Оформление заключения трудового договора обычно начинается с составления гражданином, желающим поступить на работу к данному работодателю, письменного заявления о приеме на работу. Заявление обычно пишется от руки в произвольной форме, хотя во многих организациях имеются специальные бланки заявления трафаретной формы.
В заявление о приеме на работу указываются:
адресат (должность, инициалы, фамилия руководителя организации с приведением ее наименования);
фамилия, имя, отчество гражданина, адрес его места регистрации и жительства (возможно указание данных паспорта, номер телефона);
наименование документа - заявление;
текст заявления, в котором излагается просьба о принятии на работу с указанием, на какую должность, по какой профессии, специальности и квалификации, в какое структурное подразделение;
подпись заявителя;
дата составления заявления.
Примерная форма заявления о приеме на работу представлена в Приложении 4.
Если организация, в которую поступает гражданин на работу, большая, состоящая из значительного числа структурных подразделений, то на заявлении обычно проставляется виза руководителя структурного подразделения и руководителя кадровой службы, после чего оно передается руководителю организации для оформления резолютивной надписи.
Заявление о приеме на работу не упоминается в Трудовом кодексе, поэтому является неунифицированным документом. Единственным правовым актом, который упоминает заявление о приеме на работу в качестве документа, составляемого и подаваемого работником работодателю при поступлении на работу, является Указ Президента РФ от 1 июня 1998 г. № 640 "О порядке ведения личных дел лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации в порядке назначения на государственные должности федеральной государственной службы".
Значение данного заявления трудно переоценить. Подавая заявление, гражданин тем самым дает свое согласие на заключение трудового договора и на работу у данного работодателя. Работодатель, визируя такое заявление, подтверждает свое согласие заключить трудовой договор с данным гражданином как работником. Поэтому не случайно, что многие работники кадровых служб крупных организаций считают заявление о приеме на работу необходимым документом.
В целях обеспечения прав и законных интересов граждан, поступающих на работу к конкретному работодателю, представляется целесообразным внести в Трудовой кодекс норму, которая ввела бы заявление о приеме на работу в число документов, обязательно представляемых будущим работником работодателю. Было бы целесообразным предусмотреть составление такого заявления и подачу его работодателю в двух экземплярах. После проставления на них положительной (согласие на заключение трудового договора) или отрицательной (отказ в заключении трудового договора) визы работодателя один экземпляр передавался бы претенденту на работу, другой - в кадровую службу для оформления заключения трудового договора или отказа в этом.
Подобная практика могла бы предотвратить случаи нарушения прав работников, принимаемых на работу с испытанием, которые, отработав какое-то время, узнают, что они не нужны данному работодателю, так как работа, на которую они рассчитывали, оказалась к этому времени выполненной. Таким работникам нередко не объясняют причины незаключения с ними трудового договора. Им просто предлагают взять свою трудовую книжку, в которой, естественно, нет никаких записей о работе у данного работодателя. Нет и доказательств такой работы, поскольку заработная плата (если она выдавалась) выдавалась "в конверте", без проставления ее в платежную ведомость.
Такое законодательное решение, предусматривающее выдачу поступающему на работу гражданину копии его заявления с визой руководителя, защитило бы интересы добросовестных, но чрезмерно деликатных или робких работников, не утруждающих себя получением доказательств того, что они вступили в трудовые отношения с данным работодателем.
Для работника копия заявления могла бы служить основанием для обращения в суд с иском об оспаривании необоснованного отказа в приеме на работу или взыскании компенсации за выполненную работу в случае вынужденного ухода с работы до оформления работодателем заключения трудового договора.
При заключении трудового договора работодатель обязан ознакомить работника с действующими в организации правилами внутреннего трудового распорядка, уставом, коллективным договором, иными локальными нормативными актами, имеющими отношение к трудовой функции работника. В некоторых случаях, например при приеме на работу сотрудников отдела кадров, бухгалтерии, их знакомят с положением о защите персональных данных работников и берут расписку об их неразглашении.
С кассирами, кладовщиками, иными материально ответственными работниками заключается письменный договор о полной материальной ответственности. Договор о полной материальной ответственности с кассиром приведен в Приложении 5.
Прием на работу других категорий работников, названных в статьях раздела XII "Особенности регулирования труда отдельных категорий работников" ТК РФ, производится с учетом отмеченных в этих статьях особенностей.
Так, в случаях получения основного общего образования либо оставления в соответствии с федеральным законом общеобразовательного учреждения трудовой договор с лицами, не достигшими возраста пятнадцати лет, требует согласования с их родителями, попечителями, органов опеки и попечительства.
Определенные особенности существуют при приеме на работу работников транспорта, работников, направляемых на работу в дипломатические и консульские учреждения России за рубежом, а также в представительства федеральных органов исполнительной власти и государственных учреждений за границей, педагогических работников.
Например, согласно действующему законодательству заключению трудового договора с деканами и заведующими кафедр высших учебных заведений предшествуют конкурсный отбор и выборы.
Заключению трудового договора с преподавателем высшего учебного заведения предшествует конкурсный отбор претендентов. Конкурсный отбор объявляется ректором вуза. Объявление об этом публикуется в периодической печати или в других средствах массовой информации не менее чем за два месяца до его проведения.
Срок подачи заявлений для участия в конкурсном отборе - один месяц со дня опубликования объявления о конкурсе. Обсуждение и конкурсный отбор претендентов на преподавательские должности проводится на ученом совете вуза, факультета или филиала. До рассмотрения претендентов на преподавательские должности на заседании ученого совета кафедра выносит рекомендации по каждой кандидатуре и доводит их до сведения ученого совета на его заседании, до проведения тайного голосования.
По результатам конкурсного отбора с преподавателем заключается трудовой договор и издается приказ ректора (проректора) вуза о приеме его на преподавательскую должность по соответствующей кафедре.
Такой же сложный юридический состав, состоящий из факта избрания по конкурсу и заключения трудового договора, применяется при приеме на работу руководителей федеральных государственных унитарных предприятий.
Существует ряд особенностей заключения трудового договора с иностранными гражданами.
Это проявляется в том, что для его оформления необходимо получить разрешение соответствующих органов исполнительной власти. Привлечение к работам иностранной рабочей силы осуществляется на условиях и в порядке, определяемых Указом Президента РФ, которым было утверждено Положение "О привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы" от 16 декабря 1993 г. № 2146 (в ред. Указа от 5 октября 2002 г), а также международными договорами (соглашениями).
Для заключения трудового договора с иностранным гражданином работодатель должен представить в Федеральную миграционную службу России предложение (заключение) соответствующих органов исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов федерального значения с обоснованием целесообразности привлечения и использования работодателем иностранной рабочей силы. Указанные органы исполнительной власти руководствуются принципом приоритетного права российских граждан на занятие вакантных рабочих мест и учитывают наличие на соответствующей территории равноценной рабочей силы. На вынесение положительного решения влияет также отсутствие возможности перераспределения трудовых ресурсов из других регионов страны.
Таким образом, при обосновании целесообразности привлечения иностранной рабочей силы необходимо доказывать невозможность либо крайнюю неэффективность привлечения на данную работу российских работников.
Исходя из нормы, указанной в п.8 Положения, трудовой договор с иностранным гражданином может быть заключен сроком не более чем на один год, поскольку именно на этот или меньший срок выдается разрешение на привлечение иностранной рабочей силы. По мотивированной просьбе работодателя действие разрешения после окончания его срока может быть продлено, но не более чем на один год.
В соответствии с п.18 Положения установленный порядок привлечения и использования иностранной рабочей силы не применяется к лицам, которые официально признаны беженцами, постоянно проживают на территории Российской Федерации, получили убежище на ее территории, подали ходатайство о предоставлении статуса беженца и получили разрешение на временное проживание.
Указанный порядок не применяется к иностранным гражданам:
деятелям науки и культуры, работающим на территории Российской Федерации в учреждениях, созданных в соответствии с межгосударственными соглашениями;
работникам дипломатических и консульских учреждений, а также организаций, пользующихся дипломатическим статусом, находящихся на территории Российской Федерации;
религиозным деятелям, осуществляющим профессиональную деятельность на территории Российской Федерации в официально зарегистрированных религиозных организациях и обществах;
членам экипажей российских морских и речных судов;
студентам, проходящим производственную практику во время каникул в рамках программ российских образовательных учреждений высшего профессионального образования;
корреспондентам и журналистам, аккредитованным в Российской Федерации;
лекторам и инструкторам, приглашаемым для чтения курса лекций и другой работы в российских академиях и образовательных учреждениях высшего профессионального образования;
лицам, для которых определен иной порядок трудоустройства межгосударственными и межправительственными соглашениями Российской Федерации с зарубежными странами.
Указанные лица приобретают особый вид трудовой правосубъектности, которая ограничена в определенных сферах деятельности. Например, они не могут нести службу в милиции, в таможенных органах Российской Федерации, в прокуратуре и т.д.).
Вместе с тем в отношении их не применяется разрешительный порядок их найма на работу.
В соответствии со статьей 65 ТК "Документы, предъявляемые при заключении трудового договора" при заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, предъявляет работодателю:
паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
трудовую книжку, за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые или работник поступает на работу на условиях совместительства;
страховое свидетельство государственного пенсионного страхования;
документы воинского учета - для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу;
документ об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний - при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки.
В отдельных случаях с учетом специфики работы Трудовым кодексом, иными федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации может предусматриваться необходимость предъявления при заключении трудового договора дополнительных документов.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11