Управление полицией и милицией

Конечно, не все обстояло так гладко, были и неудачи. Они были связаны прежде всего с прямолинейным переносом некоторых положений кибернетики и других наук об управлении в теорию управления органами внутренних дел. Наиболее существенной ошибкой в этом плане, которая дает о себе знать до сих пор, встречаясь в работах ученых последующих поколений, является введение в системе органов внутренних дел (по аналогии с кибернетическими системами) двух видов управления: внутреннего и внешнего. Так, по мнению Г.А. Туманова внутренним управлением является управление, осуществляемое органами внутренних дел внутри самих себя, т.е. своими силами и средствами, а внешним - воздействие их на окружающие объекты, т.е. граждан[22]. Таким образом, служебная деятельность работников органов внутренних дел, связанная непосредственно с обслуживанием населения, с борьбой с преступностью, и которая по сути дела является производственной деятельностью (в широком смысле этого слова), получила статус внешней управленческой деятельности работников органов внутренних дел. В конечном счете этот нонсенс был изжит, но это потребовало значительных усилий ученых.

Второй этап (1974-1982 гг.) можно назвать еще этапом широкомасштабных исследований практики управления органов внутренних дел. Он логически вытекает из I этапа, на котором были созданы все необходимые предпосылки для расширения научных исследований практики управления органами внутренних дел.

Перед учеными-управленцами были поставлены две серьезные задачи:

- разработать методологические основы науки управления органами внутренних дел;

- оказать действенную помощь практическим органам внутренних дел в решении их задач через рационализацию управления ими.

Первую задачу предполагалось решить усилиями ученых кафедры общей теории управления и общеметодологических кафедр: философии, политэкономии, научного коммунизма. Немалые надежды также возлагались на ученых, пришедших из других сфер, и их потенциальные возможности в разработке методологических основ. Однако, как свидетельствует анализ результатов данного этапа, эту задачу решить не удалось. Во-первых, потому что это одна из сложнейших задач любой науки и, во-вторых, из-за ошибочной ориентации в решении этой задачи на кафедры общеметодологического направления. Последние, конечно, не могли оказать сколько-нибудь серьезную помощь в этом отношении, так как предмет их исследований был иной. В лучшем случае они могли расширить, обогатить формирующийся взгляд на управление органами внутренних дел знаниями философского, социологического и политэкономического характера. В 70-е годы ученые-управленцы еще не готовы были к разработке собственной методологической основы теории управления органами внутренних дел.

Не оправдались также надежды, связанные с трансплантацией методов из других областей знаний и сфер деятельности в организм теории управления органами внутренних дел. За редким исключением эти методы не принимались практикой, отторгались. Речь идет в данном случае, прежде всего, о методах исследований операций, с успехом применяемых в строительстве, производстве, военном деле. Только методы СПУ (сетевого планирования и управления) в какой-то степени заинтересовали руководителей практических органов в связи с возможностью их использования при разработке планов комплексных операций типа «Сирена». Но и они не получили достаточно широкого распространения. Слишком специфична сфера деятельности органов внутренних дел, и прямолинейный перенос инструментария из других сфер, без учета этой операции, конечно, не мог дать желаемых результатов.

Наоборот, вторая задача, стоявшая перед учеными, была успешно решена. Было проведено большое число исследований управленческой деятельности в системе МВД. При этом исследования носили, как правило, отраслевой или межотраслевой характер, т.е. изучалась практика управления аппаратами БХСС, ГАИ, следствия, УР или ГОРОВД, УВД, МВД в разнообразных условиях их функционирования: в бурно развивающемся регионе, в портовом или курортном городе, в области с преобладанием сельского населения, в экстремальных условиях и т.д. Отдельные же элементы управления (например методы управления, организационные структуры управления, организация труда работников тех или иных категорий и т.д.) становились предметом исследований гораздо реже. Такой направленности научных исследований способствовало, прежде всего, построение кафедр в Академии, а следовательно, и учебного процесса, по отраслевому и межотраслевому принципу.

Главным результатом, итогом II этапа явилось формирование парадигмы управления органами внутренних дел как совокупности положений, подходов, понятий, взглядов, признанных научным сообществом системы МВД, введенных им в научный оборот и используемых в своих теоретических и прикладных исследованиях[23].

То есть благодаря ученым системы МВД была осмыслена управленческая практика, переведена в соответствующие теоретические абстракции, которые приблизительно одинаково всеми понимались и с помощью которых можно было описывать процессы управления, исследовать их и совершенствовать.

III этап (1983-1986 гг.) связан с приходом к руководству МВД В.В. Федорчука, негативно относящегося к наукам вообще и науке управления в особенности. В силу этой причины этот период можно назвать этапом активного торможения исследований по управлению.

IV этап (1987-1991 гг.) - этап реабилитации управления. Необходимо отметить, что недооценка роли управления на предыдущем этапе, зауженное понимание сущности этого процесса, сводящегося в основном к административному воздействию субъекта управления на объект, касались не только сферы деятельности органов внутренних дел. Это было характерно и для других сфер, для государства в целом. В 1987 г. на июньском Пленуме ЦК КПСС было принято достаточно содержательное и хорошо аргументированное решение «О перестройке управления…». В соответствии с этим решением должна была быть разработана новая целостная государственная система управления, базирующаяся на демократических принципах, широко использующая различные методы управления, а не только административные, активизирующая деятельность человека, создающая благоприятные возможности для раскрепощения его инициативы и т.д. В этом же решении указывалось на возросшую роль общетеоретических наук в исследовании социальных процессов, а также в подготовке кадров управления.

IV этап в развитии науки управления органами внутренних дел остался незавершенным, так как происшедшая в 1991 г. смена политического устройства общества и начавшаяся за ним трансформация государственной системы, экономики, общественных отношений поставили на повестку дня перед наукой управления органами внутренних дел новые задачи, осмысление и решение которых знаменовало собой начало нового этапа в ее развитии.

V этап (1991 г. - н/время) - это этап ревизии теоретических основ управления органами внутренних дел, корректировки их отдельных положений, не соответствующих современному состоянию и характеру деятельности органов внутренних дел, управлению ими со стороны высших органов власти и постановки перед учеными-управленцами новых задач, вытекающих из реформирования государства, правоохранительной системы и органов внутренних дел в частности.

Действительно, глубокие перемены, происшедшие в стране, в роли государства, в целях, функциях и структуре его исполнительных органов, в правоотношениях, в нормативных человеческих ценностях - все это потребовало соответствующей адаптации к среде функционирования органов внутренних дел.



6.                 Сходства и различия управления полицией иностранных государств и российской милицией


Говоря об управлении полицией зарубежных государств и российской милицией необходимо отметить, что в целом данные структуры созданы для решения схожих задач. Несмотря на значительны различия в национальном законодательстве разных стран существует определенный общий стержень, позволяющий говорить об общности правоохранительной системы современных развитых демократических государств. Данным, объединяющим правоохранительные органы различных государств и их национальные законодательства, фактором являются принципы признания, соблюдения и защиты прав человека. Соответственно и полиция, и милиции должны решать аналогичные по своей природе задачи, вытекающие из общепризнанных принципов международного права. Очевидно, что структура полицейских органов различных государств не может быть однотипной, что обусловлено как различными историческими аспектами, так и особенностями сложившейся системы законодательства и в целом государственного управления. Однако, общность целей полицейских подразделений различных государств позволяет выделить некоторые общи подходы в управлении. Цели управления формулируются, как известно, на основе возникающих общественных потребностей, выраженных интересах различных социальных групп.

Развитие управленческой мысли в разных странах привело к созданию ряда общих принципов. В нашей стране, во многом благодаря усилиям коллектива Академии управления МВД России развитие теории управления и ее внедрение в практическую деятельность органов милиции носит постоянный, системный характер.

Таким образом, общим в управлении полиции и милиции на современном этапе можно считать внедрение современных методов социального управления, основанных на всесторонней научной разработке имеющихся проблем.

Российская Федерация в настоящее время переживает один из самых сложных периодов своего развития. Проводимые в 90-е годы реформы не дали конкретных результатов, которые могли бы повлиять на реализацию гражданами своих прав и свобод. Более того, объективно они привели к ослаблению государства, а значит, и меньшей защищенности российских граждан. В России еще не сформировалось настоящее гражданское общество с такими присущими тем атрибутами, как наличие собственности в распоряжении людей как основного элемента их независимости от государства. Возможности саморегуляции российского общества оказались сильно преувеличенными. В государстве отсутствует реальный и эффективный контроль за исполнением законов всеми участниками общественных отношений.

Фактическая реализация личностью своих прав и свобод определяется не только их закреплением за человеком совокупностью нормативно-правовых актов, но и теми началами, на основе которых они действительно осуществляются. Реальное положение человека далеко не всегда соответствует правовому, так как большинство норм права, закрепляющих основы правового статуса личности, напрямую связаны с политикой, идеологией, социально-экономическим строем, его национальными, историческими и иными особенностями. Любой правовой механизм защиты прав и свобод граждан действует в определенном политическом, экономическом и социальном пространстве, которое может снижать эффективность этих механизмов либо наоборот усиливать их действие.

Соответственно и органы милиции в нашей стране находятся в значительно более тяжелом положении, чем многие полицейские органы более благополучных в экономическом и социальном плане государств. Полицейская система этих государств развивалась на протяжении более чем ста лет в достаточно стабильных условиях. Полиция зарубежных государств подошла к использованию современных методов социального управления постепенно, вместе с развитием институтов гражданского общества. В нашей стране милиция в новых социально-экономических условиях работает с 1991 года. Внедрение новых методов управление в деятельность милиции, безусловно требует значительного периода времени, кроме того социальная и экономическая нестабильность также накладывает свой отпечаток на деятельность милиции.


Заключение


Подводя итог можно сделать вывод, что органы полиции зарубежных государств отличаются значительным разнообразие организационных форм. Есть структуры более близкие по своим параметрам к милиции Российской Федерации, есть структуры построенные на иных принципах. Однако, общность решаемых задач и общемировые тенденции в развитии управленческой мысли позволяют говорить об общности современных принципов управления органами полиции и милиции. Вместе с тем различные социально-экономические условия и значительно более короткий промежуток развития российской милиции в новых условиях приводит и к несколько другой реальной системе управления.

В практике социального управления принимаемые управленческие решения как правило многокритериальны. Нередко вариант решения, оптимальный по одному критерию, далек от оптимальности по другому. А значит в различных экономических и социальных условиях системы действующие на основе схожих принципов управления будут работать совершенно по-разному.



Литература


1.                 Васильев Д.В. Зарубежные доктрины управления полицией, Лекция, М., Академия МВД России, 2003 г.

2.                 Яськов Е.Ф. Становление и развитие теории управления органами внутренних дел, Лекция, М., Академия МВД России, 2004 г.

3.                 Губанов А.В. Полиция зарубежных стран. М., 1999 г., стр. 39

4.                 Крылов Б.С. Основы организации и управления полициями буржуазных стран, Лекция, М., Академия МВД СССР, 1976 г.

5.                 Вопросы эффективности деятельности полиции в зарубежных странах //Сборник рефератов, М., 1991 г.

6.                 Васильев Д.В. Расследование жалоб граждан на действия полиции//Вестник СГАП, 2002, № 4, стр. 100

7.                 Анисимков В.М., Буничев Ю.А. Полиция XXI века: концепции и механизм реализации (по материалам 1-го полицейского Конгресса). М., 1998 г.

8.                 Зуйков Г.Г. Что надо знать…: Учебное пособие. - М.: ВШ МВД СССР, 1972. С. 197.

9.                 Туманов Г.А. Организация управления в сфере охраны общественного порядка. - М.: Юридическая литература, 1972. С. 94-95.

10.             Кун Т. Структура научных революций. – М., 1970.


[1] См. например, Военная доктрина Российской Федерации

[2] George L. Kelling and Mark H. Moore, The Evolving Strategy of Policing

[3] Williams H., Murphy  P. V.  Evolving Strategy of Police: A Minority View

[4] Harry W. More , John P. Kenney.  The Police Executive Handbook, Illinois, 1986 

[5]  Широко известно судебное дело гражданина  США  Миранда.  При  его  задержании, полицейский  не  предупредил его о его правах,  соответственно,   должная юридическая  процедура была нарушена и Миранда на этом основании был оправдан.  После этого случая предупреждение  задержанного  о его правах называют предупреждением Миранда (Miranda warning)

[6] Understanding Community Policing: Framework for Action

[7] Organization of Baltimore Police

[8] Губанов А.В. Полиция зарубежных стран . М., 1999 г.,  стр. 39

[9] Там же, стр. 36

[10] Там же

[11] Organization of Baltimore  Police

[12] Крылов Б.С. Основы организации и управления полициями буржуазных стран, Лекция,  М., Академия МВД СССР, 1976 г.,  стр. 7

[13] Вопросы эффективности деятельности полиции в зарубежных странах //Сборник рефератов, М., 1991 г., стр. 5-6

[14] Nick Bland. Measuring Public Expectations of Poling: an evaluation of gap analysis. PRS. London. 1997

[15] Chatterton M.R., Langmead-Jones P., Radcliffe J. Using Quality of Service Surveys. PSR. London. 1997.

[16] Protecting the Community. Community Prosecutors.

[17] Васильев Д.В. Расследование жалоб граждан на действия полиции//Вестник СГАП, 2002, № 4, стр. 100 

[18] Там же

[19] Анисимков В.М., Буничев Ю.А. Полиция XXI века: концепции и механизм реализации (по материалам 1-го полицейского Конгресса). М., 1998 г.

[20] Bayley D.H. Police Function, Structure and Control in Western Europe and North America: Comparative and Historical Studies

[21] Г.Г.Зуйков. Что надо знать…: Учебное пособие. - М.: ВШ МВД СССР, 1972. С. 197.

[22] Туманов Г.А. Организация управления в сфере охраны общественного порядка. - М.: Юридическая литература, 1972. С. 94-95.

[23] Понятие парадигмы в указанном смысле впервые введено Т. Куном и определено как «признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают научному сообществу модель постановки проблем и их решений» /Кун Т. Структура научных революций. – М., 1970. С. 11.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты