Толкование правовых норм

    Зачастую сам текст нормативного акта содержит основание для систематического толкования . К нему приходится прибегать при реализации  бланкетных и  отсылочных норм . Способ формирования отсылочных статей таков , что норма , которая лишь частично очерчена в статье , не может быть уяснена без привлечения статей , которым адресуется отсылочная статья .Охранительные нормы бланкетного характера устанавливают ответственность за нарушение других норм специального характера . Благодаря систематическому толкованию , можно выявить юридическую силу правовой нормы , сферу ее действия , принадлежность к определенной отрасли , институту права .


д.) Историко-политическое толкование.


 Цель историко - политического толкования – установить смысл норм права , исходя из условий их возникновения .Без исследования политического и социально-экономического значения правовых предписаний в конкретных исторических  условиях невозможно полностью и глубоко познать ее смысл .При историко – политическом толковании интерпретатор опирается на факты , связанные с историей возникновения толкуемых норм. Прежде  всего необходимо выявить , с какой целью издана данная норма права , каков ее социально –политический смысл . Большое значение имеет сравнение ныне действующего нормативного акта с ранее действующим , изучение причины изменения соответствующих норм . Если между условиями времени издания и времени применения закона нет существенной разницы , то их исследование не окажет  значительного влияния на толкование закона .Историко - политическое толкование тем более необходимо в условиях , когда закон устарел и не отражает объективных условий времени его применения .


е) .Специально-юридическое толкование.


Выражение воли законодателя , содержащейся в нормах права , осуществляется не только с помощью общеупотребительных слов , но и специфических терминов . При этом используются различные технико-юридические средства  и приемы , учитываются различные способы , методы и типы правового регулирования .Сказанное и обуславливает потребность в специальных юридических знаниях , которые интерпретатор применяет при толковании норм права . Прежде всего это касается толкования специальных терминов . Однако специально-юридический приём толкования не сводится только к этому (тогда он отождествлялся бы с грамматическим толкованием) . Содержание его гораздо шире . Интерпретатор должен учитывать особенности правового регулирования , юридической конструкции , тип регулирования и т.д.


ж). Телеологическое (целевое) толкование .


Телеология - это учение о целесообразности и целях в жизни .Для права , как системного образования и его отдельных компонентов одной из важнейших характеристик является целенаправленность .

   Телеологическое (целевое) толкование - это уяснение смысла закона в связи с его целевым назначением .Основа для выделения его в качестве самостоятельного приема - связь нормы с объективными последствиями ее осуществления . Источником телеологического толкования является законодательство . Также могут использоваться некоторые отмененные нормы . В процессе телеологического толкования обращаются также к различным вспомогательным правовым актам , в первую очередь , к актам официального  толкования . Субъектами телеологического толкования могут быть все субъекты права . Исключительно важным фактором толкования нормы права по ее цели является социальное правосознание субъектов , осуществляющих интерпретацию.              Особенность телеологического толкования состоит в том , что все знания   и приемы их использования привязываются к тому , что выходит за пределы непосредственного содержания нормы (к ее цели) , но что объясняет это содержание. В качестве познавательного инструмента этого приема используются законы логики , законы науки о системных объектах, специальные юридические знания , история и т.д. Далеко не все авторы признают телеологическое толкование в качестве самостоятельного приема , не отрицая значения целевого анализа права .


з) Функциональное толкование .


   При функциональном толковании рассматриваются условия и факторы, в которых функционирует , действует, реализуется толкуемая норма и которые оказывают влияние на ее содержание. Прежде всего , это касается толкования так называемых оценочных терминов (“уважительные причины”, “существенный вред” , “значительный ущерб” , “крайняя необходимость” и т/д) .С учетом особенностей места , времени и других факторов они могут иметь разные значения .

                   Целью интерпретации оценочных терминов является процесс замещения оценочных терминов точными . Иной раз законодатель прямо обязывает учитывать конкретные условия , т. е. обращаться к функциональному толкованию (например , при определении размера компенсации морального вреда , при определении размера алиментов).            

                        Приемы толкования норм права всегда дополняют и обуславливают друг друга . Они дают положительные результаты лишь в совокупности. При толковании нормативного акта к ним всегда приходится прибегать одновременно , параллельно.


Таким образом , мы пришли к следующим выводам:

Приемы толкования норм права - это совокупность средств , используемых для установления содержания норм права .Выделяют грамматическое , логическое , систематическое , историко-политическое , специально-юридическое ,телеологическое и функциональное толкование .

Грамматическое толкование - это совокупность приемов , направленных на уяснение морфологической и синтаксической структуры текста акта , выявление значения отдельных слов и терминов , грамматического смысла всего предложения.

Логическое толкование предполагает использование законов и правил логики для уяснения подлинного смысла нормы , который иногда не совпадает с ее буквальным изложением.

Систематическое толкование - это исследование правовой нормы с точки зрения ее связи с другими нормами .

Историко –политическое толкование заключается в изучении исторической обстановки издания акта  , социально-экономических и политических факторов ,обусловивших появление нормы .

Социально-юридическое толкование связано с анализом специальных терминов, технико-юридических средств и приемов выражения воли законодателя.

Телеологическое  (целевое) толкование направлено на установление целей издания правовых актов.

Функциональное толкование исследует факторы и условия , в которых функционирует , реализуется толкуемая норма .

Приемы толкования должны использоваться все вместе, а не каждый в отдельности.

Виды


а) Разъяснение норм права.


Процесс разъяснения соответствующей действительности содержания норм права делится на два главных вида -официальное и неофициальное толкования. В свою очередь, любой из этих видов можно поделить на нормативное и казуальное толкования.

Разъяснение норм права , выражающееся как в форме официального акта , так и в форме не имеющих формально обязательного характера рекомендации и советов ,составляет вторую сторону толкования . Толкование –составная часть применения нормы .Поскольку в качестве правоприменителей выступают и граждане, и юридические лица , и государственные органы , все они являются толкователями норм .Однако юридическое значение результатов толкования различны. Если гражданское или юридическое лицо в меру своего понимания и с учетом собственных интересов определенным  образом толкует норму , такое толкование не выходит за пределы конкретного правоотношения .Если же толкование нормы дается специально уполномоченным  на то государственным органом , то подобное  толкование обретает особый  авторитет , становится эталоном правоприменения.

   В зависимости от субъектов, дающих толкование, и обязательности толкования различают официальное и неофициальное толкование


б) Официальное толкование.


Рассматривая официальное толкование, прежде всего необходимо обнаружить и охарактеризовать его существенные признаки. Первым признаком официального толкования, которая вирізняє его от других видов разъяснения, есть его обязательный характер. Речь идет о формальной обязательности.

В науке существуют разные взгляды на основания , которые придают официальному толкованию обязательный характер. Так , Б.П.Спасов, В.М.Хропанюк, Г.В.Назаренко считают, что обязательный характер официального толкования обусловлен компетентностью государственного органа, который выдает соответствующее разъяснение нормы  права . С.С.Алєксєєв, Ю.Х.Калмиков и др. объясняют обязательный характер официального толкования его самостоятельностью в системе юридической практики и правотворчим происхождением. М.М.Вопленко объясняет такой характер наличием контрольно-надзорных полномочий у органов, которые осуществляют разъяснение соответствующей действительности содержания норм права.

Обязательный характер официального толкования вытекает из юридических свойств самых норм права, которые толкуются. Акты официального толкования имеют обязательный характер лишь в связи с действием норм права, содержание которых сама рада разъясняют . Тут можно кое-что согласиться с М.М.Вопленко, что считает , что обязательный характер есть следствием системоутворюючих связей официального толкования с нормой права что разъясняется.[12]

Итак, официальное толкование норм права-ці процесс разъяснение соответствующей действительности содержания норм права третьим лицам, которые осуществляется уполномоченным на это субъектом, и имеет обязательный характер.

 Официальное толкование призвано обеспечить единство понимания законов и на этой основе единство их применения на всей территории государства.

Официальное толкование подразделяется на аутентичное и легальное.

Аутентичное толкование выполняет орган, который выдал нормативный акт. Он делает это в силу своей компетенции , специального разрешения нему не нужно. Право аутентичного толкования логически вытекает из права издания норм права : если орган имеет нормотворчу компетенцию, то он владеет и компетенцией толкования своих нормативных актов . Правотворчий орган дает аутентичное толкование как в тексте самого акта ( дефинитивные нормы ),так и актах специальных .

Легальное толкование ( А. Ф.Черданцев называет его “делегировано”) осуществляется органом , специально уполномоченной на то законом. Субъектом легального толкования могут выступать все государственные органы, которые организуют процесс реализации права .Соответственно этому в зависимости от субъектов легальное толкование можно подразделить на толкование что дается : органами власти ,судебными органами ,органами управления , надзорными органами , арбитражными органами.[6,7] Круг этих органов широкому , и юридическая сила актов толкования неодинаковая . Наибольший юридической силой владеет толкование , которое дается самым законодателем и высшими судебными инстанциями . В зависимости от сферы действия актов разъяснение делятся на нормативные и казуальные. Нормативные толкования имеет обязательное значение для всех дел определенной категории ,а казуальное - только для конкретного дела. Наиболее типичным видом казуального толкования есть то , что дается при рассмотрении угсловных и гражданских дел в суде (судебное толкование).

Некоторые исследователи считают , что как нормативное , так казуальное толкование может быть официальной и неофициальной.

В особенности следует выделить толкования , которое имеет межгосударственное значение . Такие , в частности, международные правила по толкованию торговых сроков “Инкотермс” , выданные Международной торговой палатой .

Отношение к официальным разъяснениям двояко. С одной стороны, такие разъяснения облегчают применения нормы , снимают противоречия , устраняют неясности . С другой стороны, разъяснение временами подменивают норму , размывают ее содержание. В идеале разъяснительная практика требует сокращение, причем преобладающей формой толкования должны стать толкование аутентичные.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты