Виды правонарушений на воздушном транспорте

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 11.4, состоит в том, что лицо, не наделенное в установленном порядке правом на осуществление деятельности по использованию воздушного пространства (не имеющее соответствующей лицензии или лишенное ее), незаконно осуществляет указанную деятельность (поднимает в воздух воздушное судно, запускает воздушные шары, аэростаты, возводит высотное сооружение, производит взрывные работы, работы, в результате которых происходит выброс в атмосферу веществ, ухудшающих видимость).

Субъектами правонарушений могут быть граждане, должностные лица и юридические лица.

Субъективная сторона рассматриваемых правонарушений выражается в форме умысла или неосторожности.

Дела об административных правонарушениях рассматривают должностные лица органов единой системы организации воздушного движения РФ.

Согласно ст. 11.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях нарушение правил безопасности эксплуатации воздушных судов - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей или лишение права управления воздушным судном на срок до одного года; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или лишение права управления воздушным судном на срок до одного года.

Объектом правонарушения является безопасность эксплуатации воздушных судов, имеющая своей конечной целью сохранение жизни и здоровья людей, а также перевозимых грузов и багажа.

Объективная сторона правонарушения включает в себя действия (бездействие) в виде нарушения конкретных правил безопасности эксплуатации воздушных судов, несоблюдения порядка, обеспечивающего безопасное использование авиационной техники. Таковыми могут быть, например, эксплуатация не зарегистрированного в установленном порядке воздушного судна, выпуск в рейс воздушного судна с техническими неисправностями, в нелетную погоду, несвоевременное или некачественное проведение регламентных работ по техническому обслуживанию воздушного судна и т.д.

Субъектами административного правонарушения являются граждане и должностные лица, обладающие необходимой квалификацией, подтверждаемой соответствующими документами, и несущие ответственность за безопасную эксплуатацию воздушных судов (член летного экипажа, лицо авиационного персонала и др.).

Субъективная сторона правонарушения характеризуется неосторожной формой вины. Если нарушение правил безопасности эксплуатации воздушного судна повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека либо смерть человека, виновный может нести ответственность по ст. 263 УК РФ.

Дела об административных правонарушениях рассматривают должностные лица органов, осуществляющих государственное регулирование в области авиации (о должностных лицах, уполномоченных рассматривать дела от имени указанных органов, см. п. 8 комментария к ст. 11.3 Кодекса).

Дела о правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматривают судьи, если указанными выше должностными лицами будет признано необходимым передать дело на рассмотрение судье (например, для применения к правонарушителю административного наказания в виде лишения права управления воздушным судном) - ч. 2 ст. 23.1 КоАП РФ[43].

Согласно статье 11.15 повреждение пломб или запорных устройств грузовых отсеков и других грузовых помещений воздушных судов, повреждение отдельных грузовых мест или их упаковки, пакетов, используемых для выполнения операций по перевозке грузов, - влечет наложение административного штрафа в размере от 1 тыс. до 1500 руб.

Согласно статье 11.16 нарушение правил пожарной безопасности на воздушном транспорте - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 500 руб. до 1000 руб.; на должностных лиц - от 1000 руб. до 2000 руб.

Объектом правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, является безопасность эксплуатации воздушного транспорта, порядок обращения с пожароопасными источниками, способными причинить вред здоровью людей, собственности физических и юридических лиц, окружающей природной среде.

Правила пожарной безопасности устанавливаются Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности"[44]; транспортными кодексами, уставами, отраслевыми правилами перевозок грузов, пассажиров, багажа и грузобагажа.

На воздушном транспорте действует Наставление по пожарной охране в гражданской авиации (НПО-ГА-85).

С объективной стороны правонарушение выражается в действиях (бездействии) в виде различных нарушений установленных правил пожарной безопасности. Они могут состоять в пользовании неисправными электронагревательными приборами, несоблюдении порядка обращения с легковоспламеняющимися веществами.

Субъектами рассматриваемого административного правонарушения могут быть граждане и должностные лица, в обязанности которых входит обеспечение правил безопасности на соответствующем виде транспорта.

Субъективная сторона правонарушения характеризуется умышленной или неосторожной формой вины.

Дела об административных правонарушениях рассматривают должностные лица органов, осуществляющих государственный пожарный надзор (ст. 23.34 КоАП РФ) в области авиации (см. п. 8 комментария к ст. 11.3).

Согласно статье 11.18 безбилетный полет на судне воздушного транспорта - влечет наложение административного штрафа в размере 200 руб.

На воздушном транспорте пассажир вправе провезти с собой бесплатно одного ребенка в возрасте до двух лет без предоставления ему отдельного места (на международных рейсах - по льготному тарифу). Другие дети в возрасте не старше двух лет, а также дети возрастом от двух до 12 лет перевозятся по льготному тарифу с предоставлением им отдельных мест (ст. 106 Воздушного кодекса РФ).

Дела о правонарушениях, предусмотренных ч. 2 ст. 11.18, рассматривают должностные лица органов, осуществляющих государственное регулирование в области авиации.

Согласно статье 11.19 провоз ручной клади сверх установленных норм без оплаты на воздушном транспорте - влечет наложение административного штрафа в размере 100 руб.

Провоз без оплаты домашних животных и птиц - влечет наложение административного штрафа в размере 100 руб[45].

На воздушном транспорте нормы бесплатного провоза багажа, в том числе вещей, находящихся при пассажирах, устанавливаются в зависимости от типа воздушного судна и не могут быть менее чем 10 кг на одного пассажира (ст. 106 Воздушного кодекса РФ).

Объективная сторона административных правонарушений, предусмотренных в ч. 1 ст. 11.19, состоит в провозе ручной клади сверх установленных норм без оплаты;

С субъективной стороны правонарушение характеризуется умышленной формой вины. Правонарушение, предусмотренное ч. 3 ст. 11.19, может быть совершено и неосторожно.

Дела о правонарушениях, предусмотренных ч. 1, 3 и 4, рассматривают должностные лица органов, осуществляющих государственное регулирование в области авиации (см. п. 8 комментария к ст. 11.3).

13 марта 2009 г. Правительство РФ внесло в Госдуму поправки[46] в Административный кодекс РФ о нарушении норм транспортной безопасности и безопасности полетов, по которым пассажирам воздушного судна, не выполняющим распоряжения командира судна, грозит наложение штрафа в размере до 5 тыс. руб., при том, что сейчас штраф составляет 100 рублей.

Нарушение федеральных правил использования воздушного пространства влечет наложение штрафа на граждан в размере от 2 до 5 тыс. руб. (сейчас от 1 до 2 тыс. руб.); на должностных лиц - от 25 до 30 тыс. руб. (сейчас от 2 тыс. до 4 тыс. руб.); на юридических лиц - от 250 до 300 тысяч рублей (сейчас от 20 тыс. до 30 тыс. руб.).

Вылет на самолете с неисправностями, с которыми запрещена его эксплуатация без специального разрешения, либо с нарушением норм пассажировместимости или грузовместимости, а также ограничений по полетной массе или центровке воздушного судна грозит виновным гражданам штрафом в размере от 2 до 2,5 тыс. руб. или лишением права управления воздушным судном на срок до года; должностным лицам - от 4 до 5 тыс. руб. или лишением права управления воздушным судном на срок до года; юридическим лицам - от 10 до 50 тыс. руб.

2.4 Гражданско-правовые правонарушения на воздушном транспорте


Гражданское правонарушение – это виновное противоправное деяние деликтоспособного лица, наносящее вред урегулированным нормами гражданского права имущественным и связанным с ними личным неимущественным отношениям. Например, правонарушения, как неисполнение или ненадлежащее исполнение договорных обязательств, заключение противоправных сделок, нарушение авторского права, причинение имущественного вреда и т. д. Субъектами гражданских правонарушений могут выступать как физические, так и юридические лица[47].

Ответственность за нарушение гражданско-правовых обязательств посвящена ст. 393 п. 1 гл. 25 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации от 30.11.1994 N 51-ФЗ[48]:

Должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства.

Убытки определяются в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 15 настоящего Кодекса.

Если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором, при определении убытков принимаются во внимание цены, существовавшие в том месте, где обязательство должно было быть исполнено, в день добровольного удовлетворения должником требования кредитора, а если требование добровольно удовлетворено не было, - в день предъявления иска. Исходя из обстоятельств, суд может удовлетворить требование о возмещении убытков, принимая во внимание цены, существующие в день вынесения решения.

При определении упущенной выгоды учитываются предпринятые кредитором для ее получения меры и сделанные с этой целью приготовления[49].

Согласно статье 11.17 КоАП[50] нарушение правил фотографирования, видео- и киносъемки либо пользования средствами радиосвязи с борта воздушного судна - влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере ста рублей с конфискацией пленки.

Невыполнение лицами, находящимися на воздушном судне законных распоряжений командира (капитана) судна - влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере ста рублей.

Комментируемая статья[51] содержит 2 самостоятельных составов правонарушений на воздушном транспорте по ч.4 и 5 КоАП.

Объектом анализируемых правонарушений является безопасность движения и эксплуатации транспорта, общественный порядок и общественная безопасность, экологическая безопасность.

В соответствии со ст. 58 Воздушного кодекса РФ командир воздушного судна в целях обеспечения безопасности полета вправе отдавать распоряжения любому находящемуся на борту воздушного судна лицу и требовать их исполнения.

Согласно ст. 78 Воздушного кодекса РФ граждане и юридические лица, которые имеют установки и аппараты, создающие помехи средствам радиотехнического обеспечения полетов воздушных судов и радиосвязи с ними, обязаны по требованию уполномоченного органа в области связи или его подразделений устранить помехи своими силами и за свой счет, а до их устранения прекратить работу таких установок и аппаратов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты