Судом первой инстанции называют суд, который уполномочен принимать решение по существу тех вопросов, которые являются основными для данного дела. По уголовным делам — это вопросы о виновности или невиновности подсудимого в совершении преступления и о'применении или неприменении уголовного наказания, конкретной его меры. По гражданским делам сущность дела обычно составляет вопрос о доказанности или не доказанности предъявленного иска и о тех юридических последствиях, которые должны наступить. В отношении гражданских и уголовных дел судами первой инстанции могут быть почти все суды в пределах предоставленных им законом полномочий.
Состав межрайонного, районного (городского) суда по гражданским делам, районного (городского) суда по уголовным делам определен ст. 36 Закона «О судах».
Межрайонный, районный (городской) суд по гражданским делам состоит из председателя и судей.
В составе районного (городского) суда по уголовным делам, кроме председателя и судей имеются и народные заседатели. При районном (городском) суде по уголовным делам также состоят судьи по административным делам.
Полномочия председателя межрайонного, районного (городского) суда по гражданским делам, районного (городского) суда по уголовным делам определены законом.
В соответствии со ст. 38 Закона «О судах» он:
— председательствует на судебных заседаниях, распределяет
дела между судьями;
— руководит обобщением судебной практики и ведением су
дебной статистики;
— вносит представления в государственные органы, общественные объединения и должностным лицам об устранении нарушений закона, причин и условий, способствовавших совершению правонарушений;
— организует работу по повышению квалификации работников суда и народных заседателей;
— ведет личный прием и организует работу по приему граждан и рассмотрению заявлений и жалоб;
— руководит работой аппарата суда,
заключает и прекра
щает трудовые договоры с работниками суда и др.
Все гражданские дела, а также уголовные дела о преступлениях, за которые законом предусмотрена мера наказания до пяти лет лишения свободы включительно по первой инстанции рассматриваются единолично судьей. Остальные уголовные дела рассматриваются судом в составе судьи и двух народных заседателей.
Средним звеном системы судов общей юрисдикции являются Верховный суд Республики Каракалпакстан, областной суд, Ташкентский городской суд.
Верховный суд Каракалпакстана по уголовным делам, областной, Ташкентский городской суды по уголовным делам состоят из председателя, заместителя председателя, судей, народных заседателей и действуют в составе президиума суда и судебных
коллегий.
Верховный суд Республики Каракалпакстан по гражданским делам, областной, Ташкентский городской суды по гражданским Делам состоят из Председателя, заместителя председателя, судей и действуют в составе президиума суда и судебных коллегий.
Полномочия Верховного суда Республики Каракалпакстан, областного суда, Ташкентского городского суда четко определены законом. В соответствии со ст. 30 Закона «О судах» они рассматривают в пределах своих полномочий дела в качестве суда первой инстанции, в апелляционном, кассационном порядке и в порядке надзора, а также осуществляют надзор за судебной деятельностью судов нижнего звена, регулярно обобщают судебную практику.
Дела по первой инстанции в апелляционном или кассационном порядке по выбору лиц, имеющих право на обжалование (опротестование) в апелляционном или кассационном порядке рассматриваются судебной коллегией. Судебная коллегия действует в составе председательствующего (его роль могут исполнять Председатель суда, его заместитель или член суда) и двух народных заседателей. При рассмотрении дела в апелляционном или кассационном порядке судебная коллегия действует в составе председательствующего и двух членов суда.
Президиум суда среднего звена состоит из судей этого суда Он рассматривает в основном дела в порядке судебного надзора Заседания президиума суда проводятся не реже двух раз } месяц. Они правомочны при наличии большинства членов прези диума. В заседаниях участвует соответствующий прокурор. По становления принимаются большинством голосов членов прези диума, участвующих в голосовании и подписываются председате лем суда. Постановления президиума также, как и апелляционные и кассационные определения, оказывают существенное влияние на формирование судебной практики в республике.
Наряду с рассмотрением протестов по судебным делам, президиум решает вопросы организационного характера. Он заслушивает и обсуждает материалы обобщения судебной практики, меры по оказанию помощи районным судам в правильном применении ими законодательства, данные о состоянии преступности и судимости, доклады председателей судебных коллегий, вопросы работы аппарата суда, состояние работы по разрешению жалоб и заявлений граждан, перспективные и текущие планы судебной работы.
Согласно Конституции Верховный суд Республики Узбекистан является высшим судебным органом по гражданским, уголовным и административным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам практики.
Другими словами, данный суд призван выполнять по меньшей мере три основные функции, реализация которых определяет роль и место в судебной системе и системе других органов государственной власти:
— выполнение задач, которые возлагаются на него как на Росший судебный орган по гражданским, уголовным, административным делам, подсудным судам общей юрисдикции;
— осуществление в предусмотренных законами процессуаль
ных формах надзора за деятельностью таких судов;
— дача разъяснений по вопросам судебной практики.
Каждая из этих функций имеет конкретное содержание. В связи
с общей характеристикой Верховного суда Республики Узбекистан и его положения в судебной системе и в целом в государстве достаточно отметить, что первая из названных функций этого суда проявляется в том, что он наделен полномочием рассматривать по существу (по первой инстанции) особо сложные и значимые гражданские и уголовные дела, которые отнесены к ведению судов общей юрисдикции.
Положение высшего судебного органа требует еще того, чтобы он проверял законность и обоснованность приговоров и иных судебных решений всех нижестоящих судов. За ним окончательное слово по конкретным судебным делам, рассмотренным судами общей юрисдикции.
Вторая из названных функций Верховного суда Республики Узбекистан тесно связана с первой. Осуществлять надзор за деятельностью судов — это значит, прежде всего, выявлять и исправлять допускаемые ими ошибки. Как подчеркнуто в законе, делаться это должно только в процессуальных формах, т. е. с соблюдением установленных законом правил судопроизводства, а не произвольно. Выполнение данного требования — важное средство, призванное обеспечивать независимость судов общей
юрисдикции.
Третья функция тоже не изолирована от других. Осуществление ее позволяет Верховному суду Республики Узбекистан активно влиять в нужном направлении на практику применения конкретных законов не только судами, но и другими органами государственной власти, общественными объединениями, должностными лицами. Разъяснения, даваемые Пленумом этого суда, опираются на обобщенную практику судов по применению конкретных законов, отражают ее суть и дают ориентиры для правильного применения соответствующих законов в будущем.
Наряду с названными функциями Верховный суд Республики Узбекистан имеет также предоставленное ему статьей 108 Конституции право законодательной инициативы. Это важное средство обратной связи нашего законодательства с практикой применения издаваемых им законов. Именно на практике выявляются как достоинства законов и других правовых актов, так и их недостатки. Верховный суд — один из органов, который распола гает обширной информацией о том, как действуют законы, в чем трудности и недостатки их применения. Опираясь на такую информацию, он способен активно содействовать законотворчеству привлекая внимание к проблемам и иным недостаткам действующего законодательства. Влиять на содержание действующего законодательства ему дает возможность и предоставленное статьей 19 Закона «О Конституционном суде Республики Узбекистан» право обращаться в Конституционный суд Республики Узбекистан с запросами о соответствии конституционным предписаниям законов и иных актов.
Вопросы организации и деятельности Верховного суда определяются Конституцией, Законом Республики Узбекистан «О судах», нормами Гражданского процессуального и Уголовно-процессуального кодексов, а также другими актами законодательства.
Верховный суд действует в составе пленума, президиума, судебной коллегии по гражданским делам, судебной коллегии по уголовным делам, военной коллегии (ст. 14 Закона «О судах»).
Председатель, заместители Председателя, судьи Верховного суда избираются на должность Олий Мажлисом Республики Узбекистан по представлению Президента Республики Узбекистан.
В состав Пленума Верховного суда в соответствии с законом входят судьи Верховного суда и Председатели верховных судов Республики Каракалпакстан. В заседаниях Пленума принимает участие Генеральный прокурор. В них вправе также участвовать Министр юстиции, Председатель Конституционного суда, Председатель Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан, члены Научно-консультативного совета при Верховном суде.
Пленум Верховного суда созывается не реже одного раза в четыре месяца и правомочен при наличии не менее двух третей его состава.
Рассмотрение дел в порядке надзора начинается с доклада судьи Верховного суда, который излагает обстоятельства дела и доводы протеста. Затем заслушиваются мнения Генерального прокурора, а также сторон. При обсуждении протеста и голосовании в зале заседания могут находиться только судьи Верховного суда-Вопросы, не связанные с разрешением конкретных судебных дел, вносятся на рассмотрение Пленума Председателем Верховного суда или Генеральным прокурором Республики Узбекистан, заслушиваются по их докладам или докладам уполномоченных ими лиц. В обсуждении таких вопросов может участвовать любое лицо, присутствующее на заседании.
Разъяснения Пленума по вопросам применения законодатель ства обязательны для всех судов, других органов, предприятий, учреждений организаций и должностных лиц, применяющих законодательство, по которому дано разъяснение.
За годы независимости Пленумом Верховного суда Республики Узбекистан приняты десятки постановлений по важнейшим вопросам осуществления правосудия. Среди них следует особо подчеркнуть такие постановления, как «О судебной власти», «О практике применения судами законодательства о защите чести, достоинства и деловой репутации граждан и организаций», «О практике рассмотрения в судах жалоб на действия и решения, нарушающие права и свободы граждан», «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике по делам о преступлениях в сфере экономики», «О применении законодательства об административной ответственности», «О практике применения законов, обеспечивающих право на защиту» и другие, сыгравшие важную роль в формировании единообразной судебной практики и правильного применения законодательства.
Важное место в деятельности Верховного суда отводится его Президиуму. Президиум Верховного суда образуется из числа судей Верховного суда в количестве, определяемом Пленумом Верховного суда. Председатель Верховного суда, его первый заместитель и заместители входят в состав Президиума по должности. Заседания Президиума проводятся не реже одного раза в месяц и правомочны при наличии большинства его членов.