Конечно, контакт между властью и обществом налаживается. Многое происходящее дает основание предположить, что власть повернулась лицом к народу и чиновники всех уровней начинают слышать простых граждан.
Другими словами, имидж власти трактуется как имидж государства с низкой правовой культурой. Это имидж зачастую используется в зарубежной прессе. Одна из возможных опасностей подобной ситуации - постепенное исключение России из европейского контекста развития, укрепление в массе европейских обывателей мнения о том, что все происходящее у нас соответствует непредсказуемому и неуравновешенному национальному характеру загадочных русских и крайне низкому состоянию развития российского общества. Всё этого говорить о том, что имидж власти становиться в один ряд с такой государственно важной сферой как политическая дипломатия.
На формирование имиджа власти, во-первых, оказывает значительное влияние имидж политического лидера, которым является глава государства. Роль политического лидера - это роль личности в истории, чьё влияние на политический процесс происходит, в том числе и по средствам сложившегося в сознании масс имиджа.
Во-вторых, имидж власти связан с характером и способом взаимодействия общества и власти. Именно демократические формы ослабляют зависимость имиджа власти от имиджа политического лидера и повышают влияние гражданского общества, политических структур на имидж власти.
В-третьих, особенностями имиджа власти в России является отождествление имиджа власти, имиджа страны с имиджем политического лидера.
В-четвёртых, имидж власти в значительной степени предопределен предпосылками её формирования, которые включают в себя исторические, политические, экономические, социологические, духовные аспекты.
1.3 Имидж партий
История показывает, что государственные структуры часто продуцируют имиджи партий малосвязанные с идеалами общества о власти. В истории николаевской России функционировали имиджи партии «либерального империализма», «социальных низов», «революционных борцов за свободу». Цареубийство стало кульминацией деятельности народников и началом их политической смерти. В 1990-е гг. народнические организации принимают названия социалистов-революционеров. Крупнейшими из них в конце ХIХ в. были «Союз социалистов-революционеров», «Партия социалистов-революционеров» и «Рабочая партия политического освобождения России». Имидж этих партий закреплялся за счёт методов индивидуального террора, по средствам создания образа страха в общественном сознании, партия издавала газету «Революционная Россия», которая стала главным печатным органом эсеров. Имидж партии КПСС строился исходя из исторического контекста, богатого на события. Одним из элементов пропаганды советского периода являлся имидж врага. Именно эта символическая действительность стала инструментом создания имиджа партии и как отмечает Почепцов, была центральным для аппарата КПСС.
На имидж партии оказывает влияние большое количество факторов.
В самом общем виде имидж политической партии включает следующие составляющие: имидж лидера, сила личности лидера; идеология партии; политический символ и символика; образ деятельности партии; имидж членов партии и её сторонников; политические и иные ресурсы партии; история партии; особенности партий и политической риторики; особенности политического ПР; имидж электората партии.
Одно из главных составляющих имиджа политической партии является её символика. Символ - условный знак, образ, являющийся представителем других (как правило, весьма многообразных) образов, содержаний, отношений. Это знак некоей другой реальности, имеющий бесконечное множество значений, так как бесконечно число контекстов для любого выражения. Партии выполняют функции аккумуляции социальных интересов. В обществе всегда существуют разнообразные и разнородные интересы, предпочтения, требования. Понятно, что трансформировать каждое из них в политическое решение невозможно. Прежде всего, из совокупности интересов выделяются наиболее значимые, которые концентрируются в программах партий и их лозунгах. А символика, объединяя разнообразные требования, унифицирует и синтезирует позиции партии в единый образ, воспринимаемый различными социальными группами. Во многих исследованиях отмечается, что в современных условиях резко возрастает роль «символического капитала» в политике и связывается всё с увеличивающейся ролью средств массовых коммуникаций в современной цивилизации (Федоркина А.П.). Серж Московичи отмечает: «Накопление символического капитала (а это множество событий и представлений, которые поставляют нам медиа), - стремительное и несопоставимое с тем, что было известно в прошлом». Цивилизация сегодня занимается накоплением символических ценностей в тех же масштабах, что и ценностей материальных. Особенно заметно это проявляется в политической символике. По мнению Л.А.Степновой в символику политической партии должны входить следующие компоненты: «символ действие», в основном это политические ритуалы; «символ-объект», то есть эмблемы, флаги символические памятники. Не менее важными признаются «символ-персона», обычно это исторические личности или лидеры партии; «символ-звук», это партийные гимны, позывные, скандирование.
Политические партии вынуждены решать в своей деятельности очень разнообразные задачи, поэтому и задачи и роль партийного имиджа различны.
В программах партий обычно подчёркивается их намерение служить интересам различных социальных групп, большинства граждан всей страны. В практической политике при формировании имиджа, партии стремятся учитывать интересы различных категорий избирателей, фиксировать их в программных документах, поскольку только востребованный идеологический имидж способен привести к победе на выборах. Вместе с тем в европейских странах (в значительной мере в США) партии продолжают сохранять своеобразие, собственное политическое и идеологическое лицо.
Социал-демократические партии строят партийный имидж на потребностях проведения усиленной социальной политики, принятия новых или совершенствования существующих программ помощи социально незащищенных групп населения.
Консервативные партии Великобритании зачастую играют на неудачах оппонентов, формируя имидж устойчивых и стабильных. Их имиджевая риторика: «Жизнь лучше с консерваторами. Не дайте лейбористам разрушить её».
Функции партии, как правило - это функция звена между правящими и управляемыми. Партия всегда выступает как канал передачи информации, циркулирующей «сверху вниз» и «снизу вверх». Интенсивность этих двух информационных потоков может не совпадать. Скажем, в СССР при Сталине первый был исключительно мощным, второй почти иссяк. Но в условиях либеральной демократии усиливается значение партии в формировании общественного мнения, а значит, возрастает нагрузка на партийный имидж. Партия и партийная деятельность не может отвлечься от настроения рядовых членов и избирателей, так как именно это позволяет партиям выражать социальные интересы и создавать партийный имидж.
Было бы большим искажением истины считать, что партия способна преследовать лишь те цели, которые «носятся в воздухе» и вытекают из обстоятельств повседневной жизни ее членов и сторонников. Ни в Китае, ни в России необходимость построения коммунизма не следовала из текущих интересов населения. Но, будучи сформулирована партией, эта цель воодушевила миллионы людей на реализацию программы радикального преобразования общества. Выделяют несколько имиджей партий, такие как реальный и идеальный.
Партии имеют большое значение, выступая в качестве референтных групп, на которые индивид ориентирует поведение - своих сторонников. Имидж является связующим звеном между партией и её потенциальными сторонниками. Поэтому имидж партии влияет и на имидж электората.
История российского государства свидетельствует, что в ряду основных средств завоевания и удержания партиями власти именно насильственные технологии (страх, угрозы) во многом доминировали над технологиями создания популярного образа, имиджа политической партии. В современном мире имидж партий складывается под влиянием многих факторов. К ним относятся ожидания и потребности различных социальных групп общества, политические цели и задачи партии, а также идеологические позиции партийных лидеров.
В условиях возрастающей роли СМИ ключевое значение в имидже партии приобретает степень визуального воздействия на электорат, т.е. символика партии.
Глава 2. Имидж политических партий
2.1 Имидж политических партий в условиях современной России
Демократический путь развития России повлек за собой увеличение категорий субъектов, заинтересованных в правильном и действенном формировании собственного имиджа, в их числе и партийные структуры. «Политическая партия - открытая информационная система». Один из ключевых факторов её существования - обмен информацией с окружающей средой. Чем более интенсивно он происходит, тем выше популярность партии, тем быстрее она развивается и тем сильнее её имиджевые позиции. С другой стороны, чем больше закрывается партия от общества, тем она кулуарнее, и тем ниже её рейтинг и общественное признание. Кроме того, партия, обмениваясь информацией, выдает и принимает её самопроизвольно. И в связи с этим процессом, изменяется образ партии в представлении окружающих. Характер изменения может иметь разные оценочные результаты - от абсолютно положительных, до крайне негативных. Имидж партии может самопроизвольно ухудшаться, быть слабо выраженным, но имидж как информационная оболочка является неотъемлемым элементом функционирующей партии.
Изменение активности граждан в политических процессах влечёт за собой изменение роли имиджа современных партий. Партийная система, избирательная система в настоящее время настолько усложнилась, что участие граждан в политических процессах становится всё менее осознанным. Граждане становятся отстранёнными наблюдателями, у которых при этом формируется через средства массовой информации иллюзия причастности к политике и принимаемым решениям. Среди граждан в такой ситуации практически никто не интересуется программами кандидатов и политических партий, поэтому для избирателей они мало отличаются друг от друга. В таком отношении к политическим программам для избирателей есть определённая рациональность: изучать политические программы сложно; большинство, не понимающее реальных, довольно сложных программ, доминирует на выборах над меньшинством, разбирающимся в сути этих программ, голосующих рационально, это меньшинство явно тратит зря силы и время; популизм политических программ формируется в ответ на запрос большинства, которое хотело бы на выборах простых и ясных решений самых сложных проблем, а популистские программы не нужно читать, нужно просто доверять их выдвигающему кандидату или лидеру партии; в сложных ситуациях избранный политик не будет руководствоваться положениями своей программы, многие ситуации просто в программах не описаны, в такой ситуации лучше доверять личности кандидата на выборах, выбирать того, кто в сложной ситуации сможет оказаться победителем. Популизм как политическое явление возникает в странах, где имеются определённые демократические институты - всеобщее избирательное право, равноправие граждан - и где массы в качестве избирателей выступают участниками политического процесса. Только тогда попытки апелляции к настроению населения, попытки подстроиться под массовое сознание могут стать средством завоевания власти.
В этой связи вопрос освещения политики партий в СМИ, того насколько успешно они справляются с возложенными на эти структуры задачами, приобретает первостепенное значение для формирования представления граждан о деятельности партий. Право граждан на оперативное получение через средства массовой информации достоверных сведений о деятельности государственных органов и организаций закреплено Законом РФ «О средствах массовой информации». Согласно этому документу государственные органы и организации, общественные объединения должны предоставлять сведения о своей деятельности СМИ по запросам редакции, а также путем проведения пресс-конференций, рассылки справочных и статистических материалов и в иных формах. Эта деятельность призвана укреплять доверие граждан к властным структурам, формировать их благоприятный образ. Однако СМИ, как отмечает В.С. Комаровский, достаточно жестко ограничены рамками собственного имиджа. Если речь идет о прессе, то можно говорить о проправительственных, оппозиционных, «красных», «левых», «умеренных», «жёлтых» источниках. Имидж партии, формированный в сознании аудитории во многом определяет позицию, которую занимает СМИ по отношению к той или иной политической силе. И это именно та позиция, которой постоянная аудитория ожидает от «своего» СМИ. Сказывается потребительский феномен веры не самой информации, а источнику.