Ювенальная юстиция Российской Федерации

Собранная на подростка информация аккумулируется в "Карте социального сопровождения несовершеннолетнего (взят опыт Ростовской области). Эта Карта с изложенным в ней методом структурированной оценки риска совершения повторных правонарушений несовершеннолетними ("Оценка рисков и потребностей") направляются в орган предварительного расследования (дознания), сделавший запрос.Если в начале проекта на сопровождение передавались дела, расследуемые следователями органов внутренних дел, то с начала 2009 года стали брать и дела, находящиеся в производстве следователей Следственного Управления Следственного Комитета прокуратуры РФ по ЧР. Собранная в Карте информация используется и на досудебной стадии производства по делу, в связи с чем имеются следующие преимущества начала работы с несовершеннолетними с досудебной стадии производства по делу: индивидуальные реабилитационные мероприятия с несовершеннолетним и мероприятия по социальной адаптации подростка возможно начать, не дожидаясь судебного постановления по делу (курсы профилактики от различных видов зависимости; программы по управлению гневом; мероприятия по продолжению подростком учебы и т.д. – зависит от того, какая информация собрана на подростка); имеется возможность более быстрого принятия мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению преступления, поскольку следственные органы наделены правом вынесения соответствующих представлений; органы следствия и дознания, а также прокурор в пределах своих компетенций могут принимать решения о прекращении уголовного дела по основаниям, предусмотренным ст. ст. 25, 28, 427 УПК РФ; информация, содержащаяся в Карте, способствует более качественному и своевременному проведению в отношении подростка судебно-психиатрической экспертизы (в необходимых для этого случаях).

В последнее время возможность прекращения уголовного дела (уголовного преследования) на досудебной стадии производства по делу носит в основном декларативный характер, поскольку применяется все реже и реже.

По мнению судей, общей задачей проводимых мероприятий в области ювенальной юстиции является задача побудить органы, участвующие в досудебном производстве по делу, на практике применять положения, позволяющие отводить (по определенным категориям дел и при наличии совокупности указанных в законе обстоятельств) несовершеннолетних от участия в уголовном судопроизводстве, используя при этом программы индивидуальной реабилитации. Эта задача должна решаться в комплексе: специализация работников следствия и дознания; обеспечение высокой профессиональной квалификации путем обучения, в том числе, по вопросам педагогики, психологии, социологии; подготовка специальных методических пособий об особенностях производства предварительного расследования по делам несовершеннолетних.

На стадии судебного производства по делу несовершеннолетнего используется сложившаяся в Ростовской области технология, основой которой является судебное решение, содержащее индивидуальный план реабилитации конкретного подростка. Поскольку сведения о несовершеннолетнем собираются и обобщаются в виде Карты социального сопровождения сотрудником комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (в порядке эксперимента - только на территории г. Чебоксары), судьи указанных районов вызывают этих сотрудников в качестве специалистов на судебное заседание для дачи дополнительной информации об отношении подростка к содеянному, об изменениях в поведении после совершения правонарушения, о лицах, имеющих на подростка влияние и т.д. Такое участие является обязательным.В одном из судов Республики применяются элементы ювенального суда – так в Калининском районном суде г. Чебоксары с 2009 года по приказу председателя суда один судья занимается исключительно рассмотрением дел и материалов в отношении несовершеннолетних. Для дальнейшего совершенствования работы в этом направлении председателем суда запланировано решить вопрос специализации при рассмотрении гражданских дел и оборудовать специальный зал судебных заседаний для рассмотрения дел несовершеннолетних, исключающий наличие в нем специально огороженных мест для содержания несовершеннолетних под конвоем. Планируется проведение работы по внедрению технологии ювенального суда и в других районах республики. Собранная на несовершеннолетнего информация, а также изложенный в Карте социального сопровождения метод структурированной оценки риска совершения повторных правонарушений несовершеннолетними ("Оценка рисков и потребностей") позволяют суду более авторитетно, мотивированно, качественно и максимально индивидуализировано подойти к вопросу назначения наказания (его вида и размера, возложения определенных обязанностей) либо применения принудительных мер воспитательного воздействия, а главное – к вопросу определения объема и наполняемости предлагаемой подростку реабилитационной программы. Перечень обязанностей и ограничений зависит, в том числе от возможностей административной территории по оказанию подростку социальных услуг. С этой целью проводится работа по сбору банка данных на социальные услуги по каждому из трех районов города.

Большое значение уделяется институту частного постановления как средства и основы правовой помощи несовершеннолетнему. Для того чтобы возложенные на несовершеннолетнего судом обязанности либо ограничения не носили формальный характер и не делали подростка потенциальным нарушителем условий отбывания наказания (есть обязанность трудоустроиться, но на работу не берут и т.д.), суд может и должен вынести частное постановление в адрес должностных лиц и учреждений государственной системы профилактики правонарушений, в которых обязать указанных лиц оказать содействие подростку в обеспечении его прав и свобод – оказать помощь в трудоустройстве, продолжении учебы, реализации каких-либо навыков, организации досуга и т.д. Контроль за исполнением частных постановлений осуществляется судом, вынесшим судебное решение.

На стадии судебного производства по делу возникла проблема – прокуроры, участвующие в судебном разбирательстве по делам в отношении несовершеннолетних, как правило, не обладают навыками общения с подростками, не умеют проводить допросы с учетом особенностей психологического и интеллектуального развития несовершеннолетних, в связи с чем обоснованно возник вопрос о введении специализации и среди прокуроров. Приказами руководителей районных (в г. Чебоксары) прокуратур с 2009 года для участия в рассмотрении дел в отношении несовершеннолетних назначены конкретные сотрудники прокуратур. В штате Ленинского районного суда г. Чебоксары имеется психолог. На примере этого суда планируется изучить возможности использования такого специалиста при рассмотрении дел в отношении несовершеннолетних, при проведении досудебного психологического тестирования, эффективности и значении участия такого специалиста в судебном производстве. Следующим этапом будет являться работа по обоснованию преимуществ участия психолога на судебном заседании и необходимости введения таких должностей в штат других судов, для начала тех, которые участвуют в проекте. Этот вопрос планируется решать совместно с Управлением Судебного департамента. В работе судов планируется проведение работы по совершенствованию судопроизводства по гражданским делам. Уголовно-исполнительные инспекции осуществляют надзор за исполнением судебного решения. При этом они находятся в постоянном взаимодействии с КДНиЗП, которые дополнительно, продолжая выполнять функцию социального сопровождения, координируют работу по предоставлению социальных услуг, направленных на реабилитацию и социальную адаптацию несовершеннолетнего. Для указанной стадии также актуальным является вопрос специализации работников УИИ, занимающихся исполнением судебных постановлений в отношении несовершеннолетних. Для всех этапов нахождения подростка в сфере уголовного производства характерны общие проблемы, в связи с чем возникает необходимость системного подхода к решению вопросов совершенствования работы по внедрению ювенальных технологий: повышение профессиональной квалификации ( этот вопрос должен включать в себя целый комплекс мероприятий: дальнейшая работа по специализации работников следствия и дознания, судей, прокуроров, работников УИИ; обеспечение высокой профессиональной квалификации путем обучения, в том числе, по вопросам педагогики, психологии, социологии; подготовка специальных методических пособий об особенностях производства по делам несовершеннолетних на различных этапах судебного производства). Для решения указанной задачи планируется на базе одного из ВУЗов г. Чебоксары организовать проведение семинаров для подготовки специалистов по вопросам детской психологии, социологии, педагогики; предложить изучение вопросов ювенальных технологий студентами такого ВУЗа, привлекать студентов для практического участия в реализации проектов по внедрению ювенальных технологий; необходимо расширение границ внедрения технологии социального сопровождения несовершеннолетних, причем как территориальных – перенесение технологии на другие районы Чувашской Республики, так и социальных – применение технологии для сопровождения несовершеннолетних, ставших жертвами преступлений; приведение законодательства, регулирующего деятельность КДН и ЗП, в соответствие с изменившимися функциями. В связи с все более возрастающей ролью КДН и ЗП следует решить вопрос об изменении нормативной базы, регулирующей деятельность Комиссий, пересмотреть Положение о КДН с точки зрения расширения прав и полномочий Комиссий в соответствии с определенным ей местом и ролью. Необходимо совершенствование работы по оказанию постпенитенциарной помощи несовершеннолетним; дальнейшее внедрение технологий восстановительного правосудия; совершенствование работы по ранней профилактике правонарушений. Цель всех проводимых в Чувашской Республике мероприятий – показать необходимость создания специальной государственной службы - ювенальной пробации.

16 января 2009 года постановлением Президиума Верховного Суда Чувашской утвержден Координационный совет при Верховном Суде ЧР по вопросам ювенальной юстиции. В настоящий момент в стадии реализации находятся следующие мероприятия: составление Руководства с описанием технологии непрерывного социального сопровождения; с двумя ВУЗами ведутся переговоры о возможности проведения семинарских занятий со специалистами, занятыми с несовершеннолетними, попавшими в сферу уголовного производства, по вопросам психологии, социологии и педагогики; решается вопрос о привлечении студентов ВУЗов к социальному сопровождению несовершеннолетних по технологии ювенальной пробации. На стадии подписания находится соглашение об оказании студентами Чебоксарского филиала Московского кооперативного института бесплатной юридической помощи несовершеннолетним, попавшим в трудную жизненную ситуацию на базе существующей Юридической Клиники (торжественное подписание запланировано на конец мая 2009 года); внедрение в сферу уголовного производства примирительных процедур (восстановительное правосудие); к 1 июня 2009 года будет завершена работа по сбору банка данных об оказании реабилитационных услуг и предоставлению реабилитационных программ (отдельно - для несовершеннолетних правонарушителей и для несовершеннолетних – жертв преступлений); формирование службы ювенальной пробации в структуре КДН и ЗП. Для этого прорабатываются вопросы увеличения должностей специалистов КДН и ЗП, занятых в процессе непрерывного социального сопровождения несовершеннолетних правонарушителей.

Таким образом, мы видим, что, несмотря на отсутствие в России специального судоустройственного законодательства о ювенальных судах, идеи ювенальной юстиции нашли самую активную поддержку со стороны судейского сообщества, которое в инициативном порядке формирует ее элементы в правоприменительной практике, способствуя совершенствованию судопроизводства по делам несовершеннолетних, повышению реабилитационного содержания судебных решений.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты