Конституционный суд рассматривает дела в заседаниях суда, которые проводятся по мере необходимости.
Закон «О Конституционном суде» определяет круг субъектов, имеющих право внесения на рассмотрение Конституционного суда вопросов. Таковыми являются Олий Мажлис, Президент, Председатель Олий Мажлиса, Жокаргы Кенгес Республики Каракалпакстан, группа депутатов — не менее одной четвертой части от общего состава депутатов Олий Мажлиса, Председатель Верховного суда, Председатель Высшего хозяйственного суда и Генеральный прокурор. Вопрос может быть внесен также и по инициативе не менее трех судей Конституционного суда.
Поводом к рассмотрению дела является обращение в Конституционный суд в форме запроса, ходатайства или жалобы. Основанием к рассмотрению дела является обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции закон (иной акт, конституционность которого может быть проверена Конституционным судом) или обнаружившаяся неопределенность в понимании положений Конституции и другие предусмотренные законом основания.
В заседаниях Конституционного суда также могут участвовать Президент, Председатель Олий Мажлиса, его заместители Премьер-министр, Председатель Жокаргы Кенеса Республики Ка-ракалпакстан, Председатель Верховного суда, Председатель Высшего хозяйственного суда, Генеральный прокурор и Министр юстиции. Они вправе излагать свою позицию по всем рассматриваемым вопросам.
Заседанием Конституционного суда, его подготовкой руководит Председатель Конституционного суда. Он вносит на обсуждение суда вопросы, подлежащие рассмотрению в заседаниях
Закон «О Конституционном суде» определяет порядок принятия решений Конституционным судом, а также их виды. Так, Конституционный суд принимает решения только по конкретно рассматриваемым вопросам, конституционность которых подвергается сомнению. Конституционный суд может, проверив конституционность нормативного акта, одновременно вынести решение также и в отношении нормативных актов, основанных на проверенном нормативном акте, либо воспроизводящих его положения, хотя о них не упоминалось во вносимом на рассмотрение Конституционного суда вопросе (ст. 25 Закона).
Решение Конституционного суда принимается открытым голосованием. Судья не вправе воздерживаться или не участвовать в голосовании. Решение считается принятым, если за него проголосовало большинство присутствующих на заседании судей. В случае, если голоса разделились поровну, голос председательствующего является определяющим. Судья, не согласный с решением Конституционного суда, вправе изложить свое мнение в письменном виде и приобщить его к протоколу заседания Конституционного суда.
Решение Конституционного суда по существу рассмотренного дела о конституционности межгосударственного договора и нормативного акта, именуется постановлением, которое выносится именем Республики Узбекистан. В других случаях решение Конституционного суда именуется заключением или может иметь иную форму.
Все решения Конституционного суда публикуются в средствах массовой информации и вступают в силу с момента их опубликования. Решения Конституционного суда окончательны и обжалованию не подлежат.
Законом допускается пересмотр решений Конституционного суда по его собственной инициативе. Основания такого пересмотра регламентированы в ст. 28 Закона, а именно: при открытии но-вух существенных обстоятельств, не известных суду в момент принятия решения; при изменении конституционной нормы, на основании которой было принято решение, а также в случае, если Конституционный суд признает, что решение было принято с нарушением установленного порядка производства.
За истекшие годы основным содержанием деятельности Конституционного суда являлось:
— постоянное изучение законов, указов Президента Республики Узбекистан, постановлений Кабинета Министров, нормативных и иных актов министерств, центральных ведомств, хоки-миятов областей и города Ташкента с целью проверки их соответствия Конституции Республики Узбекистан;
— изучение международных договоров и соглашений, в целях определения возможности их ратификации Республикой Узбекистан;
— разработка и внесение в Олий Мажлис предложений по вопросам совершенствования законодательства;
— изучение проектов законов и дача по ним замечаний;
— толкование норм Конституции и законов, устранение случаев неправильного их понимания и применения;
— участие в повышении правовой культуры в обществе;
— изучение и позитивное использование информации о деятельности зарубежных конституционных судов и иных заменяющих их государственных органов.
Конституционный суд в последние годы на основе изучения поступивших в суд материалов рассмотрел ряд вопросов, отнесенных законом к его компетенции.
Так, в Конституционный суд обратились Министр финансов и Председатель правления Центрального банка Республики Узбекистан с письмом о признании неконституционными статью 784 Гражданского кодекса и других норм, регулирующих очередность списания денежных средств со счетов хозяйствующих субъектов. В письме отмечалась нецелесообразность преимущественного удовлетворения требований, вытекающих из трудовых и иных правоотношений, перед обязательствами предприятий по налоговым платежам и платежам во внебюджетные фонды. Такой порядок действительно привел к росту недоимок по платежам в бюджет, а главное существенно ограничил возможности своевременной и полной выплаты заработной платы учителям, врачам и другим работникам бюджетных организаций, а также пенсий, стипендий, пособий и других видов защиты социально уязвимых слоев населения. Конституционный суд, проанализировав нормы Гражданского и Трудового кодексов, Закона Республики Узбекистан «О предприятиях», не нашел оснований для признания их неконституционными и в соответствии со статьей 82 Конституции и Законом «О Конституционном суде Республики Узбекистан» внес в Олий Мажлис в порядке законодательной инициативы вопрос о совершенствовании законодательства, регулирующего очередность списания денежных средств со счетов хозяйствующих субъектов.
Институт мониторинга действующего законодательства при Олий Мажлисе обратился в Конституционный суд по двум вопросам: 1) о толковании статьи 118 Трудового кодекса по поводу возможности установления сокращенной продолжительности рабочего времени для отдельных категорий работников; 2) о проверке конституционности норм, регулирующих порядок назначения и выплаты пособия в связи с уходом за больным членом семьи. Оба вопроса признаны судьями Конституционного суда заслуживающими рассмотрения на судебном заседании. Их правильное разрешение позволило существенно расширить права работников на сокращенную продолжительность рабочего времени и получение пособия в связи с уходом за больным членом семьи.
9 августа 2001 года состоялось заседание Конституционного суда Республики Узбекистан, где был рассмотрен вопрос «О толковании части второй статьи 16 Закона Республики Узбекистан «О гарантиях свободы предпринимательской деятельности».
В принятом по данному вопросу постановлении отмечается следующее. Являясь индивидуальным предпринимателем с октября 1999 года, частный предприниматель В. Фролов уплачивал налог в соответствии со статьей 64' Налогового кодекса и постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан № 541 от 31.12.1998 года по ставке 5 минимальных размеров заработной платы в месяц. Позднее в налоговое законодательство были внесены изменения и максимальная ставка налога на доходы физических лиц, взымаемого в фиксированных размерах, была увеличена до 10, а затем до 20 и 30 минимальных размеров месячной заработной платы.
Несмотря на то, что В. Фролов вправе пользоваться льготами, предусмотренными частью второй статьи 16 Закона Республики Узбекистан «О гарантиях свободы предпринимательской деятельности», Министерство финансов и Государственный налоговый комитет Республики Узбекистан в совместном письме от 13.06.2001 года фактически лишили его такого права.
Содержащиеся в данном письме, а также в аналогичных письмах, разъяснения по применению части второй статьи 16 Закона республики Узбекистан «О гарантиях свободы предпринимательской деятельности» признаны судом неконституционными.
При этом Конституционный суд Республики Узбекистан исходил из следующего:
— в пункте втором статьи 11 Налогового кодекса установлено, что налогоплательщики имеют право пользоваться налоговыми льготами в порядке и на основаниях, установленных настоящим Кодексом и иными актами законодательства;
— в соответствии с частью второй статьи 16 Закона Республики Узбекистан «О гарантиях свободы предпринимательской деятельности» в случае, если в налоговое законодательство внесены изменения, создающие менее благоприятные условия для субъектов малого и частного предпринимательства, с них в течение последующих двух лет взимаются налоги в соответствии с законодательством, действовавшим до вступления в силу таких изменений.
Анализируя приведенные нормы в их взаимосвязи и учитывая, что граждане, принимая решение о занятии предпринимательской деятельностью в условиях рыночной экономики, самостоятельно планируют и осуществляют эту деятельность, исходя из действующей на момент их регистрации системы налогообложения, то есть установленных налогов и местных сборов, их ставок, льгот и т. д., Конституционный суд констатировал необходимость применения рассматриваемых льгот в течение двух лет для адаптации предпринимателей.
Суды общей юрисдикции. Суды общей юрисдикции рассматривают дела в сфере гражданского, уголовного и административного судопроизводства. Задачами этих судов являются осуществление судебной защиты прав и свобод граждан, провозглашенных Конституцией и другими законами Республики Узбекистан, международными актами о правах человека, прав и охраняемых законом интересов предприятий, учреждений и организаций. Деятельность судов направлена на обеспечение верховенства закона, социальной справедливости, гражданского мира и согласия.
Судебная система Республики Узбекистан соответствует ее национально-государственному и административно - территориальному делению и структурно состоит из районного, областного и республиканского звена.
Законом «О судах» четко определена судебная система судов °бщей юрисдикции. Так, в соответствии со ст. 1 Закона она включает в себя: Верховный суд Республики Узбекистан, верховные СУДЫ Республики Каракалпакстан по гражданским и уголовным Делам, областные и Ташкентские городские суды по гражданским и уголовным делам, межрайонные, районные (городские) судЬ1 по гражданским делам, районные (городские) суды по уголовным делам, военные суды.
Таким образом, уже в самом законе заложена предметная специализация судов. Вместе с тем, Закон «О судах» допускает возможность дальнейшей специализации судов по определенным категориям дел.
Основным звеном в системе судов общей юрисдикции являются межрайонные, районные (городские) суды, так как именно они рассматривают большое количество гражданских и уголовных дел, а также дел об административных правонарушениях. Ежегодно ими рассматриваются десятки тысяч уголовных и гражданских дел по первой инстанции. Так, в 2000 году ими рассмотрено более 50 тысяч уголовных и свыше 90 тысяч гражданских дел.
Судебной инстанцией считается суд (или его структурное подразделение), выполняющий ту или иную судебную функцию, связанную с разрешением судебных дел (принятие решения по существу дела, проверка законности и обоснованности такого решения).
В соответствии с процессуальным законодательством межрайонные, районные (городские) суды по гражданским делам, районные (городские) суды по уголовным делам наделены функцией рассмотрения дел лишь в качестве суда первой инстанции.