Управление интеллектуальной собственностью в РФ

В качестве типичного примера обладателей прав хозяйственного ведения (оперативного управления) можно привести научно-исследовательские и проектно-конструкторские организации (в том числе при Российской академии наук) и органы государственной власти (в том числе федеральные органы исполнительной власти). Исключительные права России на некоторые товарные знаки закреплены не только IV частью ГК РФ, но и нормативными актами[21]. Фирменными наименованиями, исключительные права на которые принадлежат государству, являются фирменные наименования федеральных государственных унитарных (включая казенные) предприятий и федеральных государственных учреждений. Обладателями имущественных прав России на объекты авторского и смежного права являются федеральные государственные учреждения науки, культуры и образования (типичный пример объекта таковых прав - национальный фильм, учебная литература, градостроительные и архитектурные решения).

Существенным изъяном практики правоприменения является отсутствие оформления и учета исключительных прав на нерегистрируемые объекты интеллектуальной собственности (авторских и смежных прав, ноу-хау и др.). Но названные объекты интеллектуальной собственности, исключительные права на которые принадлежат России, объективно существуют с момента их создания в федеральных государственных унитарных предприятиях и учреждениях (а ноу-хау - с момента принятия решения об отнесении секретов производства к сведениям с ограниченным доступом), отсутствие их оформления и учета никоим образом не умаляет исключительных прав России на них, а является нарушением законодательства со стороны организаций-обладателей.

Права России, затрагивающие объекты интеллектуальной собственности, исключительные права на которые ей не принадлежат (в части использования таковых объектов и в части ограничения их оборотоспособности), в значительной степени определяют гражданский оборот объектов интеллектуальной собственности вне зависимости от волеизъявления правообладателей. Поэтому их необходимо выделить в две отдельные группы прав, которые имеют сходство в том, что касается реализации не принадлежащих России исключительных прав, а различаются тем, что права одной группы предоставляют право России использовать объекты интеллектуальной собственности для нужд государства, не ограничивая их гражданского оборота, а права другой группы, наоборот, предназначены для ограничения гражданского оборота объектов интеллектуальной собственности с целью защиты интересов России.

На наш взгляд, следует проанализировать содержание прав государства, связанных с обязательными экземплярами документов, геодезической и картографической информацией и геологической информацией о недрах.

Из анализа норм законодательства, определяющих статус обязательного экземпляра документа, следует, что все обязательные экземпляры документов содержат информацию, являющуюся объектом авторского и смежных прав, за исключением официальных и патентных документов: содержащаяся в них информация как таковая объектом интеллектуальной собственности не является.

Геодезическая и картографическая информация, выполненная в форме картографического изображения, является объектом авторского права (ст. 1259 ГК) либо может охраняться патентом на промышленный образец (ст. 1377 ГК), а представленная в цифровом виде она охраняется как база (базы) данных (ст. 1262 ГК). Иная геодезическая и картографическая информация может быть объектом интеллектуальной собственности только при условии ограничения к ней доступа, т.е. в форме ноу-хау (ст. 1465 ГК).

Статус геологической информации о недрах как обособленного объекта исключительных прав законодательством России не определен. Но по аналогии с геодезической и картографической информацией геологическая информация о недрах, выполненная в форме картографического изображения, является объектом авторского права либо может охраняться патентом на промышленный образец, а в цифровом виде - базой данных. Законодательством России предусмотрено обязательное обеспечение конфиденциальности геологической информации о недрах, представленной в любом виде, поскольку такая информация представляет практическую ценность и несет коммерческий потенциал для пользователей.

Таким образом, геологическая информация о недрах является объектом интеллектуальной собственности со статусом ноу-хау.

России принадлежат все исключительные права на геологическую информацию о недрах, полученную за счет средств федерального бюджета.

Реализация прав на установление ограничений оборотоспособности объектов интеллектуальной собственности, исключительные права на которые России не принадлежат, проявляется в засекречивании изобретений (с полезными моделями), программ для электронных вычислительных машин и баз данных, топологий интегральных микросхем, объектов авторского права и ноу-хау, а также в ограничении оборота результатов интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения.

Право предотвращения и запрета незаконного использования каким бы то ни было образом олимпийской символики выделено в отдельную группу по той причине, что государство, не имея исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности этого вида и не используя их со своей стороны, обязано защищать их от несанкционированного использования и предотвращать его. Основанием такой обязанности являются нормы многостороннего международного договора. Олимпийская символика является средством индивидуализации, исключительные права и особый правовой статус которой установлен нормами международного права. Россия, признав Международный олимпийский комитет в качестве правообладателя, приняла на себя обязательство по охране и защите прав на олимпийскую символику.

Рассматривая это как предпосылку, считаем целесообразным раскрыть содержание гражданского оборота в сфере прав государства на объекты интеллектуальной собственности. Согласно определению, данному многими классиками отечественной цивилистики в базовых учебниках по гражданскому праву, гражданский оборот есть совокупность общественных отношений, в ходе которых приобретаются либо прекращаются права и обязанности, связанные с объектами гражданских прав[22]. Следовательно, гражданский оборот является системной совокупностью видов сделок (ст. 153 ГК). Системного перечня видов сделок, составляющих гражданский оборот в сфере прав государства на объекты интеллектуальной собственности, нет ни в одном из исследований. Пытаясь устранить этот пробел, предлагаем сформулировать системный перечень следующим образом:

I группа. Правоотношения в области заключения и выполнения договоров, в результате которых создаются (могут быть созданы) объекты интеллектуальной собственности.

II группа. Гражданский оборот объектов интеллектуальной собственности, исключительные права на которые принадлежат России:

1) приобретение исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности:

а) создание результатов интеллектуальной деятельности с последующим оформлением (регистрацией) их как объектов интеллектуальной собственности, а также создание нерегистрируемых объектов интеллектуальной собственности:

самим федеральным государственным унитарным (в том числе казенным) предприятиям и учреждениям;

в результате выполнения государственного заказа и переданных государственному заказчику;

на средства государственного финансирования и при использовании имущества, находящегося в федеральной собственности;

б) приобретение исключительных прав на уже существующие объекты интеллектуальной собственности (в частности, договор об уступке патента);

в) переход государству выморочного имущества, в состав которого входят права на объекты интеллектуальной собственности;

г) национализация имущества, в состав которого входят права на объекты интеллектуальной собственности;

2) прекращение исключительных прав России на объекты интеллектуальной собственности:

а) при прекращении существования объекта интеллектуальной собственности как объекта исключительного права (к примеру, прекращение действия патента);

б) по договору уступки исключительного права;

в) при передаче исключительных прав на объект интеллектуальной собственности в уставный капитал вновь создаваемых юридических лиц;

г) в результате приватизации;

д) в результате обращения взыскания на исключительные права на объекты интеллектуальной собственности как составную часть имущества должника (при осуществлении исполнительного производства);

е) в ходе реализации имущества федерального унитарного предприятия, признанного банкротом, при осуществлении конкурсного производства;

3) предоставление другим субъектам права использования объекта интеллектуальной собственности:

а) по лицензионному договору;

б) по договору коммерческой концессии;

4) передача другим субъектам исключительного права на объект интеллектуальной собственности в доверительное управление;

5) передача другим субъектам исключительного права на объект интеллектуальной собственности в залог;

6) передача другим субъектам исключительного права на объект интеллектуальной собственности в хозяйственное ведение (оперативное управление);

7) возникновение правоотношений, возникающих вследствие нарушения исключительных прав России на объекты интеллектуальной собственности.

III группа. Способы использования Россией объектов интеллектуальной собственности, исключительные права на которые ей не принадлежат:

1) на общих основаниях, в соответствии с гражданским правом (в том числе при выполнении контрактов для федеральных государственных нужд);

2) в порядке реквизиции (ст. 242 ГК);

3) изобретение, промышленный образец, полезная модель, топология интегральной микросхемы, программа для ЭВМ и базы данных - как результат выполнения государственного контракта для федеральных государственных нужд;

4) изобретение, полезная модель или промышленный образец, без согласия патентообладателя в интересах национальной безопасности, - по разрешению Правительства Российской Федерации;

5) в соответствии с законом владение обязательным экземпляром документов, геодезической (картографической) информацией и геологической информацией о недрах.

IV группа. Правоотношения, возникающие на основе личных неимущественных прав:

1) взаимоотношения с авторами объектов интеллектуальной собственности, исключительные права на которые принадлежат России;

2) реализация права на вознаграждения автору (авторам) изобретения, промышленного образца, полезной модели, созданных в результате выполнения государственного контракта для федеральных государственных нужд, исключительные права на которые не принадлежат России.

При вовлечении объектов интеллектуальной собственности, принадлежащих государству, в гражданский оборот путем оценки должна быть определена их рыночная стоимость (оценочная стоимость). Объектом оценки является имущество. Для целей оценки разделение имущества на вещи и нематериальные активы (объекты интеллектуальной собственности) законодательством России не предусмотрено, т.е. права государства на объекты интеллектуальной собственности являются объектом оценки на общих основаниях. Объект оценки - стоимость прав, являющихся предметом сделки.

При вовлечении в какую бы то ни было сделку любых объектов интеллектуальной собственности, исключительные права на которые полностью либо частично принадлежат России, проведение оценки обязательно, исключением признается:

а) совершение федеральным государственным унитарным предприятием (за исключением федерального казенного предприятия) сделок с объектами интеллектуальной собственности, права на которые принадлежат государству (при соблюдении условия, что для заключения таковых сделок согласия России не требуется);

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты