Становление административной системы в городе Новосибирске

 

1.3 Органы управления в Новониколаевске – Новосибирске (1919 – 1945 гг.)


Начало двадцатых годов – время Гражданской войны, политики «военного коммунизма», голода, эпидемий и хозяйственной разрухи, продовольственной разверстки и крестьянских восстаний. Большая часть этого десятилетия прошла под знаком новой экономической политики (НЭП). Ее основной целью стало преодоление ужасающего кризиса, вызванного мировой войной, двумя революциями 1917г., Гражданской войной и иностранной интервенцией. В конце 1920-х годов НЭП свернули, и началась «сталинская революция» сверху – коллективизация сельского хозяйства, форсированная индустриализация страны.

С декабря 1919г., после восстановления Советской власти в Новониколаевске создание новых органов управления проходило в рамках существующей законодательно-нормативной базы советского государственного строительства. Городская дума и управа были окончательно упразднены. Весной 1920г. был создан городской Совет рабоче-крестьянских и красноармейских депутатов, который являлся представительным органом. Первое заседание Новониколаевского горсовета прошло 1 мая 1920г. В составе горсовета насчитывалось 149 членов пленума и 56 кандидатов. Горсовет своего исполнительного аппарата не имел, не имел самостоятельного городского бюджета. В июне 1920г. на первом Новониколаевском уездном съезде Советов избирается Новониколаевский горуездный исполком. В структуре горуездного исполкома имелись:

- отдел управления,

- отдел народного образования,

- отдел здравоохранения,

- земельный отдел, коммунальный отдел и др.

 При отделах, в свою очередь, образованы секции. Наиболее важной была крестьянская секция, в ведение которой находились вопросы сельского хозяйства, а также сбор продразверстки.

8 июня 1920г. был издан приказ Новониколаевского уездно-городского ревкома о передаче власти исполнительному комитету Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов, с этого момента уездный революционный комитет прекратил свое существование. В 1920-1929гг. обязанности председателя Новониколаевского (Новосибирского 1926г) горисполкома возлагались до 1925г на председателя губисполкома, а с1925г. - на председателя окрисполкома.

Новониколаевский горуездный исполком упраздняется в августе 1921г., после создания Новониколаевской губернии; при этом отделам горуездного исполкома было предписано заниматься работой в губернском масштабе. Единственным городским органом остается городской Совет, по-прежнему не имеющий собственного исполнительного аппарата, бюджетных прав. В городском Совете имелся президиум с постоянным составом, отчасти заменявший исполнительный орган. Президиум определял порядок работы пленума горсовета, заседания которого проводились ежемесячно. Пост председателя горсовета занимал по совместительству председатель губисполкома. К середине 20-х гг. процесс организационного становления горсоветов не был завершен. С декабря 1925г. после принятия президиумом ВЦИК «Положения о горсоветах РСФСР» произошло заметное расширение полномочий этих органов. Городские Советы провозглашались высшими органами власти в пределах своей территории, наделялись самостоятельными бюджетными правами, укреплялась их материально-финансовая база. Советы наделялись правом самостоятельно решить вопросы в области:

- местной промышленности,

- администрации,

- суда,

- социального обеспечения,

- правом издавать обязательные постановления по проблемам застройки,

- социально-культурной сферы;

- охраны общественного порядка на территории города.

Вместе с тем нерешенным по-прежнему оставался один из ключевых вопросов – отсутствовал полноценный исполнительный аппарат. Руководство текущей работой возлагалось на президиум горсовета, тогда как реализацией его решений занимались отделы вышестоящих исполкомов - окружных, в составе которых функционировали городские власти. Однако постепенно начинается процесс перераспределения полномочий между органами власти и самоуправления.

1930-е годы вошли в историю как период масштабных государственных экспериментов, призванных осуществлять модернизацию страны. Проводимое в эти годы региональными властями социально-экономическое развитие города способствовало превращению Новосибирска в один из крупнейших индустриальных и научных центров Сибири. В результате очередной административной реформы страны Новосибирск становится центром Западно-Сибирского края. Проходит очередная реорганизация государственных органов. После ликвидации окружного звена управления права окрисполкома были частично переданы райсполкомам, а в городе – вновь образованному горисполкому.

8 августа 1930г. Новосибирским горсоветом сформирован первый состав горисполкома. В ведение горисполкома передавалась территория Новосибирского сельского района, райсполком которого ликвидировался. Являясь высшими органами власти в пределах своей территории, горсоветы наделялись самостоятельными бюджетными правами и правотворческими функциями. Постепенно происходило формирование полноценного исполнительного аппарата. До этого исполнительным органом при горсовете являлся его президиум. В состав президиума к 1930г. входили в качестве функционирующего аппарата:

- секретариат,

- орготдел,

- плановая комиссия,

- управление строительного контроля,

- совет физической культуры,

- детская комиссия.

К концу 1930г. в составе горсовета было создано 13 новых отделов:

- горколхоз,

- земельный,

- торгово-финансовый,

- народного образования,

- здравоохранения,

- военный,

- административный,

- социального обеспечения,

- дорожный,

- инспекции труда,

- архивное бюро,

- РКИ.

Кроме того, для участия трудящихся в практической деятельности горсовета образовывались секции, перечень которых определялся пленумом горсовета. В состав секций входили члены горсовета, представители от профоргана, комсомола и других общественных организаций. Помимо секций в горсовете создавались депутатские группы, являющиеся его ячейками на предприятиях.

Дальнейшим рубежом в становлении горсоветов как управленческих структур стало принятие в 1933г. нового «Положения». По новому «Положению уточнялась организационная структура самого Совета и его исполнительных звеньев. В «Положении» подтверждался принцип верховенства представительных органов по отношению к исполнительным.

В ведение горсовета из-под руководства вышестоящих органов управления передавалась:

- часть предприятий местной промышленности,

- промысловая кооперация,

- объекты коммунального хозяйства,

- предприятия торговли и общественного питания,

- расширялись источники дохода городского бюджета.

По мере роста города и числа избирателей в составе горсовета произошли значительные изменения. Число депутатов горсовета увеличилось с 310 человек в 1929г. до 564 человек в 1935г. Постоянно возрастало представительство среди депутатов рабочих, непосредственно занятых в сфере производства, увеличился удельный вес коммунистов, женщин, молодёжи.

В этот период времени усилилось сращивание партийных и советских органов на всех уровнях государственного управления. Происходило дальнейшее влияние партийных органов на деятельность городского Совета, возрастала роль ведомственного начала в формировании и развитии как производственного, так и социально-культурного потенциала Новосибирска. Созданные еще в 20-е годы коммунистические фракции в Советах всех уровней выступали прямыми проводниками партийной линии в них. Комфракции обсуждали предстоящие повестки заседаний горсовета, давали рекомендации по назначениям и перемещениям работников. Органы городского управления, Новосибирский горком ВКП(б) и Новосибирский горсовет являлись частью централизованной управленческой системы, которая находилась под непосредственным контролем и руководством со стороны региональных партийных и государственных органов.

28 сентября 1937г. Постановлением ВЦИК Западно-Сибирский край разделился на Новосибирскую область и Алтайский край. Новосибирск стал областным центром. В 1938г. в городе действовало 153 промышленных предприятия, в том числе, два завода оборонной промышленности, 7 вузов, 10 техникумов. Расширилась городская территория за счёт включения в городскую черту пригородных населённых пунктов. В левобережье образуется новый Заобский административный район (Кировский и Ленинский районы).

В период с 1937 по 1945 год бурное экономическое и культурное развитие города усложнила задачи управления им. По законодательно-нормативной базе советского государства функции городского управления находились в ведении Новосибирского городского Совета депутатов трудящихся. По Конституции СССР 1936г. Советы стали постоянно действующими органами власти и управления. Было проведено чёткое разграничение функций Совета исполкома. Если до 1936г. исполкомы являлись органами власти между съездами, то теперь произошла их трансформация в подотчётный Совету коллегиальный исполнительно-распорядительный орган. На сессиях горсовета:

- избирался исполнительный комитет и его председатель,

- утверждалась структура отделов и управления горисполкома,

- утверждался перечень постоянных комиссий горсовета.

Для непосредственного руководства отдельными отраслями городского хозяйства исполкомы создавали собственный аппарат, отделы и управления. Отделы исполкома находились в двойном подчинении – непосредственно исполкому Совета и соответствующему отделу вышестоящего Совета, что позволяло последнему лучше контролировать и организовывать их работу. В предвоенные годы при горсовете организуются постоянные комиссии, состоящие только из депутатов. Основная функция комиссии заключалась в систематическом контроле за выполнением решений вышестоящих директивных органов во всех областях народного хозяйства, культуры и быта. Комиссии также помогали органам управления осуществлять свои функции и занимались подготовкой материалов к сессии горсовета.

В местные Советы выборы состоялись только в конце 1939г., до этого времени структура Новосибирского горсовета оставалась прежней. На первой сессии Новосибирского горсовета, состоявшейся 4-5 января 1940г. был избран исполком, состоявший из председателя – В.Д. Бесова, двух заместителей председателя – И.А. Горячева и А.К. Родина, секретаря и 15 членов. Структура исполкома состояла из сектора кадров и 9 отделов:

- коммунального,

- финансового,

- народного образования,

- здравоохранения,

- торговли,

- соцобеспечения,

- общего,

- плановой комиссии,

- местной промышленности.

Постановлением первой сессии Новосибирского горсовета первого созыва в составе последнего было создано 14 постоянных комиссий:

- бюджетно-финансовая,

- плановая,

- по делам культуры и искусства,

- по делам железнодорожного, водного, воздушного, шоссейного, городского, автомобильного, трамвайного транспорта,

- телефонно-телеграфной связи,

- по делам промышленности, энергетики и топлива,

- по делам жилищно-коммунального хозяйства,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты