Государственное регулирование бюджетного процесса на федеральном и региональном уровнях

·     отчетом Федерального казначейства о рассмотренных делах и наложенных взысканиях за нарушения бюджетного законодательства.

Счетная палата проводит проверку отчета об исполнении федерального бюджета за отчетный год в течение 1,5 месяцев после представления отчета в ГД, используя материалы и результаты проведенных проверок и ревизий. Государственная Дума рассматривает отчет об исполнении федерального бюджета в течение 1,5 месяцев после получения заключения Счетной палаты, после чего принимает решение об утверждении или отклонении отчета.



1.3. Бюджетный процесс в субъекте РФ и его принципы (на примере бюджета Санкт-Петербурга)


В материальном смысле бюджет субъекта Российской Феде­рации - это денежный фонд, находящийся в собственности дан­ного субъекта. При этом под денежным фондом понимается обо­собленная совокупность денежных средств, распределенных на оп­ределенные группы, имеющие свое целевое назначение, порядок использования и орган, который ими распоряжается.

В материальном смысле бюджет субъекта Рос­сийской Федерации - это имущество (в денежной форме), принад­лежащее субъекту Российской Федерации на праве государ­ственной собственности и входящее в состав его казны.[20]

Как экономическая категория бюджет субъекта Российской Федерации - это совокупность экономических отношений, ко­торые возникают в связи с формированием и распределением бюджета как денежного фонда субъекта Российской Федерации. При этом различаются два вида экономических финансовых отно­шений: приходные и расходные. Первые отношения опосредуют движение денежных средств от плательщиков в бюджет и выража­ют его формирование как денежного фонда. Будучи стороной этого отношения, субъект Российской Федерации выступает в качестве получателя денежных средств. Примером могут служить налого­вые отношения, которые выражают одностороннее движение стои­мости в денежной форме от плательщика в бюджет субъекта Рос­сийской Федерации, не сопряженное встречным движением стои­мости в товарной форме. Вторые - расходные экономические от­ношения выражают расходование (распределение) бюджета и дви­жение денежных средств из бюджета к получателю бюджетных средств. Как сторона данного отношения субъект Российской Феде­рации выступает в качестве поставщика денежных средств.

Как правовая категория бюджет субъекта Российской Феде­рации - это финансово-правовой акт субъекта Российской Фе­дерации, посредством которого утверждается финансовый план формирования и распределения создаваемого на уровне субъекта

Российской Федерации денежного фонда, предназначенного для финансирования задач и функций данного субъекта.[21]

Правовая форма, в которую облачается бюджет как финансо­вый план, предопределяется тем, о каком бюджете - федеральном, субъекта Российской Федерации или местном, идет речь. Феде­ральный бюджет утверждается федеральным законом, бюджеты субъектов Российской Федерации - законом соответствующего субъекта, местный бюджет -решением представительного органа местного самоуправления.

Бюджетный процесс в субъекте Российской Федерации - это регламентируемая нормами бюджетного права деятельность органов государственной власти субъекта Российской Федера­ции, а также других участников бюджетного процесса по со­ставлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюдже та субъекта Российской Федерации, контролю за его исполнени­ем, а также по заключению данного бюджета.

Следует иметь в виду, что само понятие «бюджетный процесс» применяется в финансово-правовой литературе в двух значениях.

В первом значении им обозначают разновидность бюджетной деятельности. Именно в этом значении раскрыто понятие бюд­жетного процесса в приведенном выше определении.

Объектом бюджетного процесса выступает бюджет как разно­видность финансово-планового акта при понимании бюджета в его правовом значении.

В этом смысле бюджет субъекта Российской Федерации пред­ставляет собой роспись доходов и расходов централизованного денежного фонда субъекта Российской Федерации. А поскольку правовой формой бюджета субъекта Российской Федерации вы­ступает закон субъекта Российской Федерации, то применительно к бюджетному процессу речь идет о разработке, принятии и исполне­нии правового акта о бюджете как основном финансовом плане субъекта Российской Федерации. Так, составление бюджета в прак­тическом плане означает разработку проекта закона субъекта Российской Федерации о бюджете; рассмотрение и утверждение бюд­жета выражается в форме принятия этого закона; исполнение бюд­жета есть исполнение закона о бюджете.

Бюджетный процесс в субъекте Российской Федерации осуще­ствляется на определенных принципах. К числу этих принципов относятся:[22]

1.                          Принцип ежегодности бюджет. Этот принцип означает,
что бюджет (как финансовый план) разрабатывается и утверждает­
ся ежегодно (желательно до начала планируемого года). Все ста­
дии бюджетного процесса повторяются из года в год, в той же по­
следовательности и периодичности, как они проходили в прошлом;
так же они будут осуществляться и в будущем.

2.                          Принцип гласности и публичности бюджетного процесса. Этот принцип означает:

- обязательное опубликование в открытой печати утверждено­го бюджета субъекта Российской   Федерации и отчетов о его ис­полнении, полноту представления информации о ходе исполнения
бюджета, а также доступность иных сведений по решению законо­дательных (представительных)   органов   государственной   власти субъекта Российской Федерации.

3.             Принцип разграничения компетенции между исполни­тельными и законодательными органами субъекта Россий­ской Федерации на всех стадиях бюджетного процесса. Раз­работка проекта бюджета осуществляется только исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, утверждение бюджета - только законодательным (представитель­ным) органом этого субъекта, исполнение бюджета - вновь возла­гается на исполнительный орган, утверждение отчета об исполне­нии бюджета находится в исключительной компетенции законода­тельного органа.

В таком разграничении проявляется и конституционный прин­цип разделения государственной власти на законодательную и ис­полнительную.

Бесспорно, полномочие по утверждению бюджета относится к числу наиболее важнейших (как в политическом, так и экономиче­ском смысле) полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти. И в конечном счете полномочие законодательного (представительного) органа государственной власти по утверждению бюджета переросло в исключительное полномочие данного органа.

В некоторых странах к данному принципу примыкает принцип контроля законодательных (представительных) органов государст­венной власти за осуществлением государственных займов и эмис­сией государственных ценных бумаг, что приводит к увеличению государственного долга.

4.                          Принцип   строгой   законодательной   регламентации
всех стадий бюджетного процесса.
В законе о бюджете все
процедуры его разработки, принятия и исполнения тщательно и
подробно прописаны, уложены в определенные временные рамки и
сроки, определены все права и обязанности участников бюджетного процесса. Пожалуй, нет ни одного другого правового акта, какой
бы важной теме он ни был посвящен, какой бы сферы ни касался,
которым столь подробно регламентировались бы соответствующие
правоотношения.

Принцип достоверности бюджета. Принцип достоверно­сти бюджета проявляется в детализированной проработке бюджета
как финансового плана, максимальном сближении показателей акта
 бюджет, мак­симально сближенный с экономическими и социальными реалиями, выражает собой объективную потребность как государства, так и общества.

5.                          Принцип полноты отражения доходов и расходов бюд­жета. Данный принцип примыкает к принципу достоверности бюд­жета. Он означает, что все доходы и расходы бюджета субъекта
Российской Федерации подлежат отражению в бюджете в обяза­тельном порядке и в полном объеме в строгом соответствии с уста­новлениями налогового и бюджетного законодательства.

6.                          Принцип специализации бюджетных показателей. Этот
принцип основывается на том, что  составление, рассмотрение, ут­верждение и исполнение бюджета осуществляется в соответствии
с бюджетной классификацией, обеспечивающей единство отобра­жения в бюджете его расходов и доходов, что дает возможность не
только обеспечить полноту, обоснованность и научную достовер­ность бюджетных показателей, но и сопоставимость бюджетов всех
уровней бюджетной системы. В свою очередь это дает возможность
выявить ее слабые места и направить бюджетное планирование на
выравнивание уровня бюджетных показателей всех субъектов Рос­сийской Федерации.

В практике бюджетного планирования встречаются два поня­тия: бюджетный год (или финансовый год) и бюджетный период (или бюджетный цикл).[23]

Бюджетный год - отрезок времени, в течение которого ис­полняется бюджет - основной финансовый план государства. В большинстве стран, к числу которых относится и Российская Феде­рация, бюджетный год совпадает с календарным годом, т. е. длится с 1 января по 31 декабря включительно.

Бюджетный период - отрезок времени, охватывающий все стадии бюджетного планирования. Начинается бюджетный период с момента начала работы по составлению проекта бюджета и за­вершается утверждением отчета о его исполнении. Длится бюд­жетный период около трех лет.

Бюджетный период включает определенные стадии. Обычно выделяют четыре стадии бюджетного процесса:

-   составление проекта бюджета,

-   рассмотрение и утверждение бюджета,

-  исполнение бюджета,

-  заключение бюджета, что подразумевает составление, рас
смотрение и утверждение отчета о его исполнении.

Текущий контроль проводится в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения бюджетов на заседаниях комитетов, комис­сий, рабочих групп законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в ходе депутатских слушаний и в связи с депутатскими запросами.

Последующий контроль осуществляется в ходе подготовки от­четов об исполнении бюджетов, а также в ходе рассмотрения и утверждения этих отчетов законодательным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

В настоящее время существуют два порядка исполнения бюд­жетов субъектов Российской Федерации:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты