Защита семейных прав ребёнка

Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод, что целью ювенальной юстиции является не наказание как таковое, а воспитание молодых людей путем сокращения вредного влияния на детей и подростков фактора вовлечения их в уголовное судопроизводство[103].

Итак, при характеристике ювенальной юстиции необходимо выделять несколько аспектов: во-первых, ювенальная юстиция - система государственных органов, чья деятельность направлена на защиту прав и законных интересов несовершеннолетних, среди которых ведущее место занимают ювенальные суды; во-вторых, в ней наличествуют специфические принципы, на которых основываются судебные органы при осуществлении уголовного правосудия в отношении несовершеннолетних; в-третьих, присутствует определенный механизм, посредством которого государственные органы осуществляют защиту прав ребенка; в-четвертых, для нее обязательно взаимодействие судебных органов с различными социальными службами помощи детям и подросткам.

С учетом вышеизложенного представляется возможным предложить следующее определение. Ювенальная юстиция - это основанная на специфических принципах особая система защиты прав несовершеннолетних, включающая в себя совокупность государственных органов, деятельность которых осуществляется совместно с соответствующими методико-психологическими, социальными службами помощи детям и подросткам, посредством механизма защиты прав ребенка, применяемых для обеспечения реализации его прав.

По результатам данного исследования можно сделать следующие выводы.

1. Ювенальная юстиция - это основанная на специфических принципах особая система защиты прав несовершеннолетних, включающая в себя совокупность государственных органов, деятельность которых осуществляется совместно с соответствующими методико-психологическими, социальными службами помощи детям и подросткам посредством механизма защиты прав ребенка, применяемых для обеспечения реализации его прав.

Основной целью ювенальной юстиции представляется воспитание несовершеннолетних путем уменьшения вредного влияния на них фактора вовлечения в уголовное судопроизводство.

2. В понятие ювенальной юстиции необходимо вкладывать как правовую, так и социальную основы. Юридическую основу ювенальной юстиции составляют правовые акты, регламентирующие деятельность ювенальных судов, и нормативные акты, направленные на защиту прав несовершеннолетних.

В социальной основе ювенальной юстиции лежат идеи, направленные на воспитание, социальную защиту несовершеннолетнего, на минимизацию подавляющего влияния на детей и подростков процедуры судебного рассмотрения дел и снижение строгости уголовных наказаний.

Правовые и социальные основы ювенальной юстиции должны находиться в постоянном взаимодействии, которое и составляет механизм защиты прав ребенка.

Заключение


На основе проведенного исследования представляется возможным сформулировать следующие основные теоретические положения и рекомендации по совершенствованию действующего законодательства.

О праве на защиту в семейном праве можно вести речь только тогда, когда субъективное право оказалось нарушенным или же на него было осуществлено посягательство в какой-либо иной форме. Если такого посягательства еще не было, то правовую природу предусмотренных законодательством мер, направленных на предотвращение будущих неблагоприятных последствий, следует квалифицировать как меры по охране.

В семейно-правовых отношениях право на защиту может осуществляться самостоятельно, поэтому возможно его нарушение отдельно от субъективного права. Так, в случае уклонения родителей от выполнения обязанности защищать интересы и права детей, они могут быть лишены родительских прав.

Под правом на защиту семейного права следует понимать обеспеченную законом возможность самостоятельного обращения в суд или к иным компетентным органам с требованием о принятии предусмотренных законом мер, направленных на пресечение незаконных действий, признания или восстановление нарушенного семейного права.

Защита нарушенных семейных прав по общему правилу осуществляется в следующих формах: 1) судами; 2) государственными органами; 3) органами опеки и попечительства.

Особенность защиты субъективных гражданских прав в административном порядке состоит в том, что решение, принятое в административном порядке, может быть обжаловано в суд. Однако семейное законодательство такой порядок не предусматривает, в связи с чем, ст. 8 СК РФ противоречит п.1 ст.146 Конституции РФ, согласно которому «каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод».

На основании полученных теоретических выводов представляется целесообразным предложить следующие рекомендации по совершенствованию действующего законодательства:

1. Изложить п.2 ст.7 СК РФ в следующей редакции: «Семейные права защищаются законом, за исключением случаев, если они осуществляются в противоречии с назначением этих прав».

2. Изложить п.1 ст.8 СК РФ в следующей редакции: «Защита семейных прав осуществляется судом по правилам гражданского судопроизводства, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, государственными органами или органами опеки и попечительства. Решения, принятые государственным органом или органом опеки и попечительства могут быть обжалованы в судебном порядке».

3. Изложить п.4 ст.35 ГК РФ в следующей редакции: «Лицам, нуждающимся в опеке и попечительстве, и находящимся в соответствующих воспитательных, лечебных учреждениях, учреждениях социальной защиты населения и других аналогичных учреждениях, опекуны и попечители не назначаются. Выполнение их обязанностей возлагается на администрацию этих учреждений. Временное помещение лица опекуном (попечителем) в такое учреждение не прекращает прав и обязанностей опекуна (попечителя) в отношении этого лица».

4. Предлагается дополнить абз. 2 п. 1 ст. 64 СК РФ предложением третьим следующего содержания: «В случае раздельного проживания родителей законным представителем ребенка является родитель, с которым в соответствии с пунктом 3 статьи 65 настоящего Кодекса установлено место жительства ребенка, если иное не установлено соглашением между родителями или решением суда».

5. В качестве законного представителя ребенка несовершеннолетних родителей, не вступивших в брак следует рассматривать бабушку по материнской линии и внести изменения в п. 2 ст. 62 СК РФ, изложив его в следующей редакции: «До достижения несовершеннолетними родителями возраста 16 лет законным представителем ребенка таких родителей с правами опекуна является мать несовершеннолетней матери. В случаях, когда мать несовершеннолетней матери отсутствует либо не желает осуществлять свои функции, ребенку должен быть назначен опекун. Лица, на которых возлагается опека ребенка несовершеннолетних родителей, будут осуществлять его воспитание совместно с несовершеннолетними родителями».

6. На наш взгляд, п.1 ст. 80 СК РФ должен быть изложен в следующей редакции: «При отсутствии соглашения родителей об уплате алиментов, при не предоставлении содержания совершеннолетним детям и при не предъявлении иска в суд орган опеки и попечительства обязан предъявить иск о взыскании алиментов на несовершеннолетних детей к их родителям (одному из них)».

8. В связи с изложенным представляется необходимым наделить ребенка правом обращения с требованием об установлении отцовства по достижении им возраста 14 лет. В этой связи содержание ст. 49 СК РФ нуждается в уточнении. Её необходимо уточнить в следующей редакции: «В случае рождения ребёнка у родителей, не состоящих в браке между собой, и при отсутствии совместного заявления родителей или заявления отца ребёнка (пункт 4 статьи 48 настоящего Кодекса) происхождение ребёнка от конкретного лица (отцовство) устанавливается в судебном порядке по заявлению одного из родителей, опекуна (попечителя) ребёнка или по заявлению лица, на иждивении которого находится ребёнок, а также по заявлению самого ребёнка по достижению им возраста 14 лет. При этом суд принимает во внимание любые доказательства, с достоверностью подтверждающие происхождение ребёнка от конкретного лица».

9. Необоснованно ущемлены права ребенка требовать отмены усыновлении (удочерения). Представляется необходимым внести изменения и в ст.142 СК РФ и изложить её в следующей редакции: «Правом требовать отмены усыновления ребёнком обладают его родители, усыновители ребёнка, усыновлённый ребёнок, достигший возраста 14 лет. При невыполнении или ненадлежащем выполнении усыновителям своих обязанностей в отношении усыновленного ребёнка органы опеки и попечительства обязаны обратиться в суд с иском об отмене усыновления».

10. Необходимо принятие разработанных законопроектов пакета по ювенальной юстиции (прежде всего принятого в 2002 г. Государственной Думой ФС РФ в первом чтении проекта Федерального конституционного закона «О внесении дополнений в Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» - в части введения ювенальных судов). Содействие реализации основных положений Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и принятию Федерального закона «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав». Всемерное способствование формированию комплекса мер по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров для системы ювенальной юстиции.

Список использованных источников


1 Нормативные правовые акты


1.1                 Всеобщая декларация прав человека [Текст]: [Принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948 г.] // Профсоюзы и экономика. – 1995. – №4.

1.2                 О правах ребенка [Текст]: [Конвенция ООН от 20.11.1989 г.] // Сборник международных договоров СССР. – 1993. – Выпуск XLVI.

1.3                 Об экономических, социальных и культурных правах. [Текст]: [Международный пакт от 16.12.1966 г.] // Бюллетень Верховного Суда РФ. – 1994. – № 12.

1.4                 О гражданских и политических правах [Текст]: [Международный пакт от 16.12.1966 г.] // Бюллетень Верховного Суда РФ. – 1994. – № 12.

1.5                 О декларации прав и свобод человека и гражданина [Текст]: [Постановление ВС РФ № 1920-1, принят 22.11.1991 г.] // Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР. – 1991. – № 52. – Ст. 1865.

1.6                 Конституция Российской Федерации [Текст]: офиц. текст. // Российская газета. –1993. – 25 декабря.

1.7                 О судебной системе Российской Федерации [Текст]: [Федеральный Конституционный закон № 1-ФКЗ, принят 31.12.1996 г.] // Собрание законодательства РФ. – 1997. – № 1. – Ст. 1.

1.8                 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) [Текст]: [Федеральный закон № 51-ФЗ, принят 30.11.1994 г.] // Собрание законодательства РФ. – 1994. – № 32. – Ст. 3301.

1.9                 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) [Текст]: [Федеральный закон № 14-ФЗ, принят 26.10.1996 г.] // Собрание законодательства РФ. – 1996. – № 5. – Ст. 410.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты