Таблица 3.2 – Французская политическая мысль
Критерий оценки |
Вольтер |
Ш.Монтескье |
Ж.-Ж. Руссо |
Отношение к общественному договору |
Общественный договор заключается для гарантии естественных прав человека. |
Разделяя концепцию общественного договора, он рассматривает государство не как произвольное, а как исторически необходимое условие, что определяется объективными факторами общественного развития. |
Человек в естественном состоянии одинок, но здоров, счастлив и свободен. Прогресс привел к образованию обществ, что приводит к необходимости в общественном договоре, чтобы человек отказался от личных прав, и принять права общественные. |
Государство |
Сторонник идеи просвещенного абсолютизма, монархии, опирающейся на образованную часть общества, на интеллигенцию. |
Выделил три формы правления, для каждой из которых преобладают соответствующие этические нормы (республиканская, или демократическая – добродетель; монархическая – честь; деспотическая – страх). Первым проследил связь между формами правления и географического фактора. |
Республика |
Управление (власть) |
Просвещенный правитель обладает властью. |
Согласно его теории, должны быть три ветви власти равноправные и независимые от воли монарха, но подчиняющиеся принципу сдержек и противовесов. |
Против разделения властей, Верховная власть не делима. Исполнительная власть представляется как деятельность одного или нескольких чиновников. |
Отношение к человеку (обществу) |
Люди злы и чем умнее, тем опаснее. |
Произвол, злоупотребление властью вытекает из человеческой природы. |
Суверенитет народа незыблем. Общество способно функционировать только при условии, что граждане, являясь законодателями, осознают и принимают свои гражданские обязанности. |
Чьи интересы защищали |
Буржуазии |
Буржуазии и дворянства |
Народа |
Таблица 3.3 – Немецкая политическая мысль
Критерий оценки |
И.Кант |
Г.Гегель |
Общая идея |
Общественный договор заключают между собой морально развитые люди. Согласно общественному договору, заключаемому в целях взаимной выгоды и в соответствии с категорическим императивом, все отдельные лица, составляющие народ, отказываются от своей внешней свободы, чтобы тотчас же снова обрести ее, однако уже как членов государства. |
|
Государство |
конституционная монархия опирающаяся на право, ориентированная в своей деятельности на него, согласовывающая все свои действия |
Государство — это не только правовое сообщество и организация власти на основе конституции, но и духовный, нравственный союз людей, осознающих себя единым народом. Проявлением единого нравственного сознания людей в государстве является религия. |
Управление (власть) |
Идею разделения властей трактует как идею равновесия властей. Законодательная власть, - принадлежащая только суверенной "коллективной воле народа". Исполнительная власть - сосредоточена у законного правителя и подчинена законодательной верховной власти. Судебная власть - назначена властью исполнительной. Субординация и согласие трех ветвей власти способны предотвратить деспотизм и гарантировать благоденствие государства. |
Разделение власти: государь (формальный глава, объединяет государственный механизм в единое целое), исполнительная чиновники, управляющие государством на основе закона(чиновники, управляющие государством на основе закона) и законодательная власть (законодательное собрание состоящие из двух палат). Бюрократическая система — опора государства. |
Отношение к человеку (обществу) |
Оспаривает право народа наказывать главу государства, если даже тот нарушает свой долг перед государством. Осуждается также право на восстание и опускается только легальное и в некотором смысле пассивное сопротивление существующей власти. Форма борьбы за право - неповиновение. |
Гражданское общество — это объединение индивидов «на основе их потребностей и через правовое устройство в качестве средства обеспечения безопасности лиц и собственности». Оно делится на три сословия: землевладельческое (дворяне — собственники майоратных владений и крестьянство), промышленное (фабриканты, торговцы, ремесленники) и всеобщее (чиновники). |
Чьи интересы защищали |
Монарха |
|
4. ПОЛИТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ РОССИИ
Политическая мысль России достойна отдельного рассмотрения. Россия всегда шла по своему пути и сочетала элементы как западной, так и восточной культур, что естественным образом сказалось и на развитии политических воззрений.
История политической жизни России начинается на рубеже VIII-IX веков, теоретическое осмысление обществен6но-политических процессов началось позже (XI-XIII вв.) и отразилось в следующих политических идеях:
- в условиях сложного формирования единого централизованного государства доказывалась идея и право на самостоятельность и независимость русского государства, его равенство с другими государствами;
- развивалось представление о необходимой форме правления – сильной княжеской власти, об управлении по монархическому типу;
- одним из основных вопросов в этот период встал вопрос об отношении государства, религии и церкви, о духовной и светской власти.
Далее рассмотрены сводные таблицы основных представителей различных эпох исторического развития политической мысли в русском обществе
Таблица 4.1 – Политическая мысль древней Руси
Критерий оценки |
Владимир Мономах |
Иларион |
Нестор |
Д.Заточник |
|
Общая идея политических воззрений эпохи |
Независимость Киевского государства от Византии. Самостоятельность развития и необходимость единства русских княжзей. |
||||
Государство |
Монархия заботящаяся о сильной стране |
Гарантия мира – военная мощь государства. Единое княжеское государство. |
Русское государство связывает с первоначальным распространением на Руси православия. |
Считал необходимостью сильную княжескую власть как условие успешной борьбы с внешними врагами. |
|
Управление (власть) |
Власть — это не дар, возвышающий того, кто её получает, над другими людьми, возлагая на них обязанность повиноваться властителю. Она не освобождает её носителя от соблюдения правил общежития, предписанных христианством всем людям. |
Сильное государство с сильным князем. Главенство киевского князя над всеми русскими князьями. |
Разработал идею династического княжения. Однако центром сплочения древнерусских князей признавал не великокняжескую власть, а церковь. |
Считал, что при князе должен был создан Совет «думцев». Князь и Совет действуют по «правде», князь должен быть умным, мудрым, но и грозным что необходимо для обеспечения внешней безопасности и подавления боярского произвола, это «правда власти». |
|
Отношение к человеку (обществу) |
Властитель должен быть прежде всего человеком, которому надлежит помогать обездоленным, чтить старых, как отца, и молодых, как братьев, остерегаться лжи, пьянства и других пороков, не свирепствовать словом, не хулить в беседе, избегать суеты и т. д. |
Считал необходимостью наличие справедливости в обществе, жизни не только по формальному закону, но по совести. Иначе говоря, закон должен совпадать с «правдой». |
Считал необходимость подчинения человека церкви и всяческое противление уловкам бесов. |
Осуждает общество, не доверяет людям, видит лицемерие. Осуждает глупость, Призывает судить людей по поступкам, |
|
Чьи интересы защищали |
Всего русского народа и земли Русской. |
Русского государства, независимость и церковное равноправие. |
Княжеской династии |
Защищал интересы человека в не зависимости от его социального статуса. |
|
Таблица 4.2 - Политическая и правовая мысль в России XIV-XVI веков
Критерий оценки |
Ф. И. Карпов |
И. Пересветов |
А. Курбский |
Иван Грозный |
|
Общая идея |
Объединение людей для защиты собственных прав. |
Царь полностью владеет всеми правами человека. |
|||
Государство |
Сторонник сословно-представительной монархии, но дополнял монархию республиканскими элементами. |
Сторонник сословно-представительной монархии, но обосновывает необходимость социальной опоры государства – дворянства. |
Сторонник сословно-представительной монархии. Царь не должен осуществлять правление единолично. |
Абсолютистская форма монархии. Царь не несет ответственности ни перед кем, даже перед Богом. |
|
Управление (власть) |
Государство должно действовать на основе правды, закона и милости. Разделение государства и церкви. Полное подчинение церкви светской власти. Власть дана царю для справедливого управления, защиты невинных и т.д. |
Властью должны обладать образованные мудрые люди. Продвижение по службе и назначения на посты только по заслугам. |
Царь наделяется властью и ответственен перед народом. Народ имеет право на сопротивление несправедливому царю. Власть царя – божественна. |
Власть царя - божественна, абсолютна |
|
Отношение к человеку (обществу) |
Человека могут легко испортить власть и богатство, и тогда он будет грабить и унижать подданных ему. |
Человек имеет право на свободу. Отвергает все формы закрепощения крестьян. Несвободный человек может изменить государству. |
Человек обладает естественными неотъемлемыми правами, и при их ущемлении имеет право их защищать. |
Человек беспомощен перед царской властью. Государство вмешивается во все сферы жизни человека. |
|
Чьи интересы защищали |
Дворянство |
Правящего монарха |
|||