Виды правонарушений на воздушном транспорте

Согласно раздела 1 гл. 2 ст. 2.1 Кодекса об административных правонарушениях, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В разделе 2 гл.2, ст. 11.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях описаны действия, угрожающие безопасности полетов[38]:

Размещение в районе аэродрома знаков и устройств, сходных с маркировочными знаками и устройствами, принятыми для опознавания аэродромов, либо применение пиротехнических изделий без разрешения администрации аэропорта, аэродрома, либо устройство в районе аэропорта, аэродрома объектов, способствующих массовому скоплению птиц, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей.

Невыполнение правил размещения ночных и дневных маркировочных знаков или устройств на зданиях и сооружениях - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей.

Повреждение аэродромного оборудования, аэродромных знаков, воздушных судов и их оборудования - влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей.

Проход или проезд без надлежащего разрешения по территориям аэропортов (за исключением аэровокзалов), аэродромов, объектов радио- и светообеспечения полетов - влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от ста до трехсот рублей.

Объектом всех четырех составов правонарушений, предусмотренных комментируемой статьей[39], является безопасность полетов воздушных судов, права и законные интересы граждан и юридических лиц, связанных с осуществлением перевозок.

Маркировочные знаки и устройства размещаются на территории аэродрома для опознавания их лицами, управляющими воздушным судном. Их размещение на зданиях и сооружениях необходимо для обеспечения безопасности воздушного сообщения. Согласно ст. 51 Воздушного кодекса РФ собственники зданий и сооружений, линий связи, линий электропередачи, радиотехнического оборудования и других объектов в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов обязаны размещать на указанных объектах маркировочные знаки и устройства в соответствии с федеральными авиационными правилами. В этой же статье содержится запрет на размещение в районе аэродромов знаков и устройств, сходных с принятыми для опознавания аэродромов маркировочными знаками и устройствами.

Ст. 84 Воздушного кодекса РФ в целях обеспечения авиационной безопасности устанавливает запрет на доступ посторонних лиц и транспортных средств в контролируемую зону аэропорта или аэродрома.

Для правильной квалификации противоправных действий (бездействия), а также более полной характеристики объективной стороны правонарушений необходимо обратиться к анализу соответствующих федеральных авиационных правил. Федеральные авиационные правила установлены Приказом Федеральной авиационной службы РФ от 30 октября 1998 г. N 342 "Об утверждении и введении в действие Федеральных авиационных правил по сертификации организаций, осуществляющих деятельность по организационному обеспечению полетов воздушных судов" (БНА. 1999. N 10; 2000. N 28); Приказом Федеральной авиационной службы РФ от 29 января 1999 г. N 23 "О введении в действие Федеральных авиационных правил "Сертификация авиационных учебных центров" (БНА. 1999. N 33); Приказом Федеральной службы воздушного транспорта РФ от 6 мая 2000 г. N 121 "Об утверждении и введении в действие Федеральных авиационных правил "Сертификационные требования к юридическим лицам, осуществляющим аэропортовую деятельность по аэродромному обеспечению полетов воздушных судов" (БНА. 2000. N 36); Приказом Федеральной службы воздушного транспорта РФ от 24 апреля 2000 г. N 98 "Об утверждении и введении в действие Федеральных авиационных правил "Сертификация аэропортов. Процедуры" (БНА. 2000. N 37); Приказом Федеральной службы воздушного транспорта РФ от 18 апреля 2000 г. N 89 "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Сертификационные требования к организациям авиатопливообеспечения воздушных перевозок" (БНА РФ. 2000. N 42).

Правила, за нарушение которых наступает административная ответственность по ст. 11.3, устанавливаются также руководствами, наставлениями и инструкциями (по производству полетов, эксплуатации гражданских аэродромов, аэродромной службе, орнитологическому, светотехническому обеспечению полетов, электроустановкам и др.) специально уполномоченного органа в области авиации.

Субъектами правонарушений могут быть как граждане, так и должностные лица.

Субъективная сторона административных правонарушений, предусмотренных комментируемой статьей, может характеризоваться как умышленной, так и неосторожной формой вины.

Дела об административных правонарушениях рассматривают должностные лица органов, осуществляющих государственное регулирование в области авиации.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, совершенных в государственной авиации, рассматривают руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области обороны, его заместители, руководители структурных подразделений федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области обороны, их заместители, руководители инспекторских служб федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области обороны, их заместители, инспектора по безопасности полетов авиации (ст. 23.42 КоАП РФ[40]).

Дела о правонарушениях, предусмотренных ст. 11.3, совершенных в экспериментальной авиации, рассматривают руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области оборонной промышленности, его заместители, руководители структурных подразделений федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области оборонной промышленности, их заместители, руководители региональных служб федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области оборонной промышленности, их заместители (ст. 23.42 КоАП РФ).

Протоколы о правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, составляют должностные лица перечисленных выше органов (ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ[41]), а также органов внутренних дел (милиции) - о правонарушениях, предусмотренных ч. 1, 3 и 4 данной статьи (п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ).

Согласно ст. 11.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, нарушение правил использования воздушного пространства федеральных правил использования воздушного пространства - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Нарушение правил использования воздушного пространства лицами, не наделенными в установленном порядке правом на осуществление деятельности по использованию воздушного пространства, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

В соответствии с Воздушным кодексом РФ Российская Федерация[42] обладает полным и исключительным суверенитетом в отношении воздушного пространства Российской Федерации.

В Воздушном кодексе приводятся понятия воздушного пространства (ст. 1), федеральных правил использования воздушного пространства (ст. 2), пользователей воздушного пространства (ст. 11), международного полета (ст. 79).

Под воздушным пространством понимается воздушное пространство над территорией Российской Федерации, в том числе воздушное пространство над внутренними водами и территориальным морем.

Использование воздушного пространства представляет собой деятельность, в процессе которой осуществляются перемещение в воздушном пространстве различных материальных объектов (воздушных судов, ракет и других объектов), а также другая деятельность (строительство высотных сооружений, деятельность, в процессе которой происходят электромагнитные и другие излучения, выброс в атмосферу веществ, ухудшающих видимость, проведение взрывных работ и т.п.), которая может представлять угрозу безопасности воздушного движения (ст. 11).

Пользователями воздушного пространства являются граждане и юридические лица, наделенные правом на осуществление деятельности по использованию воздушного пространства. Порядок наделения правом на осуществление указанной деятельности устанавливается Воздушным кодексом РФ. Порядок получения лицензии определен Федеральными авиационными правилами лицензирования деятельности в области гражданской авиации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 24 января 1998 г. N 85 (в ред. от 3 октября 2002 г.) (СЗ РФ. 1998. N 5. Ст. 622; 2002. N 41. Ст. 3983). Правовые установления по использованию воздушного пространства содержатся в Воздушном кодексе РФ, Федеральных правилах использования воздушного пространства РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. N 1084 (СЗ РФ. 1999. N 40. Ст. 4861), Федеральных авиационных правилах полетов в воздушном пространстве РФ, утвержденных Приказом Министерства обороны РФ N 136, Минтранса РФ N 42, Росавиакосмоса N 51 от 31 марта 2002 г. (БНА. 2002. N 41), Сборнике аэронавигационной информации РФ, международных договорах и соглашениях. Указанными нормативными правовыми актами устанавливается порядок поведения пользователей воздушного пространства: для каждого пользователя предусматривается порядок, очередность выхода в воздушное пространство, используемая высота, воздушные коридоры и т.д.

Объектом правонарушений, предусмотренных комментируемой статьей, являются общественные отношения в области использования воздушного пространства.

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 11.4, состоит в нарушении пользователем воздушного пространства правил использования воздушного пространства (например, использование виновным воздушного пространства без разрешения вспомогательного районного центра единой системы организации воздушного движения, несоблюдение условий установленного безопасного использования воздушного пространства, несвоевременная подача заявки (расписания, графика) на использование воздушного пространства, несвоевременное сообщение о начале и окончании использования воздушного пространства в соответствующие оперативные органы управления полетами, игнорирование требований органов управления полетами об участии в поисково-спасательных работах, а также оказании помощи терпящим или потерпевшим бедствие воздушным судам и т.д.).

Если противоправные действия выразились в нарушении правил использования воздушного пространства лицом, в силу выполняемой работы или занимаемой должности обязанным соблюдать эти правила, и повлекли по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека либо смерть человека, действия виновного надлежит квалифицировать по ст. 263 УК РФ. Нарушение указанных правил при выполнении международных полетов образует состав преступления, предусмотренного ст. 271 УК РФ.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты