Президиум Верховного суда в пределах своих полномочий осуществляет судебный надзор за деятельностью нижестоящих судов. Кроме того, он рассматривает материалы обобщения судебной практики, заслушивает доклады председателей верховных судов Республики Каракалпакстан, областных и Ташкентских городских судов, Военного суда Республики Узбекистан о деятельности этих судов и о практике применения законодательства, рассматривает вопросы организации работы судебных коллегий и аппарата Верховного суда Республики Узбекистан и др.
Большая часть судебной деятельности приходится на долю судебных коллегий. Состав этих подразделений определяется Пленумом Верховного суда по представлению председателя из числа членов суда (ст. 17 Закона «О судах»).
Непосредственно работой судебных коллегий руководят их председатели.
Судебные коллегии Верховного суда Республики Узбекистан Рассматривают дела по первой инстанции, в апелляционном, кассационном порядке и в порядке надзора, изучают и обобщают судебную практику, разрабатывают предложения по совершенствованию законодательства, анализируют судебную статистику и др.
По первой инстанции судебные коллегии рассматривают гражданские и уголовные дела, отнесенные к компетенции Верховного суда Республики Узбекистан, в составе трех судей. Так, например, в связи с проведением в конце 1999 года выборов в Олий Мажлис Республики Узбекистан Верховным судом рассмотрено по первой инстанции 13 гражданских дел по жалобам на действия окружных избирательных комиссий. Разрешение в судебном порядке этой категории дел свидетельствует о демократичности, открытости и гласности проведенных выборов.
В начале 2001 года завершено слушание уголовного дела по обвинению в хищении в особо крупных размерах бывших должностных лиц совместного предприятия «Зарафшан — Калифорния» У. Джаббарова и других. Виновные понесли заслуженное наказание — материальный ущерб в размере 60 млн. сумов-полностью возмещен.
Постоянное внимание в работе Верховного суда уделяется качеству рассмотрения дел в нижестоящих судах, обеспечению обоснованности, законности и справедливости судебных решений. Подвергается изучению и обсуждению работа судов по наиболее важным категориям споров, правонарушений и преступлений. При этом первоочередное внимание уделяется защите прав и законных интересов граждан. Например, ежегодно удовлетворяются сотни исков о восстановлении на работе, по ним взыскиваются в пользу истцов несколько миллионов сумов, в том числе с виновных должностных лиц.
Особое место в деятельности Верховного суда занимает работа с поступившими жалобами и заявлениями. В 2000 году в Верховный суд Республики Узбекистан поступило более 13 тысяч жалоб и заявлений, в том числе более 9 тысяч — по уголовным делам.
Военные суды. В соответствии с Законом «О судах» в систему судов общей юрисдикции включены и военные суды.
Задачи военных судов в значительной мере сходны с задачами гражданских судов. Они призваны в соответствии со ст. 2 Закона «О судах» осуществлять судебную защиту прав и свобод граждан.
Подобно иным органам судебной власти, военные суды наделяются полномочиями, свойственными органам данной ветви государственной власти. На них возложены отправление правосудия, проверка правомерности действий (решений) органов военного управления и воинских должностных лиц, нарушающих права свободы военнослужащих, обеспечение исполнения приговоров и Других судебных решений, участие в формировании судейского корпуса (военных судей).
Военные суды были образованы как новый государственно-правовой институт в связи с приобретением Республикой Узбекистан независимости.
Указом Президента Республики Узбекистан от 28 февраля 1992 г. «О военных трибуналах и органах военной прокуратуры» в целях обеспечения законности и правопорядка в Вооруженных Силах республики дислоцированные на территории нашей страны военные трибуналы включены в ее судебную систему и стали осуществлять правосудие от имени Республики Узбекистан. Этим же Указом был образован — вместо Военного трибунала бывшего Туркестанского военного округа — Военный суд Вооруженных Сил Республики Узбекистан.
3 июля 1992 года образована Военная коллегия в составе Верховного суда Республики Узбекистан.
Военные суды, как и все иные суды, неуклонно следуют в своей деятельности предписаниям Конституции Республики Узбекистан, других законов и правовых актов; для них также обязательны разъяснения Пленума Верховного суда. При разбирательстве конкретных гражданских и уголовных дел они руководствуются одинаковыми процессуальными правилами, установленными ГПК и УПК, без каких бы то ни было изъятий. К примеру, подсудимый в военном суде, пользуется в полном объеме всеми процессуальными правами, которые дают ему возможность защищаться от предъявленного обвинения.
Система военных судов определена Законом «О судах» и в соответствии со ст. 39 состоит из Военной коллегии Верховного суда Республики Узбекистан, Военного суда Республики Узбекистан, окружных и территориальных военных судов.
Основным звеном в системе военных судов являются окружные и территориальные военные суды, которые обладают только одной судебной функцией — рассмотрением дел по существу по первой инстанции в пределах своей компетенции.
Средним звеном системы военных судов является Военный суд Республики Узбекистан, действующий на правах областного суда.
Высшей судебной инстанцией по отношению к военным судам является Верховный суд Республики Узбекистан, в состав которого входит Военная коллегия.
Военные суды рассматривают дела о преступлениях, совершенных военнослужащими Министерства обороны, Комитета по охране государственной границы, Службы национальной безопасности, Министерства по чрезвычайным ситуациям, войск Министерства внутренних дел Республики Узбекистан и других воинских формирований, создаваемых в соответствии с законодательством, а также военнообязанными во время прохождения ими учебных сборов; гражданские дела по искам военнослужащих к командованию воинских частей, соединений и объединений, органов военного управления и жалобы на действия (решения) органов военного управления и воинских должностных лиц, нарушающих права и свободы военнослужащих; все гражданские и уголовные дела в местностях, где в силу исключительных обстоятельств не действуют суды общей юрисдикции; дела, касающиеся государственных секретов.
Хозяйственные суды. Одной из первостепенных задач государства в период становления и развития рыночных отношений является создание правовой основы для успешной работы рыночного механизма. Среди мер, обеспечивающих основу для деятельности предпринимателей, важнейшее значение имеет надежная защита их прав.
Провозглашение государственной независимости Узбекистана, развитие новых форм собственности, признание приоритета общепризнанных норм международного права обусловили необходимость создания независимого органа, разрешающего экономические споры, — хозяйственного суда.
Ранее экономические споры в Узбекистане рассматривались не судом, а особым органом исполнительной власти — Государственным арбитражем, входящим в единую систему Государственного арбитража СССР.
20 ноября 1991 года был принят Закон Республики Узбекистан «Об арбитражном суде и порядке разрешения хозяйственных споров», в котором, помимо освещения вопросов, связанных с задачами, статусом, деятельностью арбитражных судов, нашел отражение и порядок разрешения хозяйственных споров.
Закон преобразовал арбитражные органы в арбитражные суды — самостоятельные, независимые органы, способные обеспечить защиту прав и законных интересов субъектов хозяйствования независимо от форм собственности. Несколько позднее арбитражные суды были переименованы в хозяйственные суды. Их статус определен Конституцией Республики Узбекистан.
Задачами хозяйственных судов являются: защита охраняемых законом прав и интересов организаций и граждан; единообразное и правильное применение законодательства; содействие право выми средствами соблюдению законодательства и укреплению законности в экономических отношениях.
Основное отличие хозяйственных судов от бывшего государственного арбитража заключается в том, что последний защищал, прежде всего, интересы государства. Деятельность Госарбитража, исходя из характера прежней экономики, признает лишь две формы собственности на средства производства — государственную и колхозно-кооперативную. При конституционном признании различных форм собственности и равных правах собственников разрешить хозяйственный спор между ними мог, естественно, только суд, не зависимый от местных властей, в ведении которых находилась экономика. Такими судами и явились хозяйственные суды.
В соответствии со ст. 111 Конституции возникающие в экономической сфере и в процессе управления ею хозяйственные споры между предприятиями, учреждениями, организациями, основанными на различных формах собственности, разрешают хозяйственные суды. Таким образом, качественно изменились, принципиально новыми стали подходы и само содержание работы при рассмотрении хозяйственных споров.
В принятом 2 сентября 1993 года Законе «О судах», предметно определены структура и основные принципы функционирования судебной власти, в том числе хозяйственных судов. Принятый в тот же день Хозяйственный процессуальный кодекс (ХПК) явился первым самостоятельным кодифицированным законодательным актом, определяющим порядок рассмотрения хозяйственных споров.
В отличие от системы судов общей юрисдикции, система хозяйственных судов состоит из двух звеньев. У нее отсутствует районное звено, основным звеном являются хозяйственные суды областей и приравненные к ним суды.
Хозяйственный суд Республики Каракалпакстан, хозяйственные суды областей и города Ташкента состоят из председателя, заместителей председателя и судей.
Эти суды рассматривают в пределах своих полномочий дела в качестве суда первой инстанции и в апелляционном порядке, обобщают судебную практику и др.
По закону хозяйственным судам данного звена подсудны все споры, за исключением дел, подсудных Высшему хозяйственно-МУ суду Республики Узбекистан. Дела по первой инстанции в хозяйственных судах рассматриваются судьей единолично. По решению председателя суда любое дело, в зависимости от сложности, значимости, может быть рассмотрено коллегиально. Высшим органом судебной власти в сфере хозяйственного судопроизводства является Высший хозяйственный суд Республики Узбекистан, который осуществляет надзор за судебной деятельностью хозяйственного суда Республики Каракалпакстан, хозяйственных судов областей и города Ташкента.
Высший хозяйственный суд состоит из Председателя, его первого заместителя, заместителей, председателей судебных коллегий, судей Высшего хозяйственного суда и действует в составе:, Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан; Президиума Высшего хозяйственного суда; Судебной коллегии по разрешению споров, возникающих из гражданских правоотношений; Судебной коллегии по разрешению споров, возникающих из административных правоотношений. В соответствии с законом Пленум Высшего хозяйственного суда действует в составе судей Высшего хозяйственного суда и председателя хозяйственного суда Республики Каракалпакстан.
В заседаниях Пленума Высшего хозяйственного суда принимает участие Генеральный прокурор Республики Узбекистан. В заседаниях Пленума Высшего хозяйственного суда могут участвовать Председатель Конституционного суда, Председатель Верховного суда, Министр юстиции Республики Узбекистан, судьи, члены Научно-консультативного совета при Высшем хозяйственном суде.
Пленум Высшего хозяйственного суда созывается не реже двух раз в год. Проекты документов по обсуждаемым общим вопросам направляются членам Пленума Высшего хозяйственного суда и Генеральному прокурору Республики Узбекистан за двадцать дней до заседания.
Пленум Высшего хозяйственного суда правомочен при наличии не менее двух третей его состава. Пленум Высшего хозяйственного суда:
— рассматривает материалы обобщения судебной практики
и дает разъяснения по вопросам применения законодательства;
— утверждает по представлениям Председателя Высшего хозяйственного суда состав Президиума Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан, состав и председателей судебных коллегий, а также секретаря Пленума Высшего хозяйственного суда;
— заслушивает сообщения о работе Президиума Высшего хозяйственного суда, а также доклады о деятельности судебных коллегий Высшего хозяйственного суда;
заслушивает доклады председателей хозяйственного суда Республики Каракалпакстан, хозяйственных судов областей и города Ташкента о практике применения законодательства, а также о выполнении разъяснений Пленума Высшего хозяйственного суда по вопросам применения законодательства;
— утверждает по представлению
Председателя Высшего хо
зяйственного суда состав Научно-консультативного совета при
Высшем хозяйственном суде;
— утверждает состав редакционной коллегии печатного
органа
Высшего хозяйственного суда;
— утверждает регламент Пленума и Президиума Высшего
хозяйственного суда и др.
Президиум Высшего хозяйственного суда образуется из числа судей Высшего хозяйственного суда в количестве, определяемом Пленумом Высшего хозяйственного суда.
Председатель Высшего хозяйственного суда, его первый заместитель и заместители входят в состав Президиума Высшего хозяйственного суда по должности.
Заседания Президиума Высшего хозяйственного суда проводятся не реже одного раза в месяц и правомочны при наличии большинства членов Президиума Высшего хозяйственного суда (ст. 50 Закона «О судах»).
Президиум Высшего хозяйственного суда:
— рассматривает дела в порядке надзора;
— рассматривает материалы обобщения судебной практики;
— заслушивает доклады председателей хозяйственных судов областей и города Ташкента о практике применения законодательства;
— рассматривает вопросы организации работы хозяйствен
ных судов, судебных коллегий и аппарата Высшего хозяйствен
ного суда и др.
В соответствии со ст. 52 Закона «О судах» судебные коллегии Высшего хозяйственного суда рассматривают дела по первой инстанции и в кассационном порядке, изучают и обобщают судебную практику, разрабатывают предложения по совершенствованию законодательства, анализируют судебную статистику и др.
В соответствии со ст. 23 Хозяйственного процессуального кодекса хозяйственным судам подведомственны:
— дела по спорам, возникающим в экономической сфере и гражданских, административных и иных правоотношений между юридическими лицами, гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и имеющими статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке;
дела об установлении фактов, имеющих значение для возникновения, изменения или прекращения прав организаций и граждан в экономической сфере;
— дела о банкротстве организаций и граждан.
Законом могут быть отнесены к подведомственности хозяйственного суда и другие дела.
Хозяйственный суд рассматривает подведомственные ему дела с участием организаций и граждан Республики Узбекистан, а также иностранных организаций, организаций с иностранным инвестициями, международных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, осуществляющих предпринимательскую деятельность, если иное не предусмотрено международным договором Республики Узбекистан.
При объединении нескольких связанных между собой требо-• ваний, из которых одни подведомственны хозяйственному суду, а другие — общему суду, все требования подлежат рассмотрению в общем суде.
Хозяйственные суды, осуществляя судебную власть в условиях проводимых в стране экономических реформ, интегрирования в мировое сообщество и выхода хозяйствующих субъектов на мировой рынок товаров и услуг, проводят значительную работу, направленную на укрепление законности в экономических отношениях. Так, если в 1996 году хозяйственными судами республики было рассмотрено 11.550 дел и взыскано 4 млрд. 321 млн. сумов, то в 2000 году разрешено 33,4 тыс. дел и взыскано 99,3 млрд. сумов. Это означает, что за указанный период число рассмотренных судами дел увеличилось в три раза, а взысканная по ним сумма — в 23 раза.
Хозяйственные суды, рассматривая споры между хозяйствующими субъектами, обеспечивают соблюдение законности в экономической сфере, принимают, предусмотренные законом меры к нарушителям договорной дисциплины. Так, в соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 4 марта 1998 года, с момента его принятия и по состоянию на 1 января 2001 года хозяйственными судами возбуждены уголовные дела в отношении 815 руководителей, нарушивших договорную и платежную дисциплину, допустивших факты бездействия, халатности и злоупотребления своим служебным положением, приведшие предприятия и организации к экономической несостоятельности, банкротству. Кроме того, взыскано более 61,5 млн. сумов с 3214 руководителей, причинивших имущественный вред хозяйствующим субъектам. Привлечено к административной ответственности 3961 должностное лицо с наложением на них штрафов в размере 47,5 млн. сумов. К дисциплинарной ответственности привлечены 1160 человек, из них 130 руководителей освобождены от занимаемых должностей.
Появились новые категории споров, такие, как налоговые и таможенные. Так, за 2000 год по искам налоговых органов о взыскании недоимок в бюджет было рассмотрено 5.735 дел на сумму 43,9 млрд. сумов, из которых удовлетворены иски на 37,4 млрд. сумов.
Немало дел, рассматриваемых с участием зарубежных юридических лиц. Иностранные организации, международные организации и осуществляющие предпринимательскую деятельность иностранные граждане широко реализуют предоставленное им право обращения в хозяйственные суды за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и охраняемых законом интересов. Подобное положение стало возможным благодаря демократическому, гуманному характеру хозяйственного законодательства, по которому иностранные лица пользуются процессуальными правами и несут процессуальные обязанности наравне с организациями и гражданами Узбекистана.
Законодательство республики не содержит никаких условий, ограничивающих свободу выбора участникам инвестиционного процесса порядка разрешения их споров. Это было предусмотрено в Законе Республики Узбекистан от 5 мая 1994 года «Об иностранных инвестициях и гарантиях иностранных инвесторов» и получило развитие во вновь принятом Законе Республики Узбекистан от 30 апреля 1998 года «О гарантиях и мерах защиты прав иностранных инвесторов», где им предоставляется возможность рассмотрения споров либо в хозяйственных судах Республики Узбекистан, либо в органах арбитража иностранных государств.
Статистика показывает, что рассмотрение дел по экономическим спорам с участием иностранцев имеет тенденцию к увеличению. Так, за 1997 г. хозяйственными судами Республики было рассмотрено всего лишь 39 таких споров, за 2000 год — уже 342 спора.
Становление и развитие хозяйственных судов непосредственно связано с этапами проводимых в Узбекистане экономических реформ. И на нынешнем этапе либерализации экономики хозяйственные суды, рассматривая споры, осуществляют защиту прав и охраняемых законом интересов субъектов малого и среднего бизнеса, дехканских и фермерских хозяйств, частных предпринимателей. Только за первое полугодие 2001 года в хозяйственные суды обратились за защитой своих законных прав и интересов 16.892 хозяйствующих субъекта и предпринимателя, общая взысканная в их пользу сумма составила 84,3 млрд. сумов, что на 58% больше, чем за аналогичный период прошлого года.
Благодаря проводимым правительством мерам, направленным на укрепление договорной дисциплины, во всех сферах народного хозяйства наблюдается общее уменьшение споров, вытекающих из нарушения договорных обязательств. Увеличилось количество заявлений от предпринимателей по вопросам, связанным с налоговыми отношениями, ценными бумагами, приватизацией и разгосударствлением, признанием недействительными актов местных органов государственной власти и управления.
В связи с несостоятельностью осуществлять финансово-хозяйственную деятельность, предусмотренную уставом, в установленный законом срок по решениям хозяйственных судов за б месяцев 2001 года были ликвидированы 2099 хозяйствующих субъектов, 621 неплатежеспособный хозяйствующий субъект признан банкротом. Особое внимание хозяйственных судов республики обращено на защиту прав и интересов предпринимателей от незаконного вмешательства в их финансово-хозяйственную деятельность со стороны органов государственной власти и управления, а также органов самоуправления граждан. За указанный период признан недействительным 81 правовой акт этих органов, изданный в нарушение законов и ущемляющий интересы предпринимателей.
Изложенное позволяет сделать вывод, что за годы независимости в Узбекистане сформировалась своя судебная система. Как показала практика, данная система наиболее полно отвечает интересам отправления правосудия, является надежной гарантией защиты прав и законных интересов граждан.