Судья по делам несовершеннолетних привлекает помощника судьи (либо помощника судьи с функциями социального работника) для обеспечения надлежащего применения судом положений ст.ст.73, 88-92 УК РФ, ст.т.108-109, 421, 430 , ч.4 ст.29 УПК РФ, а также Федеральных законов "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" и "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ".
В своей работе помощник судьи (помощник судьи с функциями социального работника) руководствуется "Типовым положением о помощнике председателя суда (судьи) федерального суда общей юрисдикции", утвержденным приказом Судебного Департамента при Верховном Суде РФ от 14 июля 2002 г. №71.
Помощник судьи (помощник судьи с функциями социального работника) по поступившему в суд уголовному делу о преступлении несовершеннолетнего проводит работу по следующим основным направлениям:
1) в соответствии со ст.421 УПК РФ собирает данные об условиях жизни и воспитания несовершеннолетнего, уровне его психического развития и иных особенностях его личности (социально-психологическое обследование несовершеннолетнего подсудимого с целью уточнения данных о его личности и подготовки предложений о мерах по его реабилитации и ресоциализации;
2) о проведенном социально-психологическом обследовании несовершеннолетнего подсудимого представляет отчет суду (судье)- составляет Карту социально-психологического сопровождения несовершеннолетнего ( в соответствии со ст.ст.73, 86, 58, 285 УПК РФ);
3) взаимодействует со специалистами органов и учреждений государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних при социально-психологическом обследовании несовершеннолетнего подсудимого, подготовке индивидуальной реабилитационной программы несовершеннолетнего подсудимого;
4) проводит примирительные процедуры между потерпевшим и несовершеннолетним подсудимым;
5) готовит предложения суду (судье) о необходимости направления частного постановления в соответствующие организации либо должностным лицам для принятия мер по предупреждению преступлений несовершеннолетних, по поручению судьи готовит проекты судебных постановлений, частных постановлений в адрес органов и учреждений государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
6) осуществляет контроль за исполнением судебного решения (приговора, постановления, частного постановления суда)- проведением органами профилактики социально-реабилитационной работы с несовершеннолетним осужденным или с несовершеннолетним, которому судом применены принудительные меры воспитательного воздействия (в соответствии с Федеральными законами "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ" и "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних";
7) направляет копию приговора и карту социального сопровождения несовершеннолетнего в уголовно-исполнительную инспекцию ( в отношении несовершеннолетних, которым назначено наказание, отбываемое в обществе) или в воспитательную колонию; в отношении несовершеннолетних, к которым применены принудительные меры воспитательного воздействия, направляет копию постановления и карту социального сопровождения в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав для установления контроля за поведением несовершеннолетнего; вместе с копией приговора в порядке ч.2 ст.92 УК РФ направляет карту социального сопровождения несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа органа управления образованием;
8) обобщает судебную практику рассмотрения дел о преступлениях несовершеннолетних и материалов о применении ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (помещение несовершеннолетних в центры временного содержания несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел, направление несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа органа управления образованием); ведет учет своей работы и отражает его в отчете.
Отчет о проделанной работе помощника судьи с функциями социального работника представляется по итогам полугодия и года в Управление судебного департамента для составления сводного отчета. Основные показатели отчета: сколько всего рассмотрено судом несовершеннолетних лиц, из них - сколько лиц получили социальное сопровождение; количество лиц, которым оказана помощь в трудоустройстве; количество лиц, которым оказана психологическая помощь; количество лиц, направленных к наркологу; восстановлены на учебе (возобновили учебу, поступили в учебные заведения); оказана помощь семье социальными службами по инициативе суда; налажены отношения в семье; проведены примирительные процедуры; количество лиц, отказавшихся от предлагаемой помощи.
Работа судов по ювенальным технологиям выявила пробелы правового регулирования и необходимость совершенствования регионального законодательства: по вопросам исполнения несовершеннолетним принудительных мер воспитательного воздействия (например, какому органу поручать контроль за их исполнением несовершеннолетним, если ни УК, ни УПК РФ на содержат указания на такой орган), работы по исполнению частного постановления суда о проведении с несовершеннолетним индивидуальной профилактической работы и др.
Поскольку сфера правового регулирования деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, согласно Федеральному закону "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", относится к предмету совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, то ряд правовых пробелов был устранен региональным законодательством, в подготовке которого приняли участие члены Координационного Совета при Ростовском областном суде.
Например, указанные выше проблемы правового регулирования в Областном Законе Ростовской области "О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Ростовской области" от 26.12.2005 г. №425 решены следующим образом.
В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав выполняют функции специализированного государственного органа, которому суд передает под надзор несовершеннолетних, освобожденных от уголовной ответственности (ч.3 статьи 4 Областного Закона).
КДН при защите и восстановлении прав и законных интересов несовершеннолетних в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обращаются в суд за защитой прав и законных интересов несовершеннолетних и принимают участие в рассмотрении судом дел, возбужденных по инициативе комиссий; принимают участие в рассмотрении судом иных дел в случаях, предусмотренных законодательством РФ; утверждают подготовленный органом опеки и попечительства план по защите прав ребенка в отношении несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите, и контролируют его исполнение (ч.1 ст.6 Областного Закона).
КДН при работе с несовершеннолетними правонарушителями обладают следующими полномочиями: осуществляют контроль исполнения назначенных несовершеннолетнему принудительных мер воспитательного воздействия и проводят индивидуальную профилактическую работу с несовершеннолетним, переданным судом под надзор комиссии в случаях и в порядке, предусмотренных законодательством РФ; в случаях систематического неисполнения несовершеннолетним принудительной меры воспитательного воздействия, назначенной судом, обращаются в суд с представлением о ее отмене и о направлении материалов для привлечения несовершеннолетнего к уголовной ответственности; ходатайствуют перед судом о возможности освобождения несовершеннолетнего от уголовной ответственности и применении к нему принудительных мер воспитательного воздействия, освобождения несовершеннолетнего от наказания и применении к нему принудительных мер воспитательного воздействия, назначения несовершеннолетнему наказания, не связанного с лишением свободы; в случаях и порядке, установленном Федеральным законом "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", рассматривают вопрос о возможности применения к несовершеннолетнему мер воспитательного воздействия либо ходатайствуют перед судом о помещении указанного несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа (статья 7 Областного Закона).
КДН при социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних обладают следующими полномочиями: на основании решения суда разрабатывают индивидуальную программу реабилитации несовершеннолетнего, включающую в себя оценку/экспертизу/ состояния несовершеннолетнего, в том числе, проведенную учреждениями здравоохранения оценку состояния здоровья несовершеннолетнего, психологические и иные антикризисные меры, а также долгосрочные меры по социальной реабилитации несовершеннолетнего, которые комиссиями осуществляются самостоятельно или совместно с образовательными учреждениями, учреждениями здравоохранения и другими учреждениями; своим постановлением поручают проведение индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетних, их родителей (законных представителей) в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации ( статья 8 Областного закона).
Следует отметить, что сначала на практике сложились ювенальные технологии, которые затем уже были закреплены в Областном Законе "О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Ростовской области".
В системе уголовного судопроизводства с участием несовершеннолетних комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав являются одним из главных координирующих органов, с которыми взаимодействует суд по вопросам реабилитации, профилактики, защиты прав несовершеннолетних. Однако до настоящего времени на федеральном уровне отсутствует закон о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав, который бы соответствовал требованиям времени и изменившемуся российскому законодательству.
Становление в России ювенальной юстиции как правовой основы социальной политики в отношении несовершеннолетних - это задача трех ветвей власти. Судебная власть эту задачу решает путем совершенствования судопроизводства с участием несовершеннолетних, приведения его в соответствие с международно-правовыми стандартами в этой сфере.
Опыт Ростовской области показал, что специализированное судопроизводство в отношении несовершеннолетних (как центральное звено ювенальной юстиции) является не только инструментом профилактики, но и выступает как системный механизм, обеспечивающий законность, персональную адресность и квалифицированность решений в отношении несовершеннолетнего и его семьи, находящихся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении.
Именно судейское сообщество сегодня все больше берет на себя инициативу по разработке механизмов взаимодействия судов с органами и службами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, разработке методических рекомендации по совершенствованию правоприменительной практики названных органов и изменению законодательства о несовершеннолетних. Одной из инициатив судейского сообщества Ростовской области является идея формирования опытной модели пробации (на сегодняшний день осуществляется без каких-либо финансовых затрат), поскольку применение ювенальных технологий в суде показало настоятельную необходимость внедрения ювенальных технологий в сферу уголовно-исполнительного производства. О формировании опытной региональной модели пробации более подробно будет сказано ниже.
Проект Программы Развития ООН в Ростовской области положил начало формированию механизмов взаимодействия "суд - социальные службы", показал возможность совершенствования процедур отправления правосудия в отношении несовершеннолетних без каких-либо дополнительных финансовых затрат только путем решения организационных вопросов.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19