Явление коррупции в Китае

5.                 Зависимость стандартов и принципов, лежащих в основе работы бюрократического аппарата, от политики правящей элиты.

6.                 Профессиональная некомпетентность бюрократии.

7.                 Кумовство и политическое покровительство, которые приводят к формированию тайных соглашений, ослабляющих механизмы контроля над коррупцией.

8.                 Отсутствие единства в системе исполнительной власти, т. е., регулирование одной и той же деятельности различными инстанциями.

9.                 Низкий уровень участия граждан в контроле над государством.

Выдвигались и другие предположения в отношении обстоятельств, которые возможно являются причинами высокой коррупции:

10.            низкий уровень заработной платы в государственном секторе по сравнению с частным сектором;

11.            государственное регулирование экономики;

12.            зависимость граждан от чиновников, монополия государства на определённые услуги;

13.            оторванность бюрократической элиты от народа;

14.            экономическая нестабильность, инфляция;

15.            этническая неоднородность населения;

16.            низкий уровень экономического развития (ВВП на душу населения);

17.            неанглосаксонская система права;

18.            религиозная традиция;

19.           Невозможность всеохватывающего контроля (надзор требует затрат, но кроме того, чрезмерно жёсткий контроль наносит удар по качеству управленческого персонала и приводит к оттоку творчески мыслящих кадров).

20.            культура страны в целом[9].

Говоря о культуре страны, что накануне ежегодной сессии высшего собрания законодательства страны: Всекитайкого собрания народных представителей страны (ВСНП), лидеры КНР провели чистку всех уровней власти и пришли выводу, что проблема лежит в глубоких исторических корнях: Существует такое понятие как "красный конверт для чиновников", в котором может лежать как небольшая, символическая сумма денег, так и чеки на огромные суммы, а ведь эта традиция стара как мир. Историки говорят, что в императорском Китае получившие назначение в богатую провинцию чиновники жалованья не получали. Они могли обеспечить себя, выполняя волю императора, вымогательство было нормой, обычно они получали взятку в красных мешочках, Поднебесная изменилась, но место традиции осталось, нынешние чиновники до сих пор получают "красные мешочки" (позже превратились в конверты) в знак благодарности от лиц, которым оказали услуги. Простые китайцы хотят, чтобы многовековая традиция "хуанбао" сохранилась только раздаче конвертов с мелкими купюрами детям во время празднования китайского Нового года по лунному календарю[15].

На практике законы в большинстве стран устанавливают достаточно узкие рамки в отношении интерпретации видов коррупции, которые считаются уголовными преступлениями, — чтобы исключить риск выборочного применения законодательства с целью подавления гражданских свобод и оппозиции. Поэтому, например, подарок может считаться взяткой только при наличии намерения оказать влияние на должностное лицо. Если должностному лицу по закону не запрещается принимать подарки в принципе, то доказать факт взятки, как правило, трудно. Напротив, растрата часто считается доказанной при наличии ущерба, независимо от того, было ли намерение у служащего присвоить средства или нет[11].

Китайские эксперты признают тот факт, что главные причины коррупции имеют структурный характер и вырастают из искажений во время происходящей сейчас трансформации роли государства в обществе и в экономике. Проблемы могут возникать в том числе из-за несовпадения интересов центральной и местной власти, из-за наличия у местных властей возможностей для того, чтобы обходить законы и скрывать свои преступления.  Профессор экономики Гарвардского университета Дуайт Перкинс, который руководит Азиатским центром в университете выделяет основную причину коррупции: "В сегодняшнем Китае процветанию коррупции способствуют остатки прежней командно-административной системы. Там все еще многое зависит от решений местного, среднего и высшего звена руководства. Эта система позволяет чиновникам говорить "да" или "нет" при решении массы вопросов и брать при этом взятки за положительное решение"[33].

Существуют тысячи причин, влекущих за собой взяточничество и продажность должностных лиц: зависимость и неэффективность судебной системы, непрозрачность финансовых институтов, безнаказанность коррумпированных государственных чиновников, и, конечно, излюбленный и зачастую предвзятый односторонний подход западных аналитиков к объяснению коррупции как результату недемократичности государственной системы[18]. Например, всемирная коалиция по противодействию коррупции "Трансперенси интернешнл" подчеркивает, что наименее подвержены коррупции индустриально развитые демократичные страны Северной Европы и Северной Америки, а развивающиеся страны коррумпированы[41].  Но есть и другая точка зрения. "Архитектор китайских реформ" Дэн Сяопин еще в 1982 г., прогнозируя будущее развитие страны, отмечал, что "Китай переживает процесс, когда требуется сосредоточить все внимание на экономическом развитии. Если мы бросимся в погоню за формальной стороной демократии, то в результате не только не осуществим реальную демократию, но не добьемся и экономического подъема. Это приведет лишь к беспорядкам в стране и деморализует людей". Также трудно не согласиться с французским просветителем Ш.Л. Монтескье, утверждавшим, что как "известно уже по опыту веков, всякий человек, обладающий властью, склонен злоупотреблять ею". Действительно, весь исторический опыт подтверждает, что причины коррупции кроются в большей степени не в изъянах политических систем, а прежде всего в человеческой природе. Поэтому главный упор в борьбе с коррупцией должен быть направлен на формирование человека с высокими моральными и нравственными критериями. В ином случае критика коррупции в бедных странах со стороны богатых государств будет оставаться малоубедительной до тех пор, пока их финансовые институты не прекратят пользоваться богатствами, украденными у беднейших народов планеты, а мировые финансовые центры предоставлять коррумпированным чиновникам возможность переводить, скрывать и инвестировать свои богатства, нажитые незаконным путем. Связь между коррупцией и порождающими ее проблемами двухсторонняя. С одной стороны, эти проблемы усугубляют коррупцию, а их решение может способствовать уменьшению коррумпированности. С другой стороны, масштабная коррупция консервирует и обостряет проблемы переходного периода, мешает их решению. Отсюда следует, что, во-первых, уменьшить и ограничить коррупцию можно, только одновременно решая проблемы, ее порождающие, и, во-вторых, решению этих проблем будет способствовать противодействие коррупции со всей решительностью и по всем направлениям[34].

По мнению партийного руководства Китая причиной процветания коррупции служат такие внутренние факторы, как отсутствие эффективного управления и моральное разложение, не забывая и воздействие других держав на положение страны. Руководители считают, что необходимо повышать благосостояние народа с помощью экономических реформ[19].

Несомненно, что коррупция оказывает разлагающее влияние на все стороны жизни, и ниже описанные негативные последствия коррупции в большей или меньшей степени уже проявляются в Китае, наносят непоправимый вред, препятствуют развитию и процветанию.

Экономические последствия:

1. Расширилась теневая экономика, это привело к уменьшению налоговых поступлений и ослаблению бюджета. Как следствие – государство теряет финансовые рычаги управления экономикой, обостряются социальные проблемы из-за невыполнения бюджетных обязательств[20].

2. Нарушены конкурентные механизмы рынка, поскольку часто в выигрыше оказываются не тот, кто конкурентоспособен, а тот, кто смог получить преимущества за взятки. Это влечет за собой снижение эффективности рынка и дискредитацию идей рыночной конкуренции[47,14].

3. Неэффективно используются бюджетные средства, в частности – при распределении государственных заказов и кредитов. Это еще больше усугубляет бюджетные проблемы страны.

4. Повышаются цены за счет коррупционных "накладных расходов". В итоге страдает потребитель[22].

5. Теряется доверие агентов рынка к способности власти устанавливать и соблюдать честные правила рыночной игры. Ухудшается инвестиционный климат и, следовательно, не решаются проблемы преодоления спада производства, обновления основных фондов.

7. Расширяются масштабы коррупции в неправительственных организациях (на фирмах, предприятиях, в общественных организациях). Это ведет к уменьшению эффективности их работы, а значит, снижается эффективность экономики страны в целом[25].

Социальные последствия:

1. Отвлекаются колоссальные средства от целей общественного развития. Тем самым обостряется бюджетный кризис, снижается способность власти решать социальные проблемы. По данным китайских источников, за последние 5 лет 140660 государственных чиновников в КНР добровольно вернули государству полученные взятки в размере 89,18 миллионов долларов[28].

2. Закрепляются и увеличиваются резкое имущественное неравенство, бедность большой части населения. Коррупция подстегивает несправедливое и неправедное перераспределение средств в пользу узких олигархических групп за счет наиболее уязвимых слоев населения. Китай признан страной, числящей наибольшее количество миллионеров, множество из них занимают высокие посты в правительстве. Население КНР жалуется на разницу в благосостоянии простых людей и чиновников, которые носят золотые часы, ездят в дорогих машинах и устраивают своих родственников на престижную работу[48,137].

3. Дискредитировалось право как основной инструмент регулирования жизни государства и общества. В общественном сознании сформировалось представление о беззащитности граждан и перед преступностью, и перед лицом власти[36].

4. Коррумпированность правоохранительных органов способствует укреплению организованной преступности. Последняя, сращиваясь с коррумпированными группами чиновников и предпринимателей, усиливается еще больше с помощью доступа к политической власти и возможностям для отмывания дене[44,17].

5. Увеличилась социальная напряженность, бьющая по экономике и угрожающая политической стабильности в стране[30].

Политические последствия:

1. В свое время произошло смещение целей политики от общенационального развития к обеспечению властвования олигархических группировок, что привело к экономическому коллапсу, утечку огромных денежных средств[40].

2. Уменьшилось доверие к коммунистической партии, растет ее отчуждение от общества, тем самым ставя под угрозу любые благие начинания власти[42,120].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты