Судебная власть республики Узбекистан
РЕФЕРАТ
Тема:
«СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН»
Выполнила: Фатахова.Ю
ТАШКЕНТ
2006 г.
План.
I. СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН…стр. 3
II. Конституционный суд Республики Узбекистан………стр.3
III. Суды общей юрисдикции….………………………………стр.9
IV. Военные суды ………………………………………………стр.14
V. Хозяйственные суды ……………………….….…….……стр.15
СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
Структура судебной системы в целом определена ст. 107 Конституции. Вся судебная система Республики Узбекистан является единым целым. Единство судебной системы обеспечивается путем установления перечня судов, входящих в судебную систему Конституцией; соблюдения всеми судами установленных законом правил судопроизводства; применения и соблюдения всеми судами Конституции Республики Узбекистан, законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Республики Узбекистан; признания обязательности исполнения на всей территории Республики Узбекистан судебных актов, вступивших в законную силу; законодательного закрепления единства статуса судей; финансирования всех судов из государственного бюджета.
Исходя из анализа положений Конституции, Закона «О судах», Закона «О Конституционном суде», можно сделать вывод, что все суды следовало бы сгруппировать в три подсистемы. В одну из них входит Конституционный суд Республики Узбекистан, в другую — Верховный суд Республики Узбекистан и суды общей юрисдикции, в отношении которых он осуществляет судебный надзор; а в третью — Высший хозяйственный суд Республики Узбекистан и поднадзорные ему хозяйственные суды.
Более подробно полномочия судов, входящих в судебную систему, и их организация освещаются ниже.
Конституционный суд Республики Узбекистан. Конституционный контроль относится к одному из средств обеспечения верховенства конституционных предписаний, которое принято расценивать в качестве признака демократичности государства. Основным назначением конституционного контроля в широком смысле этих слов признается прежде всего выявление правовых актов и действий государственных органов или должностных лиц, противоречащих конституционным предписаниям, а также принятие мер по устранению выявленных отклонений.
Практически конституционный контроль возникает там и тогда, где и когда начинают появляться законы, именуемые конституциями. Как и другие законы, конституции нуждаются в гарантиях их реального исполнения всеми в условиях конкретных государств. На первых порах предполагалось, что эту функцию в состоянии успешно выполнять органы законодательной власти, поскольку они принимают конституции и играют решающую роль в законотворчестве. Предполагалось также, что в данной сфере могут быть эффективными и усилия исполнительных органов. К примеру, в некоторых государствах их главам было предоставле но право (и это право сохраняется во многих случаях и в наши дни) отказываться подписывать принимаемые парламентами законы (налагать вето), если, по их мнению, представленный на подпись закон не соответствует конституционным предписаниям
Кое-где к конституционному контролю стали привлекать суды Многие считают, что впервые это произошло в США. Там еще в 1803 году федеральный Верховный суд признал, что у него есть право объявлять противоречащими Конституции США любые законы, принимаемые органами законодательной власти в стране. Объявление закона таковым означало и означает в наши дни что он не должен применяться в первую очередь судами. Другими словами, к контролю за соблюдением Конституции были «под ключены» суды. Они стали дополнять то, что делалось либо должно было делаться органами законодательной и исполнительной властей. В других странах отношение к такому контролю было весьма сдержанным.
Лишь в последние 40—50 лет целесообразность привлечения органов судебной власти к осуществлению конституционного контроля была признана во многих странах. Это происходило по мере того, как преодолевалась боязнь причинения ущерба авторитету законодательных и исполнительных органов тем, что их действия окажутся под судебным контролем. Естественно, в процессе внедрения осуществляемого судами конституционного контроля было найдено немало оригинальных решений, отражавших специфику соответствующих стран и уровень сформировавшейся там правовой культуры. Проявилось это как в неодинаковом наполнении содержания понятия «конституционный контроль» и определении пределов компетенции соответствующих органов, так и в наименовании последних. Например, во Франции данная функция возложена на орган, именуемый Конституционным Советом, а в Австрии, Бельгии, Италии и Германии — на специально созданные конституционные суды. В большинстве стран, где конституционный контроль является прерогативой судебной власти, этим делом занимаются высшие инстанции общих судов, обычно верховные суды.
Что касается полномочий этих органов, то среди них наряду с проверкой конституционности законов можно обнаружить и некоторые другие: контроль за решениями различного рода государственных органов; рассмотрение споров между государственными органами о разграничении их компетенции; споров, связанных с подведением итогов выборов; возбуждение и разбирательство уголовных дел в отношении должностных лиц высшего уровня. Судьба конституционного контроля, осуществляемого органами судебной власти, в нашей стране тоже не была простой.
В годы советской власти о конституционной юрисдикции не упоминалось.
В суверенной Республике Узбекистан первоначально конституционная юрисдикция была возложена на Комитет Конституционного надзора. Принятая 8 декабря 1992 года Конституция республики Узбекистан предусмотрела необходимость учреждения Конституционного суда. Конституционный суд суверенного Узбекистана функционирует более семи лет, руководствуясь основным законом и выполняя его предписания.
Основной Закон страны на высшем законодательном уровне закрепил создание Конституционного суда.
Конституционный суд Республики Узбекистан является органом судебной власти по рассмотрению дел о конституционности актов законодательной и исполнительной властей.
Как записано в статье 109 Конституции, Конституционный суд Республики Узбекистан:
определяет соответствие Конституции Республики Узбекистан законов Республики Узбекистан и иных актов, принятых Олий Мажлисом Республики Узбекистан, указов Президента Республики Узбекистан, постановлений правительства и местных органов государственной власти, межгосударственных договорных и иных обязательств Республики Узбекистан;
дает заключение о соответствии Конституции Республики Ка-ракалпакстан Конституции Республики Узбекистан, законов Республики Каракалпакстан — законам Республики Узбекистан;
дает толкование норм Конституции и законов Республики Узбекистан;
рассматривает другие дела, отнесенные к его компетенции Конституцией и законами Республики Узбекистан.
При этом предполагается, что термин «соответствие Конституции» не означает, что проверяемый закон текстуально, либо по своему содержанию должен повторять записанные в Конституции положения. Закон всегда содержит новеллы, прямо не предусмотренные в Конституции; он дополняет и развивает нормы Конституции. Поэтому под термином «соответствие Конституции» понимается отсутствие в законе норм, противоречащих положениям Конституции. По существу речь должна идти о проверке закона в целях установления его конституционности. Конституционный суд может признать закон противоречащим Конституции, т. е. неконституционным. Отмена и изменение такого зако на, тем более формирование новых правовых норм, осуществляется самим законодательным органом.
Организация и порядок деятельности Конституционного суда регулируется Законом «О Конституционном суде Республики Узбекистан» от 30 августа 1995 года.
В составе Конституционного суда семь судей: Председатель его заместитель и пять членов суда, включая судью из Республики Каракалпакстан;
Численный состав конституционных судов (советов) в зарубежных странах обычно невелик: во Франции, Румынии, Словении, Македонии, Монголии — 9 членов, в Словакии, Чехии — 10, в Бразилии, Хорватии, Венгрии — 11, в Испании, Болгарии, Польше, Бельгии, Иране — 12, в Португалии, Греции — 13, в ■ Австрии — 14, в Италии — 15, в Германии — 16 членов суда. Как видим, никакого соотношения с численностью населения соответствующей страны здесь нет, равно как и нет обязательного стремления к нечетному числу судей. Конституционный суд Республики Узбекистан избирается Олий Мажлисом по представлению Президента Республики Узбекистан сроком на пять лет. Каждый судья избирается в индивидуальном порядке. Избранным на должность судьи считается тот, кто получил большинство голосов от общего числа депутатов Олий Мажлиса.
Конституционный суд вправе начать работу при наличии в его составе не менее четырех человек.
К числу принципов деятельности Конституционного суда Закон относит независимость, коллегиальность, гласность, равенство прав судей Конституционного суда.
Конституционный суд и его судьи независимы и руководствуются при осуществлении своих полномочий только Конституцией и законом, и принимают решения в условиях, исключающих постороннее воздействие на свободу их волеизъявления.
Исполнение обязанностей судьи Конституционного суда несовместимо с депутатским мандатом, членством в политических партиях и движениях, занятием какой-либо другой оплачиваемой должности.
Рассмотрение дел и вопросов и принятие решений по ним производится коллегиально в составе не менее четырех судей.
Рассмотрение дел в заседаниях Конституционного суда производится открыто.
При рассмотрении вопросов Конституционным судом и при голосовании по рассматриваемым вопросам Председатель, заместитель председателя и члены Конституционного суда, как судьи, имеют равные права. Производство в Конституционном суде ведется на государственном языке Республики Узбекистан. Участники заседания, не владеющие государственным языком, могут выступать и давать объяснения на родном языке и пользоваться услугами переводчика.
В соответствии со статьей 82 Конституции Республики Узбекистан Конституционный суд обладает правом законодательной инициативы в Олий Мажлисе.
Гарантией независимости является несменяемость судьи Конституционного суда в течение установленного срока полномочий. Полномочия судьи не могут быть прекращены и приостановлены иначе, как в порядке и на основании, установленных Законом. Статьи 17 и 18 Закона «О Конституционном суде Республики Узбекистан» подробно регламентируют основания приостановления и досрочного прекращения полномочий судьи Конституционного суда. Закон устанавливает неприкосновенность (иммунитет) судей Конституционного суда от уголовной и административной юрисдикции. Особо оговаривается, что судья не может быть привлечен к уголовной ответственности, арестован или подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке, без согласия Олий Мажлиса, а в период между сессиями — без согласия Совета (Кенгаша) Олий Мажлиса. Уголовное дело в отношении судьи Конституционного суда может быть возбуждено только Генеральным прокурором. Не допускается также привод, задержание, а равно досмотр личных вещей, багажа, транспорта, жилого и служебного помещения судьи Конституционного суда.