Судебное представительство и его виды

оказывает юридическую помощь доверителю, интересы которого противоречат интересам данного лица;

3) занимать по делу позицию вопреки воле доверителя, за исключением случаев, когда адвокат убежден в наличии самооговора доверителя;

4) делать публичные заявления о доказанности вины доверителя, если тот ее отрицает;

5) разглашать сведения, сообщенные ему доверителем в связи с оказанием последнему юридической помощи, без согласия доверителя;

6) отказаться от принятой на себя защиты[8].

Таким образом, статус адвоката накладывает на последнего установленные законом ограничения. На других судебных представителей такие ограничения не распространяются.

В соответствии с частью 4 статьи 2 федерального закона от 31.05.2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» представителями организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления в гражданском и административном судопроизводстве, судопроизводстве по делам об административных правонарушениях могут выступать только адвокаты, за исключением случаев, когда эти функции выполняют работники, состоящие в штате указанных организаций, органов государственной власти и органов местного самоуправления, если иное не установлено федеральным законом. Согласно ч.1 и 2 ст. 6 «Полномочия адвоката, участвующего в качестве представителя доверителя в конституционном, гражданском и административном судопроизводстве, а также в качестве представителя или защитника доверителя в уголовном судопроизводстве и производстве по делам об административных правонарушениях, регламентируются соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации[9].

В случаях, предусмотренных федеральным законом, адвокат должен иметь ордер на исполнение поручения, выдаваемый соответствующим адвокатским образованием. Форма ордера утверждается федеральным органом юстиции. В иных случаях адвокат представляет доверителя на основании доверенности.

В соответствии с законом дела организаций ведут в суде их органы, действующие в пределах своей компетенции, либо представители. Полномочия органа, ведущего дела в суде, подтверждается документами, удостоверяющими должностное положение их представителей или учредительными документами. Как правило, единоличный исполнительный орган юридического лица (директор, генеральный директор) на основании устава вправе действовать самостоятельно, без доверенности, от имени юридического лица. Полномочия иных представителей должны быть выражены в доверенности, оформленной в соответствии с законом. От имени ликвидируемой организации в суде выступает уполномоченный представитель ликвидационной комиссии. В рамках конкурсного производства конкурсный управляющий выступает представителем соответствующих юридических лиц, в том числе и в суде.

Однако в случае формирования коллегиального исполнительного органа (правление, дирекция), последний действует на основании устава, а также утверждаемого общим собранием внутреннего документа (положения, регламента), в котором устанавливаются сроки, порядок созыва и проведения его заседаний, а также порядок принятия решений. При этом единоличный исполнительный орган (председатель правления, директор) действует без доверенности в соответствии с решениями коллегиального исполнительного органа, принятыми в пределах его компетенции, или общего собрания.

Когда дела организаций ведут в суде их органы, нередко случаются прецеденты по отмене судебных постановлений в связи с ненадлежащим подтверждением полномочий их органов. В связи с этим, хотелось бы остановиться на характерном казусе – Постановление Президиума Высшего арбитражного суда «Об отмене постановления суда о утверждении мирового соглашения…» № 11980/01 от 24.12.2002г[10] по хозяйственному спору в арбитражном суде Пермской области между жилищно-строительным кооперативом и индивидуальным предпринимателем.

Как следует из материалов дела, в заседаниях судов первой и апелляционной инстанций Пермской области ведение дел в суде кооператива осуществлял председатель правления кооператива В., которым от имени кооператива подписано мировое соглашение.

В соответствии с частью 1 статьи 44 АПК РФ[11] дела организаций в арбитражных судах ведут их органы, действующие в пределах полномочий, предоставленных им законами, иными нормативно-правовыми актами или учредительными документами, и их представители. Согласно части 1 статьи 60 АПК РФ полномочия руководителей организаций, действующих от имени организаций в пределах полномочий, предусмотренных федеральным законом, иным нормативным правовым актом или учредительными документами, подтверждаются представляемыми ими суду документами, удостоверяющими их служебное положение, а также учредительными и иными документами. Согласно части 1 статьи 60 АПК РФ Арбитражный суд обязан проверить полномочия лиц, участвующих в деле, и их представителей.

Однако высшим арбитражным судом в ходе судебных слушаний установлено, что председатель правления кооператива был не правомочен подписывать мировое соглашение, и даже представлять кооператив в суде без надлежащим образом выписанной и оформленной доверенности. Согласно п.29 устава кооператива представительство кооператива в судебных и административных органах осуществляет его правление. Таким образом, только правление является легитимным органом по представлению данного юридического лица в суде.

При таких обстоятельствах судам первой и апелляционной инстанции необходимо было проверить полномочия председателя правления ЖСК на ведение дела и на подписание мирового соглашения от имени кооператива. Полномочия представителя установлены не были. Президиум Высшего арбитражного суда постановил, что судебные акты приняты с нарушением норм права и подлежат отмене, а дело – направлению на новое рассмотрение.

Участие в судебном процессе Российской Федерации, высших органов государственной власти Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, иных государственных органов в судах общей юрисдикции, кроме Верховного суда Российской Федерации, в случае предъявления исковых и иных требований, представление интересов Правительства и высших органов государственной власти осуществляют федеральные министерства, иные федеральные органы исполнительной власти. Федеральные министры, руководители федеральных служб и агентств представляют Правительство в суде без доверенности. Для представления интересов в Верховном суде Российской Федерации Правительство назначает своего полномочного представителя, действующего от имени Правительства без доверенности. Руководители федеральных органов исполнительной власти могут назначать представителей, состоящих в штате этих органов, либо привлекать адвокатов. Полномочия представителей должны быть выражены в доверенности, которая выдается за подписью руководителя соответствующего федерального органа исполнительной власти[12]. В случае удовлетворения судом требований, исполнение судебных актов может быть возложено на федеральный орган исполнительной власти, отвечающий за исполнение федерального бюджета.

Согласно статьи 50 ГПК РФ суд назначает адвоката в качестве представителя при рассмотрении дела в отсутствии представителя ответчика, место жительства которого неизвестно, а также в других предусмотренных федеральным законом случаях.


2. Основания и виды судебного представительства


Судебное представительство можно классифицировать по разным основаниям, поэтому существуют различные классификации судебного представительства на отдельные виды. Представляется, что наиболее понятной и логичной является классификация представительства в зависимости от фактического состава, определяющего основания его возникновения. В зависимости от юридической значимости волеизъявления представляемых лиц можно выделить:

1) добровольное представительство, основанное на наличии ясно выраженного волеизъявления представляемого;

2) законное представительство, когда не требуется согласия представляемого в силу его полной или частичной недееспособности.

Добровольное представительство в зависимости от характера правоотношений в свою очередь можно классифицировать на:

- договорное представительство, основанное на соглашении сторон;

- общественное представительство, основанием возникновения которого как правило является членство представляемого в общественном объединении или его обращение за защитой нарушенных прав, свобод и интересов[13].

Договорное представительство основано на воле доверителя, который имеет право вести свое дело лично или поручить его ведение представителю по своему выбору (представительству адвоката, юрисконсульта). В его основе лежит трудовой договор (контракт) или договор поручения, а в определенных случаях – агентский договор. Трудовой договор (контракт) лежит в основе представительства юрисконсультом и другими штатными работниками интересов организации, где они работают. На основании договора дела граждан и юридических лиц вправе вести в судах общей юрисдикции не только адвокаты, но и юридические фирмы, граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица в качестве частнопрактикующих юристов.

Таким образом, договорное представительство возникает на основании соглашения сторон и может осуществляться любым лицом, допущенным рассматривающим дело судом в качестве судебного представителя по данному делу, в основном представительство осуществляют адвокаты.

Для получения юридической помощи гражданин или организация обязаны заключить с адвокатом соглашение, которое представляет собой гражданско-правовой договор, заключаемый в простой письменной форме между доверителем и адвокатом, на оказание юридической помощи самому доверителю или назначенному им лицу.

Существенными условиями соглашения являются:

1) указание на адвоката, принявшего исполнение поручения в качестве поверенного, а также на его принадлежность к адвокатскому образованию и адвокатской палате;

2) предмет поручения;

3) условия выплаты доверителем вознаграждения за оказываемую юридическую помощь;

4) порядок и размер компенсации расходов адвоката, связанных с исполнением поручения;

5) размер и характер ответственности адвоката, принявшего исполнение поручения[14].

Адвокат выступает в гражданском и административном судопроизводстве только на основании договора поручения.

В силу прямого запрета закона судьи, следователи, прокуроры не могут быть адвокатами. Однако после выхода в отставку многие из них работают в качестве адвоката, не соблюдая введенных законодателем ограничений и запретов на занятие определенными видами деятельности. В этой связи, хотелось бы остановиться на решении Верховного суда Российской Федерации от 13 октября 2008 г. № ГКПИ08-1690 «О прекращении отставки судьи…» в связи с нарушением пункта 3 статьи 3 Федерального закона «О статусе судей в Российской федерации» и статьи 51 ГПК РФ[15]. Как следует из фабулы дела после ухода в отставку с 21 мая 2001 г. федеральный судья О.Ю. Колбасов принимал участие в осуществлении правосудия в качестве адвоката. Суд указал, что судья не вправе быть депутатом, третейским судьей, арбитром, принадлежать к политическим партиям и движениям, осуществлять предпринимательскую деятельность, а также совмещать работу в должности судьи с другой оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской и иной творческой деятельности. В пункте 4 статьи 3 закона исчерпывающе перечислены случаи, когда судья в отставке может выполнять оплачиваемую работу, вправе состоять на государственной службе (кроме замещения должностей прокурора, следователя, дознавателя), работать в государственных и муниципальных учреждениях, в профсоюзных и иных общественных объединениях.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты