах их социальной защиты». Заметим, что в случае, как и при утверждении вышеназванных Положений, в преамбуле постановлений делается ссылка на те или другие статьи Закона о статусе судей.

Следующее после законов звено в иерархии нормативных актов занимают указы Президенты РФ, которые носят, правило, подзаконный характер. Согласно ч. 3 ст. 90 Конституции указы и распоряжения Президента РФ не должны противоречить Конституции и федеральным законам. Применительно к рассматриваемой сфере правого регулирования Президент РФ принимает указы в целях обеспечения исполнения Конституции, федеральных конституционных и иных законов. В одних случаях они направлены на регулирование одного вопроса, в других – нескольких взаимосвязанных вопросов. Например, Указом Президента РФ от 12.02.1993 № 209 «О милиции общественной безопасности (местной милиции) в Российской Федерации», во-первых, утверждено Положение о милиции, во-вторых, даны указания органам исполнительной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления о создании необходимых условий для эффективного функционирования ее подразделений, обеспечения надежной защиты прав, свобод и законных интересов граждан, своевременного реагирования на изменения криминогенной обстановки. Указами Президента РФ были утверждены Положение о МВД России, Положение о Минюсте России.

Вслед за президентскими актами необходимо выделить среди нормативных актов постановления Правительства РФ. Статья 115 Конституции устанавливает жесткое предписание о границах правительственных актов, оговорив, что на основании и во исполнение Конституции, федеральных законов, нормативных актов Президента РФ. С целью развития универсальных положений, ч. 1 ст.15 Конституции в Правительства РФ в случае их противоречия Конституции, отмены Президентом РФ.[13, стр. 18-20]

Правительство РФ правомочно утверждать нормативные акты в виде положений. В частности, постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 № 506 было утверждено Положение о Федеральных налоговой службе. Кроме того, Правительство РФ издает постановления по отдельным конкретным вопросам, относящимся к организации и деятельности государственных органов, входящих в предмет изучения данного курса. Например, во исполнение возложенных на него обязанностей Правительство приняло постановление от 29.06.1995 № 653 «О заключении соглашений о сотрудничестве между Министерством внутренних дел Российской Федерации и компетентными ведомствами иностранных государств». Постановлением Правительства РФ от 04.07.2003 № 400 установлены размер оплаты труда адвокатов, участвующих в качестве защитников в уголовном судопроизводстве по назначению.

Несмотря на существенное различие предмета регулирования указанных постановлений Правительства, все они приняты на основании и в обеспечение исполнения Конституции, федеральных конституционных или федеральных законов.

Среди нормативных актов федерального уровня заключительным звеном являются ведомственные нормативные акты. Немалое их количество издается Генеральной прокуратурой, Минюстом России, МВД России и другими министерствами и ведомствами РФ, например: приказ МВД России от 26.01.1996 № 41, которым утверждены Правила внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых; приказ Минюста России от 25.01.1999 № 20, которым утверждено Положение о следственном изоляторе уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации. На решение ряда организационных вопросов были направлены приказы Генерального прокурора РФ от 20.02.2002 № 7 «Об организации исполнения Федерального закона “О введении в действии Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации” и о переходе органов прокуратуры к работе в новых условиях уголовного судопроизводства», от 05.07.2002 № 39 «Об организации прокурорского надзора за законностью уголовного преследования в стадии досудебного производства».[32, стр. 36-37] [см. Приложение 2]

Эти акты носят разные названия: приказы, инструкции, правила, положения и т.п. Согласно Указу Президента РФ от 23.05.1996 № 763 не могут иметь юридической силы ведомственные акты, затрагивающие права и интересы граждан или относящиеся к сфере действия ряда ведомств, если они не зарегистрированы в Минюсте России и не опубликованы. Правительством РФ в связи с этим утверждены специальные Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации.

Ведомственные нормативные акты иногда издают совместно два или несколько ведомств. Известны, например, совместные акты Минюста России, МВД России и Генеральной прокуратуры РФ; МВД России и ФСБ России и др. Практикуется издание нормативных актов одним ведомством при предварительном согласовании его проекта с другими ведомствами. Например, Минюст России совместно с Минфином России издал приказ от 06.10.2003 № 257/89н, которым установил порядок расчета оплаты труда адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном производстве по назначению.

В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Однако общепризнанные принципы и нормы международного права реализуются в основном через внутреннее законодательство. В соответствии с этим в части, касающейся правоохранительных органах, а важнейшие из них – в Конституцию.

В отношении международных договоров, к числу которых относятся договоры о правовой мощи по уголовным делам, Конституция (ч. 4 ст. 15) оговаривает: если международным договором установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Международными договорами, в том числе регулируется порядок сношения судов, прокуроров, органов расследования с соответствующими учреждениями иностранных государств (ст. 453-473 УПК).

Правосудие в Российской Федерации осуществляется в соответствии с Конституцией, законами о суде и судебной власти, материальными и процессуальными законами. Опыт, судебная практика показывают, что применение норм закона нередко встречают затруднения на практике, в связи, с чем они нуждаются в разъяснении, которое осуществляют пленумы Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ в своих постановлениях. Хотя указанные акты не являются источниками права, разъяснения, содержащиеся в них, имеют важное значение для правильного и единообразного применения закона. В них, с учетом практики применения законодательства, даются разъяснения отдельных норм права, содержатся рекомендации, анализируются допускаемые на практике ошибки и недостатки. Причем эти рекомендации имеют большое значение не только для судов, но также и для органов расследования, прокуроров. Обоснованием такого суждения являются некоторые акты Пленума Верховного Суда РФ, а именно постановления от 31.10.1995 № 8 «О некоторых вопросах применения судами уголовного наказания», от 10.10.2003 № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации».[13, стр. 21-23]


1.2 Понятие, основные признаки и классификация правоохранительной деятельности в Российской Федерации


Проблемами прав и свобод человека, обеспечением правопорядка и законности, охраной интересов организаций и предприятий, борьбой с различными правонарушениями и преступностью занимаются все государственные, муниципальные органы, многие общественные организации. Однако существуют такие органы, которые призваны заниматься исключительно деятельностью в сфере охраны права. Эти, в основном только государственные органы, и называются правоохранительными. Они создаются и существуют для того, чтобы реализовывать основную задачу государства - охрану и защиту прав человека, законных интересов организаций и общества в целом.[2, стр. 27]

Для того чтобы можно было выделить из большого числа государственных органов правоохранительные, чтобы четче сформулировать их предназначение и определить их круг, в юридической науке и практике выработали понятие "правоохранительная деятельность". Это понятие четко не сформулировано ни в одном из законов РФ. Поэтому для формулировки понятия «правоохранительная деятельность», необходимо обозначить ряд ее основных признаков:

1) правоохранительная деятельность осуществляется с помощью мер юридического воздействия. Главным образом, правоохранительную деятельность от любой другой отличает возможность, и необходимость применения различных мер юридического принуждения. Все меры принуждения, применяемые при осуществлении правоохранительной деятельности, должны быть регламентированы в законе. Условно все меры юридического принуждения, которые применяют в своей деятельности правоохранительные органы можно разделить на виды. Это меры юридической ответственности (уголовной, административной, дисциплинарной, имущественной); меры пресечения (как правило, они применяются к лицам, обвиняемым в совершении преступления: подписка о невыезде, заключение под стражу и другие). Также к мерам юридического принуждения относятся меры предупредительно - обеспечительного характера (например, наложение ареста на банковский счет, обыск и другие);

2) правоохранительная деятельность (ее содержание, органы и лица, которые ее осуществляют) должна основываться на законе или ином нормативном документе. Данный признак имеет два аспекта:

а) конкретный государственный орган, занимающийся правоохранительной деятельностью, должен быть предусмотрен в каком-либо законе или нормативном акте (в Конституции РФ, в федеральном законе, в специальном положении, указе и т.д.);

б) меры юридического воздействия (которые всегда применяется в ходе правоохранительной деятельности) должны соответствовать нормам закона или другого нормативного акта;

3) правоохранительную деятельность могут осуществлять, как правило, только специальные государственные органы, которые для этого созданы и уполномочены государством, заниматься данной деятельностью. Существуют даже жесткие критерии отбора лиц для работы в этих органах. Образование, структура и деятельность правоохранительных органов четко определена нормативным актом;

4) правоохранительная деятельность реализуется на практике с соблюдением строгих процедур (различных, но всегда определяемых законом). Четкая, установленная нормативными актами процедура характерна для любого органа, занимающегося правоохранительной деятельностью. Особенно строгая процедура характерна для деятельности органов и должностных лиц, осуществляющих производство по уголовным делам;

5) правоохранительная деятельность делится на виды в зависимости от конкретных целей, способов, методов и приемов, применяемых при ее осуществлении. Перечень этих видов может быть различным, в зависимости от того, какой критерий положен в основу классификации, также многое зависит от мнения ученого, который данную классификацию составляет.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты