Защита семейных прав ребёнка

При этом законодатель четко определяет субъекта, управомоченного на обращение за защитой в зависимости от того, какое право нарушено. Так, по поводу расторжения брака, естественно, в суд могут обращаться только супруги (ст.21 СК РФ). В то же время требовать признания брака недействительным вправе: несовершеннолетний супруг, его родители (лица, их заменяющие), орган опеки и попечительства или прокурор (ст. 28 СК РФ). Установление происхождения детей вправе потребовать один из родителей, опекун (попечитель) ребенка, лицо, на иждивении которого находится ребенок, наконец, сам ребенок по достижению им совершеннолетия (ст.49 СК РФ).

Согласно ст. 70 СК РФ дела о лишении родительских прав рассматриваются по заявлению одного из родителей (лиц, их заменяющих одного из родителей) прокурора, а также по заявлению органов или учреждений, на которые возложены обязанности по охране прав несовершеннолетних детей (органов опеки и попечительства, комиссий по делам несовершеннолетних, учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и др.). Иск об ограничении родительских прав может быть предъявлен близкими родственниками, органами и учреждениями, на которых законом возложена обязанность по охране прав несовершеннолетних детей, дошкольными образовательными учреждениями, общеобразовательными учреждениями и др. учреждениями, а также прокурором (ст.73 СК РФ). Следует особо подчеркнуть, что в случаях указанных в законе, перечисленные выше лица обязаны обращаться в соответствующие органы с заявлением о защите семейных прав или же самому органу непосредственно принимать меры по защите прав. Так, согласно ст.23 СК РФ при расторжении брака супруги вправе представить на рассмотрение суда соглашение о детях, однако при отсутствии такого соглашения либо в случае, если соглашение нарушает интересы детей, суд обязан по своей инициативе принять меры по защите прав и интересов детей (ст.ст. 23, 24 СК РФ). При отобрании ребенка орган опеки и попечительства обязан в течение 7 дней после вынесения органом местного самоуправления акта об отобрании ребенка обратиться в суд с иском о лишении родителей родительских прав или об ограничении их в родительских правах (ст.77 СК РФ). Обязанность обращения в суд предусмотрена также для ряда лиц при лишении родителей родительских прав (ст.70 СК РФ) и при выявлении нарушений прав и интересов ребенка (ст.56 СК РФ).

Как видим, здесь исключена сама свобода выбора: обращаться по поводу защиты в компетентный орган или не обращаться. Но, несмотря на системность перечня лиц, обладающих правом обращаться за защитой прав ребенка отдельные положения законодательства нуждаются в совершенствовании, т.к. основаны на различных подходах при их конструировании. Если основное назначение органов опеки и попечительства состоит в том, чтобы защищать или инициировать защиту семейных прав несовершеннолетних детей, то возникает вопрос: почему органы опеки и попечительства при выявлении фактов непредставления родителями средств на содержание несовершеннолетних детей только вправе, но не обязаны предъявлять иск о взыскании алиментов к их родителям (ст. 80 СК РФ). Очевидно, это должно быть обязанностью органов опеки и попечительства и в связи с этим содержание указанной нормы нуждается в изменении. На наш взгляд, п.1 ст. 80 СК РФ должен быть изложен в следующей редакции: «При отсутствии соглашения родителей об уплате алиментов, при не предоставлении содержания совершеннолетним детям и при не предъявлении иска в суд орган опеки и попечительства обязан предъявить иск о взыскании алиментов на несовершеннолетних детей к их родителям (одному из них)». Такое же ошибочное решение содержится и в ст. 42 СК РФ, согласно которой правом требовать отмены усыновления обладают его родители, усыновитель ребенка, сам усыновленный ребенок, достигший возраста 14 лет, органы опеки и попечительства и прокурор. Однако для прокурора и органов опеки и попечительства предъявление ими требований об отмене усыновления должно быть их обязанностью, а не правом, если только будет установлено наличие соответствующих обстоятельств[54]. В этой связи представляется необходимым внести изменения и в ст.142 СК РФ и изложить её в следующей редакции: «Правом требовать отмены усыновления ребёнком обладают его родители, усыновители ребёнка, усыновлённый ребёнок, достигший возраста 14 лет. При невыполнении или ненадлежащем выполнении усыновителям своих обязанностей в отношении усыновленного ребёнка органы опеки и попечительства обязаны обратиться в суд с иском об отмене усыновления».

Возникает также вопрос о причине повышения возраста для ребенка на его требование об установлении отцовства в судебном порядке. Согласно ст. 56 СК РФ ребенок по достижении возраста 14 лет вправе самостоятельно обратиться в суд с требованием о защите своих прав. Право требовать отмены усыновления также предоставлено ребенку, достигшего возраста 14 лет (ст. 142 СК РФ), но в таком случае представляется ошибочным решение вопроса о возрасте ребенка по требованиям об установлении отцовства в судебном порядке. Согласно ст. 49 СК РФ такое требование вправе предъявить ребенок по достижению им совершеннолетия. В связи с изложенным представляется необходимым наделить ребенка правом обращения с требованием об установлении отцовства по достижении им возраста 14 лет. В этой связи содержание ст. 49 СК РФ нуждается в уточнении. Её необходимо уточнить в следующей редакции: «В случае рождения ребёнка у родителей, не состоящих в браке между собой, и при отсутствии совместного заявления родителей или заявления отца ребёнка (пункт 4 статьи 48 настоящего Кодекса) происхождение ребёнка от конкретного лица (отцовство) устанавливается в судебном порядке по заявлению одного из родителей, опекуна (попечителя) ребёнка или по заявлению лица, на иждивении которого находится ребёнок, а также по заявлению самого ребёнка по достижению им возраста 14 лет. При этом суд принимает во внимание любые доказательства, с достоверностью подтверждающие происхождение ребёнка от конкретного лица».

Однако на практике дети, не получающие средств на содержание от своих родителей, по разным причинам, находятся на воспитании у близких родственников: дедушки, бабушки и пр. Какие основания для отказа в том, чтобы и эти лица были бы управомочены на предъявления таких требований. Тем более следует учесть, что в ряде случаев близкие, родственники ребенка управомочены на предъявление требований, связанных с защитой прав ребенка, в частности, иска об ограничении родительских прав (ст. 73 СК РФ). Наконец, каковы основания для отказа прокурору предъявить иск о взыскании алиментов в той же ситуации. Следует отметить, что в ст.80 СК РФ прокурор также не указан в качестве управомоченного лица. В связи с изложенным представляется, что ст.80 СК РФ нуждается в совершенствовании.


2.3 Международная защита семейных прав


Для середины XX в. были характерны ставшие очевидными идеи, имеющие прямое отношение к семье как таковой и определяющие подходы к ее правовой охране. Сюда входили такие положения, как непреходящая ценность семьи для человека; важность семьи в жизни общества, ее роль в воспитании будущих поколений; обеспечение общественной стабильности семьи, а следовательно, и прогресса в историческом развитии общества; необходимость учета интересов семьи и детей, принятие социальных мер, их поддержка в период социально-экономической трансформации общества, наступившей после Второй мировой войны. Вот почему в первые послевоенные годы и позднее в международно-правовых актах нашли свое отражение правовые позиции, связанные с охраной семьи. Например, ст. 16 Всеобщей декларации прав человека[55], принятой 10 декабря 1948 г., провозглашает: «Семья является естественной и основной ячейкой общества и имеет право на защиту со стороны общества и государства».

Статья 23 Международного пакта о гражданских и политических правах[56] обращает внимание на право семьи на защиту со стороны общества и государства. Пункт 1 ст. 10 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах[57] рассматривает семью как естественную и основную ячейку общества; закрепляет положение о предоставлении ей, по возможности, самой широкой охраны и помощи, в особенности при ее образовании и пока на ее ответственности лежит забота о несамостоятельных детях и их воспитании. Наконец, 20 ноября 1989 г. ООН был принят еще один международно-правовой акт - Конвенция о правах ребенка, к которой вскоре (15 сентября 1990 г.) присоединилась Российская Федерация. Цель этой Конвенции была обозначена четко - забота о детях, которые имеют право на особую защиту и помощь. В преамбуле к Конвенции подчеркивалось, что семье как основной ячейке общества и естественной среде для роста и благосостояния всех ее членов и особенно детей, должны быть предоставлены необходимая защита и содействие с тем, чтобы она могла полностью возложить на себя обязанность в рамках общества. Кроме того, в Конвенции признается, что ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания[58].

Таким образом, в недрах международного сообщества созрела идея необходимости охраны (защиты) семьи, детей, ибо реальная действительность заставляет задумываться, в каком направлении будет развиваться человеческое общество как таковое, как сберечь его от гибели, деградации, вырождения. Вместе с тем обращает на себя внимание разнообразие терминов, употребляемых в названных международных актах: защита (со стороны общества и государства), возможность семье самой осуществлять охрану и помощь, необходимая защита и содействие и т.п. Между тем каждое из этих понятий имеет различный смысл. Охрана, в том числе правовая, означает создание предпосылок, условий для реализации права. Надобность в защите возникает в случае нарушения прав. Посягательство на охраняемый государством объект, выраженное в нарушениях предусмотренных законом охранительных мер, влечет за собой правовую защиту со стороны конкретных отраслей права. Такова, на наш взгляд, сложная взаимосвязь терминов «охрана» и «защита».

Правовой предпосылкой охраны семьи государством служит его конституция, где в том или ином виде формулируется задача охраны (защиты) семьи государством. Однако и здесь имеет место разнобой в употребляемых в тексте конституции терминах «охрана» и «защита». Причем такая неслаженность носит самое широкое распространение. Например, ст. 49 Конституции Китайской Народной Республики гласит: «Брак, семья, материнство и младенчество находятся под охраной государства»[59]. В то же время в общих положениях гражданского права КНР в ст. 104 гл. 4, посвященной личным правам, сказано: «Брак, семья, старость, материнство и младенчество охраняются законом»[60].

Если обратиться к тексту конституций некоторых государств, входящих в Европейский союз, то нетрудно заметить: во-первых, налицо совпадение с общими положениями международно-правовых актов; во-вторых, имеет место употребление в разном контексте терминов «охрана» и «защита». Так, согласно п. 2 ст. 41 Конституции Ирландии, «государство гарантирует защиту Семьи, ее организацию и авторитет, как необходимую основу социального порядка, незаменимую для процветания народа и государства»[61]. И далее: «Государство берет на себя обязательство с особой тщательностью охранять институт брака, на котором основана семья, и защищать его от нападок»[62].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты