Взыскание дебиторской задолженности в сфере жилищно-коммунального хозяйства

Вопросы оказания коммунальных услуг и система платежей за принятую энергию урегулированы Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" (до этого момента действовали Правила оказания коммунальных услуг, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 26 сентября 1994 г. № 1099 в редакции от 01.02.2005 г. № 49.). Настоящие правила утверждены Правительством РФ в целях защиты прав потребителей коммунальных услуг, в соответствии со ст. 157 ЖК РФ, предусматривающей размер платы за коммунальные услуги.

Правила регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.

Действие настоящих Правил распространяется на отношения, касающиеся предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим на законных основаниях в жилых помещениях частного, государственного и муниципального жилищных фондов.

В разделе 2 Правил перечислены требования к предоставлению коммунальных услуг; порядок расчета и внесения платы за коммунальные услуги содержится в разделе 3 Правил; разделы 4 и 5 содержат положения о правах и обязанностях исполнителя и потребителя. Разделом 8 Правил урегулирован порядок установления факта непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества.


1.3 Основания возникновения договорных отношений и дебиторской задолженности


Дебиторская задолженность перед предприятиями ЖКХ возникает в случаях неоплаты принятой энергии в установленный срок гражданами, исполнителями и организациями, являющимися потребителями отпущенной энергии этих предприятий.

Согласно ст.ст. 154, 155 ЖК РФ, п. 7 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства 23.05.06 г. №307, плата за коммунальные услуги поступает ресурсоснабжающим организациям от исполнителей этих услуг: от товариществ собственников жилья (ТСЖ), жилищных кооперативов (ЖК), иных специализированных потребительских кооперативов, управляющих организаций либо при отсутствии договора с исполнителем коммунальной услуги – от собственников жилого дома.

Под понятием "исполнитель" Правила понимают юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуального предпринимателя, предоставляющих коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги, а под понятием "потребитель" – гражданина, использующего коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Исполнителем при этом могут быть:

управляющая организация;

товарищество собственников жилья;

жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив;

иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы (при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений).

При отсутствии у собственников помещений в многоквартирном доме (в случае непосредственного управления таким домом) или собственников жилых домов договора, заключенного с исполнителем, указанные собственники заключают договор о приобретении холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также о водоотведении непосредственно с соответствующей ресурсоснабжающей организацией.

В этом случае ресурсоснабжающая организация несет ответственность за режим и качество подачи холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также водоотведения на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры.

При этом обслуживание внутридомовых инженерных систем осуществляется лицами, привлекаемыми по договору собственниками помещений в многоквартирном доме либо собственниками жилых домов, или указанными собственниками самостоятельно, если договором с ресурсоснабжающей организацией не предусмотрено иное.

Как известно, любые предоставленные услуги влекут за собой и определенные обязанности, которые не должны противоречить законодательству Российской Федерации. Для того, чтобы закрепить права и обязанности сторон, между ними должен быть заключен определенный договор об оказании услуг.

Сам по себе, договор – это соглашение двух или более лиц, устанавливающее, изменяющее или прекращающее их права и обязанности.

Сторонами договора могут выступать как физические, так и юридические лица, включая различные публично-правовые образования (международные организации, государство, муниципальные образования и пр.). Договор используется в трех значениях: как правоотношение; как юридический факт, порождающий обязательства; как документ, фиксирующий факт возникновения обязательств по воле его участников.

В договорах организаций жилищно-коммунального комплекса одна сторона обязуется подавать коммунальные ресурсы соответствующего качества и в установленном количестве, а также выполнять соответствующие услуги согласно договора, а потребитель обязуется производить оплату за принятые ресурсы и оказанные услуги в сумме и сроки, обговоренные договором.

Итак, договор – это основополагающая часть отношений между ресурсоснабжающей организацией и контрагентом, после которой возникают права и обязанности сторон.

Значение правильного составления договора мы хотели бы продемонстрировать на примере одного интересного прецедента из судебной практики:

"Федеральный арбитражный суд восточно-сибирского округа

Постановление

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности решений (постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 8 января 2004 г. Дело№А33-5425/03-С1-Ф02-4672/03-С2

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Кулакова В.И.,

судей: Герасимовой О.Л., Орлова А.В.,

при участии в судебном заседании: представителя открытого акционерного общества "Красноярский хлеб" - Назаренко В.А. (доверенность от 12.11.2003),

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Красноярский хлеб" на решение от 15 июля 2003 года и постановление от 19 сентября 2003 года Арбитражного суда Красноярского края по делу № А33-5425/03-С1 (суд первой инстанции: Зимина Н.Н., Целлер В.И., Черных А.М.; суд апелляционной инстанции: Бычкова Л.К., Гурова Т.С., Рудова Л.А.),

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество "Красноярский хлеб" (ОАО "Красноярский хлеб") обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к муниципальному унитарному производственному предприятию "Водоканал" (МУПП "Водоканал") о понуждении заключить договор об отпуске (получении) питьевой воды и о приеме (сбросе) сточных вод на условиях, указанных в проекте договора.

Дело рассмотрено с участием арбитражных заседателей – Черных А.М., Целлер В.И.

Решением от 15 июля 2003 года в удовлетворении исковых требований отказано.

Постановлением от 19 сентября 2003 года решение от 15 июля 2003 года оставлено без изменения.

В кассационной жалобе на решение от 15 июля 2003 года и постановление от 19 сентября 2003 года ОАО "Красноярский хлеб" просит их отменить и принять по делу новое решение. Заявитель указывает, что данные судебные акты являются незаконными в связи с неправильным применением арбитражным судом норм материального права (главы 39 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктов 11 и 13 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 167 от 12.02.1999). Он считает, что договор на отпуск питьевой воды и прием сточных вод является незаключенным, поскольку он заключался сторонами путем совершения конклюдентных действий, но на будущее время соглашение сторонами не достигнуто. По его мнению, МУПП "Водоканалсбыт" не вправе быть стороной договора об отпуске питьевой воды и о приеме сточных вод.

Представитель ОАО "Красноярский хлеб" поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.

Другие лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены.

Дело рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Арбитражный суд округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Разрешая возникший спор по настоящему делу, арбитражные суды первой и апелляционной инстанций установили следующие обстоятельства, имеющие существенное значение для дела.

В 2000 году между сторонами был заключен договор № 177, предметом которого являются обязательства сторон по отпуску (получению) питьевой воды из системы городского водопровода и приему (сбросу) сточных вод в городскую канализацию.

04.02.2003 ОАО "Красноярский хлеб" направило в адрес МУПП "Водоканал" проект договора об отпуске (получении) питьевой воды и о приеме (сбросе) сточных вод, в соответствии с пунктом 1.1 которого предметом договора является отпуск МУПП "Водоканал" и получением ОАО "Красноярский хлеб" питьевой воды из водопроводной сети г. Красноярска, а также прием МУПП "Водоканал" и сброс ОАО "Красноярский хлеб" сточных вод в канализационную сеть г. Красноярска.

Разделом 3 проекта договора определен режим отпуска питьевой воды и приема сточных вод, пунктами 4.1, 4.2 установлены лимиты на водопотребление и сброс сточных вод, а также определено качество питьевой воды, нормативные требования по составу сточных вод, показатели состава сточных вод, разрешенные к сбросу МУПП "Водоканал" в канализационную сеть г. Красноярска, урегулированы вопросы прекращения или ограничения отпуска (получения) питьевой воды и приема (сброса) сточных вод, осуществления учета и контроля, установлены порядок, сроки, тарифы и условия оплаты по договору, границы эксплуатационной ответственности сторон, ответственность сторон за нарушение условий договора, срок действия договора, порядок внесения изменений и расторжения договора.

МУПП "Водоканал" в письме № КЦ-2/517 от 14.03.2003 сообщило ОАО "Красноярский хлеб" об отказе в заключении договора в редакции ОАО "Красноярский хлеб" со ссылкой на то, что имеется подписанный сторонами договор на отпуск питьевой воды и прием сточных вод № 177, который в полном объеме содержит существенные условия, определенные Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации. Лимиты водопотребления и водоотведения, а также нормативы по составу сточных вод и тарифы на услуги водоснабжения и канализации устанавливаются согласно действующему законодательству органами местного самоуправления, о чем указано в договоре № 177.

Ссылаясь на то, что ответчик, для которого заключение договора на отпуск (получение) питьевой воды и прием (сброс) сточных вод обязательно, уклоняется от его заключения, истец 16.04.2003 обратился с иском о понуждении МУПП "Водоканал"" заключить договор на условиях представленного ОАО "Красноярский хлеб" проекта договора об отпуске (получении) питьевой воды и о приеме (сбросе) сточных вод, а именно: предусмотреть лимиты водопотребления и водоотведения, а также нормативы по составу сточных вод и тарифы на услуги водоснабжения и канализации, при этом считая, что договор № 177, заключенный между сторонами в 2000 году, является незаключенным.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты