б) передача объектов интеллектуальной собственности при реорганизации государственного предприятия (учреждения), не связанная с утратой Россией исключительных прав на них;
в) распоряжение учреждением объектами интеллектуальной собственности, приобретенными в ходе реализации права осуществлять приносящую доходы деятельность (ч. 2 ст. 298 ГК).
При приобретении Россией исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности (в том числе в порядке национализации) проведение оценки является обязательным только при наличии спора о стоимости приобретаемых прав.
Права России на объекты интеллектуальной собственности являются объектом бухгалтерского и налогового учета на общих основаниях, каких-либо исключений и особенностей в российском законодательстве не предусмотрено. Учетная стоимость нематериальных активов определяется сугубо исходя из затрат на их создание либо приобретение (а финансовый учет нематериальных активов исходя из их оценочной стоимости недопустим).
При осуществлении гражданского оборота объекты интеллектуальной собственности, права на которые принадлежат государству, могут также перемещаться через таможенную и государственную границу России, что дополняет правоотношения публично-правовым компонентом - нормами таможенного и налогового законодательства Российской Федерации и законодательства об экспортном контроле.
В заключение можно сделать вывод о том, что отношения в сфере прав России на объекты интеллектуальной собственности урегулированы законодательством в той мере, какая необходима для осуществления их гражданского оборота. В то же время для полной гарантии соблюдения названных прав, их охраны и защиты целесообразно принять Федеральный закон "О реализации прав государства на объекты интеллектуальной собственности в сфере науки и технологий", взяв за основу при его создании текст одноименного Модельного закона, принятого Межпарламентской Ассамблеей государств - участников Содружества Независимых Государств[23].
3.1 Стратегии государства на рынке объектов интеллектуальной собственности
В связи с готовящимся вступлением России во Всемирную торговую организацию промышленные предприятия и другие организации должны готовиться к более жестким правилам игры на рынке объектов ИС. Основными рисками, имеющими отношение к интеллектуальной собственности, на международных товарных рынках являются:
снижение конкурентоспособности незащищенной исключительными правами продукции;
санкции за непреднамеренное и умышленное нарушение прав третьих лиц, в том числе при трансграничных перемещениях объектов ИС;
слабая позиция при слиянии и приобретении компаний, у инновационных предприятий и организаций, игнорирующих капитализацию своих нематериальных активов.
Следует подчеркнуть, что указанные выше риски характерны также для внутреннего рынка объектов ИС и не являются прямым следствием вступления России в ВТО. Вместе с тем, принятие правил Всемирной торговой организации эти проблемы может обострить, т.к. предполагает усиление активности международной торговли и иностранного капитала на территории РФ.
Существенной угрозой для Российских разработчиков является широко распространенная и отработанная в развитых странах практика использования и оборота объектов ИС, как инструмента конкурентной борьбы и капитализации бизнеса. Конкуренты более жестко будут отслеживать нарушения исключительных прав ИС, могут увеличиться потери бизнеса при арестах контрафактной продукции, в более неравноправные условия при создании и объединении бизнесов будут попадать российские разработчики, которые не защитили права на объекты ИС, не провели их оценку и не учли их стоимость в составе своих активов.
Присутствие государства (субъекта федерации) на рынке объектов интеллектуальной собственности осуществляется в трех основных формах:
государство (субъект федерации) как действительный или потенциальный владелец прав на ОИС, создаваемые предприятиями-исполнителями НИР за счет средств государственного бюджета;
государство (субъект федерации) как собственник или акционер предприятий, владеющих объектами интеллектуальной собственности;
государство (субъект федерации) как регулятор правовых и экономических отношений в сфере охраны и введения в хозяйственный оборот объектов интеллектуальной собственности.
Многообразие форм участия, а также перспективность и доходность рынка объектов интеллектуальной собственности делают весьма актуальной разработку системы управления, определяющей цели и задачи присутствия государства на рынке объектов ИС, а также соответствующую структуру и привлекаемые ресурсы. Независимо от указанных выше форм целью участия государства (субъекта Федерации) в хозяйственном обороте объектов ИС является развитие интеллектуального потенциала, повышение конкурентоспособности и доходности научно-промышленного комплекса области за счет введения в хозяйственный оборот объектов интеллектуальной собственности. Концепция реализации этой цели предполагает деятельность в следующих основных стратегических направлениях:
совершенствование нормативно-методологической базы в сфере охраны, учета и коммерциализации объектов интеллектуальной собственности;
разработка и реализация механизмов разделения прав на результаты научно-технической деятельности, создаваемые за счет средств государственного бюджета, а также вовлечение выявленных объектов интеллектуальной собственности в хозяйственный оборот;
разработка и реализация программы повышения информированности населения в вопросах управления ИС;
создание и развитие инфраструктуры управления интеллектуальной собственностью;
развитие системы венчурного финансирования;
создание системы обучения и сертификации специалистов и менеджеров в сфере интеллектуальной собственности.
Основные приоритеты политики в сфере интеллектуальной собственности:
Главным приоритетом государственной политики в сфере интеллектуальной собственности должно быть соблюдение интересов всех участников рынка объектов интеллектуальной собственности (принцип экономической целесообразности). Выполнение этого приоритета требует скорейшего развития мотивационных механизмов активизации процесса введения в хозяйственный оборот охраноспособных результатов интеллектуальной деятельности.
В ряде случаев, в частности, когда государство является собственником или акционером предприятия, целесообразно использование директивных механизмов стимулирования инновационной активности предприятий.
Третий важнейший приоритет - повышение эффективности государственных инвестиций в инновационную деятельность. Этот приоритет может быть реализован при активизации следующих основных форм участия государства (субъекта федерации) в коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности:
Финансирование НИОКР из бюджета, как "катализатор" привлечения негосударственных инвестиций в инновационный проекты.
Контроль за эффективностью использования оборотоспособных результатов НИОКР, выполненных за счет средств государственного бюджета.
Координация деятельности организаций инфраструктуры поддержки в сферах повышения информированности населения в вопросах интеллектуальной собственности, подготовки кадров, а также оказания экспертных, оценочных и консалтинговых услуг.
Ликвидация "правового нигилизма". Предприниматели должны поверить в то, что государство защитит данные им исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности в случае их нарушения. Без активного участия государственных структур эту проблему не решить.
Создание конкурентоспособного сектора исследований и разработок, эффективной национальной инновационной системы и развитие институтов использования и защиты прав интеллектуальной собственности включено в число важнейших задач Стратегии Российской Федерации в области развития науки и инноваций на период до 2010 года, утвержденной Президентом Российской Федерации 30.03.2002 г. № Пр-576, Основных направлений политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года (5 августа 2005 года № 2473п-П7), Стратегии развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года (от 15 февраля 2006 г.).
Государственная политика в области развития инновационной системы реализуется по следующим направлениям:
создание благоприятной экономической и правовой среды в отношении инновационной деятельности;
формирование инфраструктуры инновационной системы;
создание системы государственной поддержки коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности.
Государственная поддержка коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности, включая подготовку производства и обеспечение вывода на рынок инновационной продукции, осуществляется путем:
координации федеральных, региональных, межведомственных и ведомственных целевых программ в целях консолидации и концентрации бюджетных и внебюджетных ресурсов для финансирования инновационной деятельности;
комплексного решения задач инновационного развития регионов и наукоемких высокотехнологичных отраслей в рамках реализации Приоритетных направлений развития науки, технологий и техники Российской Федерации и Перечня критических технологий Российской Федерации;
совершенствования механизмов взаимодействия участников инновационной деятельности, в первую очередь, между научными организациями, высшими учебными заведениями и промышленными предприятиями в целях продвижения новых знаний и технологий в производство.
К 2010 г. в соответствии с приведенными выше документами уровень и динамика коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности, снижения рисков для инвестиций в высокотехнологичные отрасли и повышение конкурентоспособности экономики страны должны стать решающим фактором улучшения качества жизни населения, обеспечения социально-экономической стабильности и национальной безопасности Российской Федерации.
Программа развития системы управления интеллектуальной собственностью в качестве основных определяет следующие направления:
совершенствование внутренней нормативно-правовой базы управления интеллектуальной собственностью;
активизация научно-исследовательской деятельности с получением результатов способных к правовой охране;
пропаганда необходимости защиты результатов интеллектуального труда;
образовательная деятельность с целью подготовки специалистов, владеющих вопросами охраны интеллектуальной собственности, что обеспечит высокие стандарты содержания, уровня и качества подготовки выпускников;
деятельность, направленная на коммерциализацию объектов интеллектуальной собственности, принадлежащих государству;
содействие переводу промышленности Российской Федерации на инновационный путь развития.
Основными целями программы является формирование патентно-лицензионной политики Российской Федерации, направленной на повышение конкурентоспособности страны на мировой арене, для привлечения дополнительных финансовых средств в развитие экономики Российской Федерации, создания условий для эффективного использования интеллектуальной собственности России в решении задач социально-экономического развития страны.
Для достижения указанных целей необходимо решить следующие задачи:
Повышение конкурентоспособности страны.
Действия по реализации:
совершенствование нормативно-правовой базы по вопросам управления интеллектуальной собственностью;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8