Управление полицией и милицией

Как реакция на массовые нарушения полицией (и другими государственными органами) прав и свобод граждан в период становления демократических основ государства (начало XX века) в юридической науке и судебной практике получила развитие доктрина «соблюдения должной правовой процедуры» (due process of law), ограждающая личность от превышения полномочий государственными учреждениями (в том числе и полицией)[5]. Основным направлением реформирования полиции в соответствии с этой доктриной стало увеличение и централизация контрольных функций субъектов управления полицией за деятельностью низовых подразделений для обеспечения соответствия полицейской деятельности стандартным оперативно-следственным процедурам[6]. В рамках полиции структурно оформились подразделения по внутренним расследованиям (Internal Affairs Division). Функциями нового подразделения стало рассмотрение жалоб и обращений граждан на действия или бездействие полицейских, расследование случаев коррупции, действий полицейских, выходящих за рамки закона. Новое полицейское подразделение обычно создавалось в качестве самостоятельного отдела при департаментах полиции городов и находилось в подчинении непосредственно у начальника полиции[7].

В начале 50-х годов для юристов и политологов стало очевидно, «что ухудшение криминогенной ситуации есть перманентная тенденция»[8] для США и стран Западной Европы и, если не принять адекватных мер, она может угрожать основам национальной безопасности.

С этим периодом времени связывают появление концепции «контроля над преступностью»[9]. Ее суть в сосредоточении усилий правоохранительных органов на борьбе с тяжкими преступлениями против личности, собственности и государства [10]. Сторонники данной доктрины выступали за расширение полномочий полиции, упрощение ряда процессуальных действий, обременяющих полицейскую работу, пенализацию составов преступлений, представляющие опасность для общества, совершенствование управление полицией.

Во многих странах Запада и США, начиная с 50-х годов XX века, значительно выросли субсидии на деятельность полиции, укрепилась материально-техническая база, увеличена кадровая численность полиции.

В рассматриваемы период проводилась структурная реорганизация полицейских департаментов: по функциональной специализации в структуре департаментов были выделены самостоятельные подразделения (отделения, отделы) по борьбе с убийствами, бытовой преступностью, распространением наркотиков, преступностью несовершеннолетних[11]. В структуре полиции появились специализированные подразделения (типа S.W.A.T. - Special Weapons And Tactics), призванные решать специальные задачи - охрана правопорядка во время массовых волнений, освобождение заложников и т.д.

Идеи профессионализации полицейской деятельности, которые питали и наполняли содержанием реформаторские усилия, трудно классифицировать как разработанную систему научных представлений и идей по совершенствованию деятельности полиции. Ее основу составляли заимствованные и адаптированные положения, принципы, рекомендации различных школ менеджмента. Ведущее место отводилось школе научного менеджмента. Предполагалось, что данные положения, принципы являются универсальными и могут быть применены к любой организации. Применимы они и в полиции, поскольку отражают специфику квазимилитаристической полицейской организации.

Основные из них следующие:

·     иерархический принцип построения организации;

·     построение четкой цепи команд;

·     централизация управления; делегирование полномочий сверху вниз;

·     единство руководства; сотрудник полицейского подразделения должен получать приказы только от одного начальника;

·     группирование аналогичных заданий в соответствии с функциями, временем и местом;

·     соответствие полномочий ответственности;

·     наличие прав и средств контроля у начальника за действиями подчиненных ему сотрудников;

·     рациональное количество подчиненных (span of control); каждый начальник должен иметь в непосредственном подчинении только такое число сотрудников, которым он способен надлежащим образом руководить;

·     сотрудник полиции, наделяемый полномочиями по осуществлению функциональных обязанностей должен обладать соответственной компетенцией[12].

Одной из задач технического обеспечения деятельности полиции было создание мобильной диспетчерской службы, внедрение работоспособной системы оперативной связи, сокращение времени реагирование патрульных полицейских на вызов, создание новой технико-криминалистической базы.

Итак, основное предназначение полиции в этот период было «установление контроля над преступностью» - удержания ее в определенных заданных параметрах, а профессионализация полиции, основанная на принципах классической школы управления, рассматривалась как средство достижения этой цели.

Концепция «контроля над преступностью» стала реальным результатом развития полицейской системы, однако решив одни проблемы, она поставила другие.

Очередная волна общественного интереса к проблемам преступности и деятельности полиции поднялась в 70-80-е годы XX века. В основном это было связано с пониманием того, что сложившаяся модель организации и деятельности полиции не удовлетворяет требованиям времени, а способствует скорее развитию застойных явлений в управлении полицейскими организациями.

Со временем методы работы полиции, которые оказывались достаточно эффективными в прошлом, перестали себя оправдывать. Менялся характер и уровень преступности. Традиционные методы полицейской деятельности оказались неспособными решать такие проблемы урбанизированных обществ, как нелегальная торговля наркотиками, молодежные группировки, убийства, квартирные кражи, уличные нападения.

Произошли коренные изменения и в самом устройстве общества. Семья уже не являлась стабильной ячейкой общества, как это было в прошлом. Работающие родители оказались не в состоянии уделять достаточно времени воспитанию детей, а школы и церковь не смогли восполнить этот пробел. Стало возникать все больше проблем, вызванных межэтническими противоречиями, иммиграцией, конфликтами противоречивых интересов и ценностей различных социальных групп.

В период профессионализации полиции, когда преобладающей идеологией было “профессионалы лучше знают” достигло своего пика отчуждение полиции от населения, особенно от тех социальных групп, которых в литературе, посвященной полицейской проблематике называют “собственность полиции” (police property): молодежь, этнические меньшинства, лица без постоянного источника дохода и т.д.

В этих условиях, когда наблюдаются процессы изоляции, отчуждения от населения, когда полиция развивается как система, изолированная от общества, начинают проявляться негативные тенденции - «организационные» и «управленческие» болезни: протекционизм, переложение ответственности на нижестоящего, ориентация не на конечный результат, а на промежуточные показатели, основное внимание уделяется внутренним, техническим аспектам деятельности, вопросам внутреннего управления, профессионализации, происходит ориентация сугубо на промежуточные показатели и т.д.

Социологические опросы, проводимые на протяжении десятка лет в США в 70-е годы XX века показали, что существует противоречие между тем, как сами полицейские воспринимают задачи своей организации и ожиданиями и потребностями населения в правоохранительной сфере, т.е. теми задачами, которые, по мнению самих граждан, должна заниматься полиция. Сотрудники полиции ориентированы на количество задержаний, арестов, обысков, уменьшение времени реагирования на вызов в диспетчерскую. Большая же часть населения ожидает от полиции решения более “банальных” задач: остановить дерущихся подростков у подъезда, прекратить лай соседской собаки в ночное время, оказать помощь в других аналогичных ситуациях.

Отчуждение полиции от населения проявилось в “кризисе доверия”. В Европе и США 60-70-е годы XX века были годами бурных социальных движений – антивоенных протестов, массовых выступлений за гражданские права. Одним из объектов общественного негодования стала полиция. Полицию критиковали за нарушение прав человека, применение репрессивной политики; митингующие выступали за сокращение налогов и уменьшение ее бюджета.

Надо отметить, что “кризис доверия” полиции проявлялся не только как политический кризис: массовые выступления, акции гражданского неповиновения, но и как социально-экономический кризис (в масштабах территориальной единицы – города, населенного пункта). Интересен, например, опыт г. Балтимор, шт. Мэриленд, США. В конце 80-х - начале 90-х годов XX века власти города столкнулись со следующей проблемой: на протяжении последних нескольких лет был зафиксирован высокий уровень миграции из города. Ежегодно город покидало в более 10 тыс. человек. Уезжал из города средний класс – социальная группа, составляющая фундамент любого социального организма. Бизнесмены закрывали счета в банках, перевозили капитал; учителя, врачи, ученые находили работу в других штатах. Город терял налоги, разрушалась инфраструктура. Фактически, миграция из города означала процесс его деградации. Рушится фундамент – падает все здание. Оказалось, что этот процесс был вызван тяжелой криминогенной ситуацией в городе (по основным показателям: насильственной преступности, распространению наркотиков, уличной преступности город занимал первые места в сводном статистическом отчете ФБР) и отсутствием воли и умения у властей города и департамента полиции переломить ситуацию. Люди просто боялись за свою жизнь, боялись оказаться вечером на улице, по этому переезжали в другое, более безопасное место – т.е. “голосовали” против полиции Балтимора, поддерживая своими налогами полицию других городов. Эта ситуация привлекла внимание властей города и послужила толчком для разработки новой стратегии деятельности полиции.

Потенциальные возможности совершенствования деятельности полиции, содержащиеся в “профессиональной модели” и давшие импульс развитию полицейской организации в 40-50 е годы XX века были практически исчерпаны. Экспериментальные исследования, проведенные в США и ФРГ[13] убедительно показывают, что механистическое наращивание потенциала полицейской организации (что, собственно и составляет основу концепции контроля преступности или профессиональной полицейской модели) рационализация организационных форм и накопление ресурсной базы организации (увеличение вдвое штатов полиции, увеличение материально-технического снабжения, финансового положения полиции) не ведет ни к увеличению раскрываемости преступлений, ни к уменьшению уровня преступности. Хотя в начальный период наблюдается небольшое улучшение состояния криминогенной обстановки, в дальнейшем показатели преступности возвращаются к своему исходному уровню, а в некоторых случаях и превосходят его.

Этот вывод подтверждают и другие экспериментальные исследования, которые имеются на сегодняшний день. Они сходятся в том, что полицейская деятельность, полностью направленная только на контроль преступности имеет незначительный эффект.

Все эти факторы определили необходимость выработки новых подходов, новых моделей и парадигм организации и управления полицией. С 80-х годов XX века начала формироваться современная доктрина управления полицией. Ее основными элементами являются: цели и задачи полицейской деятельности, концепции (модели) правоохранительной деятельности полиции, функциональные и структурные параметры полицейской системы, перспективные направления развития, критерии и способы оценки деятельности полицейских организаций.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты