История развития политической мысли

Таблица 3.2 – Французская политическая мысль

Критерий оценки

Вольтер

Ш.Монтескье

Ж.-Ж. Руссо

Отношение к общественному договору

Общественный договор заключается для гарантии естественных прав человека.

Разделяя концепцию общественного договора, он рассматривает государство не как произвольное, а как исторически необходимое условие, что определяется объективными факторами общественного развития.

Человек в естественном состоянии одинок, но здоров, счастлив и свободен. Прогресс привел к образованию обществ, что приводит к необходимости в общественном договоре, чтобы человек отказался от личных прав, и принять права общественные.

Государство

Сторонник идеи просвещенного абсолютизма, монархии, опирающейся на образованную часть общества, на интеллигенцию.

Выделил три формы правления, для каждой из которых преобладают соответствующие этические нормы (республиканская, или демократическая – добродетель; монархическая – честь; деспотическая – страх). Первым проследил связь между формами правления и географического фактора.

Республика

Управление (власть)

Просвещенный правитель обладает властью.

Согласно его теории, должны быть три ветви власти равноправные и независимые от воли монарха, но подчиняющиеся принципу сдержек и противовесов.

Против разделения властей, Верховная власть не делима. Исполнительная власть представляется как деятельность одного или нескольких чиновников.

Отношение к человеку (обществу)

Люди злы и чем умнее, тем опаснее.

Произвол, злоупотребление властью вытекает из человеческой природы.

Суверенитет народа незыблем.

Общество способно функционировать только при условии, что граждане, являясь законодателями, осознают и принимают свои гражданские обязанности.

Чьи интересы защищали

Буржуазии

Буржуазии и дворянства

Народа


Таблица 3.3 – Немецкая политическая мысль

Критерий оценки

И.Кант

Г.Гегель

Общая идея

Общественный договор заключают между собой морально развитые люди. Согласно общественному договору, заключаемому в целях взаимной выгоды и в соответствии с категорическим императивом, все отдельные лица, составляющие народ, отказываются от своей внешней свободы, чтобы тотчас же снова обрести ее, однако уже как членов государства.


Государство

конституционная монархия опирающаяся на право, ориентированная в своей деятельности на него, согласовывающая все свои действия

Государство — это не только правовое сообщество и организация власти на основе конституции, но и духовный, нравственный союз людей, осознающих себя единым народом. Проявлением единого нравственного сознания людей в государстве является религия.

Управление (власть)

Идею разделения властей трактует как идею равновесия властей. Законодательная власть, - принадлежащая только суверенной "коллективной воле народа". Исполнительная власть - сосредоточена у законного правителя и подчинена законодательной верховной власти. Судебная власть - назначена властью исполнительной. Субординация и согласие трех ветвей власти способны предотвратить деспотизм и гарантировать благоденствие государства.

Разделение власти: государь (формальный глава, объединяет государственный механизм в единое целое), исполнительная чиновники, управляющие государством на основе закона(чиновники, управляющие государством на основе закона) и законодательная власть (законодательное собрание состоящие из двух палат).

Бюрократическая система — опора государства.

Отношение к человеку (обществу)

Оспаривает право народа наказывать главу государства, если даже тот нарушает свой долг перед государством. Осуждается также право на восстание и опускается только легальное и в некотором смысле пассивное сопротивление существующей власти. Форма борьбы за право - неповиновение.

Гражданское общество — это объединение индивидов «на основе их потребностей и через правовое устройство в качестве средства обеспечения безопасности лиц и собственности». Оно делится на три сословия: землевладельческое (дворяне — собственники майоратных владений и крестьянство), промышленное (фабриканты, торговцы, ремесленники) и всеобщее (чиновники).

Чьи интересы защищали

Монарха



4. ПОЛИТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ РОССИИ


Политическая мысль России достойна отдельного рассмотрения. Россия всегда шла по своему пути и сочетала элементы как западной, так и восточной культур, что естественным образом сказалось и на развитии политических воззрений.

История политической жизни России начинается на рубеже VIII-IX веков, теоретическое осмысление обществен6но-политических процессов началось позже (XI-XIII вв.) и отразилось в следующих политических идеях:

- в условиях сложного формирования единого централизованного государства доказывалась идея и право на самостоятельность и независимость русского государства, его равенство с другими государствами;

- развивалось представление о необходимой форме правления – сильной княжеской власти, об управлении по монархическому типу;

- одним из основных вопросов в этот период встал вопрос об отношении государства, религии и церкви, о духовной и светской власти.

Далее рассмотрены сводные таблицы основных представителей различных эпох исторического развития политической мысли в русском обществе

Таблица 4.1 – Политическая мысль древней Руси

Критерий оценки

Владимир Мономах

Иларион

Нестор

Д.Заточник

Общая идея политических воззрений эпохи

Независимость Киевского государства от Византии. Самостоятельность развития и необходимость единства русских княжзей.

Государство

Монархия заботящаяся о сильной стране

Гарантия мира – военная мощь государства.

Единое княжеское государство.

Русское государство связывает с первоначальным распространением на Руси православия.

Считал необходимостью сильную княжескую власть как условие успешной борьбы с внешними врагами.

Управление (власть)

Власть — это не дар, возвышающий того, кто её получает, над другими людьми, возлагая на них обязанность повиноваться властителю. Она не освобождает её носителя от соблюдения правил общежития, предписанных христианством всем людям.

Сильное государство с сильным князем. Главенство киевского князя над всеми русскими князьями.

Разработал идею династического княжения. Однако центром сплочения древнерусских князей признавал не великокняжескую власть, а церковь.

Считал, что при князе должен был создан Совет «думцев». Князь и Совет действуют по «правде», князь должен быть умным, мудрым, но и грозным что необходимо для обеспечения внешней безопасности и подавления боярского произвола, это «правда власти».

Отношение к человеку (обществу)

Властитель должен быть прежде всего человеком, которому надлежит помогать обездоленным, чтить старых, как отца, и молодых, как братьев, остерегаться лжи, пьянства и других пороков, не свирепствовать словом, не хулить в беседе, избегать суеты и т. д.

Считал необходимостью наличие справедливости в обществе, жизни не только по формальному закону, но по совести. Иначе говоря, закон должен совпадать с «правдой».

Считал необходимость подчинения человека церкви и всяческое противление уловкам бесов.

Осуждает общество, не доверяет людям, видит лицемерие. Осуждает глупость, Призывает судить людей по поступкам,

Чьи интересы защищали

Всего русского народа и земли Русской.

Русского государства, независимость и церковное равноправие.

Княжеской династии

Защищал интересы человека в не зависимости от его социального статуса.


Таблица 4.2 - Политическая и правовая мысль в России XIV-XVI веков

Критерий оценки

Ф. И. Карпов

И. Пересветов

А. Курбский

Иван Грозный

Общая идея

Объединение людей для защиты собственных прав.

Царь полностью владеет всеми правами человека.

Государство

Сторонник сословно-представительной монархии, но дополнял монархию республиканскими элементами.

Сторонник сословно-представительной монархии, но обосновывает необходимость социальной опоры государства – дворянства.

Сторонник сословно-представительной монархии. Царь не должен осуществлять правление единолично.

Абсолютистская форма монархии. Царь не несет ответственности ни перед кем, даже перед Богом.

Управление (власть)

Государство должно действовать на основе правды, закона и милости. Разделение государства и церкви. Полное подчинение церкви светской власти. Власть дана царю для справедливого управления, защиты невинных и т.д.

Властью должны обладать образованные мудрые люди. Продвижение по службе и назначения на посты только по заслугам.

Царь наделяется властью и ответственен перед народом. Народ имеет право на сопротивление несправедливому царю.

Власть царя – божественна.

Власть царя - божественна, абсолютна

Отношение к человеку (обществу)

Человека могут легко испортить власть и богатство, и тогда он будет грабить и унижать подданных ему.

Человек имеет право на свободу. Отвергает все формы закрепощения крестьян. Несвободный человек может изменить государству.

Человек обладает естественными неотъемлемыми правами, и при их ущемлении имеет право их защищать.

Человек беспомощен перед царской властью. Государство вмешивается во все сферы жизни человека.

Чьи интересы защищали

Дворянство

Правящего монарха

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты