Судебная власть республики Узбекистан

Судебная власть республики Узбекистан




РЕФЕРАТ

Тема:

«СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН»


















Выполнила: Фатахова.Ю


 




ТАШКЕНТ

2006 г.

План.

        I.      СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН…стр. 3

      II.      Конституционный суд Республики Узбекистан………стр.3

    III.      Суды общей юрисдикции….………………………………стр.9

 IV.      Военные суды ………………………………………………стр.14

   V.      Хозяйственные суды ……………………….….…….……стр.15
































 


СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

Структура судебной системы в целом определена ст. 107 Конституции. Вся судебная система Республики Узбекистан яв­ляется единым целым. Единство судебной системы обеспечивает­ся путем установления перечня судов, входящих в судебную си­стему Конституцией; соблюдения всеми судами установленных законом правил судопроизводства; применения и соблюдения все­ми судами Конституции Республики Узбекистан, законов, обще­признанных принципов и норм международного права и между­народных договоров Республики Узбекистан; признания обяза­тельности исполнения на всей территории Республики Узбекис­тан судебных актов, вступивших в законную силу; законодатель­ного закрепления единства статуса судей; финансирования всех судов из государственного бюджета.

Исходя из анализа положений Конституции, Закона «О су­дах», Закона «О Конституционном суде», можно сделать вывод, что все суды следовало бы сгруппировать в три подсистемы. В одну из них входит Конституционный суд Республики Узбекис­тан, в другую — Верховный суд Республики Узбекистан и суды общей юрисдикции, в отношении которых он осуществляет су­дебный надзор; а в третью — Высший хозяйственный суд Рес­публики Узбекистан и поднадзорные ему хозяйственные суды.

Более подробно полномочия судов, входящих в судебную сис­тему, и их организация освещаются ниже.

Конституционный суд Республики Узбекистан. Консти­туционный контроль относится к одному из средств обеспечения верховенства конституционных предписаний, которое принято расценивать в качестве признака демократичности государства. Основным назначением конституционного контроля в широком смысле этих слов признается прежде всего выявление правовых актов и действий государственных органов или должностных лиц, противоречащих конституционным предписаниям, а также при­нятие мер по устранению выявленных отклонений.

Практически конституционный контроль возникает там и тог­да, где и когда начинают появляться законы, именуемые консти­туциями. Как и другие законы, конституции нуждаются в гаран­тиях их реального исполнения всеми в условиях конкретных го­сударств. На первых порах предполагалось, что эту функцию в состоянии успешно выполнять органы законодательной власти, поскольку они принимают конституции и играют решающую роль в законотворчестве. Предполагалось также, что в данной сфере могут быть эффективными и усилия исполнительных органов. К примеру, в некоторых государствах их главам было предоставле но право (и это право сохраняется во многих случаях и в наши дни) отказываться подписывать принимаемые парламентами за­коны (налагать вето), если, по их мнению, представленный на подпись закон не соответствует конституционным предписаниям

Кое-где к конституционному контролю стали привлекать суды Многие считают, что впервые это произошло в США. Там еще в 1803 году федеральный Верховный суд признал, что у него есть право объявлять противоречащими Конституции США любые законы, принимаемые органами законодательной власти в стра­не. Объявление закона таковым означало и означает в наши дни что он не должен применяться в первую очередь судами. Други­ми словами, к контролю за соблюдением Конституции были «под ключены» суды. Они стали дополнять то, что делалось либо дол­жно было делаться органами законодательной и исполнительной властей. В других странах отношение к такому контролю было весьма сдержанным.

Лишь в последние 40—50 лет целесообразность привлечения органов судебной власти к осуществлению конституционного контроля была признана во многих странах. Это происходило по мере того, как преодолевалась боязнь причинения ущерба авто­ритету законодательных и исполнительных органов тем, что их действия окажутся под судебным контролем. Естественно, в про­цессе внедрения осуществляемого судами конституционного кон­троля было найдено немало оригинальных решений, отражавших специфику соответствующих стран и уровень сформировавшейся там правовой культуры. Проявилось это как в неодинаковом на­полнении содержания понятия «конституционный контроль» и определении пределов компетенции соответствующих органов, так и в наименовании последних. Например, во Франции данная функция возложена на орган, именуемый Конституционным Со­ветом, а в Австрии, Бельгии, Италии и Германии — на специаль­но созданные конституционные суды. В большинстве стран, где конституционный контроль является прерогативой судебной вла­сти, этим делом занимаются высшие инстанции общих судов, обычно верховные суды.

Что касается полномочий этих органов, то среди них наряду с проверкой конституционности законов можно обнаружить и не­которые другие: контроль за решениями различного рода госу­дарственных органов; рассмотрение споров между государствен­ными органами о разграничении их компетенции; споров, связан­ных с подведением итогов выборов; возбуждение и разбиратель­ство уголовных дел в отношении должностных лиц высшего уровня. Судьба конституционного контроля, осуществляемого органа­ми судебной власти, в нашей стране тоже не была простой.

В годы советской власти о конституционной юрисдикции не упоминалось.

В суверенной Республике Узбекистан первоначально консти­туционная юрисдикция была возложена на Комитет Конституци­онного надзора. Принятая 8 декабря 1992 года Конституция республики Узбекистан предусмотрела необходимость учрежде­ния Конституционного суда. Конституционный суд суверенного Узбекистана функционирует более семи лет, руководствуясь ос­новным законом и выполняя его предписания.

Основной Закон страны на высшем законодательном уровне закрепил создание Конституционного суда.

Конституционный суд Республики Узбекистан является орга­ном судебной власти по рассмотрению дел о конституционности актов законодательной и исполнительной властей.

Как записано в статье 109 Конституции, Конституционный суд Республики Узбекистан:

определяет соответствие Конституции Республики Узбекис­тан законов Республики Узбекистан и иных актов, принятых Олий Мажлисом Республики Узбекистан, указов Президента Респуб­лики Узбекистан, постановлений правительства и местных орга­нов государственной власти, межгосударственных договорных и иных обязательств Республики Узбекистан;

дает заключение о соответствии Конституции Республики Ка-ракалпакстан Конституции Республики Узбекистан, законов Рес­публики Каракалпакстан — законам Республики Узбекистан;

дает толкование норм Конституции и законов Республики Уз­бекистан;

рассматривает другие дела, отнесенные к его компетенции Конституцией и законами Республики Узбекистан.

При этом предполагается, что термин «соответствие Консти­туции» не означает, что проверяемый закон текстуально, либо по своему содержанию должен повторять записанные в Конститу­ции положения. Закон всегда содержит новеллы, прямо не пре­дусмотренные в Конституции; он дополняет и развивает нормы Конституции. Поэтому под термином «соответствие Конституции» понимается отсутствие в законе норм, противоречащих положе­ниям Конституции. По существу речь должна идти о проверке закона в целях установления его конституционности. Конститу­ционный суд может признать закон противоречащим Конститу­ции, т. е. неконституционным. Отмена и изменение такого зако на, тем более формирование новых правовых норм, осуществ­ляется самим законодательным органом.

Организация и порядок деятельности Конституционного суда регулируется Законом «О Конституционном суде Республики Узбекистан» от 30 августа 1995 года.

В составе Конституционного суда семь судей: Председатель его заместитель и пять членов суда, включая судью из Республи­ки Каракалпакстан;

Численный состав конституционных судов (советов) в зару­бежных странах обычно невелик: во Франции, Румынии, Слове­нии, Македонии, Монголии — 9 членов, в Словакии, Чехии — 10, в Бразилии, Хорватии, Венгрии — 11, в Испании, Болгарии, Польше, Бельгии, Иране — 12, в Португалии, Греции — 13, в ■ Австрии — 14, в Италии — 15, в Германии — 16 членов суда. Как видим, никакого соотношения с численностью населения со­ответствующей страны здесь нет, равно как и нет обязательного стремления к нечетному числу судей. Конституционный суд Рес­публики Узбекистан избирается Олий Мажлисом по представле­нию Президента Республики Узбекистан сроком на пять лет. Каждый судья избирается в индивидуальном порядке. Избран­ным на должность судьи считается тот, кто получил большин­ство голосов от общего числа депутатов Олий Мажлиса.

Конституционный суд вправе начать работу при наличии в его составе не менее четырех человек.

К числу принципов деятельности Конституционного суда За­кон относит независимость, коллегиальность, гласность, равен­ство прав судей Конституционного суда.

Конституционный суд и его судьи независимы и руководст­вуются при осуществлении своих полномочий только Конститу­цией и законом, и принимают решения в условиях, исключаю­щих постороннее воздействие на свободу их волеизъявления.

Исполнение обязанностей судьи Конституционного суда не­совместимо с депутатским мандатом, членством в политических партиях и движениях, занятием какой-либо другой оплачиваемой должности.

Рассмотрение дел и вопросов и принятие решений по ним произ­водится коллегиально в составе не менее четырех судей.

Рассмотрение дел в заседаниях Конституционного суда произ­водится открыто.

При рассмотрении вопросов Конституционным судом и при голосовании по рассматриваемым вопросам Председатель, замес­титель председателя и члены Конституционного суда, как судьи, имеют равные права. Производство в Конституционном суде ведется на государствен­ном языке Республики Узбекистан. Участники заседания, не вла­деющие государственным языком, могут выступать и давать объяс­нения на родном языке и пользоваться услугами переводчика.

В соответствии со статьей 82 Конституции Республики Узбе­кистан Конституционный суд обладает правом законодательной инициативы в Олий Мажлисе.

Гарантией независимости является несменяемость судьи Кон­ституционного суда в течение установленного срока полномочий. Полномочия судьи не могут быть прекращены и приостановлены иначе, как в порядке и на основании, установленных Законом. Статьи 17 и 18 Закона «О Конституционном суде Республики Узбекистан» подробно регламентируют основания приостановле­ния и досрочного прекращения полномочий судьи Конституцион­ного суда. Закон устанавливает неприкосновенность (иммунитет) судей Конституционного суда от уголовной и административной юрисдикции. Особо оговаривается, что судья не может быть при­влечен к уголовной ответственности, арестован или подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке, без согласия Олий Мажлиса, а в период между сессия­ми — без согласия Совета (Кенгаша) Олий Мажлиса. Уголовное дело в отношении судьи Конституционного суда может быть воз­буждено только Генеральным прокурором. Не допускается так­же привод, задержание, а равно досмотр личных вещей, багажа, транспорта, жилого и служебного помещения судьи Конституци­онного суда.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты