Истоки и смысл тоталитаризма

..Уничтожение людей, и прежде всего евреев, в концлагерях — это, ''по взглядам верхушки рейха, было возрождением ритуала приношения человеческих жертв для задабривания древнегерманских богов. Гитлер считал, что его логическому дару подвластен русский холод. Для проведения зимней кампании наступавшие войска получили дополнительно лишь шарфы и перчатки. Но -41 «С есть -41°С. Отказывала техника, замерзала армия — фюрер с холодом не справился, под Москвой немцы потерпели поражение.

В конце войны генерал Дорнбергер форсировал создание «Фау-2.» Работы прерывались потому, что провидение указало фюреру на возможность или отказа ракет, или отмщения неба... Гитлер застрелился ночью 1 мая. Это — дата языческого праздника, после которого валькирии уносят души германских воинов. Самоубийство произошло перед портретом Фридриха II».[18]

Таковы истоки, глубоко исторические, вплоть до мистических. И поэтому видится, что они имеют глубокие корни в характере народа, в духе немецкой нации. Эти дремавшие до поры до времени силы в соответствующий момент истории были разбужены и получили возможность развернуться в полную силу. Их трагические последствия – великий исторический урок для нации и всего мира.

Но и сегодня, как мы знаем, в той же Германии имеются, и вовсе не спешат уйти в небытие неонацистские движения, и даже можно сказать о терпимом отношении к ним официальных властей.

**

Хотелось бы продолжить исследование причин тоталитаризма, и проследить его действительно глубокие корни. Именно эти внутренние сущностные силы сформировали потом базовые политические структуры рассматриваемых общественных систем. И доказательство глубинного происхождения этих тенденций послужит хорошим ответом тем тенденциозным «критикам», которые и в нашу эпоху пытаются свалить всю вину на своих политических и идеологических противников.

Как уже было сказано, тоталитаризм явился порождением острых кризисных явлений в обществах первой половины ХХ века:

«Именно мировая война привела к разрушению того обыденного, повседневного мира, в котором обыкновенный человек пытался удержаться, «возделывая свой виноградник». Выброшенный в парадоксальный мир войны, в котором «что тот солдат, что этот» (название одной из пьес 20-х годов Б. Брехта), человек был раздавлен алогичностью, абсурдом жестокости, тотальностью зла, инстинктами, которых он в себе и не подозревал, теми темными силами души, которые внезапно ему открылись и перед которыми он оказался абсолютно бессильным. ...В самом человеке обнаружились психические регуляторы, общие всем людям, «потому что они люди» (К.Г. Юнг). Освободиться от груза моральных норм и от тягости сознания, от собственной самости оказалось возможным в процессе, названном Юнгом деиндивидуацией. ПРИ ЭТОМ ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ САМОСТЬ ОКАЗЫВАЛАСЬ РЕДУЦИРОВАННОЙ К РЕАЛЬНОСТИ, ДЕЛАЮЩЕЙ ЧЕЛОВЕКА ГРУППОВЫМ ИНДИВИДОМ, СОЦИАЛЬНОЕ «МЫ» (КЛАСС, НАЦИЯ) РАСТВОРИЛО В СЕБЕ «Я» ОТДЕЛЬНОГО ЧЕЛОВЕКА, ОСВОБОДИВ ЕГО ОТ ОБРЕЧЕННОСТИ НА СВОБОДУ МЫСЛИ И ПОСТУПКА. Все то страшное и чудовищное, что пугало воображение отдельного человека в себе самом, та небожественная реальность, в которой «ад — это мы сами» (К.Леви-Строс), субстанционализировалось, манифестировалось вовне психики отдельного человека и вне той социальной группы, с которой он себя идентифицировал. Как некая противостоящая «Мы» реальность темная сторона души стала существовать объективно, и, как всегда в мифе, иметь свои четко очерченные пространственно-временные формы, в которых часть тождественна целому, каждый предмет — носитель общих свойств мира абсолютного добра или абсолютного зла. Мир распался на две части. Все позитивное принадлежало «Мы», все негативное олицетворяли «Они». И, как всегда в таких случаях, готовые пустые мыслительные формы заполнялись по мере необходимости любым политически или идеологически ангажированным содержанием. Отказываясь от рацио, беспомощного в реалиях войн, смут и революций с их страшной силой иррациональности, люди оказывались захвачены грозной и пугающей, вдохновляющей и вызывающей трепет силой — этой всесокрушающей силой был миф. Логика мифа сводила все исторически изменчивое к некоему незыблемо природному первоначалу, архэ, которое сохраняет свою силу в настоящем, прошлом и будущем. Открытое Юнгом в психике человека стремление отделить свою «тень», все то, что собственное «я» не хочет принимать в себе, идентифицировать с собственной самостью, всегда было известно мифу. Так, мифическому герою сопутствует trikster-носитель всех негативных качеств, тень, оборотная сторона человеческой психики. Особенность духовной ситуации XX века была не в том, что тень перестала подчиняться своему хозяину, отделилась от него, зажила своею жизнью и даже стала покушаться на жизнь героя. ОСОБЕННОСТЬ КУЛЬТУРЫ XX ВЕКА В ТОМ, ЧТО ФЕНОМЕН ПЕРЕБРОСА ПСИХИЧЕСКИ НЕГАТИВНЫХ КАЧЕСТВ НА ПОЛИТИЧЕСКОГО, ИДЕОЛОГИЧЕСКОГО, КЛАССОВОГО ВРАГА СТАЛ ИСПОЛЬЗОВАТЬСЯ СОЗНАТЕЛЬНО, ТО ЕСТЬ САМО ЗНАНИЕ О БЕССОЗНАТЕЛЬНОМ, ГЛУБОКО УКОРЕНЕННОМ В ПСИХИКЕ ЛЮДЕЙ НА ИНДИВИДУАЛЬНОМ И ДОИНДИВИДУАЛЬНОМ УРОВНЕ, СТАНОВИТСЯ СРЕДСТВОМ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА НИХ. Пропаганда всех воющих стран обращалась к неким вечным природным качествам, присущим всем немцам, французам, русским. При этом мифическая привычка говорить от имени «мы» приводила к формированию облика героя — выразителя духа нации, клишированный образ врага — «боша» или «лягушатника» наделялся чертами трикстера. Абсолютно идентичны описания «зверств оккупантов и захватчиков» в прессе враждебных друг другу воюющих стран, идентичны и образы доблестных защитников Отечества. Юнг писал в 1918 году: «Эта война заставила нас испытать снова — и притом в чудовищно раздутой форме — то первобытное недоверие к соседнему племени, которое мы, казалось, давно преодолели ...Вражеской нации отказывают в каких бы то ни было достоинствах, и наши собственные недостатки в фантастически преувеличенном виде проявляются у других» (Юнг К.Г. Психология нацизма. Вотан / Юнг К.Г. О современных мифах.- М.-1994.-С. 232)). То, что миф не выдумка, знал каждый, кто, как Гойя в своих «Бедствиях войны», мог сказать: «Я видел это». И если исследователи мифа, характеризуя последний, утверждали его особенность в том, что в миф не верят, в мифе живут, то любой солдат или житель приграничных областей Германии, Италии, Франции и России, всех воюющих стран жил и умирал в реальности мифа абсурдной, жестокой и страшной. Ролан Барт писал позднее о свойственной мелкобуржуазному сознанию черте — неспособности вообразить себе другого. Инакость — понятие, к которому «здравый смысл» испытывает более всего неприязни. «Любой миф с неизбежностью, — писал Барт, — тяготеет к суженному антропоморфизму, и хуже того к антропоморфизму, который можно было бы назвать классовым» (Барт Р. Мифологии / Избр. работы: Семиотика. Поэтика. Пер. с фр. — М. -1989. — С. 68-69). Так как большинство тех, кто воевал, принадлежали как раз к этому социальному слою, то характеристика Барта позволяет понять тех, кто в это время существовал по принципу: «сегодня жить, умереть завтра». ИМЕННО ТАКОЕ СВОЙСТВО ПСИХИКИ, РАЗБАЛАНСИРОВАННОЙ В РЕЗУЛЬТАТЕ КАТАСТРОФ СОЦИАЛЬНОГО ПОРЯДКА, СТАНЕТ ОСНОВОЙ ТОТАЛИТАРНОГО СОЗНАНИЯ. «В мифологическом мышлении всегда есть положительный и отрицательный полюса. Естественно, что политические мифы не полны, если в них не представлено демоническое начало». — писал Э. Кассирер об особенностях такого сознания. Какую силу тотально управляемое сознание будет считать демонической, станет вопросом идеологических пристрастий и политических выгод. Так, в «германском пандемонизме эта роль была отведена евреям», в сталинской политической мифологии «темные силы» были представлены как вне страны — миром капитала, так и в стране — его прислужниками — врагами народа.

Повсеместно идущее в воюющих странах понижение уровня жизни большинства населения приводило, по выражению Питирима Сорокина, к обнажению в психике людей действия базовых инстинктов, а, следовательно, к «бестиализации» человека. «Революции скорее не социализируют людей, а биологизируют; не увеличивают, а сокращают все базовые свободы; не улучшают, а скорее ухудшают экономическое и культурное положение рабочего класса» (Сорокин П. Социология революции в кн.: Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество.- Пер. с англ.- М. — 1992.- С. 270).- В психической жизни многих людей военного и послевоенного времени происходили разрушительные процессы, а функцию стабилизации разбалансированной психической жизни вместо подвергнувшихся деструкции сознательных регуляторов брали на себя глубинные психические бессознательные силы, выполняющие, по мнению К.Г. Юнга, компенсаторную функцию. Речь идет о наметившихся к тому времени ПРОЦЕССАХ ДЕПЕРСОНАЛИЗАЦИИ, определенного современным отечественным исследователем в качестве «надлома сознания людей, его вступления в состояние некоего потока, но не в смысле движения от одного рубежа к другому, а в смысле некоей флюктуации и разжиженности, при которых оно теряет устойчивость, определенность и предсказуемость» (Гаджиев К.С. Заметки о тоталитарном сознании // ж. Вестник Московского Университета.- Сер. 12.-1993.- № 4.- С. 15).

ПРОБЛЕМА УТРАТЫ ЧЕЛОВЕКОМ ЗАПАДА СВОЕГО «Я», массовизации, превращения индивида в анонимную, взаимозаменяемую частицу коллектива, стала предметом изучения западной культурологической философской, социологической и психологической мысли всего ХХ столетия.

…При анализе мифа в поле зрения исследователей разной мировоззренческой направленности, среди которых были К. Ясперс и М. Хайдеггер, Н. Бердяев и К.Г. Юнг, Э. Фромм и Э. Кассирер, И. Хейзинга и А. Лосев, попал человек, чей духовный облик определили такие поворотные в судьбе западного мира события, как Реформация, индустриальная революция XVIII века и установление различных форм демократии. Произошедшие в результате этих разновременных и разнокачественных событий революционные изменения, приведшие к формированию уникальной техногенной цивилизации, затронули не только социально-экономические, политические реалии, они повлияли радикально на антропологическую составляющую идущих общественных изменений, включая и способ идентификации и самообраз человека Запада, формирующийся в это время.

С утратой веры в Абсолют, с утверждением под влиянием авторитета науки в массовом сознании доверия только к калькулированным истинам, человек механически, насильственно разъединяет свою душу на две разнокачественные стороны: все бессознательное вытесняется и прячется как не прошедшее проверку на разумность, но не исчезает, ибо глубоко укоренено в самости, — писал Юнг. Коллективный разум (представленный теперь в эпоху обезбоживания разумом государственным), а также индивидуальное сознание пытаются обуздать бессознательные силы, — писал швейцарский психоаналитик, — что приводит к массовым неврозам, стихийные силы в массовом человеке готовы в любой момент вырваться из-под контроля сознания. В XX ВЕКЕ КАНАЛОМ ВЫХОДА ГЛУБОКО ЗАПРЯТАННЫХ, НО НЕУНИЧТОЖИМЫХ В ПСИХИКЕ ЧЕЛОВЕКА ЗАПАДА ЛАТЕНТНЫХ ПСИХИЧЕСКИХ СИЛ И ИМПУЛЬСОВ СТАНОВЯТСЯ НЕВИДАННЫЕ ПО МАСШТАБУ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ. Так, «конечным продуктом объединенных сил Реформации, Просвещения и индустриальной революции является МАССОВЫЙ ЧЕЛОВЕК — ЧЕЛОВЕК, СОЦИАЛЬНО ИЗОЛИРОВАННЫЙ ОТ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ, ОТДЕЛЕННЫЙ ОТ СВОЕГО БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО И ИНСТИНКТОВ И В СИЛУ ЭТОГО ПОДВЕРЖЕННЫЙ МАССОВЫМ ПСИХИЧЕСКИМ ЭПИДЕМИЯМ, НАИБОЛЕЕ ХАРАКТЕРНЫМ И ЯДОВИТЫМ ПРОЯВЛЕНИЕМ КОТОРЫХ СЛУЖАТ МАССОВЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ» (Одайник В. Массовая душа и массовый человек / К.Г. Юнг. Аналитическая психология. Прошлое и настоящее- М. -1995.-С.249-250).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты