В ст. 29 Конституции Италии зафиксировано: «Республика признает права семьи как естественного объединения, основанного на браке»[63]. Более подробно закрепляет положения, относящиеся к семье, Конституция Португалии: «Семья как основная ячейка общества имеет право на защиту со стороны общества и государства и на создание всех условий, которые позволили бы ее членам развиваться как личностям»[64].
Основной закон Германии провозглашает: «Брак и семья находятся под особой защитой государства» (п. 1 ст. 6)[65]. Достаточно развернуты положения, касающиеся семьи, и в Конституции Греции. Так, согласно п. 1 ст. 21 семья рассматривается здесь как фундамент сохранения и развития нации; брак, материнство и детство находятся под охраной государства[66]. И далее: «многодетные семьи, инвалиды войны и мирного времени, жертвы войны, вдовы и сироты павших в войне, а также больные, страдающие неизлечимыми физическими и душевными болезнями, имеют право на особую заботу государства»[67]. В преамбуле Конституции Франции говорится о том, что нация обеспечивает личности и семье необходимые условия для их развития[68].
Таким образом, далеко не все государства, входящие в Европейский союз, прямо определяют на конституционном уровне свое отношение к семье. Вместе с тем обращает на себя внимание использование международно-правовой идеи об охране (защите) семьи государством. Именно эта идея конкретизируется по-разному с акцентами либо на охране, либо на защите без проведения границ между ними, тогда как существующие различия между употребляемыми терминами можно увидеть благодаря тщательному анализу соответствующей статьи конституции.
Конституция Российской Федерации ограничивается констатацией заимствованного полностью из международно-правовых актов положения: "Материнство и детство, семья находятся под защитой государства" (п. 1 ст. 38). В Российской Федерации «обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства...» (п. 2 ст. 7).
Если же обратиться к тексту конституций стран СНГ, то можно наблюдать следующую картину. Конституция Азербайджана 1995 г. констатирует в ст. 17, посвященной семье и государству: «Семья как основная ячейка общества находится под особой опекой государства». Согласно ст. 32 Конституции Армении (1995 г.) «семья является естественной и основной ячейкой общества. Семья, материнство и детство находятся под опекой и защитой общества и государства». В Республике Беларусь Конституция 1996 г. гласит: «Брак, семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой государства» (ст. 32). В Грузии «государство содействует благосостоянию семьи. Права материнства и детства охраняются законом» (п. п. 2, 3 ст. 36 Конституции 1995 г.). Конституция Казахстана (1995 г.) провозглашает в п. 1 ст. 27: «Брак и семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой государства». По сути своей аналогично и закрепленное в п. 1 ст. 26 Конституции Киргизской Республики 1996 г. положение, из которого вытекает, что семья, отцовство, материнство и детство - предмет заботы всего общества и преимущественной охраны закона. В Молдове Конституция 1994 г. устанавливает, что «семья имеет право на защиту со стороны общества и государства» (ст. 48 (1)). И далее: «Государство экономическими и иными мерами способствует образованию семьи и выполнению ею своих функций». В п. 2 той же статьи сказано: «Государство покровительствует материнству и детству...»
Таким образом, и конституции стран СНГ по-разному воспринимают текст международно-правовых актов, либо полностью повторяя их, либо внося свои уточнения и добавления. Анализ конституционных предпосылок охраны (защиты) семьи позволяет объяснить причину возникновения в правовой теории споров относительно правового статуса семьи как самостоятельного субъекта охраны (защиты) со стороны государства. Еще задолго до возникновения подобного рода споров известные теоретики права О.С. Иоффе и М.Д. Шаргородский писали: «Семья - это определенный коллектив, который не признается единым субъектом ни в одной из отраслей права»[69]. Такой коллектив становится субъектом права лишь при определении у него установленных общественных и юридических качеств. А наличие правосубъектности такого коллектива означает, что последний рассматривается законом как единое лицо[70].
В наше время семью как субъект права рассматривает директор Государственного научно-исследовательского института семьи и воспитания РАО и Минтруда России, доктор социологических наук, профессор С.В. Дармодехин. Он предлагает ввести в качестве основополагающих такие понятия, как правовой статус семьи, правоспособность семьи. По его мнению, охране семьи препятствуют следующее факторы: 1) недооценка правоспособности семьи; 2) отождествление «семейных» прав гражданина с правами семьи; 3) отсутствие полноценного социального статуса семьи.
Острота проблемы столь необходимой охраны семьи усугубляется тем, что, по мнению социологов, «у российской семьи, как малой группы, отсутствует право быть субъектом правовой действительности»[71]. «Это лишает семейную общность возможности не только нести всю меру социальной ответственности за свои действия, но и права быть объектом защиты своих интересов»[72]. Поэтому семья не может не только улучшить, но и сохранить на достигнутом уровне свое благосостояние[73].
Не вносит ясности в проблему охраны семьи и утверждение о том, что ей мешает невнимание к «субъектной роли семьи», отсутствие стремления к формированию партнерских отношений семьи и государства, установление рационального баланса интересов в системе «семья - личность – государство». Вызывает недоумение мнение авторов, берущих за основу положение о том, что семья есть самостоятельный субъект охраны, их призыв к переходу семьи на условия «самообеспечения и развития». То же самое можно сказать об активизации роли семьи в части охраны здоровья ее членов: никто не сомневается, что члены семьи, нуждающиеся в медицинской помощи, к этому стремятся, но не все зависит от них, возможности государства в этом смысле шире.
Подобного рода рассуждения подпитываются и тем обстоятельством, что все чаще и чаще в средствах массовой информации звучит утверждение, что неблагополучное положение в семье, умаление ее авторитета объясняются недостатками семейного права, современного семейного законодательства, с чем трудно согласиться. Существует еще одно объяснение причин, подрывающих основы семьи, мешающих ее охране. Оно заключается в усилении противоречий между социумом и индивидом[74].
Утверждение о том, что семья имеет свой правовой статус, означает, что она имеет определенные права и обязанности. На правовом языке это значит, что семья, семейный коллектив как таковой может совершать одобряемые (желательные) с точки зрения государства действия и поступки. Но эти действия совершают конкретные члены семьи, входящие в ее состав. Их поступки не носят коллективного характера. То же можно сказать и об обязанностях, обладателем которых в правовом смысле быть нельзя. Сколько бы ни говорили о правоспособности семьи, ее правах и обязанностях, ответственности семейного коллектива, они не существуют как правовые понятия, поэтому невозможно говорить о правовой охране семьи как таковой. Не случайно в теории права существует лишь две категории лиц как субъектов права - физические и юридические лица. Ни к тем, ни к другим семья не относится. Правовая охрана и защита семьи осуществляются благодаря охране, защите каждого ее члена. И не может быть ответственности семьи вообще, она существует лишь как нравственный постулат, и не более того. Ответственность - любую: гражданско-правовую, уголовную, семейно-правовую - несут только конкретные физические, а иногда и юридические лица.
Знакомство с конституционными предпосылками охраны (защиты) семьи позволило обратить внимание на ее особенности, разночтения упомянутых понятий, что, естественно, повлияло на Семейный кодекс. Так, СК РФ полностью воспроизводит текст ст. 38 Конституции РФ. Никаких добавлений на этот счет не делается, а внимание сосредоточено на осуществлении и защите семейных прав, исполнении семейных обязанностей граждан, а точнее - членов семьи, о чем бы ни шла речь - о браке, разводе, родительских правах и обязанностях, семейно-правовом статусе несовершеннолетнего, форме устройства тех, кто лишился родительского попечения.
Кодекс о браке и семье Республики Беларусь (1999 г.) относит к задачам семейного законодательства «укрепление семьи как естественной и основной ячейки общества на принципах общечеловеческой морали, недопущение ослабления и разрушения семейных связей» (ст. 1). Защите семьи государством посвящается специальная статья, где говорится: «Семья, являясь естественной и основной ячейкой общества, находится под защитой государства». И здесь же в развитие данного тезиса подчеркивается, что в сфере социальной политики государство считает приоритетной задачей защиту брака, семьи, охрану материнства, отцовства и детства (ст. 3).
Семейный кодекс Киргизской Республики (2003 г.) также ограничивается перечнем основных задач семейного законодательства, куда входят - как предмет особой заботы всего общества и преимущественной охраны государства - семья, отцовство, материнство и детство (ч. 1 ст. 1). В то же время уделяется внимание правам граждан в семье, отдельно провозглашается защита семейных прав как одна из основных задач семейного законодательства.
Семейный кодекс Республики Таджикистан (1998 г.) воспроизводит текст соответствующей статьи Конституции, т.е. относит к основным началам семейного законодательства тезис: «Семья, брак, материнство, отцовство и детство в Республике Таджикистан находятся под защитой государства» (п. 1 ст. 1). К основным началам семейного законодательства этот Кодекс причисляет и защиту семейных прав.
Кодекс о браке и семье Украины (2002 г.), отмечая, что семья является первичной и основной ячейкой общества, выделяет государственную охрану семьи, детства, материнства, отцовства, закрепляет положение о том, что государство создает условия для укрепления семьи (ст. 5). В отдельной статье специально говорится о защите семейных прав и интересов (ст. 18).
Закон Республики Казахстан о браке и семье (1998 г.) также провозглашает: «Брак и семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой государства» (п. 1 ст. 2). А ст. 4 Семейного кодекса Узбекистана (1998 г.) называется «Защита семьи, материнства, отцовства и детства». Раскрывая ее содержание, Кодекс провозглашает: «В Республике Узбекистан семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой государства. Материнство и детство в Республике Узбекистан пользуются почетом и уважением».
Таким образом, в семейные кодексы стран СНГ почти полностью «перекочевали» конституционные положения этих стран, поэтому они отличаются некоторой пестротой, использованием в разном контексте понятий «охрана» и «защита». Одновременно в некоторых кодексах как о задаче семейного законодательства говорится о создании условий для укрепления семьи, что, на наш взгляд, и есть охрана семьи государством. А, например, Семейный кодекс Украины, не ограничиваясь констатацией того факта, что семья находится под защитой государства, обращает внимание на то, что государство обеспечивает эту охрану. Вместе с тем следует отметить, что все семейные кодексы гораздо больше внимания уделяют защите прав членов семьи, посвящая ей значительную часть объема своего текста. Иначе говоря, налицо явный крен в сторону именно защиты прав физических лиц - членов семьи. Причем кроме правил общего порядка эти документы довольно подробно и конкретно излагают способы защиты нарушенных прав.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17