- транспорта,
- связи,
- торговли,
- общественного питания,
- плохой контроль за деятельностью отделов и управлений самого горисполкома,
- невыполнение планов капитального строительства и ремонта,
- недоиспользование опущенных на эти цели средств.
Вместе с тем, хотя и в недостаточном объеме, в городе все-таки шло строительство жилых и общественных зданий: строились поселки Оловозавода, завода «Тяжстанкогидропресс», район Красной горки, застраивались многоэтажными зданиями главные магистрали города. Была разработана широкая программа строительства учреждений культуры. В этот период в городе были построены два крупнейших объекта, коренным образом изменивших городскую жизнь. Это гидроэлектростанция и коммунальный мост через реку Обь. В строительстве коммунального моста городские власти принимали самое деятельное участие.
Вторая половина 50-х – начало 60-х годов характеризуется перестройкой управления в СССР, что сказалось в изменениях управления Новосибирском. В этот период, прежде всего, часто менялась структура областных органов. Структура органов городского управления в эти годы почти не изменилась, но на работу горисполкома стали больше оказывать влияние постоянные комиссии депутатов горсовета. Комиссии оказывали помощь горисполкому в работе, особенно:
- в контроле по исполнению решений,
- проводили обследования,
- вносили свои предложения на исполком горсовета или сессии,
- заслушивали на своих заседаниях руководителей отделов, управлений горисполкома, руководителей предприятий.
В 1963г. в аппарате горисполкома упраздняются управление культуры, отделы сельского хозяйства и зеленого строительства. Последний подчинен управлению коммунальных предприятий и благоустройства. В 1965г. это управление было разделено на два самостоятельных управления горисполкома: управление благоустройства и управления коммунальных предприятий. Изменились штаты горисполкома. Вместо 4 заместителей председателя стало 3, но помощников председателя вместо 1 стало 4, появилась должность старшего инструктора приемной по жалобам. К 1965г. в горисполкоме не стало отделов социального обеспечения, по делам архитектуры и искусства, отдела торговли. Зато появились отделы по делам строительства и архитектуры, капитального строительства, организационно-инструкторский.
В 1969г. в соответствии с Положением об органах контроля в СССР в горсовете стал действовать городской комитет народного контроля.
Депутаты городского Совета в 70-80-е гг. продолжали решать все стратегические вопросы жизни. Права и обязанности горсовета в эти годы огромны:
- утверждал сводные перспективы и годовые планы развития города;
- организовывал и контролировал их выполнение;
- рассматривал планы размещения и специализации организаций города;
- составлял балансы использования ресурсов;
- рассматривал и утверждал бюджет города, организовывал его исполнение;
- курировал жилищное, коммунальное и прочее строительство;
- руководил городским транспортом, торговлей и бытовым обслуживанием населения.
В горсовете появились новые постоянные комиссии:
- по науке и технике,
- по делам молодежи, физкультуре и спорту,
- использованию природных ресурсов и др.
В связи с ростом города, многократным разрастанием городского хозяйства менялась и структура горисполкома: реорганизовывались, создавались новые, специализировались управления и отделы. В 80-е годы в аппарат горисполкома входило 7 районных архитекторов при райсполкомах города. В состав горисполкома Советов, как и прежде, избирали 15 человек, в том числе как всегда, первого секретаря горкома КПСС. У председателя было 4 заместителя, помощники и помощники заместителей. В исполкоме по-прежнему было 7 отделов, 9 управлений, один комитет и плановая комиссия, а в горсовете 17 постоянных депутатских комиссий. И структура горисполкома Советов, и штатное расписание аппарата горисполкома говорят о том, что органы власти в тот период придавали большое значение проблемам благоустройства города, строительству, обеспечению более благоприятных условий жизни горожан.
Эта структура практически не менялась до конца 80-х годов, если не считать ввода начальника управления внутренних дел в состав горисполкома в июне 1982г. По-прежнему в эти годы горсовет и горисполком Советов управляли жизнью города, подчиняясь решениям вышестоящих партийных и советских органов.
В 70-80-е гг., в период работы председателем горисполкома И.П. Севастьянова, произошел резкий скачек в развитии города. За 20 лет его деятельности в городе были введены в эксплуатацию миллионы кв.м. жилой площади, большое количество горожан было переселено из бараков и аварийного жилья, построено много школ, детских дошкольных учреждений, объектов соцкультбыта, торговли, общественного питания. Резко улучшилось благоустройства жилого фонда, выросла мощность городских водопроводных сооружений, построены автовокзал, аэропорт «Толмачёво», ЦУМ, Универсам, Дворец бракосочетания, цирк, здание ГПНТБ, около десяти кинотеатров и многое другое. В Новосибирске, благодаря эвакуированным в годы Великой Отечественной войны заводам, сформировалась мощная производственная база.
В целом к концу 1980-х годов Новосибирск достиг значительных результатов в своем развитии, в том числе и социально экономической сфере. Прогресс по сравнению с 1946г. налицо. По мере преодоления последствий войны у руководителей города появилось больше возможности решать социальные проблемы, тем более что центральные органы власти неоднократно за послевоенные годы выделяли средства на развитие города, на строительство наиболее важных объектов. Исполнительные органы опирались на поддержку депутатов Советов различных уровней.
Однако существующая система власти в конечном итоге не смогла достаточно эффективно прореагировать на начавший стремительно возрастать разрыв между ростом потребностей населения и реальными возможностями их удовлетворения. Административно-командная система формировала поколение, ожидающее и требующее благ от власти, в какой-то мере беспомощное. С нарастанием нерешенных проблем горожане, как и в целом по стране, проявляли апатию к существующей системе власти, что позволило ее ликвидировать.
2. Современная административная система Новосибирска 1991 – 2007 гг.
Система городского управления при советской власти зависела не только от государственного, но и от партийного аппарата, в 90-е гг. конструкция власти резко изменилась. У местного управления появился шанс, о котором до этого времени, в силу известных причин, даже не мечталось. Выход из-под жестокого партийного и государственного контроля открывал широкие возможности для развития системы местного самоуправления.
В связи с выходом Закона «О местном самоуправлении в РСФСР», разделением местного самоуправления на представительные и исполнительные органы прекратили своё существование старые органы власти: горсовет (1990г.) и горисполком (1992г.). Указом Президента РФ главой администрации города был назначен И.И. Индинок.
Основные выборы в городской Совет 21 созыва впервые в истории новейшего периода на альтернативной основе прошли 17 марта 1990г., довыборы и перевыборы по округам проводились вплоть до 1992г. Горсовет по новому закону – постоянно действующий орган представительной власти с собственным аппаратом:
- председатель Совета,
- заместитель председателя,
- обслуживающий персонал,
- освобождённые депутаты.
Количество депутатов – 150 человек. Высшим органом городского Совета является сессия, рабочим органом первоначально являлся Президиум горсовета, а с 1992г. – Малый совет. Горсовет является юридическим лицом, имеет свою печать и счёт в банке. В районах города также избирались свои райсоветы, количество депутатов – 100 человек. Структура райсовета повторял структуру городского Совета.
События 3-4 октября 1993г. вызвали появление Указа Президента РФ от 26.10.1993г. №1760, согласно которому была прекращена деятельность местных Советов народных депутатов всех уровней, в том числе Новосибирского городского и 10 районных (в городе), закрыты их счета в банке, функции переданы соответствующим администрациям.
Городской представительный орган был возрождён в форме городского Собрания депутатов. Выборы состоялись в марте и декабре 1994г. Численность представительного органа уменьшилась в 6 раз и составила 25 человек, однако, не все депутаты были избраны, и Собрание этого состава работало в количестве 16 человек. В соответствии с новым порядком глава городского самоуправления являлся одновременно и председателем городского Собрания, и мэром. Он, как и все депутаты, проходил процедуру избрания по одному из округов. Городское Собрание депутатов решением 17 сессии от 5 октября 1995г. приняло Устав г.Новосибирска, в соответствии с которым все представительные, исполнительные и иные функции в городе осуществляет муниципалитет, состоящий из главы городского самоуправления – мэра города, городского Совета и мэрии.
Исполнительная власть г. Новосибирска
Глава городского самоуправления - мэр Новосибирска - является высшим должностным лицом города, наделенным населением города полномочиями по осуществлению представительных, распорядительных, исполнительных и контрольных функций городского самоуправления.
Мэр как глава городского самоуправления представляет город во взаимоотношениях с органами государственной власти, другими муниципальными образованиями, а также осуществляет повседневное управление городскими делами, обеспечивает выполнение решений городского Совета.
Мэр избирается на пять лет гражданами, проживающими на территории города Новосибирска, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Мэром может быть избран гражданин не моложе двадцати одного года, обладающий избирательным правом.
Порядок выборов мэра определяется действующим законодательством.
Осуществляя функции городского самоуправления, мэр:
- выступает официальным представителем населения города в Российской Федерации и за рубежом;
- осуществляет общее руководство органами и структурными подразделениями мэрии, муниципальными унитарными предприятиями и муниципальными учреждениями;
- разрабатывает структуру и определяет штаты мэрии;
- назначает на должность и освобождает от должности первых заместителей, заместителей мэра и руководителей структурных подразделений мэрии;
- вправе участвовать в работе депутатских комиссий, в депутатских слушаниях, рабочих группах и иных коллегиальных органов, создаваемых городским Советом;
- вправе вносить в городской Совет проекты решений и поправки к проектам решений городского Совета;
- вправе участвовать в работе сессии городского Совета, в том числе вносить предложения и замечания по повестке дня сессии, участвовать в прениях на ее заседании;
- подписывает решения городского Совета;
- руководит гражданской обороной города;
- осуществляет общее руководство муниципальными органами охраны общественного порядка;
- распоряжается средствами бюджета города, внебюджетными и валютными фондами;
- заключает договоры;
- издает правовые акты;
- осуществляет иные полномочия в пределах своей компетенции, установленной законодательством и нормативными правовыми актами городского Совета.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9