Все критики — своего рода обыватели. Они зачастую задают один и тот же вопрос: "Как могли умные и чуткие люди, люди духовного горения и стремления ввысь видеть в масонстве что-то глубокое, оригинальное и прекрасное. Как могло подобное учение совершенно бесконкурентно господствовать над умами в течение ряда столетий, быть решающим фактором духовной жизни людей".[Платонов]
Ответить на этот вопрос можно. Если рассматривать масонство на протяжении всего его исторического развития, то становится ясным одно: масонство всегда было неким центром сплочения выдающихся по разным заслугам людей. Это была некая "завуалированная" форма общественного сознания, сознание которое вне масонов имело разобщенный и единичный характер.
Если взять саму идею масонства, то, что на самом деле привлекало людей, по моему мнению, оно действительно является таковым: привлекательным и даже красивым.
А что же может быть "некрасивого" в тех античных мифах, которыми масоны дорожат, в которых собраны персонажи, достигшие божественной силы путем собственного совершенствования.
Что может быть "нехорошего" в масонской теории, которая выдвигает
разум человеческий "как меру всего сущего". Которая создает религию
гуманизма и внерелигиозную мораль. Устанавливает принципы всеобщей морали,
одинаково приемлемой для всех народов и во всех условиях. Которая зовет к
объединению людей без различий в национальности, религии и культуре.
Провозглашает конечный идеал всех устремлений — царство любви и истины.
То, что масонство выработало новое учение, непохожее ни на какие другие мировые конфессии. Учение, вобравшее в себя все наследие античности, в котором открывается мудрость прошлых лет. Мудрость, которая раскрывается путем масонских символов, которая неким зашифрована в них. Так, неизвестная история масонства и масонские утерянные ритуалы могли быть раскрыты в символизме и криптограммах средневековья.
Известный исследователь средневековья М. Холл свидетельствует нам, что немногие символы масонства идентифицированы. Многие из них до сих пор зашифрованы путем иероглифического алфавита. Другие легенды, касаемые роли масонства в обществе относятся к тем, которые за каждым революционным шагом либо национально-освободительным движением или бунтом видят масонов как главных их участников.
Первые из таких лжеписаний появились во времена папских булл, клеймивших масонов как представителей темных сил.
Следует еще раз упомянуть о роли масонства в 19-20 в. В буржуазной
революции во Франции оно выполняло значительную роль. В масонские ряды
входили "властители дум", которые расшатывали устои феодализма, критиковали
религиозный догматизм, высвобождали общественное мнение, чтобы утвердить ее
на новых, прогрессивных в то время позициях. Вольтер, Дидро, Руссо,
"энциклопедисты", вожди "Французского братства" закладывали фундамент
общества, основанного на капиталистической собственности.
В том, что касается истории России, образ масона-врага всегда стоял в
советской литературе прошлых лет. В масонах видели заговорщиков.
Духовенство связывало с ними создание тайных кружков, как например
теософическое общество или сатанинские секты. Представители белой эмиграции
валили все беды России на масонов, особенно свержение абсолютной монархии.
Царская полиция обвиняла революционеров, изображая их марионетками
масонских заговорщиков. Здесь следует сослаться на мнение Н. Берберовой,
которая является свидетелем и непосредственным участником исторических
событий. В своей книге "Люди и ложи" она говорит о большой роли масонских
одеонов в истории России, в том числе в ее революционном движении. В
частности влияние масонства на события связанные с Февральской революцией.
Но что касается самих масонов, то по мнению Н. Берберовой они желали мирного обновления России, путем ее эволюционного преобразования.
Масонство 20 в. в нашей стране было более политически окрашено, чем в
других странах Запада, вследствие отсутствия гражданского общества в
России.
Да, с масонами связано немало легенд. Одни из них создали сами масоны, думается для возвеличивания собственных традиций, в простой попытке сохранить свое учение, выжить.
И если кто-то утверждает, что "да масоны участвовали в каком-то темном событии, то это вовсе не означает, что это событие вызвано ими и что они играли в нем определенную роль.
Сводить все разнообразие социально-экономических, политических факторов к действию хотя бы одного влиятельного тайного общества это значит исказить историческую правду. В своей работе я постаралась избежать критических оценок и выводов, а придерживалась объективной стороны дела.
Литература
1. Бакунина Т.В. Русские масоны, М.,1990.
2. Бегун А.П..Франкмасонство, Витебск, 1984.
3. Береброва Н., Люди и Ложи, М.: "Прогресс".
4. Всемирная история, Т.II,IV.
5. Даль В., Толковый словарь русского языка, М.,1955.,Т.II.
6. Замойский Л., За фасадом масонского храма, М., 1990.
7. Иванов В., Православный мир и масонство, М., 1993.
8. Косицкий А.В., Масоны, М., 1938.
9. Марамарко М., Масонство в прошлом и настоящем, М.: "Прогресс",
1990.
10. Масонство под ред. Т.Соколовской, СПб., 1914.
11. Милюков П., Воспоминания 1859-1917 гг., Нью-Йорк, Т.2.
12. Нис Э. Основные черты современного масонства.
13. Новиков Р.Д., Масоны и русская культура, М., 1996.
14. Платонов О.А., терновый венец России, М., 1996.
15. Серков А.И., История русского масонства, 1997.
16. Советский Энциклопедический словарь.
17. Толковый сорварь под ред Ушакова, М., 1938.
18. Уорд Дж., Толкование высших степеней в масонском ордене
19. Холл М.П., Интерпретация секретных учений, Начальник, 1997., Т.III
Приложения
Приложение 1.
Пифагор родился между 600 и 590 гг. до Рождества Христова и жил около
100 лет. Учение Пифагора говорит о том, что он был превосходно знаком с
содержанием восточных и западных экзотических школ. Пифагор был инициирован
в египетские, вавилонские, халдейские Мистерии. После возвращения из своих
странствий Пифагор основал школу или как говорят университет в Кротоне,
дорийской колонии Южной Италии. Он собрал вокруг себя небольшую группу
преданных учеников, которых посвятил в глубокую мудрость, ему открытую, а
также в основы оккультной математики, музыки, астрономии, которые
рассматривались им как треугольное основание для всех искусств и наук.
Изучение геометрии, музыки и астрономии считалось существенным для понимания Бога , или природы.
Богом Пифагора была Монада, или Единое, которое есть все. Он описывал
Бога как Верховный ум, рассредоточенный по всем частям Вселенной, как
причину всех вещей, разум всех вещей и силу всех вещей.
Пифагор определял знания как плоды умственного накопления. Главным
путем для достижения ума было наблюдение. Мудрость есть понимание
источника, причина всех вещей, и она может быть достигнута только поднятием
интеллекта до той точки, где он интуитивно осознает невидимые проявления.
Окончательным источником, который должен быть постигнут мудростью, была
Монада, таинственный вечный атом пифагорийцев. (Холл Т., стр.220.)
Фрэнк Хиггенс — масонский идеолог дает следующую сводку масонских доктрин: "Учение Пифагора имеет огромную важность для масонов, потому что оно было результатом его контактов с ведущими философами всего цивилизованного мира того времени и представляло то, в чем они все были согласны. Таким образом, аргументы Пифагора в защиту чистого монотеизма является достаточным свидетельством того, что единство Бога было высшим секретом всех древних инициаций.
Философская школа Пифагора была в известной мере также серией
инициаций, поскольку он заставлял учеников проходить через различные
ступени и никогда не вступал с ними в личный контакт, пока они не достигали
определенной степени совершенства. Степеней было три. Во-первых, это
касалось "Математики" — его ученикам вменялось знание математики и
геометрии, которое было и тогда и могло быть сейчас, если бы масонство было
должным образом внедрено, основанием, на котором воздвигалось все здание.
Во-вторых, это касалось "Теории", которая имело дело с искусными
предложениями точных наук. Наконец, речь шла о степени "Избранности",
которая присваивалась кандидату тогда, когда он постигал свет полного
просвещения. Ученики пифагоровской школы разделялись на "экзотериков" или
учеников внешних степеней и "эзотериков", тех, кто проходил третью степень
инициации и был допускаем к секретной мудрости".
Приложение 2
Соломон, персонификация универсальной мудрости.
Попытаемся уяснить в данном разделе каким интересам служит имя
Соломона и какое значение оно представляет для Масонства. Итак, имя Соломон
может быть разделено на части СОЛ-ОМ-ОН, которые символизируют свет, славу
и истину как вместе, так и раздельно соответственно.
Согласно древним учениям, Соломон был посвященным (инициированным) в
школы Мистерии и храм, который им возводился был на самом деле домом
инициации, в котором была масса языческих, философских и фаллических
эмблем. Увенчанные пальмовыми ветвями колонны, гранаты, столпы перед
воротами, устройство помещений, а также драпировка — все эти признаки
указывают на то, что храм Соломона был сделан по подобию таких же храмов в
Египте и Атлантиде.
Согласно учению Мистерий, есть три Храма Соломона, точно так же, как есть три Великих Мастера. Первый храм — это Великий Дом Вселенной, посреди которого помещено солнце (СОЛ), восседающее на золотом троне.
Двенадцать знаков Зодиака являются его сотоварищами, — ремесленниками,
которые собрались вокруг своего блистательного повелителя. Три света —
звездный, солнечный и лунный — освещают этот Космический Храм.
Сопровождаемый шлейфом из планет, лун и астероидов, этот Божественный Царь
(Соломон), с чьей славой не может сравниться ни один из земных монархов,
торжественно шествует по пространству.
В то время как Хирам представляет активный физический свет солнца,
Соломон означает его невидимую, но всемогущую духовную и интеллектуальную
лучезарность.
Вторым символическим храмом является человеческое тело — Малый Дом, сделанный по образу Большого Универсального Дома. Здесь приводятся слова апостола Павла: "Знаете ли вы, что вы есть Храм Господень и что Божий Дух обитает в вас?"
Таким образом Масонство внутри храма из камня не может быть спекулятивным, но масонство внутри живого Храма тела являться оперативным.
Третьим символическим храмом является Душевный Дом (Soular House), не видимая структура, вместилище высшей Масонской мудрости. Тайна этого неосязаемого строения скрыта под аллегорией Soma Psuchicon или сине — золотой одежды (в масонстве).
Душа, сконструированная из невидимой огненной субстанции, пылающего
золотом металла, отливается Мастером Рабочим в форму из глины (физическое
тело) и называется купелью. Храм человеческой души построен тремя Мастерами
Масонами (Каменщиками), персонифицирующими Любовь, Мудрость и Служение.
Этот храм, будучи возведенным по (согласию) Закону Жизни, является
обиталищем духа Божьего. Душевный (Soular) Храм есть истинный Вечный Дом, и
тот, кто может его воздвигнуть или отпить, является подлинным Мастером
Масоном. Масонство является результатом и доказательством этого.
Приложение 3
Устройство храма зиждется на принципах симметрии, которые должны
тщательно соблюдаться архитектором. Они обусловлены пропорцией в ?v??????.
Пропорция есть соответствие между частями и целым. Отсюда получаются
принципы симметрии. Без симметрии и пропорции не может быть принципов
устройства храма, то есть, если нет точного соотношения между его частями,
каковое существует в хорошо слаженном человеке. Потому что человеческое
тело сформировано Природой, что лицо от нижних корней волос надо лбом до
подбородка занимает десятую часть всего его роста. То же самое для кисти от
запястья до кончика среднего пальца, для головы от макушки до подбородка —
восьмую часть, для шеи и плеч от верха груди до низших корней волос —
шестую часть, от середины груди и до макушки — четвертую. Если рассмотреть
размер лица, расстояние от нижней части скулы до ноздрей равно расстоянию
от последней точки до линии между бровей. Отсюда до нижних корней волос —
треть длины всего лица, включая лоб. Длина стопы — шестая часть высоты
тела, длина предплечья — одна четвертая, ширина груди — тоже одна
четвертая. Другие члены тоже имеют свои симметричные пропорции, которые
использовались знаменитыми художниками и скульпторами античности.
Сооружения Дионисийскими Строителями здания были и в самом деле
"проповедями в камне". Даже непосвященные, которые не были способны
полностью оценить космические принципы, заложенные в этих произведениях
человеческого гения и мастерства, переполнялись чувством величия и
симметрии, возникавшим из совершеннейшего соотношения между колоннами,
сводами, арками и куполами. Варьируя размеры, материалы, расположение
украшений и цвета, строители преследовали цель вызвать в наблюдателе
определенную умственную или эмоциональную реакцию. Витрувий, например,
описывает расположение бронзовых ваз в комнате, которое приводило к
определенному изменению в тоне и звучании человеческого голоса. Подобным же
образом каждая комната, через которую проходил посвященный в Мистерии,
имела свою акустику. Так в одном зале голос жреца усиливался до такой
степени, что казалась вибрирующей вся комната. В другом помещении голос
утихал и смягчался так, что звучал, как серебряный колокольчик. В некоторых
подземных переходах кандидат как будто лишался голоса, потому что, несмотря
на то, что он почти кричал, до него доносился едва ли не шепот собственного
голоса. Однако, пройдя несколько шагов, он обнаруживал, что самый тихий его
вздох превращается в рев.
-----------------------
[1] Мистерии — тайные культовые обряды в религиях древнего мира, к которым допускались лишь посвященные, а также религиозные процессии с элементами представления в восточных религиях, обряды, исполняемые в масонских ложах.
[2] В масонских ложах
[3] Рая, царство Эдема Астреи.
[4] колонны
[5] созерцательный
[6] Численно преобладающая часть любого ордена, массовая опора его руководящей верхушки.
[7] Период национально-освободительного движения под руководством Дж.
Гарибальди.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11