История развития политической мысли
1. ПОЛИТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ ДРЕВНЕГО МИРА
Уже в Древнем мире с появлением государства складывались свои представления о том как должен происходить процесс управления государством и в чьих руках должна находиться власть.
Прежде чем переходить к рассмотрению конкретных течений хочется обзорно представить социальную структуру древнеазиатского общества.
Выделим общие характерные черты для древнекитайской и древнеиндийской цивилизации:
- примат коллективного труда, исключительная внутренняя цельность, прочность и монолитность азиатской общины, слитность индивида с коллективом;
- господство государственной собственности как верховной собственности правителя, отсутствие частной собственности на землю;
- медленное формирование рынка, товарно-денежных отношений;
- преобладание внеэкономических методов принуждения и стимулирования труда, когда цена товара назначалась по усмотрению главенствующего распорядителя, с которым зависимый производитель вынужден был либо безоговорочно соглашаться, либо продукт вообще у него изымался путем откровенного разбоя;
- специфическое сословно-кастовое иерархическое деление общества, с особым местом в нем колоссальной прослойки чиновников, которые, не владея собственностью, от имени патрона ею распоряжались и в любое время могли быть лишены этого права по прихоти верховного владельца собственности — правителя;
- зависимое положение личности от социального статуса.
Далее в виде сводных таблиц представлен обзор политических учений наиболее развившихся в древнем Китае (таблица 1.1) и древней Индии (таблица 1.2)
Таблица 1.1 – Древнекитайская политическая мысль
Критерий оценки |
Даосизм |
Конфуцианство |
Моизм |
Легизм |
Время возникновения |
VI век до н.э. |
551-479 гг до н.э. |
479-400 гг. до н.э. |
390—338 гг. до н. э. |
Общая идея |
Государством правит «Сын Неба» власть которого сродни божественной. |
|||
Государство |
Государство искусственно созданная структура. Даосизм отрицает административную иерархию и призывает вернуться к естественной простоте человека. |
Отрицал необходимость государства если «правила ритуала» соблюдаются всеми. |
Государство - средство обуздания хаоса и анархии, единственно разумный путь преодоления разногласий, путь к великому идеалу – унификации (абстрактной идеи справедливости, которая достигается действиями неограниченной власти). |
Деспотия основанная на равенстве всех перед законом (уголовный закон, репрессии, распоряжения министров и правительства) |
Управление (власть) |
Управлять государством должны умные вожди из числа наследственной знати, которые смогли бы увидеть чудесную тайну Дао и повести за собой народ. |
Управлять государством призваны благородные мужи во главе с «сыном Неба». К ним относятся все те, кто независимо от своего социального происхождения добродетелен и талантлив, готов самосовершенствоваться. Выступал против управления на основе законов. |
Управление государством не требует обучения, а основывается на знаниях из жизни. Исполнители насилия должны хорошо оплачиваться. Глава государства - мудрый правитель, отлаженный инструмент исполнительных органов. Поощрялись доносы, порядок поддерживается посредством наказаний и наград. |
В обществе должен царить жесткий порядок в форме суровой дисциплины, за нарушение которой следует строго наказывать. Все приносится в жертву закона. В образцовом государстве власть правителя опирается на силу. Единое государство со строгой централизацией. |
Отношение к человеку (обществу) |
Человек должен жить лишь за счет своего труда. Даосизм рассматривал человека как часть великого целого Дао. Человек должен был стать снова частью природы. |
Существует 2 типа людей: ”Дзюнь-цзы” и “сяо-жень”. «Дзюнь-цзы» — рыцари морали и долга, которые вправе и обязаны руководить другими, вести их за собой. Другие же этого морального права не имеют. Сяо-жень («мелкие людишки»). |
Человек прежде всего эгоист, стяжатель, которого необходимо обуздать, поэтому важной задачей считал преодоление в человеке антисоциального путем выгоды и расчета. |
Человек - “быдло” так как он глуп и порочен. За пороки его следует наказывать, а глупость даже удобна. Человека надо сознательно оглупить. В обществе должен царить жесткий порядок в форме суровой дисциплины. |
Чьи интересы защищали |
Мелкособственническая знать и общинная верхушка |
Слои, стремившиеся примирить имущественную и наследственную знать |
Свободные земледельцы, ремесленники, торговцы, низшие чины в государственном аппарате. |
Чиновники и правитель. |
Таблица 1.2 – Древнеиндийская политическая мысль
Критерий оценки |
Законы Ману |
Артхашастра |
Буддизм |
|
Общая идея |
Каждый занимает то жизненное положение, которое он заслужил делами и поступками, совершенными им в прошлой жизни. Чем больше человек совершает добрых дел при жизни, чем старательнее он работает, тем выше по статусу будет его следующее перерождение. |
Осуждение всяческих теологических воззрений того времени. Кроме того, в зависимости от времени, было признание равенства достоинств всех людей и непротивление власти, принятие ее. |
||
Государство |
Во главе стоят высшие сословия, представители которых получили свои места благодаря праведности своей прошлой жизни. Государство имеет 7 элементов: царь, советники, страна, крепость, казна, войско и союзники. Ключевая фигура- царь. |
Государство с государем во главе должно служить народу, помогать ему, заниматься благотворительностью, в меру содействовать народным увеселительным мероприятиям, однако, народ все также обязан следовать своему предназначению, полученному от рождения, не позволяя себе лишней праздности. |
||
Управление (власть) |
Для управления, кроме морально-психологических методов, применялись так же и инструменты государственного принуждения, принимаемые как продолжение карающей силы богов. |
Сильная централизованная царская власть, правитель обладает абсолютной властью. Однако, деятельность правителей должна быть направлена на укрепление государства, извлечения пользы для него. Освобождение государства от влияния религиозных традиций, первенство светской власти. |
||
Отношение к человеку (обществу) |
Человек от рождения приобретает строго определенную пожизненную принадлежность к определенной касте, которая и определяет его жизненное предписание. Человек мог перейти в более высшую касту только после соей смерти и только при условии, что он смиренно исполнял свое жизненное предписание своему согласно кастовому статусу. |
Сохранилось кастовое деление, однако на передний план выдвигались нравственны ценности утверждения достоинства человека. |
||
Чьи интересы защищали |
Высших сословий, а именно духовенства. |
Интересы высших сословий, однако, в данном случае приоритет отдавался уже светской их составляющей, кроме того, уделяется интерес положению и низших сословий |
Концепция буддизма достаточно широко адаптируема, вследствие чего буддизм в разное время использовался для защиты интересов разных групп населения, кроме брахманства. В большинстве им пользовались кшатрии. |
|
Прежде чем перейти к рассмотрению политических идей в античном мире так же хочется обрисовать общую картину особенностей культуры древнегреческого общества.
Для Древней Греции характерным являлось не централизованное государство с большим количеством городов, а противоположное явление – большое количество карликовых городов-государств, занимавших небольшую территорию. Природные особенности Древней Греции способствовали развитию полисов, однако небольшие территории требовали повышения продуктивности земледелия и увеличения доходов за счет развития ремесел и торговли. За счет торговли организовывались экономические связи между греческими полисами и негреческим миром, что способствовало развитию производства, стимулировало личную инициативу и предприимчивость граждан, расширяло кругозор. Однако на фоне всех положительных аспектов нельзя упускать и то, что возникала борьба за власть между различными слоями общества.
Древнеримские мыслители развили в последствии идеи древнегреческих философов. Политические учения в Древнем Риме имели свои особенности в связи с большим развитием рабовладельческого способа производства.
Далее представлена сводная таблица времени рассвета древнегреческой философии и политико-правовой мысли и идеи представителей древнеримской философской школы.
Таблица 1.3 – Древнегреческая политическая мысль
Критерий оценки |
Сократ |
Платон |
Аристотель |
Общая идея |
Идеалом являлась аристократия мудрых правителей |
||
Государство |
Все формам предпочитает аристократию. |
Государство создается людьми, которые не могут в одиночку удовлетворять свои потребности. Предпочтительными выделяет: монархию и аристократию. Отрицал частную собственность, т.к. она ведет к нарушению нормального политического строя. |
Природа государства в улучшении жизни граждан, в защите справедливости и права. Собственность – условие стабильности и процветания общества и государства. |
Управление (власть) |
Власть должна принадлежать «лучшим», т.е. нравственным, справедливым и опытным в искусстве управления гражданами. Подвергал критике недостатки современной ему демократии |
Мудрость правителя может компенсировать отсутствие закона, однако подлинная гарантия процветания государства заключается в системе законов и неукоснительном их исполнении. Идеальное государство должно быть мудро, мужественно и рассудительно, это могут сохранить лишь правители-философы. |
Закон рассматривается как высшая инстанция на основе которой происходит управление государством. |
Отношение к человеку (обществу) |
Все люди стремятся к удовольствиям, они говорят о справедливости, мужестве, прекрасном, считают их самыми важными, а сами не знают, что это такое |
Отождествляет человека с государством. Если справедливость свойственна человеку, то она присуща и целому государству. Человек должен стремиться к совершенству, чтобы быть подобным богу, т.е. должен быть идеальным. Душе человека присущи 3 части: разумное, яростное и вожделеющее. |
Человек (гражданин) является первичным элементомм государства. Не гражданин существует для блага государства, а государство для блага граждан. Человек – политическое животное, стремящееся к «совместному сожительству». |
Чьи интересы защищали |
Аристократия |
Аристократия |
Средний класс, граждане. |