Становление административной системы в городе Новосибирске

- по делам революционной законности и борьбы с детской беспризорностью,

- по делам учебных заведений начального и среднего образования и научно-исследовательских учреждений,

- по делам здравоохранение, соцобеспечения и курортно-санаторного лечения,

- по делам работы оборонных, физкультурных и спортивных учреждений,

- по делам торговли и общественного питания,

- по делам строительства и дошкольных детских учреждений.

Происходит дальнейшее усиление влияния партийных органов на деятельность местных Советов и вмешательство в распорядительные функции советских органов. Горком партии выполнял директивы вышестоящих органов, осуществлял руководство всеми сферами жизнедеятельности города, его структура повторяла структуру горсовета. Фактически управленческая деятельность Новосибирского горсовета ограничивалась решением проблем благоустройства города, строительства, жилищно-коммунального хозяйства, городского транспорта, народного образования и т.д. Реальные властные полномочия фактически находились у выше стоящих партийно-советских органов. Руководство и решения всех наиболее важных вопросов в области и городе, в соответствии с вышестоящими указаниями, осуществлял Новосибирский областной комитет ВКП(б).

Начало Великой Отечественной войны внесло громадные изменения в жизнь города. Из прифронтовой полосы сюда эвакуировались заводы, научные и учебные институты, творческие коллективы. В первые месяцы войны в Новосибирск прибыли специалисты и оборудование более 50 заводов и фабрик, было организованно 26 госпиталей. В недостроенном здании Театра оперы и балета размещались экспонаты Третьяковской картинной галереи, Эрмитажа, музеев Москвы, Ленинграда, Новгорода, Севастополя и других городов. Создание в городе крупного военно-промышленного комплекса сыграло огромную роль в годы Великой Отечественной войны: город превратился в «…опорный край держав». Новосибирск, при участии эвакуированных заводских коллективов в 8 раз увеличивает выпуск промышленной продукции.

С началом войны вся система городского управления перестраивалась в соответствии с нуждами военного времени. 22 июня 1941г года состоялось заседание облисполкома, посвящённое вопросам оперативного управления делами мобилизации и перестройки экономики на военный лад. В управлении увеличивается роль ведомственного начала как в производственной, так и социально-культурной сферах. Усложнение задач поставленных перед руководством области, потребовало создания наиболее эффективной в условиях войны системы управления. В партийных и советских органах осуществляются структурные перестройки, ликвидируются старые и образуются новые отделы и сектора. Если в 1937г. в структуре Новосибирского обкома было 11 отделов, то в 1942г. их насчитывалось уже 30, и они охватывали все сферы жизнедеятельности области и города, поставив их под свой контроль и руководство. В 1943 году в структуре Новосибирского горисполкома ликвидировали земельный отдел. Создали два новых отдела:

- сельскохозяйственный,

- отдел по государственному обеспечению и устройству семей военнослужащих.

Создавались новые постоянно действующие комиссии:

- по делам топлива,

- по делам энергетики,

- по развитию продовольственной базы города,

- по делам гособеспечения и бытового устройства семей военнослужащих.

При Новосибирском облисполкоме 19 июля 1941г. постановлением Новосибирского обкома партии создан Научный совет по мобилизации ресурсов области во главе с председателем облисполкома И.Г.Гришиным.

В 1943 году в связи с изменением статуса Новосибирска отнесённого к числу режимных местностей I категории городов республиканского подчинения, в составе аппарата городского управления возникли новые подразделения:

- управление городского строительства,

- местных торгов и треста столовых,

- трамвайно – троллейбусный трест.

Военное время вносило свои коррективы в управленческую сферу. С одной стороны, руководители областного звена в основном не менялись - М.В. Кулагин занимал пост секретаря Новосибирского обкома партии с 1941г. по 1949г., а председатель облисполкома И.Т. Гришинс 1941г. по 1946г. Но с, другой стороны, в связи с мобилизациями в Красную Армию сохранялась высокая текучесть кадров среднего и низшего звеньев управления. Так в июле 1942г. в 150-ю добровольческую дивизию было зачислено 82 руководящих партийных, советских и хозяйственных работника.

В годы войны не только усложнились задачи управления, но и возросла персональная ответственность руководителей за порученные им участки работы. Это явилось одной из причин частых кадровых перестановок и смещений с должности. За военные годы только на посту председателя Новосибирского горсовета сменилось четыре человека.

В сложных условиях военного времени от городского руководства требовалось максимальное проявление управленческих и организаторских способностей. Война поставила перед руководством города новые задачи и требовала решений старых. Размещение эвакуированного населения для местных органов власти являлось чрезвычайно трудной проблемой. 8 июля 1941г. горисполком принял решение о мобилизации жилого фонда города для эвакуированных, а также о дополнительном строительстве бараков и землянок. С притоком эвакуированного населения из других регионов страны обнажились нерешенные в предвоенные годы вопросы, такие как благоустройство города, ремонт и эксплуатация жилого фонда, водоснабжения, работа транспорта. Некоторые районы Новосибирска испытали затруднения с водоснабжением и подачей электроэнергии для населения города. Новосибирскому горисполкому пришлось принять решение «О порядке и нормах расходования электроэнергии». Состояние городской торговли и снабжения городского населения было наиболее острой проблемой для властей. С сентября 1941г. в Новосибирске, как и в других городах, вводятся продовольственные карточки почти на все продукты.

Во время войны городские власти поощряли ведение горожанами личного подсобного хозяйства, являвшегося чуть ли не основным подспорьем, позволяющим им выжить в суровых условиях военного времени. На всех предприятиях города создавались фонды для оказания помощи семьям военнослужащих. Их дети определялись в детские учреждения: пионерские лагеря, санатории.

Максимальное напряжение сил в военное время позволило местной власти справиться с поставленными задачами. Сложившаяся в это время система управления характеризовалась дальнейшим усилением ведомственного начала при значительном росте влияния партийных органов на деятельность городских властей и их вмешательства в компетенции и функции Советов.

1.4 Управление Новосибирском в послевоенный период во время перестройки 1945- 1991 гг.


После военный период в истории Новосибирска сложен и результативен. В судьбе города и его жителей в полной мере отразилась история страны в целом. Это годы восстановления, когда началось строительство Новосибирской ГЭС, развертывание выпуска на заводе имени Чкалова реактивных истребителей «МИГ-15», и «хрущевский период», когда началось создание Сибирского отделения Академии наук СССР, строительство Академгородка, и период «застоя», когда, с одной стороны, продолжалось поступательное движении в экономической и социальной сфере, а с другой - нарастали противоречия и сложности, прежде всего в решении социальных проблем.

После войны структура городского управления в целом кардинально не менялась. Все изменения происходили с учетом требований времени, новых задач и проблем. Высшим органом управления городом являлся городской Совет депутатов трудящихся, избираемый на безальтернативной основе в количестве 500 депутатов. Срок полномочий депутатов, предусмотренный Конституцией 1936г., составлял 2 года. На своих сессиях городской Совет:

- принимал решения об основных направлениях развития города в соответствии с указаниями и задачами,

- поставленными высшими и местными партийными органами на конкретный период времени,

- руководил государственным, хозяйственным, социально-культурным строительством на территории города,

- утверждал народно-хозяйственный план и бюджет города,

- рассматривал итоги их выполнения,

- руководил деятельностью подчиненных Совету органов управления, предприятий, учреждений городского подчинения,

- обеспечивал соблюдение законности, охрану государственного и общественного порядка, прав граждан,

- исполнял прочие иные функции, предусмотренные законодательством. Горсовет утверждал постоянные комиссии, которые разрабатывали проекты решений по конкретным отраслям, осуществлял проверки работы предприятий и организаций города. Количество и состав постоянных комиссий менялись в зависимости от требований времени. К числу стабильных постоянных комиссий горсовета относились:

- планово-бюджетная,

- по строительству,

- транспорту и связи,

- по культуре и искусству,

- по народному образованию,

- здравоохранению.

Работа депутатов в городском Совете и постоянных комиссиях осуществлялась на общественных началах.

На первой сессии каждого созыва:

- избирался исполнительный комитет,

- председатель горисполкома, его заместители,

- утверждалась структура исполкома,

- назначались начальники управлений и отделов горисполкома.

Горисполком занимался конкретными вопросами жизнеобеспечения города, его функционирования. В ведении горисполкома были вопросы:

- архитектуры,

- жилищно-коммунального, культурно-бытового строительства,

- водоснабжения и канализации,

- транспорта,

- связи,

- содержания автомагистралей и дорог,

- торговли,

- общественного питания,

- бытового обслуживания населения,

- благоустройства города,

- здравоохранения,

- образования,

- культурного обслуживания,

- работы предприятий и учреждений городского подчинения.

Райсполкомы рассматривали вопросы:

- по благоустройству района,

- содержания жилищного хозяйства,

- выделения земельных участков под строительство индивидуальных домостроений,

- работы учреждений и организаций в районе,

- усыновления,

- опеки,

- определения в специальные детские учреждения детей, оставшихся без попечения родителей,

- другие вопросы районного масштаба.

Как было уже указано выше, все вопросы развития города решались сначала на партийных конференциях потом на бюро обкома ВКП(б). На бюро обкома всегда присутствовал предгорисполкома. Как члены партии, руководители города, были обязаны выполнять принятые обкомом решения. В структуре партийных органов в основном находились те же элементы, что и в государственных. Партийные органы все в большей и большей степени занимались хозяйственными вопросами, подменяя соответствующие структуры. Решения обкома партии на уровне города выполнял городской комитет ВКП(б), который избирался на городских партийных конференциях. С 1955г. - горком имел право утверждать в должности комсомольские кадры, профсоюзные кадры (всех председателей фабзавкомов), советские кадры: председателя горисполкома, его заместителей, заведующих отделами, председателей райсполкомов, их заместителей и секретарей.

Бурный рост населения Новосибирска за годы войны (почти на 200 тыс. человек), по существу бесплановая застройка города вызвали серьезные трудности в развитии и поддержании городского хозяйства. В ответ на жалобы жителей города в 1947г. при Совете Министров РСФСР была создана комиссия по проверке работы Новосибирского горисполкома. По результатам проверки на заседании бюро Совмина работа горисполкома Новосибирска была признана неудовлетворительной. Были приняты меры по совершенствованию управления городом. Важную роль в этом сыграла избирательная компания 1947г. В результате выборов, проведенных впервые после окончания Великой Отечественной войны, в январе 1948г. на первой сессии нового Новосибирского горсовета был избран исполком в составе 15 человек, председателем - Благирев Владимир Иванович. Новый состав городского совета и горисполком активизировал работу по нормализации жизни города. Значительную помощь в этом оказал Совет Министров СССР, принявший в октябре 1848г. постановление «О мерах помощи городскому хозяйству Новосибирска». Однако, последующие проверки вышестоящими органами работы Новосибирской городской власти отмечали крупные недостатки в работе:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты