Судебная власть республики Узбекистан

Президиум Верховного суда в пределах своих полномочий осу­ществляет судебный надзор за деятельностью нижестоящих су­дов. Кроме того, он рассматривает материалы обобщения судеб­ной практики, заслушивает доклады председателей верховных судов Республики Каракалпакстан, областных и Ташкентских городских судов, Военного суда Республики Узбекистан о дея­тельности этих судов и о практике применения законодатель­ства, рассматривает вопросы организации работы судебных кол­легий и аппарата Верховного суда Республики Узбекистан и др.

Большая часть судебной деятельности приходится на долю судебных коллегий. Состав этих подразделений определяется Пленумом Верховного суда по представлению председателя из числа членов суда (ст. 17 Закона «О судах»).

Непосредственно работой судебных коллегий руководят их председатели.

Судебные коллегии Верховного суда Республики Узбекистан Рассматривают дела по первой инстанции, в апелляционном, кас­сационном порядке и в порядке надзора, изучают и обобщают судебную практику, разрабатывают предложения по совершенствованию законодательства, анализируют судебную статистику и др.

По первой инстанции судебные коллегии рассматривают граж­данские и уголовные дела, отнесенные к компетенции Верховно­го суда Республики Узбекистан, в составе трех судей. Так, на­пример, в связи с проведением в конце 1999 года выборов в Олий Мажлис Республики Узбекистан Верховным судом рассмотрено по первой инстанции 13 гражданских дел по жалобам на дей­ствия окружных избирательных комиссий. Разрешение в судеб­ном порядке этой категории дел свидетельствует о демократич­ности, открытости и гласности проведенных выборов.

В начале 2001 года завершено слушание уголовного дела по обвинению в хищении в особо крупных размерах бывших долж­ностных лиц совместного предприятия «Зарафшан — Калифор­ния» У. Джаббарова и других. Виновные понесли заслуженное наказание — материальный ущерб в размере 60 млн. сумов-пол­ностью возмещен.

Постоянное внимание в работе Верховного суда уделяется качеству рассмотрения дел в нижестоящих судах, обеспечению обоснованности, законности и справедливости судебных реше­ний. Подвергается изучению и обсуждению работа судов по наи­более важным категориям споров, правонарушений и преступле­ний. При этом первоочередное внимание уделяется защите прав и законных интересов граждан. Например, ежегодно удовлетво­ряются сотни исков о восстановлении на работе, по ним взыски­ваются в пользу истцов несколько миллионов сумов, в том числе с виновных должностных лиц.

Особое место в деятельности Верховного суда занимает рабо­та с поступившими жалобами и заявлениями. В 2000 году в Вер­ховный суд Республики Узбекистан поступило более 13 тысяч жалоб и заявлений, в том числе более 9 тысяч — по уголовным делам.

Военные суды. В соответствии с Законом «О судах» в систе­му судов общей юрисдикции включены и военные суды.

Задачи военных судов в значительной мере сходны с задачами гражданских судов. Они призваны в соответствии со ст. 2 Закона «О судах» осуществлять судебную защиту прав и свобод граж­дан.

Подобно иным органам судебной власти, военные суды наде­ляются полномочиями, свойственными органам данной ветви го­сударственной власти. На них возложены отправление правосу­дия, проверка правомерности действий (решений) органов воен­ного управления и воинских должностных лиц, нарушающих права свободы военнослужащих, обеспечение исполнения пригово­ров и Других судебных решений, участие в формировании судей­ского корпуса (военных судей).

Военные суды были образованы как новый государственно-правовой институт в связи с приобретением Республикой Узбе­кистан независимости.

Указом Президента Республики Узбекистан от 28 февраля 1992 г. «О военных трибуналах и органах военной прокуратуры» в целях обеспечения законности и правопорядка в Вооруженных Силах республики дислоцированные на территории нашей стра­ны военные трибуналы включены в ее судебную систему и стали осуществлять правосудие от имени Республики Узбекистан. Этим же Указом был образован — вместо Военного трибунала бывше­го Туркестанского военного округа — Военный суд Вооружен­ных Сил Республики Узбекистан.

3 июля 1992 года образована Военная коллегия в составе Вер­ховного суда Республики Узбекистан.

Военные суды, как и все иные суды, неуклонно следуют в своей деятельности предписаниям Конституции Республики Уз­бекистан, других законов и правовых актов; для них также обя­зательны разъяснения Пленума Верховного суда. При разбира­тельстве конкретных гражданских и уголовных дел они руковод­ствуются одинаковыми процессуальными правилами, установлен­ными ГПК и УПК, без каких бы то ни было изъятий. К примеру, подсудимый в военном суде, пользуется в полном объеме всеми процессуальными правами, которые дают ему возможность защи­щаться от предъявленного обвинения.

Система военных судов определена Законом «О судах» и в соответствии со ст. 39 состоит из Военной коллегии Верховного суда Республики Узбекистан, Военного суда Республики Узбеки­стан, окружных и территориальных военных судов.

Основным звеном в системе военных судов являются окруж­ные и территориальные военные суды, которые обладают только одной судебной функцией — рассмотрением дел по существу по первой инстанции в пределах своей компетенции.

Средним звеном системы военных судов является Военный суд Республики Узбекистан, действующий на правах областного суда.

Высшей судебной инстанцией по отношению к военным судам является Верховный суд Республики Узбекистан, в состав кото­рого входит Военная коллегия.

Военные суды рассматривают дела о преступлениях, совер­шенных военнослужащими Министерства обороны, Комитета по охране государственной границы, Службы национальной безопас­ности, Министерства по чрезвычайным ситуациям, войск Мини­стерства внутренних дел Республики Узбекистан и других воин­ских формирований, создаваемых в соответствии с законодатель­ством, а также военнообязанными во время прохождения ими учебных сборов; гражданские дела по искам военнослужащих к командованию воинских частей, соединений и объединений, ор­ганов военного управления и жалобы на действия (решения) ор­ганов военного управления и воинских должностных лиц, нару­шающих права и свободы военнослужащих; все гражданские и уголовные дела в местностях, где в силу исключительных обсто­ятельств не действуют суды общей юрисдикции; дела, касающи­еся государственных секретов.

Хозяйственные суды. Одной из первостепенных задач госу­дарства в период становления и развития рыночных отношений является создание правовой основы для успешной работы рыноч­ного механизма. Среди мер, обеспечивающих основу для дея­тельности предпринимателей, важнейшее значение имеет надеж­ная защита их прав.

Провозглашение государственной независимости Узбекиста­на, развитие новых форм собственности, признание приоритета общепризнанных норм международного права обусловили необ­ходимость создания независимого органа, разрешающего эконо­мические споры, — хозяйственного суда.

Ранее экономические споры в Узбекистане рассматривались не судом, а особым органом исполнительной власти — Государ­ственным арбитражем, входящим в единую систему Государствен­ного арбитража СССР.

20 ноября 1991 года был принят Закон Республики Узбекис­тан «Об арбитражном суде и порядке разрешения хозяйственных споров», в котором, помимо освещения вопросов, связанных с задачами, статусом, деятельностью арбитражных судов, нашел отражение и порядок разрешения хозяйственных споров.

Закон преобразовал арбитражные органы в арбитражные суды — самостоятельные, независимые органы, способные обеспечить защиту прав и законных интересов субъектов хозяйствования независимо от форм собственности. Несколько позднее арбит­ражные суды были переименованы в хозяйственные суды. Их статус определен Конституцией Республики Узбекистан.

Задачами хозяйственных судов являются: защита охраняемых законом прав и интересов организаций и граждан; единообразное и правильное применение законодательства; содействие право выми средствами соблюдению законодательства и укреплению законности в экономических отношениях.

Основное отличие хозяйственных судов от бывшего государ­ственного арбитража заключается в том, что последний защи­щал, прежде всего, интересы государства. Деятельность Госар­битража, исходя из характера прежней экономики, признает лишь две формы собственности на средства производства — государ­ственную и колхозно-кооперативную. При конституционном при­знании различных форм собственности и равных правах собствен­ников разрешить хозяйственный спор между ними мог, естествен­но, только суд, не зависимый от местных властей, в ведении которых находилась экономика. Такими судами и явились хозяй­ственные суды.

В соответствии со ст. 111 Конституции возникающие в эконо­мической сфере и в процессе управления ею хозяйственные спо­ры между предприятиями, учреждениями, организациями, осно­ванными на различных формах собственности, разрешают хозяй­ственные суды. Таким образом, качественно изменились, прин­ципиально новыми стали подходы и само содержание работы при рассмотрении хозяйственных споров.

В принятом 2 сентября 1993 года Законе «О судах», предмет­но определены структура и основные принципы функционирова­ния судебной власти, в том числе хозяйственных судов. Приня­тый в тот же день Хозяйственный процессуальный кодекс (ХПК) явился первым самостоятельным кодифицированным законода­тельным актом, определяющим порядок рассмотрения хозяйствен­ных споров.

В отличие от системы судов общей юрисдикции, система хо­зяйственных судов состоит из двух звеньев. У нее отсутствует районное звено, основным звеном являются хозяйственные суды областей и приравненные к ним суды.

Хозяйственный суд Республики Каракалпакстан, хозяйствен­ные суды областей и города Ташкента состоят из председателя, заместителей председателя и судей.

Эти суды рассматривают в пределах своих полномочий дела в качестве суда первой инстанции и в апелляционном порядке, обобщают судебную практику и др.

По закону хозяйственным судам данного звена подсудны все споры, за исключением дел, подсудных Высшему хозяйственно-МУ суду Республики Узбекистан. Дела по первой инстанции в хозяйственных судах рассматриваются судьей единолично. По решению председателя суда любое дело, в зависимости от слож­ности, значимости, может быть рассмотрено коллегиально. Высшим органом судебной власти в сфере хозяйственного су­допроизводства является Высший хозяйственный суд Республи­ки Узбекистан, который осуществляет надзор за судебной дея­тельностью хозяйственного суда Республики Каракалпакстан, хозяйственных судов областей и города Ташкента.

Высший хозяйственный суд состоит из Председателя, его пер­вого заместителя, заместителей, председателей судебных колле­гий, судей Высшего хозяйственного суда и действует в составе:, Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан; Президиума Высшего хозяйственного суда; Судебной коллегии по разрешению споров, возникающих из гражданских правоотно­шений; Судебной коллегии по разрешению споров, возникающих из административных правоотношений. В соответствии с зако­ном Пленум Высшего хозяйственного суда действует в составе судей Высшего хозяйственного суда и председателя хозяйствен­ного суда Республики Каракалпакстан.

В заседаниях Пленума Высшего хозяйственного суда прини­мает участие Генеральный прокурор Республики Узбекистан. В заседаниях Пленума Высшего хозяйственного суда могут уча­ствовать Председатель Конституционного суда, Председатель Вер­ховного суда, Министр юстиции Республики Узбекистан, судьи, члены Научно-консультативного совета при Высшем хозяйствен­ном суде.

Пленум Высшего хозяйственного суда созывается не реже двух раз в год. Проекты документов по обсуждаемым общим вопросам направляются членам Пленума Высшего хозяйственного суда и Генеральному прокурору Республики Узбекистан за двадцать дней до заседания.

Пленум Высшего хозяйственного суда правомочен при нали­чии не менее двух третей его состава. Пленум Высшего хозяйственного суда:

— рассматривает материалы обобщения судебной практики
и дает разъяснения по вопросам применения законодательства;

—  утверждает по представлениям Председателя Высшего хо­зяйственного суда состав Президиума Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан, состав и председателей судебных коллегий, а также секретаря Пленума Высшего хозяйственного суда;

—  заслушивает сообщения о работе Президиума Высшего хозяйственного суда, а также доклады о деятельности судебных коллегий Высшего хозяйственного суда;

заслушивает доклады председателей хозяйственного суда Республики Каракалпакстан, хозяйственных судов областей и города Ташкента о практике применения законодательства, а так­же о выполнении разъяснений Пленума Высшего хозяйственного суда по вопросам применения законодательства;

— утверждает по представлению Председателя Высшего хо­
зяйственного суда состав Научно-консультативного совета при
Высшем хозяйственном суде;

— утверждает состав редакционной коллегии печатного органа
Высшего хозяйственного суда;

— утверждает регламент Пленума и Президиума Высшего
хозяйственного суда и др.

Президиум Высшего хозяйственного суда образуется из числа судей Высшего хозяйственного суда в количестве, определяемом Пленумом Высшего хозяйственного суда.

Председатель Высшего хозяйственного суда, его первый заме­ститель и заместители входят в состав Президиума Высшего хо­зяйственного суда по должности.

Заседания Президиума Высшего хозяйственного суда прово­дятся не реже одного раза в месяц и правомочны при наличии большинства членов Президиума Высшего хозяйственного суда (ст. 50 Закона «О судах»).

Президиум Высшего хозяйственного суда:

— рассматривает дела в порядке надзора;

— рассматривает материалы обобщения судебной практики;

— заслушивает доклады председателей хозяйственных судов областей и города Ташкента о практике применения законода­тельства;

— рассматривает вопросы организации работы хозяйствен­
ных судов, судебных коллегий и аппарата Высшего хозяйствен­
ного суда и др.

В соответствии со ст. 52 Закона «О судах» судебные коллегии Высшего хозяйственного суда рассматривают дела по первой инстанции и в кассационном порядке, изучают и обобщают су­дебную практику, разрабатывают предложения по совершенство­ванию законодательства, анализируют судебную статистику и др.

В соответствии со ст. 23 Хозяйственного процессуального ко­декса хозяйственным судам подведомственны:

— дела по спорам, возникающим в экономической сфере и гражданских, административных и иных правоотношений между юридическими лицами, гражданами, осуществляющими предпри­нимательскую деятельность без образования юридического лица, и имеющими статус индивидуального предпринимателя, приоб­ретенный в установленном законом порядке;

дела об установлении фактов, имеющих значение для возникновения, изменения или прекращения прав организаций и граждан в экономической сфере;

— дела о банкротстве организаций и граждан.

Законом могут быть отнесены к подведомственности хозяй­ственного суда и другие дела.

Хозяйственный суд рассматривает подведомственные ему дела с участием организаций и граждан Республики Узбекистан, а также иностранных организаций, организаций с иностранным инвестициями, международных организаций, иностранных граж­дан, лиц без гражданства, осуществляющих предпринимательс­кую деятельность, если иное не предусмотрено международным договором Республики Узбекистан.

При объединении нескольких связанных между собой требо-•  ваний, из которых одни подведомственны хозяйственному суду, а другие — общему суду, все требования подлежат рассмотре­нию в общем суде.

Хозяйственные суды, осуществляя судебную власть в усло­виях проводимых в стране экономических реформ, интегрирова­ния в мировое сообщество и выхода хозяйствующих субъектов на мировой рынок товаров и услуг, проводят значительную рабо­ту, направленную на укрепление законности в экономических отношениях. Так, если в 1996 году хозяйственными судами рес­публики было рассмотрено 11.550 дел и взыскано 4 млрд. 321 млн. сумов, то в 2000 году разрешено 33,4 тыс. дел и взыскано 99,3 млрд. сумов. Это означает, что за указанный период число рас­смотренных судами дел увеличилось в три раза, а взысканная по ним сумма — в 23 раза.

Хозяйственные суды, рассматривая споры между хозяйствую­щими субъектами, обеспечивают соблюдение законности в эко­номической сфере, принимают, предусмотренные законом меры к нарушителям договорной дисциплины. Так, в соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 4 марта 1998 года, с момента его принятия и по состоянию на 1 января 2001 года хозяйственными судами возбуждены уголовные дела в отноше­нии 815 руководителей, нарушивших договорную и платежную дисциплину, допустивших факты бездействия, халатности и зло­употребления своим служебным положением, приведшие пред­приятия и организации к экономической несостоятельности, бан­кротству. Кроме того, взыскано более 61,5 млн. сумов с 3214 руководителей, причинивших имущественный вред хозяйствую­щим субъектам. Привлечено к административной ответственнос­ти 3961 должностное лицо с наложением на них штрафов в раз­мере 47,5 млн. сумов. К дисциплинарной ответственности привлечены 1160 человек, из них 130 руководителей освобождены от занимаемых должностей.

Появились новые категории споров, такие, как налоговые и таможенные. Так, за 2000 год по искам налоговых органов о взыс­кании недоимок в бюджет было рассмотрено 5.735 дел на сумму 43,9 млрд. сумов, из которых удовлетворены иски на 37,4 млрд. сумов.

Немало дел, рассматриваемых с участием зарубежных юриди­ческих лиц. Иностранные организации, международные органи­зации и осуществляющие предпринимательскую деятельность иностранные граждане широко реализуют предоставленное им право обращения в хозяйственные суды за защитой своих нару­шенных или оспариваемых прав и охраняемых законом интере­сов. Подобное положение стало возможным благодаря демокра­тическому, гуманному характеру хозяйственного законодатель­ства, по которому иностранные лица пользуются процессуальны­ми правами и несут процессуальные обязанности наравне с орга­низациями и гражданами Узбекистана.

Законодательство республики не содержит никаких условий, ограничивающих свободу выбора участникам инвестиционного процесса порядка разрешения их споров. Это было предусмотре­но в Законе Республики Узбекистан от 5 мая 1994 года «Об иностранных инвестициях и гарантиях иностранных инвесторов» и получило развитие во вновь принятом Законе Республики Уз­бекистан от 30 апреля 1998 года «О гарантиях и мерах защиты прав иностранных инвесторов», где им предоставляется возмож­ность рассмотрения споров либо в хозяйственных судах Респуб­лики Узбекистан, либо в органах арбитража иностранных госу­дарств.

Статистика показывает, что рассмотрение дел по экономичес­ким спорам с участием иностранцев имеет тенденцию к увеличе­нию. Так, за 1997 г. хозяйственными судами Республики было рассмотрено всего лишь 39 таких споров, за 2000 год — уже 342 спора.

Становление и развитие хозяйственных судов непосредствен­но связано с этапами проводимых в Узбекистане экономических реформ. И на нынешнем этапе либерализации экономики хозяй­ственные суды, рассматривая споры, осуществляют защиту прав и охраняемых законом интересов субъектов малого и среднего бизнеса, дехканских и фермерских хозяйств, частных предпри­нимателей. Только за первое полугодие 2001 года в хозяйствен­ные суды обратились за защитой своих законных прав и интере­сов 16.892 хозяйствующих субъекта и предпринимателя, общая взысканная в их пользу сумма составила 84,3 млрд. сумов, что на 58% больше, чем за аналогичный период прошлого года.

Благодаря проводимым правительством мерам, направленным на укрепление договорной дисциплины, во всех сферах народно­го хозяйства наблюдается общее уменьшение споров, вытекаю­щих из нарушения договорных обязательств. Увеличилось коли­чество заявлений от предпринимателей по вопросам, связанным с налоговыми отношениями, ценными бумагами, приватизацией и разгосударствлением, признанием недействительными актов ме­стных органов государственной власти и управления.

В связи с несостоятельностью осуществлять финансово-хозяй­ственную деятельность, предусмотренную уставом, в установлен­ный законом срок по решениям хозяйственных судов за б меся­цев 2001 года были ликвидированы 2099 хозяйствующих субъек­тов, 621 неплатежеспособный хозяйствующий субъект признан банкротом. Особое внимание хозяйственных судов республики обращено на защиту прав и интересов предпринимателей от не­законного вмешательства в их финансово-хозяйственную деятель­ность со стороны органов государственной власти и управления, а также органов самоуправления граждан. За указанный период признан недействительным 81 правовой акт этих органов, издан­ный в нарушение законов и ущемляющий интересы предприни­мателей.

Изложенное позволяет сделать вывод, что за годы независи­мости в Узбекистане сформировалась своя судебная система. Как показала практика, данная система наиболее полно отвечает ин­тересам отправления правосудия, является надежной гарантией защиты прав и законных интересов граждан.


Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты