Трудовой договор в законодательстве России

Очередным подобным актом по юридической значимости для россиян, который представлял собой своеобразный второй общероссийский многоотраслевой правовой кодекс, стал Судебник 1550 г., изданный при Иване IV (Грозном). В нем был подтвержден ранее установленный процесс унификации судопроизводства и порядок функционирования судебных инстанций в центре и на местах, но при этом закреплялось обязательное письменное ведение судебных дел, для чего в процесс судопроизводства вводилась должность подьячего. В ст.76-81 подтверждался порядок обретения статуса холопа и выхода из этого состояния и то, что последствием займа денег в рост (под процент) и своевременной их неотдачи может стать попадание должника в кабальные трудовые отношения к кредитору. Причем теперь это условие согласно ст.36 и 78 должно было быть зафиксировано в письменной форме, подтверждено боярской печатью и заверено подписью дьяка, а подьячему за оформление такой описи полагалась определенная плата. В ст.88 подтверждался порядок отказа от взятых трудовых и иных обязательств, т.е. действие нормы о "Юрьевом дне", но размер отказных выплат незначительно увеличивался. В то же время отменялось действие большинства жалованных грамот, освобождавших целые сословия от уплаты различных платежей в пользу государства, и заменялась часть трудовых повинностей уплатой денежных пошлин (налогов). [3]

Значительным общегосударственным юридическим актом и по объему охваченного правового пространства, и по количеству принципиально-существенных правовых новелл следует считать Соборное Уложение 1649 г., введенное в действие при правлении второго царя из рода Романовых - Алексея Михайловича (1645-1676 гг.). Правовой анализ этого акта позволяет определить его как кодекс феодально-крепостного права. Им, в частности, вводится более жесткие требования для получения вновь статуса вольного человека после попадания в экономическую зависимость (гл. ХХ). Одностороннее прекращение трудовых отношений каралось уже более суровыми санкциями (гл. XI и XX). Отменялись многие льготы и привилегии. Вводилась практически всеобщая обязанность пополнения государевой казны путем либо отработки какого-либо вида повинности от дворохозяйства, либо уплаты пошлины с любой доходной деятельности (гл. XIX).

Исходя из всего изложенного следует, что ни один из рассмотренных памятников правовой культуры древнерусских славян и отдельных кодифицированных актов более позднего времени не имел в своей структуре систематизированного деления по отраслевым направлениям права.

С периода зарождения раннебуржуазного права России в законодательстве стала доминировать тенденция позитивизма, привнесенная в российскую национально-правовую систему со времени единоличного правления Петра I (1689-1725 гг.), т.е. в условиях абсолютной монархии (позднефеодальной государственности). При Петре I продолжилась практика трудовых отношений в виде принудительного привлечения к "тягловым" натуральным государственным повинностям, которые реализовывались на строительстве всевозможных объектов. Вольнонаемный труд использовался для комплектования военизированных сил, для чего в 1700 г. было обнародовано устное разрешение царя отпускать на волю изъявивших желание служить холопов и крестьян. Вольнонаемным способом частично комплектовались и ведущие отрасли промышленности, но в подавляющем числе это касалось привлечения на контрактной основе зарубежных специалистов. Вспомогательные работники согласно Указу от 18 января 1721 г. "О покупке к заводам деревень" могли просто прикупаться купцами и дворянством к любым промышленным предприятиям целыми деревнями, но с условием "дабы те деревни всегда были уже при тех заводах неотлучно".

В 1736 году уже при Анне I (1730-1740 гг.) был издан указ, закрепивший на неопределенный срок квалифицированных наемных работников за теми работодателями, у которых работали вольные рабочие на момент издания указа. С этого времени во всех отраслях производства стал доминировать промышленно-крепостной труд.

Следующим прогрессивным этапом развитии социальных отношений стало время правления Екатерины II (1762-1796 гг.), получившее название "просвещенного абсолютизма". В первые два десятилетия императрица и Сенат издают указы, присущие "социально-экономическому либерализму". В 1762 г. в очередной раз купцам запрещен прикуп крестьян к мануфактурам. В 1763-м предписано оставить при фабриках и заводах строго лимитированную часть приписных крестьян, а из вольноотпущенных, при необходимости, набирать на работу по найму на срок выдачи им паспортов, что можно отнести к зарождению "сельского пролетариата".

В XIX в. Россия вошла под управлением императора Александра I, правившего с 1801 по 1825 год. С его воцарением вновь наступил период просвещенного абсолютизма. Правда, длился он недолго, но и за это время были изданы указы, облегчающие участь главной созидающей силы общества - крестьян. Так, Указом от 12 декабря 1801 г. "О предоставлении купечеству, мещанству и казенным поселянам приобретать покупкою земли" была предоставлена возможность всем российским подданным, кроме причисленных к помещичьим владениям, оформив купчую на приобретение земли, но без крестьян, использовать поверхность земли и ее недра в земледельческих и промышленных целях.20 февраля 1803 г. в ответ на обращение графа Сергея Румянцева был издан Указ "Об отпуске помещиками крестьян своих на волю по заключении условий на обоюдном согласии основанных", которым позволялось освобождать крепостных крестьян, изъявивших желание выйти из-под помещичьей опеки, поодиночке и целыми селениями с утверждением в установленном порядке за ними права собственности на недвижимое имущество на любых согласованных с помещиком условиях.

Подводя итог развитию российского законодательства, созданного к началу XIX в., можно констатировать, что правители России неоднократно предпринимали попытки регламентировать отношения между работодателем и работником (на уровне помещик - крестьянин), но это была лишь попутная императивная регламентация при решении проблем сословных отношений в объеме публичного права.

Очередной прогрессивный период связан с правлением императора Николая I (1825-1855 гг.). Годы правления Николая I знаменательны тем, что при нем впервые в России был изданы конкретные специальные нормативные акты, регулирующие правоотношения работодателей с работниками, и начали формироваться в системе гражданского права институты фабрично-заводского законодательства. Так, 24 мая 1835 г. в состав российского фабричного законодательства вошло Положение об отношениях между хозяевами фабричных заведений и рабочими людьми, поступающими на оные по найму, а 7 августа 1845 г. - Положение о воспрещении фабрикантам назначать в ночные работы малолетних менее 12-летнего возраста. [4]

Особая позитивная роль в истории преобразования государства отводится Александру II, который был непреклонно целеустремлен и решителен в деле изменения социально-экономических отношений в России. В 1857 г. им был создан Секретный комитет по крепостным делам, в котором он лично председательствовал до преобразования его в Главный комитет по крестьянскому делу. 19 февраля 1861 г. был подписан Манифест о всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей, и об устройстве их быта, обнародованный 5 марта.

С 1861 г. Российская империя окончательно встала на капиталистический путь развития, который в итоге привел к свержению самодержавия. С отменой крепостного права начались миграция рабочей силы в промышленно развитые города и преобразования государственного предпринимательства в многоукладную экономику.

Затянувшееся формирование рабочего класса привело к запоздалому возникновению трудового законодательства России. Только с ростом в конце ХIХ в. активного недовольства рабочих условиями труда государство стало уделять особое внимание проблемам трудовых отношений в сфере сельскохозяйственного и промышленного производства. С 1882 по 1903 г. было принято девять законов, утвержденных Александром III и Николаем II, содержащих меры охраны и защиты труда наиболее уязвимых категорий работников - детей и женщин, а также административно-контрольные меры за соблюдением работодателями и работниками законодательства о труде. Среди этих законов были такие, которые вводили правила заключения договоров трудового найма. Это Закон от 3 июня 1886 г." Об утверждении проекта правил о надзоре за фабричной промышленностью, о взаимных отношениях фабрикантов и рабочих и об увеличении числа чинов фабричной инспекции" и Положение от 12 июня 1886 г. "О найме на сельские работы". Впоследствии названные акты вошли в Полное собрание законов Российской империи, а законы об индустриализации труда - в Устав о промышленном труде, являвшийся специализированной составляющей инкорпорированного и частично кодифицированного тома XI Свода законов Российской империи (1913 г).

Уже в начале ХХ в. в стране были законодательно созданы условия для трудовых отношений, обеспеченных правоохранительными мерами и контролируемых силами государства.

Итак, оценки современников относительно заслуг личностей и обстоятельств, способствовавших или повлиявших на появление в России передового в мировом масштабе трудового законодательства, диаметрально противоположны.

Существенный и перспективный научный вклад в теоретические основы социального, или, как он его называл, трудового, права внес российский профессор Л.С. Таль, имя которого на долгие годы было предано забвению. В значительной степени благодаря научным исследованиям этого ученого и преподавателя сначала в проектах законов Временного буржуазного правительства, а затем и при разработке советского законодательства, в первых КЗоТах, были применены его концептуальные положения о природе трудового и коллективного договоров, хозяйской власти, о конструировании промышленного рабочего права. В своих изысканиях в области рабочего права он учитывал специфику экономической и организационно-управленческой зависимости работника от работодателя. Таль объяснил правовую природу хозяйской власти как неотъемлемую составляющую трудовой дисциплины, возложенную законодательной властью на отдельных лиц для решения общегосударственных задач. Им предлагались различные подходы и решения проблемы взаимодействия системы работодатель - работник и пути выравнивания их трудовых отношений в сторону социального партнерства. Впоследствии, в частности, его трудоправовая архитектоника решения рабочего вопроса нашла свое отражение в нормах мирового сообщества. [5]

Дальнейшее развитие такого взаимосвязанного многопланового юридического явления, как трудовой договор, играющего значительную роль при отборе, подборе, расстановке и использовании кадров, проходило в условиях послереволюционной России, когда во главу угла были поставлены иные производственные отношения и иные общественные ценности.

Практически через год после Октябрьской революции, в декабре 1918 г., ВЦИК и СНК приняли первый Кодекс законов о труде РСФСР. В нем даже не упоминалось о трудовом договоре, хотя характерные ему правовые элементы присутствовали, а сам договор (в устной форме) подразумевался в части IV Введения, содержащей следующие гарантии: "Все соглашения о труде, как ранее состоявшиеся, так и впредь заключаемые, поскольку они противоречат постановлениям настоящего Кодекса, недействительны и необязательны ни для трудящихся, ни для применяющих чужой труд". Такая неопределенность с формой и содержанием трудового договора была вызвана в первую очередь известной исторической обстановкой, связанной с гражданской войной и заменой права на труд на конституционно установленную трудовую обязанность (повинность) в период военного коммунизма. Частичное восполнение письменной формы, содержащей элементы трудового договора, взяла на себя обязательная в практическом применении трудовая книжка. По определенному законом информационному содержанию трудовой книжки работник и работодатель в случае возникновения спорных ситуаций о нарушении правовых гарантий, содержащихся в КЗоТ, могли искать юридической защиты в местном и кассационном отделе труда Народного комиссариата труда. [6]

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты