Управление интеллектуальной собственностью в РФ

3) права на установление ограничений оборотоспособности объектов интеллектуальной собственности, исключительные права на которые России не принадлежат;

4) право предотвращения и запрета незаконного использования каким бы то ни было образом олимпийской символики.

Некоторые группы (подгруппы) перечисленных прав, на наш взгляд, заслуживают отдельного рассмотрения.

Г.Л. Калачевой было высказано мнение, что права на государственную символику по сути своей являются исключительными правами государства на объекты интеллектуальной собственности[13]. Однако мы не можем согласиться с ее мнением, так как федеральное законодательство о государственной символике очень четко, безо всяких исключений, устанавливает правила использования символики России, а также ее отдельных элементов в гражданском обороте[14], не допуская возмездности за ее использование. Каждый из субъектов Российской Федерации имеет свое законодательство о государственной символике, но их статус абсолютно аналогичен федеральному. Таким образом, государственная символика Российской Федерации и ее субъектов законодательством России к объектам интеллектуальной собственности не отнесена.

В последние годы в сфере интеллектуальной собственности возникли довольно интересные явления, такие, как "псевдообъект" интеллектуальной собственности, "результаты научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения", а также "результаты интеллектуальной деятельности" (далее - РИД). Их статус установлен нормативными актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации[15], а не федеральными законами (согласно ч. 1 - 3 ст. 3 ГК исключительные права на объекты интеллектуальной собственности могут быть установлены только на основании норм федерального закона). Такие "результаты" не имеют юридической подоплеки. По мнению С.В. Усольцевой, предпосылка появления таковых РИДов - отсутствие института секретных изобретений, поскольку большая их часть имеет природу именно изобретений, полезных моделей и ноу-хау[16]. Нельзя не согласиться с приведенным мнением, так как в настоящее время с принятием IV части ГК РФ получили право на существование объекты интеллектуальной собственности со статусом "результаты интеллектуальной деятельности" (ст. 1225 ГК).


2 Анализ реализации управления государственной интеллектуальной собственностью в РФ

 

2.1 Система органов управления государственной интеллектуальной собственностью


Государственная политика в сфере реализации прав государства на объекты интеллектуальной собственности в сфере науки и технологий направлена на повышение конкурентоспособности национальной промышленности; обеспечение полного использования бюджетных средств, инвестированных в научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы; поощрение передачи результатов научно-технической деятельности, финансируемой из государственного бюджета, в малый бизнес и реализуется путем:

- определения национальных интересов и приоритетов, целей, направлений и форм деятельности органов государственной власти в области планирования, разработки и использования результатов интеллектуальной деятельности;

- создания государственными органами исполнительной власти структур, изучающих спрос на технологии и стимулирующих их передачу и применение, а также координации их деятельности;

- осуществления государственной регистрации результатов интеллектуальной деятельности, охраняемых в режиме коммерческой тайны;

- содействия развитию технологий через учреждение центров совместных исследований науки и бизнеса при участии государства;

- проведения совместных (с участием государства) исследований и разработок;

- стимулирования использования лучших разработок, финансируемых из средств государственного бюджета, в государственном, муниципальном и негосударственном секторе экономики;

- создания национальной информационной службы с целью сбора, обработки и распространения научной и научно-технической информации;

- поддержки лиц, деятельность которых способствует освоению новой техники и технологии национальной промышленностью и другими сферами экономики; поощрения обмена научно-техническим персоналом между промышленностью и государственными научными центрами;

- защиты национальных интересов при осуществлении международного сотрудничества;

- осуществления контроля и надзора за реализацией прав государства на результаты интеллектуальной деятельности.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления осуществляют реализацию прав на результаты интеллектуальной деятельности через государственные и муниципальные предприятия и организации.

Финансирование научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ из государственного бюджета, бюджета субъекта федерации (для федеративных государств) или муниципального бюджета является основанием для возникновения имущественных прав, в том числе права государства, субъектов федерации (для федеративных государств) или органов местного самоуправления на создаваемые объекты интеллектуальной собственности.

Инвестирование средств бюджета государства, бюджета союзной республики, существовавшей в составе СССР, и той части бюджета СССР, которая составляла союзный бюджет, в научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические разработки может быть основанием для заключения соглашений о возврате инвестиций. Такие соглашения заключаются между государством в лице уполномоченного правительством государственного органа исполнительной власти и организациями, использующими полученные результаты интеллектуальной деятельности и не приобретшими ранее имущественных прав на такое использование.

Государственную политику в сфере реализации прав государства на объекты интеллектуальной собственности на национальном уровне осуществляют уполномоченные государственные органы исполнительной власти в пределах их компетенции.

Уполномоченный государственный орган исполнительной власти в области науки и технологий:

- осуществляет межотраслевую и межрегиональную координацию деятельности по формированию и проведению государственной политики в сфере реализации прав государства на объекты интеллектуальной собственности, в том числе при организации международного сотрудничества и создании и функционировании национальной информационной службы;

- осуществляет контроль за соблюдением прав государства на объекты интеллектуальной собственности, имеющие приоритетное народнохозяйственное значение и созданные за счет средств государственного бюджета;

- определяет порядок государственной регистрации и учета результатов открытых научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, выполняемых организациями независимо от их организационно-правовой формы;

- формирует базы данных по научно-исследовательским и опытно-конструкторским работам, выполняемым за счет средств государственного бюджета, и их результатам;

- участвует в разработке и реализации государственной политики в области создания и вовлечения в хозяйственный оборот объектов интеллектуальной собственности, результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения и иных результатов научно-технической деятельности, в передаче и использовании технологий.

Уполномоченный государственный орган исполнительной власти в области управления государственным имуществом определяет порядок инвентаризации и оценки стоимости прав на результаты интеллектуальной деятельности, принадлежащие государству, а также осуществляет лицензирование такой деятельности.

Уполномоченный государственный орган исполнительной власти в области юстиции обеспечивает правовую защиту национальных интересов в сфере реализации его прав на объекты интеллектуальной собственности, в том числе при осуществлении международного сотрудничества.

Государственные органы исполнительной власти, выступающие в роли государственных заказчиков на проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, вправе включать в государственные контракты условия, касающиеся распределения имущественных прав на получаемые результаты интеллектуальной деятельности. Такие условия должны формулироваться применительно к конкретным результатам, которые предполагается получить, и конкретным правомочиям, которые предполагается закрепить по требованию государственного заказчика за определенным лицом на определенной в государственном контракте территории.

Государственные органы исполнительной власти, как правило на конкурсной основе, размещают среди организаций государственные контракты на выполнение функций технологических брокеров, содействие продвижению в промышленность результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, выполненных по заказам данного государственного органа. Исполнители таких государственных контрактов в соответствии с условиями контракта должны способствовать передаче результатов двойного назначения для использования в гражданском секторе организациями всех форм собственности[17].

В соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 Российское агентство по патентам и товарным знакам преобразовано в Федеральную службу по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, с передачей его функций по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности Министерству образования и науки Российской Федерации.

Положение о Федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам утверждено Постановлением Правительства РФ от 16 июня 2004 г. N 299[18].

Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере правовой охраны и использования объектов интеллектуальной собственности, патентов и товарных знаков и результатов интеллектуальной деятельности, вовлекаемых в экономический и гражданско-правовой оборот, соблюдения интересов Российской Федерации, российских физических и юридических лиц при распределении прав на результаты интеллектуальной деятельности, в том числе создаваемые в рамках международного научно-технического сотрудничества.

Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам находится в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации.

Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:

- осуществляет прием заявок на объекты интеллектуальной собственности, их рассмотрение, экспертизу и выдачу в установленном порядке патентов Российской Федерации на изобретение, полезную модель, промышленный образец, свидетельств Российской Федерации на товарный знак, знак обслуживания, на право пользования наименованием места происхождения товара, на общеизвестный в Российской Федерации товарный знак, свидетельств об официальной регистрации программы для ЭВМ, базы данных, топологии интегральных микросхем;

- осуществляет регистрацию договоров о предоставлении права на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки, знаки обслуживания, охраняемые программы для ЭВМ, базы данных, топологии интегральных микросхем, а также договоров коммерческой концессии на использование объектов интеллектуальной собственности, охраняемых в соответствии с патентным законодательством Российской Федерации;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты