Уголовно-процессуальное право и уголовный процесс

Меры уголовно-процессуального принуждения – это предусмотренное законом процессуальное средство принудительного характера, применяемое при наличии оснований уполномоченными должностными лицами в отношении различных участников процесса, для пресечения и предупреждения их неправомерных действий, в целях успешного расследования и рассмотрения уголовного дела. Они не одинаковы по своему характеру, применение их преследует разные цели, поэтому меры процессуального принуждения делятся на:

– задержание;

– меры пресечения;

– иные меры процессуального принуждения.

Задержание – это кратковременное лишение свободы лица, подозреваемого в совершении преступления, за которое может быть назначено лишение свободы, в целях выяснения его личности, причастности к совершению преступления и в решении вопроса о применении меры пресечения.

Согласно ч. 3 ст. 107 УПК Республики Беларусь задержание производится:

– по непосредственно возникшему подозрению в совершении преступления;

– на основании постановления органа уголовного преследования;

– на основании постановления суда о задержании осужденного.

Задержание носит неотложный характер и не требуется санкции прокурора, но орган уголовного преследования в течение 24 часов сообщает о задержании надзирающему прокурору.

В то же время, как указано в ч. 1 ст. 108 УПК Республики Беларусь, лицо, подозреваемое в совершении преступления, может быть задержано действующим в пределах своей компетенции органом уголовного преследования путем составления постановления при наличии следующих оснований:

– если лицо застигнуто при совершении преступления;

– если очевидцы происшествия прямо укажут на лицо, как совершившее преступление;

– если на этом лице, при нем, на его одежде и т.д. обнаружены явные следы, указывающие на его причастность к совершению преступления, и т.д.

Срок задержания – 72 часа. Согласно УПК 1999 года законодатель допускает задержание лица, указанного в ч. 1 ст. 108 УПК Республики Беларусь, на 12 часов до возбуждения уголовного дела

Второй и основной группой мер процессуального принуждения являются меры пресечения.

Меры пресечения – это принудительные меры, применяемые к обвиняемому или подозреваемому для предотвращения совершения ими преступлений или действий, препятствующих производству по уголовному делу, а также для обеспечения исполнения приговора (ст. 116 УПК Республики Беларусь).

Меры пресечения от задержания и иных мер процессуального принуждения отличаются тем, что они:

– всегда, в большей или в меньшей степени, ограничивают личную свободу лица;

– применяются в основном к обвиняемым (в исключительных случаях – к подозреваемому);

– имеют специфические цели.

Значение мер пресечения вытекает из тех целей, для которых они применяются (помешать обвиняемому скрыться, воспрепятствовать установлению истины, продолжить преступную деятельность, уклониться от отбывания наказания). Достижение этих целей обеспечивает выполнение задач, предусмотренных ст. 2 УПК Республики Беларусь.

Закон ч. II (ст. 116 УПК Республики Беларусь) предусматривает следующие виды мер пресечения:

– подписка о невыезде и надлежащем поведении;

– личное поручительство;

– передача военнослужащего под наблюдение командования воинских частей;

– отдача несовершеннолетнего под присмотр;

– залог;

– домашний арест;

– заключение под стражу (ст. 120, 121, 122, 123, 124, 125, 126 УПК Республики Беларусь).

Применительно к конкретным мерам пресечения закон определяет их содержание, последствия нарушения для обвиняемого, подозреваемого, либо других лиц – поручителя, залогодателя, родителей, опекунов. Указывает некоторые условия их применения, а именно: заслуживающих доверие поручителей, которых должно быть не менее 2, их ходатайство, поручители, родители, командиры воинских частей должны быть поставлены в известность о сущности дела; сроки, на которые лица могут быть помещены под стражу или домашний арест.

В то же время законодатель не указывает в диспозиции вышеперечисленных статей (кроме ст. 124, 125, 126 УПК Республики Беларусь) в каких случаях и за какие преступления применяются меры пресечения: «подписка о невыезде, личное поручительство, отдача несовершеннолетнего под присмотр, передача военнослужащего под наблюдение командира воинской части». В связи с этим орган уголовного преследования при избрании данных мер пресечения должен исходить в каждом конкретном случае из тяжести совершенного преступления, личности обвиняемого. С учетом того, что данные меры пресечения не ограничивают свободу лица, в меньшей мере ущемляют права гражданина, они должны применяться в основном за незначительные и менее тяжкие преступления, а также в ряде случаев, возможно, и за тяжкие преступления.

Порядок применения, изменения и отмены меры пресечения изложен в ст. 119 УПК Республики Беларусь. Основными положениями являются:

1. Орган уголовного преследования при применении или изменении меры пресечения выносит постановление, суд – определение, которое содержит указание на преступление и обоснование необходимости ее применения.

2. На стадии предварительного расследования меры пресечения, как заключение под стражу, домашний арест, – могут применяться прокурором, его заместителем, а также органом дознания, следователем с санкции прокурора или его заместителя, а на стадии судебного разбирательства – судом.

3. Отмена или изменение органом дознания или следователем меры пресечения, примененной с санкции или по указанию прокурора либо его заместителя, допускается лишь с их согласия.

Меры пресечения:

Подписка о невыезде и надлежащем поведении – это наиболее часто применяемая мера пресечения. Она состоит во взятии от подозреваемого, обвиняемого письменного обязательства не отлучаться с места жительства без разрешения органа уголовного преследования или суда, не препятствовать рассмотрению уголовного дела, являться по вызову в следственные и судебные органы. В случае нарушения данной подписки к обвиняемому может быть применена более строгая мера пресечения, о чем ему разъясняется при взятии подписки (ст. 120 УПК Республики Беларусь).

Личное поручительство (ст. 121 УПК Республики Беларусь) состоит в том, что заслуживающее доверие лицо берет на себя письменное обязательство, что оно ручается за правильное поведение обвиняемого и что последний, находясь на свободе, не скроется от следственных органов, суда и не будет препятствовать установлению истины по делу. Число поручителей должно быть не менее двух. Указанная мера пресечения допускается лишь по письменному ходатайству поручителей и с согласия обвиняемого, подозреваемого. Поручители должны быть поставлены в известность о сущности дела, по которому избирается мера пресечения, и об их ответственности за несоблюдение обвиняемым, подозреваемым условий личного поручительства.

Отдача несовершеннолетнего под присмотр (ст. 123 УПК Республики Беларусь).–данная мера пресечения заключается в том, что по письменному заявлению родителей, усыновителей, опекунов, попечителей, а также администрации специального детского учреждения несовершеннолетние обвиняемые передаются под их присмотр и, находясь на свободе, не скроются от органов уголовного преследования и суда и не будут препятствовать расследованию дела и рассмотрению его судом, а также заниматься преступной деятельностью.

Согласия несовершеннолетнего обвиняемого не требуется. Лица, которым отдают несовершеннолетних обвиняемых под присмотр, ставятся в известность о характере преступления и их ответственности в случае нарушения принятых на себя обязанностей по присмотру.

Согласно ст. 124 УПК Республики Беларусь залог заключается во внесении самим обвиняемым, подозреваемым либо другими физическими лицами по просьбе последних в республиканский бюджет денежных средств не менее 500 базовых величин, для обеспечения явки вышеуказанных лиц по вызову органа уголовного преследования и суда. Сумма залога определяется органом, ведущим уголовный процесс и применяющим эту меру пресечения.

Основным условием залога является полное возмещение имущественного вреда, причиненного преступлением. Залог не применяется в отношении лиц, обвиняемых и подозреваемых в совершении тяжких либо особо тяжких насильственных преступлений (ч. 1 ст. 124 УПК Республики Беларусь).

Домашний арест (ст. 125 УПК Республики Беларусь) заключается в изоляции обвиняемого и подозреваемого от общества без содержания их под стражей, но с применением правоограничений, определенных прокурором или его заместителем. В постановлении об избрании меры пресечения в виде домашнего ареста должны быть перечислены конкретные пункты правоограничений. Думается, что основными видами правоограничений являются:

– запрет на выход из жилища полностью или в определенное время;

– запрет телефонных переговоров;

– отправление корреспонденции и использование средств связи;

– запрет общаться с определенной категорией граждан;

– возложение обязанности отвечать на контрольные звонки или отмечаться в определенные дни и время в РУВД по месту жительства.

В постановлении должно быть указано, что обязанность по его исполнению возлагается на УВД администраций районов.

В соответствии с ч. 3 ст. 125 УПК Республики Беларусь основание и порядок применения в качестве меры пресечения домашнего ареста, установления и продления его срока, отмены домашнего ареста регулируется соответствующими нормами настоящего кодекса, относящимися к мере пресечения в виде заключения под стражу.

Заключение под стражу является самой строгой мерой пресечения, состоящей в лишении свободы обвиняемого, подозреваемого. Поскольку ее применение представляет собой самое острое вторжение в сферу прав граждан на свободу и личную неприкосновенность, применение этой меры пресечения предполагает соблюдение ряда специальных условий.

Арест допускается только с санкции прокурора, право давать санкцию на заключение под стражу принадлежит Генеральному прокурору Республики Беларусь, прокурорам областей, города Минска, районным прокурорам и их заместителям.

Заключение под стражу применяется, как правило, за совершение преступления, за которое законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше 2-х лет. В исключительных случаях эта мера может быть применена к обвиняемым по делам о преступлениях, за которые законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до 2-х лет.

Если обвиняемый не имеет места жительства на территории Республики Беларусь или не установлена его личность, или скрылся от органов уголовного преследования или суда, названная мера пресечения – заключение под стражу – может быть применена независимо от предусмотренного за совершенное преступление наказания.

При решении вопроса о даче санкции на арест прокурор обязан тщательно ознакомиться со всеми материалами, содержащимися в уголовном деле, и, в необходимых случаях, лично допросить обвиняемого, а несовершеннолетнего – во всех случаях (ч. 3 ст. 126 УПК Республики Беларусь).

Обвиняемый может находиться под стражей в порядке меры пресечения только в пределах, установленных законом сроков – 2-х месяцев. Прокурор района может продлить этот срок до 3-х месяцев, прокурор области и г. Минска – до 6 месяцев.

Продление срока содержания под стражей свыше 6 месяцев допускается лишь в отношении лиц, обвиняемых в совершении тяжких или особо тяжких преступлений. В этом случае продление срока содержания под стражей осуществляется по постановлению органа уголовного преследования заместителями Генерального прокурора Республики Беларусь на срок до 12 месяцев, Генеральным прокурором Республики Беларусь – на срок до 18 месяцев. Дальнейшее продление срока содержания обвиняемого под стражей во время предварительного следствия не допускается, и обвиняемый подлежит немедленному освобождению из-под стражи.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты