История масонства
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра
____________
____________
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
ИСТОРИЯ МАСОНСТВА:
ПОПЫТКА ДЕМИФОЛОГИЗАЦИИ
Выполнила:
Студентка гр. 250 МК
Лудзиш Л.А.
Научный руководитель:
Гурьева И.Ю.
Рецензент:
___________________
Томск 2000
Оглавление
Введение 3
1. Античное наследие масонства 5
1.1. Источники вдохновения масонства. 5
1.2. Внешняя сторона Ордена 8
1.3. Внутренняя сторона Ордена. 12
2. Масонство на Западе 22
2.1. Английское оперативное масонство. 22
1.2. Французское масонство 30
1.3. Итальянская ложа. 36
3. Масонство в России 39
3.1. Русское масонство XVIII века. 39
3.2. Первоначальный период (1731-1762 гг.) 40
3.3. Второй период (176201781 гг.): первая половина царствования императрицы Екатерины II (масонство нравоучительное) 44
3.4. Третий период (1781-1792 гг.): поиски высших степеней и победа розенкрейцерства (научное масонство). 48
3.5. Масонство ХХ века 57
Заключение 67
Литература 71
Приложения 72
Введение
В настоящее время масонство является темой довольно широкого и чаще всего эмоционального обсуждения.
Особенно в последнее время к этому вопросу возрос общественный интерес. Это объясняется тем фактом, что масонство как тайная организация, противоречащая своим учением всему социалистическому, была длительное время запрещена в России, да и не только в нашей стране, но и в большинстве социалистических стран запада. Возросший интерес к проблеме масонства объясняется также фактом "социальной психологии" или интересом общества ко всему таинственному, находящемуся за рамками традиционного рационалистического мировидения (ума).
Чтобы удовлетворить читательское любопытство, а зачастую следовать моде, в последнее время появляется огромное количество литературы касающейся темы масонства начиная от бульварной, рассчитанной на широкую публику, которая зачастую предпочитает ложную информацию, и кончая более менее научными трудами, которые также в свою очередь могут быть подвергнуты критике, рассматриваться критически.
Так например, по свидетельству Н. Берберовой с 30-х годов в Советском
Союзе на протяжении полувека практически не появлялось публикаций о
масонстве, даже об иностранном, не говоря уже о русском. Только в 70-х
годах на неподготовленного читателя хлынула волна публикаций самого разного
толка и качества. Если на Западе тайные общества самых разнообразных типов
давно стали неотъемлемым атрибутом политической жизни, то для российского
читателя 70-8-х годов масонская тема стала самым настоящим откровением.
Сама возможность существования тайных казалась советскому человеку
крамолой. И в наше время сохранившиеся немногочисленные дореволюционные
публикации, посвященные масонству, в большинстве своем представляют факты
сомнительные. Отсюда, почти все авторы, пишущие о масонстве, как прошлых
лет, так и XX века вынуждены в качестве опорных перебирать одни и те же
источники, домысливая свое и догадываясь обо всем остальном.
Принимая во внимание тот факт, что масонство и в наше время представляет собой "вопрос запутанный", я бы хотела рассмотреть масонство с объективной стороны, интерпретируя труды известных авторов, исследователей масонства — М. Марамарко, Н. Берберовой, М. Холла, Маки, Уорд и многих других. Моя цель: систематически рассмотреть фактическую историю масонской организации, их образование, деятельность, поставленные задачи. На мой взгляд, это должно способствовать демифологизации истории масонства.
В своей работе я бы хотела осветить масонство, как с внешней, так и с
внутренней стороны. Внешняя сторона затрагивает историческое развитие
Ордена, масонские ритуалы, ее символику. Что касается внутренней стороны,
то она стремится проникнуть в глубины масонского учения, дать ее
философскую и символическую интерпретацию, раскрыть духовный смысл
масонства, его связь с культурными традициями разных религий и
эзотерических учений.
Интерес к масонству в моей работе прослеживается и в плане социальной
психологии, другими словами я постараюсь изучить то, как люди относятся к
масонству, какие цели, интересы влекут их вступить в масонскую организацию.
Вместе с тем я постараюсь осветить темную сторону масонского Ордена,
связанную со всеми скандальными происшествиями в истории человечества, то,
как повлияло масонство на исход революций. Опираясь на источники
вышеперечисленных авторов, я бы хотела рассмотреть масонство западное и
масонство отечественное, выявить общие черты, найти их различие.
Структура моей работы такова: работа состоит из трех глав. Первая глава рассматривает духовные истоки масонства, которые заключаются в античном наследии.
1. Античное наследие масонства
1.1. Источники вдохновения масонства.
В этой главе мы попытаемся воспроизвести реальную историю возникновения масонства. Постольку поскольку заданы целью раскрыть миф о масонстве. Это — сложная задача, т.к. изначально масонство окружено густым туманом легенд. Они бывают двоякого рода: легенды о масонах и масонстве, возникшие в среде "непосвященных" и легенды масонские, которые выполняют нравоучительную, воспитательную роль в масонской организации. Обращение к истокам возникновения масонства поможет нам уяснить, каковы были идейно- этические корни этой организации, побудительные мотивы ее возникновения и дальнейшего развития.
Следует отметить, что на самом деле достоверных сведений о возникновении масонства крайне мало, да и то, что существует в поле зрения представляет собой полную неразбериху. Поэтому многие исследователи масонства, в частности А. Маки, попытались систематизировать все имеющиеся материалы, что приобрело следующую форму. Происхождение масонства стало сводиться к следующим истокам:
1. Патриархальная религия.
2. Древние языческие мистерии.
3. Храм царя Соломона.
4. Крестоносцы.
5. Рыцари-тамплиеры.
6. Римские корпорации ремесленников.
7. Оперативное масонство.
8. Розенкрейцеры XVIII века.
9. Оливер Кромвель и успехи его политики.
10. Претенденты на реставрацию династии Стюартов на британском троне.
11. Сэр Кристофер Рен.
12. Др. Дезагюлье и его сподвижники в 1717 году.
Однако некоторые исследователи масонства ищут корни родословного древа в языческих мистериях[1], другие связывают их с деятельностью знаменитых личностей — реальных и мифических.
Постараемся собрать воедино наиболее важные исторические моменты значимые для дальнейшего развития Ордена. Сравним масонскую версию и научное отношение к ней.
Масонство или "Орден свободных каменщиков" представляет себя мощным и
плодотворным течением седой древности. Согласно масонским взглядам люди
делятся на две противоположные категории: посвященных и профанов.
Посвященные — это лица, принятые, допущенные в орден, знающие его тайны,
т.е. франкмасоны — " вольные каменщики". Профаны — это лица не принятые в
орден, "неотесанные", не масоны, не посвященные. Предполагая такое деление,
масонские авторы, а также сходные во взглядах с ним оккультисты ссылаются
на тайны древнеегипетских жрецов, которые якобы первыми разделили людей на
посвященных и профанов.
Масонство широко использует в своем учении древнегреческие мифы, имена
реальных и мистических персонажей. Как правило, в таких мифах собраны
личности, которые развили свои способности до сверхъестественных. Так,
например, миф об Алфее, превратившимся в подземную реку Аркадии, для того
чтобы следовать вслед за своей возлюбленной Аретузой. Этот миф особенно
ценим масонством, т.к. "подземная река" стала символом движения, скрытности
и целеустремленности. Далее встречается миф об Аргонавтах, в котором
воплощен символ предприимчивости, воли при достижении цели, которая была
связана с добычей "золотого руна". Также перечисляются родственные масонам
мистерии различного направления и содержания — орфических, элевзинских,
диономийских, Озириса-Изиды, Кибелы, секты гностиков, эссенов, манихейцев.
Помимо древнегреческих персонажей. Масонство включает в свой исторический
багаж библейских героев, начиная с Адама, "первого масона", который обладал
"божественным знанием", старца Ноя, царя Соломона и кончая мудрецами
Востока, от Вавилона и Персии до Индии и Китая. Вот пантеон учителей
древности, которые своей деятельностью создали благоприятное условие для
возникновения масонства: Рама, Кришна, Будда, Орфей, Пифагор, Платон,
Конфуций, Моисей, Иисус, Магомет. В своем историческом развитии масонство
вобрало учение древних обществ, сект. Куда посвящали "избранных", чтобы они
овладевали там представлениями о строении мира и его божественной иерархии.
Причем, приобщение к высшим истинам связывается с особым развитием
личности, которое доступно через овладение тайнами "посвящения", через
мистерии и ритуалы.
Принцип эзотеризма, посвящения через таинства имеет общее с
религиозным. Но если к религиозной доктрине доступ открыт всем, то
масонское учение остается уделом немногих. Их скрывают от внешнего мира.
Таким древним обществом в масонстве представлено Пифагорейское общество. Ее
основатель великий ученый Пифагор задался целью постигнуть все таинства. Он
совершил путешествие в Египет, где был посвящен в тайны мистерий и принят в
Орден жрецов. Вернувшись на Родину г. Кротон. В VI в. до н.э. Пифагор
основал подобный орден, известный под названием Пифагорейское общество.
Желающий вступить в орден испытывался в отношении его образованности,
способности к послушанию: собирались также справки о его поведении и его
привычках. Члены Пифагорейского общества были подвергнуты особой
дисциплине, делалось различие между новичками и "старичками", т.к.
последние были посвящены в высшие научные тайны. Открытия, которые были
сделаны Пифагорейским обществом в области астрономии, геометрии, математики
легли в фундамент человеческой культуры. Общество использовало методы
египетских жрецов, которые совмещали серьезные занятия наукой с
мистификацией. Пифагор привлекает современных масонов, прежде всего тем,
что он первый кто ввел суровые и трудные правила приема в свое общество,
которое приняло особо элитарный и замкнутый характер (см. приложение ).
Известно, что тайные общества, а точнее религиозно-мистические союзы посвященных, деятельность которых облекалась в форму мистерий, имелись в древности не только у египтян и греков, но и у халдеев, персов, римлян, евреев и других народов. По мнению Дэп. Фрезера, непременное возникновение таких союзов в разных странах объяснялось как ритуальными соображениями, так и стремлением верхушечного строя рабовладельческой знати к обособлению от остального общества ради усиления духовного и политического господства над ним. Господство это оправдывалось могущественной волей богов, толкователями которой являлись члены общества. Зачастую реальные тайны политической власти маскировались с помощью мистерий.
В глазах основной массы людей, те, кто владел тайной, непосредственно
мог обращаться с небесами, божествами. На них лежала печать избранности. И
зачастую владение тайной позволяло "посвященным" занимать особое положение
в обществе, оказывать большое влияние, получать доступ к богатству. Вместе
с тем нельзя отрицать, что в "постижении истины" присутствовал
исследовательский, творческий элемент. Так как в подобных обществах
основной контингент составляли интеллигенция, люди талантливые, большого
ума. Однако их деятельность не могла быть бескорыстной долгое время.
Постижение истины не всегда осуществлялось во имя самого знания и его
распространения. Очень быстро время диктовало свое: интеллект, ум,
способности обращались к цели занять высокое положение в обществе,
возвышение по иерархической лестнице, на обогащение.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11