Взыскание дебиторской задолженности в сфере жилищно-коммунального хозяйства

Как правильно установлено арбитражным судом, договор № 177 на отпуск (получение) питьевой воды и прием (сброс) сточных вод является заключенным, в нем сторонами согласованы все его существенные условия.

Решением арбитражного суда от 10 ноября 2000 года по делу № А33-4701/00-С1 урегулированы разногласия сторон, возникшие при заключении договора № 177, в том числе в отношении следующих пунктов договора:

- пунктом 3.1.2 установлен лимит отпуска питьевой воды на уровне рациональной потребности индивидуально для каждого абонента с учетом всех субабонентов;

- абзацем 4 пункта 3.2.3 предусмотрено соблюдать установленные условия и режимы водопотребления и сброса сточных вод и загрязняющих веществ, не допускать сброс веществ, указанных в пункте 63 Правил;

- абзац 5 пункта 3.2.3 изложен в следующей редакции: "принимать меры по рациональному использованию питьевой воды, соблюдению лимитов водопотребления и нормативов водоотведения".

В пункте 9.2 стороны установили, что договор № 177 считается ежегодно продленным, если за месяц до окончания срока его действия не последует заявление одной из сторон об отказе от договора или его пересмотре.

Документов, подтверждающих, что ОАО "Красноярский хлеб" отказалось от договора либо обращалось к ответчику с требованием о его пересмотре в срок, установленный п. 9.2 договора, истец не представил.

Таким образом, между сторонами действует заключенный в 2000 году договор № 177 на отпуск (получение) питьевой воды и прием (сброс) сточных вод, его действие продлено на 2003 год в соответствии с разделом 9 указанного договора.

Поскольку между сторонами в установленном порядке заключен и действует договор на отпуск (получение) питьевой воды и прием (сброс) сточных вод № 177, оснований для понуждения ответчика к заключению нового договора с аналогичным предметом в редакции, представленной истцом, не имеется.

Проверив правильность применения норм материального и процессуального права, соответствие выводов Арбитражного суда Красноярского края фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам при рассмотрении дела № А33-5425/03-С1, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Принятые по делу судебные акты являются законными, оснований для их отмены у суда кассационной инстанции не имеется.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 15 июля 2003 года и постановление от 19 сентября 2003 года Арбитражного суда Красноярского края по делу № А33-5425/03-С1 оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения".

С позицией суда мы согласны полностью. Данный прецедент наглядно показывает важность и обязательность исполнения договора.

Согласно пункту 1 статьи 445 Гражданского Кодекса РФ заинтересованная в заключении договора сторона направляет другой стороне, для которой заключение договора обязательно, оферту (проект договора). Последняя должна в течение тридцати дней со дня получения проекта рассмотреть его и направить оференту извещение об акцепте, отказе от него либо извещение об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора).

Ведь в случае получения извещения об акцепте оферты на иных условиях оферент вправе либо известить акцептанта о принятии договора в его редакции либо передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда в течение тридцати дней со дня получения такого извещения или истечения срока для акцепта.

Названный срок не должен рассматриваться как срок, ограничивающий возможность заинтересованной стороны на передачу разногласий по договору в арбитражный суд.

Поэтому в тех случаях, когда заинтересованная сторона передала разногласия на рассмотрение суда по его истечении, а другая сторона не возразила против этого, суд рассматривает такое исковое заявление по существу.

Если проект договора направляется стороной, для которой заключение договора обязательно, она обязана после получения от акцептанта протокола разногласий известить последнего о принятии договора в его редакции либо об отклонении указанного протокола.

При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в тридцатидневный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать спорные вопросы на рассмотрение арбитражного суда.

В случае непередачи в арбитражный суд в тридцатидневный срок оферентом (в первом случае) или акцептантом (во втором случае) протокола разногласий по условиям, относящимся к существенным условиям договора, договор считается незаключенным.

При решении вопроса о том, относятся ли содержащиеся в протоколе разногласий условия к существенным, необходимо руководствоваться статьей 432 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой существенными являются условия о предмете договора, условия, названные в законе или иных правовых актах как существенные, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что основанием возникновения дебиторской задолженности могут являться: несоблюдение договорных отношений; инфляция; хронические неплатежи потребителя; отсутствие управления дебиторской задолженностью.

Наиболее часто несоблюдение договорных отношений в части оплаты за принятую энергию возникает у потребителей этой энергии, заключивших договоры с предприятиями ЖКХ напрямую.

Нормы Гражданского кодекса Российской Федерации об энергоснабжении (§ 6 главы 30) предусматривают возможность заключения договора энергоснабжения непосредственно между гражданами (абонентами, потребителями) и ресурсоснабжающими организациями. Соответственно расчеты за потребленную электрическую энергию также осуществляются напрямую. В абсолютном большинстве случаев напрямую оплачивается и получение сетевого газа. В последнее время достаточно широкое распространение получила практика перехода на прямые расчеты между ресурсоснабжающими организациями и потребителями (населением) за отопление и снабжение горячей водой. В отдельных случаях такой способ расчетов распространяется и на подачу потребителям питьевой (холодной) воды и водоотведение.

В таких случаях ресурсоснабжающие организации получают платежи населения напрямую, а не от муниципальных предприятий - посредников, компаний по управлению жилищным фондом или жилищных организаций (в зависимости от существующей в каждом городе системы управления жилищно-коммунальным хозяйством и системы договорных отношений).

Управление дебиторской задолженностью необходимо на предприятии для реализации управленческих функций, включающий анализ состояния дебиторской задолженности (оценка объема, оборачиваемости и качества), разработку адекватной кредитной политики и обеспечение использования форм рефинансирования. Для этого необходимо выделить ее современные проблемы с учетом специфики производства предприятия и активизировать работу в следующих направлениях:

1. Формирование и удовлетворительное состояние аналитической работы для глубокого и всестороннего анализа качества и степени ликвидности задолженности;

2. Ускорение платежей;

3. Совершенствование расчетов;

4. Жесткая и грамотная политика взыскания дебиторской задолженности;

5. Рассмотрение гибкой системы оплаты в договорах;

6. Автоматизация расчетов.

Политика управления дебиторской задолженностью является частью общей политики предприятия в области управления оборотными средствами, и заключается она в оптимизации общего размера данного вида задолженности и обеспечении своевременного ее взыскания. Поэтому управление дебиторской задолженностью требуется осуществлять на всех этапах взаимодействия с контрагентами, как на стадии проведения преддоговорных процедур, так и до фактического исполнения определенных в договоре обязательств.

Следует отметить, что для эффективного управления дебиторской задолженностью на практике необходимо разработать и внедрить целую методику по рассматриваемому вопросу, в которой должен быть подробно описан весь процесс управления, должна содержаться информация о правах и обязанностях каждого сотрудника организации, вовлеченного в процесс управления, должны быть разработаны формы документов, в том числе процессуальных, направленных на востребование задолженности, должны быть созданы для сотрудников такие условия, при которых они могли бы эффективно использовать свое рабочее время и ресурсы организации.

Наиболее эффективными мероприятиями по погашению дебиторской задолженности являются:

регулярное проведение инвентаризации дебиторской задолженности у потребителей;

рейды по выявлению хищений и неучтенного потребления энергии по юридическим и физическим лицам;

непрерывный контроль над исполнением соглашений о реструктуризации и графиков погашения дебиторской задолженности;

обязательное введение санкций к потребителям – неплательщикам введение ограничений и отключений;

максимальная активизация работы юридических служб с судебными органами в части взыскания задолженности путем наложения ареста на имущество предприятий и бытовых абонентов;

организация мероприятий по освещению в жесткой форме в средствах массовой информации о злостных неплательщиков и недопустимость неплатежей за энергоресурсы потребителями электрической и тепловой энергии, о мерах воздействия энергосистемы к потребителям-неплательщикам;

в рамках бизнес-плана проводится анализ энергосбытовой деятельности, выявляются причины дебиторской задолженности и разрабатываются приоритетные направления по оптимизации дебиторской задолженности.


2. Процедура взыскания дебиторской задолженности с физических и юридических лиц


2.1 Досудебный порядок взыскания дебиторской задолженности


До недавнего времени экономическая заинтересованность предприятий ЖКХ практически отсутствовала, а, значит, и повышение сбора платежей населения за предоставленные жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ), и использование различных мер взыскания по отношению к гражданам, несвоевременно оплачивающим эти услуги, не имели решающего значения. При низких ставках и тарифах на ЖКУ финансовое положение предприятий ЖКХ главным образом зависело от дотаций из бюджета, а не от платежей населения (хотя учет велся достаточно обстоятельно).

Сегодня все больше внимания уделяется вопросу организации взаимодействия с потребителями и эффективной работе с задолженностью по оплате ЖКУ. Мы разработали методику, которая позволяет выстроить систему работы с должниками и эффективно организовать деятельность предприятия.

Задолженность населения по оплате жилья и коммунальных услуг - наиболее распространенный вид долгов. Для эффективной организации работы с долгами необходимо прежде всего оптимизировать всю систему взаимодействия предприятия с потребителем в сфере получения платежей за услуги. Для этого обозначим систему как определенный процесс, которым можно управлять. Главное внимание при этом должно уделяться снижению и предупреждению задолженности, которая возникла относительно недавно, так как долгосрочную задолженность взыскать гораздо сложнее. Это очень важное условие в работе по взысканию задолженности. Для осуществления данной функции мало иметь лишь штат юристов, требуется штат специалистов, занимающихся абонентами. В ресурсоснабжающих организациях для этих целей создаются так называемые абонентские отделы, которые занимаются приемом денежных средств от абонентов ресурсоснабжающей организации, контроль поступления денежных средств и работой с возникшими должниками.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты