Защита семейных прав ребёнка

Предполагаемое нововведение позволит обеспечить в том числе и более оперативную защиту прав и законных интересов несовершеннолетних детей[25].

В то же время внесение изменений в ст. 64 СК РФ в части установления в качестве законного представителя только того родителя, с которым проживает ребенок, способно ограничить права другого родителя, который может быть вполне добросовестным и иметь желание участвовать в воспитании ребенка. Кроме того, внесение изменений должно затрагивать не только ст. 64 СК РФ, но и некоторые другие статьи, а также нормативные правовые акты. Введение в силу нормы о законном представительстве родителя, с которым проживает несовершеннолетний ребенок, должно обеспечиваться также возможностью решения данного вопроса соглашением между родителями. При этом необходим механизм, который мог бы реализовать учет таких соглашений, а также решений суда. Для учета таких соглашений, а также решений суда необходимо определить государственный орган, который мог бы аккумулировать такую информацию и предоставлять ее заинтересованным лицам. В качестве такого органа следовало бы возложить на органы записи актов гражданского состояния обязанности по учету таких соглашений и решений суда, а также предоставлению соответствующей информации. Одной из проблем при осуществлении законного представительства родителями над несовершеннолетними детьми является проблема несовершеннолетних не состоящих в браке родителей, которые не обладают полной гражданской дееспособностью. При этом такие родители согласно п. 2 ст. 62 СК РФ вправе самостоятельно осуществлять родительские права по достижении ими возраста шестнадцати лет. До достижения несовершеннолетними родителями возраста шестнадцати лет ребенку может быть назначен опекун, который будет осуществлять его воспитание совместно с несовершеннолетними родителями ребенка. Таким образом, несовершеннолетние родители не могут самостоятельно совершать сделки с принадлежащим им имуществом, но вправе осуществлять права законного представителя в отношении имущества своих детей. Данная проблема неоднократно ставилась в научной литературе[26]. При этом выдвигались различные пути решения данной проблемы. Так, предлагается в качестве законного представителя рассматривать бабушку по материнской линии и внести изменения в п. 2 ст. 62 СК РФ, изложив его в следующей редакции: «До достижения несовершеннолетними родителями возраста 16 лет законным представителем ребенка таких родителей с правами опекуна является мать несовершеннолетней матери. В случаях, когда мать несовершеннолетней матери отсутствует либо не желает осуществлять свои функции, ребенку должен быть назначен опекун. Лица, на которых возлагается опека ребенка несовершеннолетних родителей, будут осуществлять его воспитание совместно с несовершеннолетними родителями»[27]. Несколько иной является позиция О.Ю. Ильиной. По ее мнению, «вряд ли предлагаемые изменения семейного законодательства будут способствовать урегулированию отношений и, что более важно, соответствовать интересам ребенка. Во-первых, целесообразно все-таки сохранить диспозитивность нормы п. 2 ст. 62 СК РФ и устанавливать опеку над ребенком несовершеннолетних родителей лишь тогда, когда этого требуют его интересы, когда осуществление родительских прав со стороны несовершеннолетних родителей невозможно в силу объективных или субъективных причин. Во-вторых, п. 2 ст. 62 СК РФ является специальной нормой по отношению к п. 2 ст. 146 СК РФ, устанавливающему правило: «При назначении ребенку опекуна (попечителя) учитываются нравственные и иные личные качества опекуна (попечителя), способность его к выполнению обязанностей опекуна (попечителя), отношения между опекуном и ребенком, отношение к ребенку членов семьи опекуна, а также, если это возможно, желание самого ребенка». Если согласиться с предлагаемыми изменениями редакции п. 2 ст. 62 СК РФ, то налицо будет противоречие: вовсе не обязательно мать несовершеннолетней матери отвечает обозначенным требованиям, и ребенок может быть нежеланным в их семье. Вместе с тем, может быть, мать несовершеннолетнего отца будет относиться к внуку более внимательно и заботливо и именно она обеспечит его воспитание. Все это свидетельствует о нецелесообразности внесения предлагаемых дополнений и изменений в семейное законодательство»[28]. Содержание представительства родителями ребенка раскрывается через различные формы, а именно через реализацию прав ребенка посредством реализации родителями своих прав (например, суммы, причитающиеся ребенку в качестве алиментов, пенсий, пособий, поступают в распоряжение родителей (лиц, их заменяющих) и расходуются ими на содержание, воспитание и образование ребенка), а также через реализацию прав ребенка путем совместного выражения волеизъявления ребенка и родителей (например, при совершении ряда действий необходимо согласие ребенка, если он достиг десяти лет, а для совершения большинства сделок несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет необходимо согласие родителей)[29].


1.3 Ограничение семейных прав


Важнейшим признаком Российской Федерации как правового государства является провозглашение человека, его прав и свобод высшей ценностью (ст. 2 Конституции РФ). При этом права и свободы признаются непосредственно действующими независимо от того, существуют или еще нет законодательные акты, призванные при необходимости их конкретизировать, определять правила, механизмы и процедуры для их наиболее эффективного осуществления (ст. 18 Конституции РФ). Однако это не означает, что государство вовсе воздерживается от вмешательства в сферу прав и свобод граждан или во все возможные отношения, складывающиеся в обществе. Оно, не вмешиваясь без объективной потребности в означенную сферу, должно не допускать злоупотребления правами и свободами, ибо их осуществление не должно нарушать права и свободы других лиц, в том числе их всеобщие интересы.

«Ограничивая свободу каждого известными пределами, - писал Ильин И.А., - право обеспечивает ему зато беспрепятственное и спокойное пользование своими правами, то есть гарантирует ему свободу внутри этих пределов. Свобода каждого человека простирается лишь до той границы, от которой начинается свобода других людей. Стремясь установить эти границы, право содействует тому, чтобы в совместной жизни людей воцарился порядок, основанный на свободе»[30].

«Противоправное поведение как раз и состоит в нарушении этих правовых рамок, разумных и целесообразных границ. Требовать ликвидации всяких ограничений человеческого поведения - значит, по существу, оправдывать противоправное и преступное поведение, допускать ущемление прав и интересов других лиц и общества в целом»[31].

Нужно, однако, помнить о существовании так называемых абсолютных или основных прав и свобод, ограничение которых в любом демократическом государстве допустимым не является.

«Основные права, - утверждает Т. Маунц, - не создаются государством, не нуждаются в его признании, не могут быть ограничены или вовсе ликвидированы им. Они присущи индивидууму как таковому. Они охраняют свободу не только от незаконного, но и законного государственного принуждения»[32].

Перечень не подлежащих ограничению ни при каких обстоятельствах прав приводится в ст. 4 Международного пакта о гражданских и политических правах, согласно которой таковыми являются право на жизнь, право не подвергаться жестокому, бесчеловечному обращению, право не подвергаться без свободного согласия медицинским или научным опытам, право не содержаться в рабстве или подневольном состоянии, право не подвергаться лишению свободы за невыполнение какого-либо договорного обязательства, право не привлекаться к ответственности за деяние, которое в момент его совершения не являлось уголовным преступлением, право на признание правосубъектности, свободу мысли, совести и религии.

Права граждан, возникающие из факта брака и принадлежности к семье, принято считать так называемыми семейными правами. Семейные права ставят в определенную личную зависимость одного члена семьи от другого, а равно создают для каждого из них определенное юридическое положение. Действующее законодательство не дает ни определения понятия брака, ни определения понятия семьи. И это вполне объяснимо, поскольку и то и другое представляют собой сложное комплексное явление, которое находится под воздействием не только правовых, но и этических и моральных норм. Думается, что сама по себе семья субъектом права все-таки не является. В правовых актах понятие семьи тесно связано с установлением круга членов семьи, образующих ее состав. Ввиду того что носителями семейных прав и субъектами соответствующих ограничений выступают члены семьи, остановимся на рассмотрении вопроса о них подробнее. Законодатель не счел возможным дать и универсального понятия члена семьи, предоставив тем самым конкретным законам возможность установить, какой состав лиц охватывает понятие члена семьи применительно к определенным видам общественных отношений, перед участниками которых ставятся самостоятельные цели. Так, семейное законодательство к членам семьи относит супругов, родителей или лиц, их заменяющих (усыновителей, опекунов, попечителей, приемных родителей), детей (в том числе усыновленных) и других лиц (дедушка, бабушка, внуки, родные братья и сестры, отчим, мачеха, пасынок, падчерица). Понятие члена семьи по семейному праву определяется, таким образом, личными неимущественными отношениями, каковыми прежде всего выступают отношения брака, родства, материнства, отцовства, усыновления, принятия ребенка на воспитание в приемную семью. В основу определения круга членов семьи применительно к жилищному законодательству не может быть положен только один факт брака, родства и других оснований, приравниваемых законом к родству, ибо для признания членства в семье необходим факт совместного проживания. Так, ст. 31 ЖК РФ предусматривает, что к членам семьи собственника относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи. В наследственном законодательстве основанием наследования по закону являются семейные или родственные отношения, существовавшие между наследодателем и наследником. Наследники по закону призываются к наследованию в порядке очередности, исходящей из степени их родства с наследодателем (ст. 1141 ГК РФ). Представляется, что исходя из специфики правового регулирования в различных отраслях права установление единого перечня членов семьи не может не привести к неоправданному расширению круга членов семьи и ущемлению прав последних. В семейных правоотношениях гражданам предоставлена значительная самостоятельность в распоряжении принадлежащими им правами. Понятие «самостоятельность» есть выражение автономности гражданина, что предполагает возможность вступать в правоотношения независимо от других людей, действовать исключительно в соответствии со своей внутренней волей, но в установленных пределах. Одни из наиболее значимых семейных прав граждан урегулированы законодательством. Так, семейное законодательство устанавливает условия и порядок вступления в брак, прекращения брака и признания его недействительным, регулирует личные неимущественные и имущественные основания между членами семьи: супругами, родителями и детьми (усыновителями и усыновленными), а в случаях и в пределах, предусмотренных семейным законодательством, - между другими родственниками и иными лицами, а также определяет формы и порядок устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей (ст. 2 СК).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты