Истоки и смысл тоталитаризма

В заключение хотелось бы отметить еще одну характерную черту политической системы тоталитаризма. На вопрос, что он прежде всего счел бы нужным сделать, если бы ему поручили управление провинцией, Конфуций ответил: «Я бы следил за тем, чтобы все соответствовало своему названию». Если бы Конфуций смог увидеть тоталитарное государство XX в., он убедился бы в том, что в нем практически ничто не соответствует своему названию. Название института, документа или процесса может быть заимствовано из практики демократических государств, но реальное наполнение термина совершенно иное, чем при конституционной демократии. При тоталитаризме есть и «конституция», заполненная абсолютно ложными измышлениями, ни одна статья которой никогда не выполнялась; есть «парламент», который не принимает законов; есть «партия», которая является не партией в обычном смысле этого слова (т.е. свободным союзом единомышленников), а фактически государственной машиной; есть «законы», которых никто никогда не придерживается; есть «выборы» с заранее подобранными кандидатами; есть (в случае коммунизма) «Советская власть», органы которой — Советы — являются бессильными придатками партии-государства; существуют «профсоюзы», помогающие политической бюрократии эксплуатировать трудящихся и мобилизующие их на выполнение поставленных режимом задач; есть «суд», который стремится не установить истину, а провести в жизнь волю партии-государства, и т.д. Используя выражение Оруэлла, это «двоемыслие в действии» является яркой и характерной особенностью тоталитарной политической системы». [15]

На последнее хочется сказать, что так называемая «политика двойных стандартов» и сегодня имеет мировые масштабы в действиях ведущих мировых держав.

Каковы же причины, социальные истоки возникновения тоталитарных обществ в ХХ веке? Являются ли они следствием узурпации власти кучкой неуравновешенных экстремистов, невесть откуда выскочивших, не имеющих исторических корней и закономерных обстоятельств возникновения? Ведь именно такое впечатление складывается, если послушать современную, подаваемую в СМИ трактовку.

Тот же автор указывает в качестве причин возникновения тоталитаризма процессы, с полным правом могущие быть названы глубокими и фундаментальными:

«Социальными основами тоталитаризма стали углубле­ние социально-классовых противоречий и социального неравенства между монополистической буржуазией и трудящимися массами, люмпенизация пролетариата, кре­стьянства и интеллигенции, их социальная аморфность, дезориентированность, ненависть ко всем состоятельным классам и социальным слоям буржуазного общества, наличие у них стабильного жизненного уклада, больших доходов и т. д. Психологическая неудовлетворенность существующим строем, а также привлекательность тота­литаризма резко возрастают в период острых социально-экономических кризисов, вливающих новую энергию в тоталитарные движения. Кризис многократно усиливает нищету и бедствия масс, недовольство населения, а значит и негативную мотивацию его действий. Он резко ускоряет созревание необходимых для тоталитаризма социальных предпосылок — появление значительных по численности и влиянию социальных слоев, непосред­ственно участвующих в тоталитарной революции или поддерживающих ее. Это достигается прежде всего че­рез особенно интенсивные в кризисные времена маргинализацию и люмпенизацию общества.

Тоталитаризм представляет собой специфическую по­пытку разрешения обострившегося в ходе общественно­го развития реального противоречия между усложнением социальной организации и индивидуальной свободой. Исторический опыт начала XX в. показал, что с помощью социальной демагогии тоталитарные движения могут использовать в своих целях недовольство широких соци­альных слоев для проведения радикальных преобразова­ли и изменения политического строя. Так, в России большевики, руководство которых состояло в основном из социальных и этнических маргиналов, мастерски ис­пользовали требования крестьян о безвозмездной передаче помещичьих земель, чтобы впоследствии отнять у них всю землю, а также массовое недовольство солдат и всего населения разрушительной войной и вызванными ею лишениями.) В Германии социальной опорой национал-социалистического тоталитаризма стал «средний класс» — многочисленные конторские служащие, машинистки, учителя, торговцы, мелкие чиновники, небогатые представители свободных профессий, положение которых значительно ухудшилось по сравнению с привилегированным положением промышленных рабочих, защищенных сильными профсоюзами и государственными законами. Свои особенности были характерны для формирования тоталитарного общества в Италии и ряде других государств современного мира.

Это привело к формированию новых идеологий XX в., качественно отличающихся от либерально-демократических и авторитарных идеологий эпохи домонополистического капитализма. …Делаются попытки обосновать необходимость перехода к тоталитарной организации общества, опираясь на объективные законы общественного развития, новейшие социальные факты и теории: общественного процесса, социал-дарвинизма, классовой борьбы, государственно-капиталистического монополизма, планирования и др».[16]

Хочется сказать – неужели целые массы были одурачены теориями, не имеющими ничего общего с действительностью? И неужели среди возглавлявших тоталитарные партии лидеров, в правящей верхушке так таки и не было людей, искренне придерживавшихся своих идеалов?

Конечно, были.

Известные нам тоталитарные режимы имели глубокие исторические идейные корни, и множество искренних последователей. А идеи, как видится, не просто пустые, надуманные фантазии, а, коль уж скоро они своей силой действительно захватывали огромные массы народа, то имели не менее глубокие основания в природе вещей.

Вот и рассмотрим более конкретно, каковы были истоки, причины и условия. Возьмем германский национал-социализм:

«В 1929 г. на Нью-Йоркской бирже произошел обвал рынка ценных бумаг, повлекший мировой экономический кризис. В Германии инфляция, дороговизна и общий кризис экономики усугубились гнем, что она, как проигравшая Первую мировую войну, должна была выплачивать репарации. В 1929 — 1933 гг. объем промышленного производства и Германии упал на 40%. Общин фонд зарплаты рабочих с 1929 по 1932 г. уменьшился в 2 раза. Количество безработных достигло 8 млн., доходя в отдельные месяцы до 10,5 млн. человек. Разорились миллионы крестьян. Каждый 4-й в Германии того времени голодал. …В германском обществе в это кризисное время на конфликт с либеральным правительством Веймарской республики пошли самые разные слои общества: от союза ветеранов-фронтовиков до крестьянских союзов (отказавшихся платить налоги), от интеллигенции и ученых до лидеров промышленности. В 1930 г. сменилось правительство. Во главе нового кабинета встал молодой Брюнинг, наделивший себя чрезвычайными полномочиями. Действия нового правительства, от которого многие ждали спасения, обернулись углублением кризиса. Закрытие шахт и заводов вызвало массовые увольнения и забастовки. В 1932 г. на Лозаннской конференции был фактически наложен мораторий на выплату репараций, но было поздно: правительство Брюнинга пало.

Разные слои населения ждали лидера, который принес бы национальную идею, оживил промышленность, дал работу, сплотил народ, подавил конкурентов внутри и вне страны. Средства массовой информации, а точнее А. Гугенберг, основавший «Имперский комитет в поддержку народного волеизъявления», стали «раскручивать» Гитлера, которого, как они считали, можно будет убрать в любой удобный момент. Партия Гитлера в начале 30-х демонстрировала то, что ИМПОНИРОВАЛО ОБЫВАТЕЛЮ: полувоенную дисциплину, строгую иерархию, порядок внутри рядов, наличие вождя (фюрера) и «ясной» программы выхода из кризиса, знание «врагов нации» и т. д.

В 1933 г. Гитлер созвал Генеральный совет но германской экономике, куда вошли тузы немецкой промышленности. К 1937 г. каждая отрасль получила своего фюрера. Были приняты законы, направленные на укрупнение промышленности: фактически насильно были согнаны в картели более 700 тыс. мелких и средних предприятий. Было закреплено право наследования земли, ликвидировано местное самоуправление, обеспечено главенство партии над государством и, наконец, принят закон о предоставлении Гитлеру чрезвычайных полномочий.

Были спешно созданы первые 26 концлагерей. Все больные психиатрических больниц были уничтожены.

Чем все закончилось, хорошо известно. Как указывалось на Нюрнбергском процессе, «в 1923 г. хватило бы 7 мюнхенских полицейских, чтобы разделаться с фашистским маскарадом, через 10 лет с этим справились бы 700 хорошо вооруженных солдат рейхсвера, но прошло чуть более 20 лет после Мюнхена — и пришлось пожертвовать 70 млн. людей из разных стран мира, чтобы покончить с Гитлером». [17]

Не менее глубокими были и идейные, «культурные» истоки немецкого фашизма:

«Глубинными корнями германского национал-социализма были ярый расизм, вера в превосходство немцев и... мистицизм. Из этих трех элементов мистическая составляющая идеологии германского национал-социализма известна меньше всего.

А ведь она играла огромную роль в планах нацистов. У премьер-министра Великобритании У. Черчилля был личный советник по вопросам мотивов тех или иных поступков фашистского руководства, так как для этого нужно было знание оккультизма.

ДЛЯ «научного» обоснования нацизма и прежде всего для достижения власти над миром в недрах СС существовала некая структура, называвшаяся «наследие предков», куда входило около 50 институтов. Изучались рунические письмена, основы символизма, лингвистика, история ариев, знания древних народов, мифы и легенды разных племен, санскрит, особенности рас и многое другое. Одним из направлений поисков ученых из СС было обоснование превосходства арийской расы и ее права на мировое господство и поиск доказательств неполноценности других народов, прежде всего относящихся к «иудейско-сирийско-римской» и славянским (по терминологии наци)расам.

Оккультисты рейха занимались созданием человеческой элиты, расы господ, которая начиналась с создания ордена СС. В СС также было подразделение его членов с выделением тех, кто мог доказать свое арийское происхождение начиная с 1650 г. СС восстанавливал в своей среде ритуалы древних германцев, причем многие ритуалы воссоздавал но, на основе исторической памяти (видений) людей, принадлежавших к известным в истории Германии родам, а также использовались элементы ритуалов десятков тайных орденов. Праздники в СС отмечались по руническому зодиакальному кругу.

Считалось, что души настоящих ариев бессмертны, Гиммлер полагал, что он является воплощением (реинкарнацией) императора Генриха I Птицелова, а Гитлер — воплощение императора Фридриха II.

…В школах Германии преподавались две «истинно арийские теории» — теория ледяного мира и теория полой Земли. Эти теории объясняли мир и человека. Теория вечного льда противоречила данным астрономии, но обосновывала древние германские мифы, пророчества, опиралась на древнеиндийскую мистику и демонологию. Все во Вселенной и на Земле эта теория объясняла борьбой между льдом и пламенем. Автор этой доктрины, как и Гитлер, считал, что «объективная наука — тотем упадка».

Мистицизм наци выливался в совершенно конкретные действия, которые часто трудно обосновать с военно-стратегической точки зрения.

Дата нападения на СССР была выбрана в соответствии с руническим кругом. 22 июня -древнегерманский праздник солнцестояния, а через 2 руны после этой даты идет руна «зиг», означающая победу. От начала (22 июня) до руны «зиг» было 2 месяца. Гитлер считал, что на захват СССР ему достаточно 2 месяцев.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты