1.2 Современное состояние воздушного транспорта в Российской Федерации
Воздушный транспорт, один из видов транспорта, осуществляющий перевозки пассажиров, почты и грузов воздушным путём.
Уровень развития воздушного транспорта является показателем степени научно-технического потенциала страны. В последние годы замедлились темпы развития воздушного транспорта. Спрос в транспортной работе превышал предложение. Основу парка гражданской авиации страны составляют самолеты Ил-62, Ту-154, Ту-134, Як-40, разработанные в 60-70-х годах и устаревшие морально и физически (26% воздушных судов находятся в эксплуатации от 15 до 30 лет). В настоящее время техническая укомплектованность наземной базы составляет 60%, а по аэровокзальным комплексам — не более 50%. Износ основных фондов оценивается в 70%. Поэтому остро стоит вопрос технического перевооружения воздушного транспорта, перехода на новые типы отечественных самолетов (Ил-96-300, Ту-204, Ил-114, Ан-70), имеющие лучшие летные и эксплуатационные характеристики.
В настоящее время России является одной из крупнейших авиационных держав, однако Аэрофлот с распадом СССР и отделением от него целого ряда мелких самостоятельных авиакомпаний потерял свое лидирующее положение.
По данным Федерального агентства воздушного транспорта имеются следующие основные производственные показатели работы авиакомпаний (табл. 1)[25].
Таблица 1
Основные производственные показатели работы авиакомпаний
Показатели |
Единицы измерения |
Годы |
|||
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
||
Пассажирооборот |
млрд. пасс. км |
85,77 |
93,93 |
111,0 |
122,6 |
в т.ч.: на международных ВЛ |
|
45,78 |
50,92 |
61,81 |
69,9 |
на внутренних ВЛ |
|
39,99 |
43,01 |
49,19 |
52,7 |
Перевезено пассажиров |
млн. чел. |
35,09 |
38,03 |
45,11 |
49,8 |
в т.ч.: на международных ВЛ |
|
15,88 |
17,26 |
20,86 |
23,6 |
на внутренних ВЛ |
|
19,21 |
20,77 |
24,25 |
26,2 |
Перевезено почты и грузов |
тыс. тонн |
628,92 |
640,33 |
732,17 |
779,4 |
в т.ч.: на международных ВЛ |
|
362,47 |
384,65 |
461,60 |
519,9 |
на внутренних ВЛ |
|
266,45 |
255,68 |
270,57 |
259,4 |
Из таблицы 1 видно, что пассажирооборот на воздушном транспорте определен только по перевозкам транспортной авиации, т.е. без учета перевозок авиации, применяемой в организациях всех видов экономической деятельности. Пассажирооборот на воздушном транспорте определяется как сумма произведений от умножения числа перевезенных пассажиров на каждом участке полета на соответствующее этому участку эксплуатационное расстояние.
Перевезено грузов и почты – количество грузов в тоннах, перевезенных воздушным транспортом в отчетном периоде исчисляется, как сумма веса всех грузов, почты и платного багажа. Объем перевезенных грузов осуществляется по моменту прибытия. В табл. 2 представлен выполненный международный и внутренний грузооборот авиакомпаний РФ за период до 2008 г.
Таблица 2
Выполненный грузооборот авиакомпаний Российской Федерации за январь-февраль 2008-2009 гг.
№ |
Авиапредприятие |
Грузооборот, тыс.ткм |
Перевезено грузов и почты, тонн |
||||
январь-февраль |
%к пр. |
январь-февраль |
%к пр. |
||||
2008 г. |
2009 г. |
2008 г. |
2009 г. |
||||
1 |
ЭйрБриджКарго |
135 522,4 |
127 528,4 |
94,1 |
15 992,9 |
15 537,9 |
97,2 |
2 |
Волга-Днепр |
134 574,3 |
95 480,5 |
71,0 |
27 942,4 |
13 000,8 |
46,5 |
3 |
Аэрофлот - российские авиалинии |
53 771,0 |
41 093,5 |
76,4 |
11 979,2 |
9 330,6 |
77,9 |
4 |
Аэрофлот - Карго |
54 712,5 |
18 743,4 |
34,3 |
8 348,3 |
3 123,5 |
37,4 |
5 |
ТРАНСАЭРО |
12 831,4 |
15 661,4 |
122,1 |
2 505,2 |
2 836,5 |
113,2 |
|
Итого по 5 авиакомпаниям |
391 411,5 |
298 507,2 |
76,3 |
66 768,0 |
43 829,3 |
65,6 |
|
Уд.вес 5 авиакомпаний от общего объема по ГА,% |
69,9 |
77,7 |
|
56,0 |
58,6 |
|
6 |
Полет |
40 304,4 |
13 470,3 |
33,4 |
7 463,4 |
2 181,9 |
29,2 |
7 |
Сибирь |
16 523,5 |
11 652,1 |
70,5 |
5 638,0 |
4 131,0 |
73,3 |
8 |
Авиакон Цитотранс |
8 510,3 |
6 055,8 |
71,2 |
1 870,6 |
827,6 |
44,2 |
9 |
Алроса |
6 287,3 |
5 269,6 |
83,8 |
2 382,8 |
2 322,3 |
97,5 |
10 |
Авиастар-ТУ |
5 816,8 |
4 890,8 |
84,1 |
2 293,1 |
1 729,5 |
75,4 |
11 |
АЭРОСТАРЗ |
3 655,8 |
4 529,0 |
123,9 |
1 754,0 |
1 589,0 |
90,6 |
12 |
Владивосток Авиа |
3 594,3 |
3 860,6 |
107,4 |
930,5 |
997,6 |
107,2 |
13 |
КОНТИНЕНТ |
0,0 |
3 850,0 |
- |
0,0 |
1 070,0 |
- |
14 |
Якутия |
2 341,6 |
3 604,2 |
153,9 |
685,2 |
924,9 |
135,0 |
15 |
КАПО Авиа |
6 118,8 |
3 283,8 |
53,7 |
1 371,8 |
921,2 |
67,2 |
|
Итого по 15 авиакомпаниям |
484 564,4 |
358 973,4 |
74,1 |
91 157,2 |
60 524,2 |
66,4 |
|
Уд.вес 15 авиакомпаний от общего объема по ГА,% |
86,5 |
93,5 |
|
76,4 |
80,9 |
|
|
В целом по ГА |
559 958,5 |
384 021,1 |
68,6 |
119 320,8 |
74 783,9 |
62,7 |
Перевезено пассажиров – это число пассажиров, перевезенных за определенный период времени. Единицей наблюдения в статистике перевозок пассажиров является пассажиро-поездка. Момент учета отправленных пассажиров на воздушном транспорте определяется по моменту отправления. Также используется и момент прибытия.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13