Судебная власть республики Узбекистан

Судом первой инстанции называют суд, который уполномочен принимать решение по существу тех вопросов, которые являют­ся основными для данного дела. По уголовным делам — это воп­росы о виновности или невиновности подсудимого в совершении преступления и о'применении или неприменении уголовного на­казания, конкретной его меры. По гражданским делам сущность дела обычно составляет вопрос о доказанности или не доказанно­сти предъявленного иска и о тех юридических последствиях, ко­торые должны наступить. В отношении гражданских и уголов­ных дел судами первой инстанции могут быть почти все суды в пределах предоставленных им законом полномочий.

Состав межрайонного, районного (городского) суда по граж­данским делам, районного (городского) суда по уголовным делам определен ст. 36 Закона «О судах».

Межрайонный, районный (городской) суд по гражданским де­лам состоит из председателя и судей.

В составе районного (городского) суда по уголовным делам, кроме председателя и судей имеются и народные заседатели. При районном (городском) суде по уголовным делам также состоят судьи по административным делам.

Полномочия председателя межрайонного, районного (городс­кого) суда по гражданским делам, районного (городского) суда по уголовным делам определены законом.

В соответствии со ст. 38 Закона «О судах» он:

— председательствует на судебных заседаниях, распределяет

дела между судьями;

— руководит обобщением судебной практики и ведением су­
дебной статистики;

— вносит представления в государственные органы, обще­ственные объединения и должностным лицам об устранении на­рушений закона, причин и условий, способствовавших соверше­нию правонарушений;

— организует работу по повышению квалификации работни­ков суда и народных заседателей;

— ведет личный прием и организует работу по приему граж­дан и рассмотрению заявлений и жалоб;

— руководит работой аппарата суда, заключает и прекра­
щает трудовые договоры с работниками суда и др.

Все гражданские дела, а также уголовные дела о преступле­ниях, за которые законом предусмотрена мера наказания до пяти лет лишения свободы включительно по первой инстанции рас­сматриваются единолично судьей. Остальные уголовные дела рассматриваются судом в составе судьи и двух народных заседа­телей.

Средним звеном системы судов общей юрисдикции являются Верховный суд Республики Каракалпакстан, областной суд, Таш­кентский городской суд.

Верховный суд Каракалпакстана по уголовным делам, област­ной, Ташкентский городской суды по уголовным делам состоят из председателя, заместителя председателя, судей, народных за­седателей и действуют в составе президиума суда и судебных

коллегий.

Верховный суд Республики Каракалпакстан по гражданским делам, областной, Ташкентский городской суды по гражданским Делам состоят из Председателя, заместителя председателя, су­дей и действуют в составе президиума суда и судебных коллегий.

Полномочия Верховного суда Республики Каракалпакстан, областного суда, Ташкентского городского суда четко определе­ны законом. В соответствии со ст. 30 Закона «О судах» они рас­сматривают в пределах своих полномочий дела в качестве суда первой инстанции, в апелляционном, кассационном порядке и в порядке надзора, а также осуществляют надзор за судебной дея­тельностью судов нижнего звена, регулярно обобщают судебную практику.

Дела по первой инстанции в апелляционном или кассацион­ном порядке по выбору лиц, имеющих право на обжалование (опротестование) в апелляционном или кассационном порядке рассматриваются судебной коллегией. Судебная коллегия дей­ствует в составе председательствующего (его роль могут испол­нять Председатель суда, его заместитель или член суда) и двух народных заседателей. При рассмотрении дела в апелляционном или кассационном порядке судебная коллегия действует в соста­ве председательствующего и двух членов суда.

Президиум суда среднего звена состоит из судей этого суда Он рассматривает в основном дела в порядке судебного надзора Заседания президиума суда проводятся не реже двух раз } месяц. Они правомочны при наличии большинства членов прези диума. В заседаниях участвует соответствующий прокурор. По становления принимаются большинством голосов членов прези диума, участвующих в голосовании и подписываются председате лем суда. Постановления президиума также, как и апелляцион­ные и кассационные определения, оказывают существенное вли­яние на формирование судебной практики в республике.

Наряду с рассмотрением протестов по судебным делам, прези­диум решает вопросы организационного характера. Он заслуши­вает и обсуждает материалы обобщения судебной практики, меры по оказанию помощи районным судам в правильном применении ими законодательства, данные о состоянии преступности и суди­мости, доклады председателей судебных коллегий, вопросы рабо­ты аппарата суда, состояние работы по разрешению жалоб и за­явлений граждан, перспективные и текущие планы судебной ра­боты.

Согласно Конституции Верховный суд Республики Узбекис­тан является высшим судебным органом по гражданским, уго­ловным и административным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных законом процес­суальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам практики.

Другими словами, данный суд призван выполнять по меньшей мере три основные функции, реализация которых определяет роль и место в судебной системе и системе других органов государ­ственной власти:

— выполнение задач, которые возлагаются на него как на Росший судебный орган по гражданским, уголовным, админист­ративным делам, подсудным судам общей юрисдикции;

— осуществление в предусмотренных законами процессуаль­
ных формах надзора за деятельностью таких судов;

— дача разъяснений по вопросам судебной практики.
Каждая из этих функций имеет конкретное содержание. В связи

с общей характеристикой Верховного суда Республики Узбекис­тан и его положения в судебной системе и в целом в государстве достаточно отметить, что первая из названных функций этого суда проявляется в том, что он наделен полномочием рассматри­вать по существу (по первой инстанции) особо сложные и значи­мые гражданские и уголовные дела, которые отнесены к ведению судов общей юрисдикции.

Положение высшего судебного органа требует еще того, что­бы он проверял законность и обоснованность приговоров и иных судебных решений всех нижестоящих судов. За ним окончатель­ное слово по конкретным судебным делам, рассмотренным суда­ми общей юрисдикции.

Вторая из названных функций Верховного суда Республики Узбекистан тесно связана с первой. Осуществлять надзор за дея­тельностью судов — это значит, прежде всего, выявлять и ис­правлять допускаемые ими ошибки. Как подчеркнуто в законе, делаться это должно только в процессуальных формах, т. е. с соблюдением установленных законом правил судопроизводства, а не произвольно. Выполнение данного требования — важное средство, призванное обеспечивать независимость судов общей

юрисдикции.

Третья функция тоже не изолирована от других. Осуществле­ние ее позволяет Верховному суду Республики Узбекистан ак­тивно влиять в нужном направлении на практику применения конкретных законов не только судами, но и другими органами государственной власти, общественными объединениями, долж­ностными лицами. Разъяснения, даваемые Пленумом этого суда, опираются на обобщенную практику судов по применению конк­ретных законов, отражают ее суть и дают ориентиры для пра­вильного применения соответствующих законов в будущем.

Наряду с названными функциями Верховный суд Республики Узбекистан имеет также предоставленное ему статьей 108 Кон­ституции право законодательной инициативы. Это важное сред­ство обратной связи нашего законодательства с практикой при­менения издаваемых им законов. Именно на практике выявляют­ся как достоинства законов и других правовых актов, так и их недостатки. Верховный суд — один из органов, который распола гает обширной информацией о том, как действуют законы, в чем трудности и недостатки их применения. Опираясь на такую ин­формацию, он способен активно содействовать законотворчеству привлекая внимание к проблемам и иным недостаткам действую­щего законодательства. Влиять на содержание действующего законодательства ему дает возможность и предоставленное статьей 19 Закона «О Конституционном суде Республики Узбекистан» право обращаться в Конституционный суд Республики Узбекис­тан с запросами о соответствии конституционным предписаниям законов и иных актов.

Вопросы организации и деятельности Верховного суда опреде­ляются Конституцией, Законом Республики Узбекистан «О су­дах», нормами Гражданского процессуального и Уголовно-про­цессуального кодексов, а также другими актами законодатель­ства.

Верховный суд действует в составе пленума, президиума, су­дебной коллегии по гражданским делам, судебной коллегии по уголовным делам, военной коллегии (ст. 14 Закона «О судах»).

Председатель, заместители Председателя, судьи Верховного суда избираются на должность Олий Мажлисом Республики Уз­бекистан по представлению Президента Республики Узбекистан.

В состав Пленума Верховного суда в соответствии с законом входят судьи Верховного суда и Председатели верховных судов Республики Каракалпакстан. В заседаниях Пленума принимает участие Генеральный прокурор. В них вправе также участвовать Министр юстиции, Председатель Конституционного суда, Пред­седатель Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан, члены Научно-консультативного совета при Верховном суде.

Пленум Верховного суда созывается не реже одного раза в четыре месяца и правомочен при наличии не менее двух третей его состава.

Рассмотрение дел в порядке надзора начинается с доклада судьи Верховного суда, который излагает обстоятельства дела и доводы протеста. Затем заслушиваются мнения Генерального про­курора, а также сторон. При обсуждении протеста и голосовании в зале заседания могут находиться только судьи Верховного суда-Вопросы, не связанные с разрешением конкретных судебных дел, вносятся на рассмотрение Пленума Председателем Верхов­ного суда или Генеральным прокурором Республики Узбекистан, заслушиваются по их докладам или докладам уполномоченных ими лиц. В обсуждении таких вопросов может участвовать лю­бое лицо, присутствующее на заседании.

Разъяснения Пленума по вопросам применения законодатель ства обязательны для всех судов, других органов, предприятий, учреждений организаций и должностных лиц, применяющих за­конодательство, по которому дано разъяснение.

За годы независимости Пленумом Верховного суда Республи­ки Узбекистан приняты десятки постановлений по важнейшим вопросам осуществления правосудия. Среди них следует особо подчеркнуть такие постановления, как «О судебной власти», «О практике применения судами законодательства о защите чести, достоинства и деловой репутации граждан и организаций», «О практике рассмотрения в судах жалоб на действия и решения, нарушающие права и свободы граждан», «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике по делам о преступлениях в сфе­ре экономики», «О применении законодательства об администра­тивной ответственности», «О практике применения законов, обес­печивающих право на защиту» и другие, сыгравшие важную роль в формировании единообразной судебной практики и правильно­го применения законодательства.

Важное место в деятельности Верховного суда отводится его Президиуму. Президиум Верховного суда образуется из числа судей Верховного суда в количестве, определяемом Пленумом Верховного суда. Председатель Верховного суда, его первый за­меститель и заместители входят в состав Президиума по должности. Заседания Президиума проводятся не реже одного раза в месяц и правомочны при наличии большинства его членов.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты