Отправной элемент в системе платежей – это контроль. Именно он позволяет непрерывно сверять цель с фактом, т.е. смотреть ее исполнение. Систематизация платежей – это работа по сбору сведений о размерах платежей для последующего анализа.
Систематизация платежей предусматривает непрерывное наблюдение за расчетами населения по жилищно-коммунальным услугам, проведение анализа данных расчетов (например, таких как: систематичность поступления, изменения уровня платежей в зависимости от различных факторов), выявление неплательщиков для дальнейшего проведения работы с ними, сбор информации, необходимой для последующего совершенствования деятельности организации, направленной на работу с должниками.
Чтобы работа по выявлению задолженности была эффективной, ее следует осуществлять регулярно, то есть не допускать длительных перерывов, с определенной периодичностью (например, ежеквартально/ежемесячно). Кроме того, систематизация задолженности должна быть строго направлена на решение поставленных задач.
Следующий этап - регулирование. Оно подразумевает проведение изменений в работе предприятий жилищно-коммунального хозяйства – повышение качества предоставляемых жилищных и коммунальных услуг, организацию системы платежей, интенсификацию информационного взаимодействия и т.д. На основе полученных данных, анализа изменения динамики следует изменить какой-либо параметр деятельности предприятия, сделать его работу более понятной и удобной для потребителя, и это должно непременно повлечь за собой увеличение процента собираемости платежей.
В сфере ЖКХ активно применяются принудительные методы воздействия на должников (взыскание задолженности, прекращение оказания услуг и т.д.). Стимулирующие меры и методы морально-психологического воздействия, но они используются гораздо реже, хотя тоже имеют свой эффект. К морально-психическим методам можно отнести:
1. Регулярное оповещение граждан о задолженности посредством уведомлений и предупреждений.
2. Воздействие на должников через Средства массовой информации (статьи в газетах, телевизионное вещание об оплате задолженности).
3. Вовлечение в процесс взыскание управляющих жилых домов (председателей кооперативов, директоров управляющих организаций)
При эффективной организации деятельности предприятия потребители производят оплату за жилищные и коммунальные услуги в полном объеме и в срок, либо отказываются оплачивать по каким-либо причинам, то есть мы переходим к элементу "Оплата ЖКУ потребителем". Все это фиксируется посредством учета, являющегося следующим элементом схемы. Учет задолженности – это отражение оплаты за жилищно-коммунальные услуги в бухгалтерских документах. Именно учет и дает нам данные для систематизации.
Следует отметить, что все части взаимосвязаны и помогают эффективно организовать работу по каждому направлению из системы. Изменения в каком-либо одном из звеньев неизменно ведут к изменению в других.
Мы рассмотрели работу с задолженностью в общем виде, в рамках организации взаимодействия с всеми потребителями. Для понимания роли каждого элемента системы в работе с должниками соотнесем их с различными мероприятиями по работе с задолженностью, рассмотрим таблицу.
Соотношение мероприятий по работе с задолженностью с элементами системы по работе предприятия в сфере получения платежей за услуги
Мероприятие по работе с задолженностью |
Сущность |
Элемент системы |
Выявление задолженности |
Определение наличия задолженности, ее классификация, выявление должников. |
Мониторинг |
Предупреждение задолженности |
Организация предоставление качественных услуг, контроль качества на производстве. Совершенствование системы приема платежей, применение различных способов и методов оплаты. Развертывание деятельности по обеспечению потребителей достаточной информацией. |
Регулирование |
Снижение и взыскание задолженности |
Применение мероприятий по предупреждению задолженности. Организация оповещения должников. Создание и обеспечение деятельности комиссии по урегулированию задолженности (Личный прием должников, заключение соглашений о погашении задолженности). Усиление работы юридической службы по: применению мер договорной ответственности (приостановление оказания услуг – совместно с техническо-инженерной службой, начисления пеней и штрафов, и иных мер, предусмотренных в договоре на оказание услуг) и предсудебного воздействия; применение мер судебного воздействия на конкретного должника. |
В этой таблице мы привели краткий пример досудебной работы с должниками специалистами ресурсоснабжающих организаций ЖКХ.
Если досудебный порядок действия не возымел, то специалистами абонентских отделов собираются материалы для подачи в суды общей юрисдикции. Последним этапом досудебной работы является уведомление должника о передачи дела в суд, возможно также отослать копию искового заявления с приложенными документами (тарифами на услуги, копиями предыдущих предупреждений и уведомлений, выпиской из лицевого счета абонента с момента возникновения задолженности и т.д.)
2.2 Судебный порядок взыскания дебиторской задолженности
Законодатель предусмотрел и распределил юрисдикцию судов рассматривающих дела по исковым заявлениям к ответчикам, являющемся юридическими ил физическими лицами.
Конституция РФ закрепило право граждан и организаций на судебную защиту своих прав. Рассмотрением споров в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности занимается Арбитражный суд. Как правило, все хозяйственные споры по отношению к юридическому лицу является прерогативой именно данного судебного органа.
В соответствии со ст. 48 Гражданского кодекса Российской Федерации, дающей понятие юридического лица, таким лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету. Следовательно, юридическое лицо должно обладать признаками, совокупность которых позволяет признать организацию самостоятельным объектом гражданских правоотношений. К числу таких признаков относятся: организационное единство; имущественная обособленность; самостоятельная имущественная ответственность; выступление в гражданском обороте и при разрешении споров в судах от своего имени.
Понятие юридического лица предусматривает признак организационного единства - это внутренняя структура организации, которая выражается в наличии у нее органов управления, иных подразделений, создаваемых для выполнения стоящих перед ней целей и задач.
Арбитражные суды рассматривают не только исковые дела. Однако в нашей работе мы остановимся именно на них.
Иск – это средство защиты своего нарушенного права. Под иском также понимают требование одной стороны к другой, которое указано в исковом заявлении и подлежит рассмотрению по существу в строго установленном законом порядке.
Арбитражное производство возбуждается путем подачи заинтересованным лицом искового заявления в арбитражный суд. Иск подается в письменной форме. Существует несколько правил, которые следует соблюдать при подаче заявления в суд:
1) Исковое заявление должно быть оформлено надлежащим образом и содержать все реквизиты, перечисленный в ст. 125 АПК РФ:
наименование арбитражного суда, в который подается исковое заявление;
наименование истца, его место нахождения; если истцом является гражданин - его место жительства, дата и место его рождения, место его работы или дата и место его государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя;
наименование ответчика, его место нахождения или место жительства;
требования истца к ответчику со ссылкой на законы и иные нормативные правовые акты, а при предъявлении иска к нескольким ответчикам - требования к каждому из них;
обстоятельства, на которых основаны исковые требования, и подтверждающие эти обстоятельства доказательства;
цена иска, если иск подлежит оценке;
расчет взыскиваемой или оспариваемой денежной суммы;
сведения о соблюдении истцом претензионного или иного досудебного порядка, если он предусмотрен федеральным законом или договором;
сведения о мерах, принятых арбитражным судом по обеспечению имущественных интересов до предъявления иска;
перечень прилагаемых документов.
В заявлении могут быть указаны и иные сведения, в том числе номера телефонов, факсов, адреса электронной почты, если они необходимы для правильного и своевременного рассмотрения дела, могут содержаться ходатайства, в том числе ходатайства об истребовании доказательств от ответчика или других лиц.
2) Направление истцом другим лицам, участвующим в деле, копии искового заявления и прилагаемых к нему документов, которые у них отсутствуют, до подачи искового заявления в арбитражный суд. Квитанцию об отправке указанного искового заявления нам следует приложить к исковому заявлению.
3) Помимо указанной квитанции к исковому заявлению согласно ст.126 АПК должны быть приложены также следующие документы:
1. документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленных порядке и в размере или право на получение льготы по уплате государственной пошлины, либо ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки, об уменьшении размера государственной пошлины;
2. документы, подтверждающие обстоятельства, на которых истец основывает свои требования;
3. копии свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя;
4. доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия на подписание искового заявления;
5. копии определения арбитражного суда об обеспечении имущественных интересов до предъявления иска;
6. документы, подтверждающие соблюдение истцом претензионного или иного досудебного порядка, если он предусмотрен федеральным законом или договором;
7. проект договора, если заявлено требование о понуждении заключить договор.
Исковое заявление должно быть подписано истцом или его представителем.
Судебная практика показывает, что споры по задолженности за поданные ресурсы редко оспариваются абонентами, в связи с тем, что Законодатель практически во всех случаях обязывает Юридические лица устанавливать приборы учета принятой энергии, Исполнитель же должен четко и регулярно производить снятие показаний приборов учета, следить за их исправностью, своевременно предоставлять потребителю акты о выполненных работах и счета-фактуры, либо своевременно оплачивать принятую энергию по установленным тарифам
В подтверждение вышеизложенному хотелось бы представить интересный судебный прецедент:
"ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА КАССАЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ
от 6 мая 2006 года Дело № А82-3944/2005-3
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе: председательствующего Синякиной Т.В., судей Ногтевой В.А., Прониной С.А., при участии представителей от истца: Иорданской Н.С. по доверенности от 01.06.2005 № 4, Сапронова О.В. по доверенности от 15.08.2005, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика - открытого акционерного общества "Научно-производственное объединение "Сатурн", г. Рыбинск, на решение от 19.09.2005 и постановление апелляционной инстанции от 12.01.2006 по делу № А82-3944/2005-3 Арбитражного суда Ярославской области, принятые судьями Каныгиной И.Н., Митрофановой Г.П., Серовой С.Р., Коробовой Н.Н., по иску муниципального унитарного предприятия Рыбинского муниципального округа "Водоканал", г. Рыбинск, к открытому акционерному обществу "Научно-производственное объединение "Сатурн", г. Рыбинск, о взыскании 9.810.018 рубля и
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8