Судебная власть республики Узбекистан

Конституционный суд рассматривает дела в заседаниях суда, которые проводятся по мере необходимости.

Закон «О Конституционном суде» определяет круг субъектов, имеющих право внесения на рассмотрение Конституционного суда вопросов. Таковыми являются Олий Мажлис, Президент, Пред­седатель Олий Мажлиса, Жокаргы Кенгес Республики Каракал­пакстан, группа депутатов — не менее одной четвертой части от общего состава депутатов Олий Мажлиса, Председатель Верхов­ного суда, Председатель Высшего хозяйственного суда и Гене­ральный прокурор. Вопрос может быть внесен также и по инициа­тиве не менее трех судей Конституционного суда.

Поводом к рассмотрению дела является обращение в Консти­туционный суд в форме запроса, ходатайства или жалобы. Осно­ванием к рассмотрению дела является обнаружившаяся неопре­деленность в вопросе о том, соответствует ли Конституции закон (иной акт, конституционность которого может быть проверена Конституционным судом) или обнаружившаяся неопределенность в понимании положений Конституции и другие предусмотренные законом основания.

В заседаниях Конституционного суда также могут участво­вать Президент, Председатель Олий Мажлиса, его заместители Премьер-министр, Председатель Жокаргы Кенеса Республики Ка-ракалпакстан, Председатель Верховного суда, Председатель Выс­шего хозяйственного суда, Генеральный прокурор и Министр юс­тиции. Они вправе излагать свою позицию по всем рассматривае­мым вопросам.

Заседанием Конституционного суда, его подготовкой руково­дит Председатель Конституционного суда. Он вносит на обсуж­дение суда вопросы, подлежащие рассмотрению в заседаниях

Закон «О Конституционном суде» определяет порядок приня­тия решений Конституционным судом, а также их виды. Так, Конституционный суд принимает решения только по конкретно рассматриваемым вопросам, конституционность которых подвер­гается сомнению. Конституционный суд может, проверив кон­ституционность нормативного акта, одновременно вынести реше­ние также и в отношении нормативных актов, основанных на проверенном нормативном акте, либо воспроизводящих его поло­жения, хотя о них не упоминалось во вносимом на рассмотрение Конституционного суда вопросе (ст. 25 Закона).

Решение Конституционного суда принимается открытым голо­сованием. Судья не вправе воздерживаться или не участвовать в голосовании. Решение считается принятым, если за него прого­лосовало большинство присутствующих на заседании судей. В случае, если голоса разделились поровну, голос председатель­ствующего является определяющим. Судья, не согласный с ре­шением Конституционного суда, вправе изложить свое мнение в письменном виде и приобщить его к протоколу заседания Кон­ституционного суда.

Решение Конституционного суда по существу рассмотренного дела о конституционности межгосударственного договора и нор­мативного акта, именуется постановлением, которое выносится именем Республики Узбекистан. В других случаях решение Кон­ституционного суда именуется заключением или может иметь иную форму.

Все решения Конституционного суда публикуются в средствах массовой информации и вступают в силу с момента их опублико­вания. Решения Конституционного суда окончательны и обжало­ванию не подлежат.

Законом допускается пересмотр решений Конституционного суда по его собственной инициативе. Основания такого пересмотра регламентированы в ст. 28 Закона, а именно: при открытии но-вух существенных обстоятельств, не известных суду в момент принятия решения; при изменении конституционной нормы, на основании которой было принято решение, а также в случае, если Конституционный суд признает, что решение было принято с нарушением установленного порядка производства.

За истекшие годы основным содержанием деятельности Кон­ституционного суда являлось:

— постоянное изучение законов, указов Президента Респуб­лики Узбекистан, постановлений Кабинета Министров, норма­тивных и иных актов министерств, центральных ведомств, хоки-миятов областей и города Ташкента с целью проверки их соот­ветствия Конституции Республики Узбекистан;

— изучение международных договоров и соглашений, в целях определения возможности их ратификации Республикой Узбеки­стан;

— разработка и внесение в Олий Мажлис предложений по вопросам совершенствования законодательства;

— изучение проектов законов и дача по ним замечаний;

— толкование норм Конституции и законов, устранение слу­чаев неправильного их понимания и применения;

— участие в повышении правовой культуры в обществе;

— изучение и позитивное использование информации о дея­тельности зарубежных конституционных судов и иных заменяю­щих их государственных органов.

Конституционный суд в последние годы на основе изучения поступивших в суд материалов рассмотрел ряд вопросов, отне­сенных законом к его компетенции.

Так, в Конституционный суд обратились Министр финансов и Председатель правления Центрального банка Республики Узбе­кистан с письмом о признании неконституционными статью 784 Гражданского кодекса и других норм, регулирующих очередность списания денежных средств со счетов хозяйствующих субъек­тов. В письме отмечалась нецелесообразность преимущественно­го удовлетворения требований, вытекающих из трудовых и иных правоотношений, перед обязательствами предприятий по налого­вым платежам и платежам во внебюджетные фонды. Такой поря­док действительно привел к росту недоимок по платежам в бюд­жет, а главное существенно ограничил возможности своевремен­ной и полной выплаты заработной платы учителям, врачам и дру­гим работникам бюджетных организаций, а также пенсий, сти­пендий, пособий и других видов защиты социально уязвимых слоев населения. Конституционный суд, проанализировав нормы Гражданского и Трудового кодексов, Закона Республики Узбекистан «О пред­приятиях», не нашел оснований для признания их неконституцион­ными и в соответствии со статьей 82 Конституции и Законом «О Конституционном суде Республики Узбекистан» внес в Олий Мажлис в порядке законодательной инициативы вопрос о совер­шенствовании законодательства, регулирующего очередность спи­сания денежных средств со счетов хозяйствующих субъектов.

Институт мониторинга действующего законодательства при Олий Мажлисе обратился в Конституционный суд по двум воп­росам: 1) о толковании статьи 118 Трудового кодекса по поводу возможности установления сокращенной продолжительности рабо­чего времени для отдельных категорий работников; 2) о проверке конституционности норм, регулирующих порядок назначения и выплаты пособия в связи с уходом за больным членом семьи. Оба вопроса признаны судьями Конституционного суда заслуживаю­щими рассмотрения на судебном заседании. Их правильное разре­шение позволило существенно расширить права работников на сокращенную продолжительность рабочего времени и получение пособия в связи с уходом за больным членом семьи.

9 августа 2001 года состоялось заседание Конституционного суда Республики Узбекистан, где был рассмотрен вопрос «О тол­ковании части второй статьи 16 Закона Республики Узбекистан «О гарантиях свободы предпринимательской деятельности».

В принятом по данному вопросу постановлении отмечается следующее. Являясь индивидуальным предпринимателем с октября 1999 года, частный предприниматель В. Фролов уплачивал налог в соответствии со статьей 64' Налогового кодекса и постановле­нием Кабинета Министров Республики Узбекистан № 541 от 31.12.1998 года по ставке 5 минимальных размеров заработной платы в месяц. Позднее в налоговое законодательство были вне­сены изменения и максимальная ставка налога на доходы физи­ческих лиц, взымаемого в фиксированных размерах, была увели­чена до 10, а затем до 20 и 30 минимальных размеров месячной заработной платы.

Несмотря на то, что В. Фролов вправе пользоваться льготами, предусмотренными частью второй статьи 16 Закона Республики Узбекистан «О гарантиях свободы предпринимательской деятель­ности», Министерство финансов и Государственный налоговый комитет Республики Узбекистан в совместном письме от 13.06.2001 года фактически лишили его такого права.

Содержащиеся в данном письме, а также в аналогичных пись­мах, разъяснения по применению части второй статьи 16 Закона республики Узбекистан «О гарантиях свободы предприниматель­ской деятельности» признаны судом неконституционными.

При этом Конституционный суд Республики Узбекистан исхо­дил из следующего:

—  в пункте втором статьи 11 Налогового кодекса установле­но, что налогоплательщики имеют право пользоваться налоговы­ми льготами в порядке и на основаниях, установленных настоя­щим Кодексом и иными актами законодательства;

—  в соответствии с частью второй статьи 16 Закона Респуб­лики Узбекистан «О гарантиях свободы предпринимательской деятельности» в случае, если в налоговое законодательство вне­сены изменения, создающие менее благоприятные условия для субъектов малого и частного предпринимательства, с них в тече­ние последующих двух лет взимаются налоги в соответствии с законодательством, действовавшим до вступления в силу таких изменений.

Анализируя приведенные нормы в их взаимосвязи и учиты­вая, что граждане, принимая решение о занятии предпринима­тельской деятельностью в условиях рыночной экономики, само­стоятельно планируют и осуществляют эту деятельность, исходя из действующей на момент их регистрации системы налогообло­жения, то есть установленных налогов и местных сборов, их ста­вок, льгот и т. д., Конституционный суд констатировал необходи­мость применения рассматриваемых льгот в течение двух лет для адаптации предпринимателей.

Суды общей юрисдикции. Суды общей юрисдикции рассмат­ривают дела в сфере гражданского, уголовного и административ­ного судопроизводства. Задачами этих судов являются осуществ­ление судебной защиты прав и свобод граждан, провозглашен­ных Конституцией и другими законами Республики Узбекистан, международными актами о правах человека, прав и охраняемых законом интересов предприятий, учреждений и организаций. Дея­тельность судов направлена на обеспечение верховенства зако­на, социальной справедливости, гражданского мира и согласия.

Судебная система Республики Узбекистан соответствует ее национально-государственному и административно - территори­альному делению и структурно состоит из районного, областного и республиканского звена.

Законом «О судах» четко определена судебная система судов °бщей юрисдикции. Так, в соответствии со ст. 1 Закона она вклю­чает в себя: Верховный суд Республики Узбекистан, верховные СУДЫ Республики Каракалпакстан по гражданским и уголовным Делам, областные и Ташкентские городские суды по гражданским и уголовным делам, межрайонные, районные (городские) судЬ1 по гражданским делам, районные (городские) суды по уголовным делам, военные суды.

Таким образом, уже в самом законе заложена предметная спе­циализация судов. Вместе с тем, Закон «О судах» допускает воз­можность дальнейшей специализации судов по определенным категориям дел.

Основным звеном в системе судов общей юрисдикции являют­ся межрайонные, районные (городские) суды, так как именно они рассматривают большое количество гражданских и уголов­ных дел, а также дел об административных правонарушениях. Ежегодно ими рассматриваются десятки тысяч уголовных и граж­данских дел по первой инстанции. Так, в 2000 году ими рассмот­рено более 50 тысяч уголовных и свыше 90 тысяч гражданских дел.

Судебной инстанцией считается суд (или его структурное подразделение), выполняющий ту или иную судебную функцию, связанную с разрешением судебных дел (принятие решения по существу дела, проверка законности и обоснованности такого решения).

В соответствии с процессуальным законодательством межрайон­ные, районные (городские) суды по гражданским делам, район­ные (городские) суды по уголовным делам наделены функцией рассмотрения дел лишь в качестве суда первой инстанции.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты