В то же время в случае, когда ознакомление обвиняемого и его защитника с уголовным делом до истечения предельного срока содержания под стражей невозможно, Генеральный прокурор Республики Беларусь вправе, не позднее 10 суток до истечения этого срока, возбудить ходатайство перед Председателем Верховного Суда Республики Беларусь о продлении срока содержания под стражей на время, необходимое для ознакомления. Судья единолично может вынести постановление о продлении срока содержания под стражей до момента окончания ознакомления обвиняемого с уголовным делом, но не свыше 6 месяцев (ст. 127 УПК Республики Беларусь).
В соответствии со ст. 143 УПК Республики Беларусь лицо, подвергнувшееся аресту, имеет право обжаловать в суд арест, домашний арест и продление срока содержания под стражей. Судья, к которому поступила жалоба, рассматривает ее единолично в срок не более 72 часов и может вынести следующие постановления:
– об оставлении жалобы без удовлетворения;
– об освобождении обвиняемого из-под стражи, домашнего ареста.
Иные меры процессуального принуждения изложены в главе 14 постатейно (ст. 128 – 134 УПК Республики Беларусь), однако они распространяются и на другие статьи УПК Республики Беларусь.
Иные меры процессуального принуждения применяются не только к обвиняемому, подозреваемому, но и к другим участникам процесса, поэтому их можно разделить на IV группы:
Меры, обеспечивающие получение доказательства: обыск (ст. 208 УПК), выемка (ст. 209 УПК), освидетельствование (ст. 206 КПК), временное отстранение от должности (ст. 131 УПК), наложение ареста на почтово-телеграфные и иные отправления (ст. 213 УПК).
Меры, обеспечивающие явку в органы расследования и суд: обязательство о явке (ст. 129 УПК), привод (ст. 130 УПК).
Меры, обеспечивающие поддержание порядка в ходе судебного разбирательства: предупреждение, наложение денежного взыскания в размере 10 базовых величин, удаление из зала судебного заседания (ст. 307 УПК).
Меры, призванные обеспечить исполнение приговора в части имущественного взыскания: наложение ареста на имущество (ст. 132 УПК), наложение ареста на денежные сбережения (ст. 133 УПК).
Тема 8. Возбуждение уголовного дела
Возбуждение уголовного дела – это стадия уголовного процесса, в которой уполномоченные должностные лица, получив сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, устанавливают наличие или отсутствие оснований и поводов для решения о возбуждении дела или отказа в возбуждении дела. Однако это не значит, что на стадии возбуждения дела принимаются лишь вышеуказанные решения. На этом этапе рассматриваются и разрешаются вопросы: является ли источник полученной информации надлежащим поводом к возбуждению дела, содержат ли факты, о которых получено сообщение, признаки преступления и какого именно, требуется ли провести проверку в порядке ст.172 УПК Республики Беларусь, не установлены ли обстоятельства, препятствующие производству по уголовному делу, нет ли оснований для направления заявления по подследственности.
Значение этой стадии заключается в том, что при решении вопросов о возбуждении или отказе в возбуждении дела устанавливается наличие или отсутствие фактических и правовых оснований для начала производства по делу; обеспечивается быстрое и своевременное раскрытие преступления, устанавливается лицо, его совершившее.
В ст.175 УПК Республики Беларусь приводится перечень лиц, имеющих право возбуждать уголовное дело. К ним относятся: орган дознания, следователь, прокурор. Чтобы обоснованно принять решение о начале производства по уголовному делу, необходимо установить наличие законного повода и достаточных оснований.
Поводами к возбуждению уголовного дела являются установленные процессуальным законом источники, из которых компетентные органы и должностные лица получают информацию о совершенном или готовящемся преступлении, которая обязывает их решить вопрос о возбуждении дела. Перечень поводов приводится в ст.166 УПК Республики Беларусь.
К числу наиболее распространенных поводов относятся заявления и сообщения граждан о преступлениях (письменно или устно). Устные заявления оформляются протоколом, и заявитель предупреждается об уголовной ответственности за ложный донос (ст.168 УПК Республики Беларусь). Эти заявления и сообщения, а также явка с повинной регистрируются органами внутренних дел и другими органами, имеющими право возбуждать уголовные дела, как информация о преступлении, а лицу, от которого поступила информация, выдается талон-уведомление, подтверждающий получение информации о преступлении с указанием даты ее получения и регистрационного номера.
Анонимные заявления поводом к возбуждению дела не являются.
В качестве поводов к возбуждению дела закон называет сообщения должностных лиц государственных органов, предприятий, учреждений, организаций о совершенном преступлении. Все они подаются в письменном виде, в них должна содержаться необходимая информация, подписываются руководителем и заверяются печатью. Одновременно предоставляются материалы, подтверждающие наличие информации (акты ревизий, объяснения и т.д.).
Сообщения в средствах массовой информации служат поводом к возбуждению дела, если содержат конкретные факты о преступлении, опубликованные в газете и журнале, либо распространены по радио и телевидению.
Должностное лицо средств массовой информации, которое опубликовало или распространило сообщение о преступлении, обязано передать в орган уголовного преследования находящиеся в их распоряжении документы и материалы, подтверждающие сделанное сообщение.
Явка с повинной – это добровольное заявление, сообщение лица о совершенном им преступлении (ст.169 УПК Республики Беларусь).
И, наконец, не менее распространенным поводом является непосредственное обнаружение органом дознания, следователем, прокурором, судом признаков преступления, которое может проявиться в различных формах (например, в результате общенадзорной проверки прокурором на предприятии, осуществления милицией административно-правовой деятельности и т.д.).
Основаниями к возбуждению уголовного дела являются фактические данные, указывающие на признаки преступления, а также исчезновение лица.
Для того, чтобы сделать вывод о наличии достаточных оснований для возбуждения дела, закон не требует установления на этом этапе всех элементов состава преступления, но лишь говорит о признаках преступления. Это означает, что для признания наличия оснований к возбуждению дела должно быть достоверно установлено:
– само деяние, о котором поступило сообщение, имело место в действительности;
– это деяние содержит признаки преступления;
– действительное исчезновение лица, о котором подано заявление.
Для того чтобы убедиться в наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, закон допускает проверку поступивших заявлений и сообщений. Однако ограниченность задач, стоящих перед стадией возбуждения уголовного дела, определяет и ограничение форм и сроков указанной проверки – могут быть истребованы необходимые материалы и получены объяснения, проведен осмотр места преступления, задержание на 12 часов, назначение экспертизы, однако, без производства следственных действий.
Сроки разрешения заявлений и сообщений о преступлении установлены до 3 суток, и в исключительных случаях – до 10 суток. В необходимых случаях вышестоящим прокурором по мотивированному постановлению органа дознания и следователя срок проверки заявления и сообщения может быть продлен до 3 месяцев (ст.173 УПК Республики Беларусь). Часть 1 ст.174 УПК Республики Беларусь устанавливает, что по поступившему заявлению или сообщению должно быть принято одно из следующих решений:
1) о возбуждении уголовного дела;
2) об отказе в возбуждении уголовного дела;
3) о передаче заявления по подследственности (ст. 175, 178 УПК Республики Беларусь).
Решение о возбуждении уголовного дела принимается при наличии повода и основания, путем вынесения постановления о возбуждении дела. В постановлении указывается время и место его вынесения, должность, фамилия, имя, отчество лица, составившего постановление, обстоятельства совершенного преступления (место совершения, время и т.д.), данные лица совершившего преступление, если лицо установлено, статья УК Республики Беларусь, квалифицирующая совершенное преступление. Обязательным условием законности возбуждения уголовного дела является отсутствие на данном этапе обстоятельств, исключающих производство по делу (ст.29 п.1 – 12 УПК Республики Беларусь).
Решение об отказе в возбуждении дела принимается в случаях:
1) отсутствия оснований к возбуждению уголовного дела;
2) при наличии обстоятельств, исключающих производство по уголовному делу.
Отсутствие оснований к возбуждению уголовного дела означает, что данных, указывающих на признаки преступления, вовсе нет, или их явно недостаточно для принятия какого бы то ни было решения. Во втором случае в возбуждении уголовного дела отказывается тогда, когда в поступившем заявлении или сообщении, либо по результатам проверки в порядке ст.172 УПК Республики Беларусь усматривается хотя бы одно из обстоятельств, перечисленных в ч.1 ст.29 УПК Республики Беларусь.
Копии постановлений о возбуждении уголовного дела и об отказе в возбуждении уголовного дела, следователь, орган дознания в течение 24 часов направляют прокурору и заявителю.
Прокурор, следователь, орган дознания, не возбуждая уголовного дела, могут направить полученное заявление или сообщение по подследственности. Данное решение должно быть принято, когда преступление совершено в другом районе, либо подследственно не тому органу, куда направлено заявление.
На стадии возбуждения уголовного дела нельзя установить все обстоятельства совершения преступления. Эта задача решается в стадии предварительного расследования.
Тема 9. Предварительное расследование
Предварительное расследование представляет собой деятельность органов дознания, следователя и прокурора по раскрытию преступления, изобличению виновных лиц, обоснованного привлечения их к уголовной ответственности, установлению всех обстоятельств по делу.
Главной задачей стадии предварительного расследования является раскрытие преступления, т.е. установление с помощью доказательств всех обстоятельств, предусмотренных ст.89 УПК Республики Беларусь.
Этим определяется значение данной стадии и ее роль в разрешении дела по существу.
Действующее уголовно-процессуальное законодательство предусматривает две формы предварительного расследования: предварительное следствие и дознание.
Обе формы определены одними УПК и УК Республики Беларусь. Доказательства, полученные при производстве дознания в пределах предоставленных дознавателю процессуальных полномочий, имеют для суда такое же значение, как и доказательства, собранные следователем.
Различаются же они по органам, осуществляющим следствие и дознание; по срокам, которые устанавливаются для этих форм расследования, по их процессуальной компетенции.
Предварительное следствие осуществляется следователями прокуратуры, следователями органов внутренних дел, следователями Комитета государственной безопасности и следователями органов финансовых расследований. Предварительное следствие вправе проводить прокурор по любому делу.
Дознание проводится дознавателем органов, перечисленных в ст.37 УПК Республики Беларусь.
Предварительное следствие по уголовному делу обычно должно быть закончено не позднее 2 месяцев, дознание – 1 месяца.
Общие условия предварительного расследования – это установленные законом правила, которые выражают его особенности и предъявляют существенные требования к порядку производства следственных действий и принятию решений.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11