Таблица 4.3 – Политические идеи русских мыслителей XVII века
Критерий оценки |
Петр I |
М.В.Ломоносов |
А.Н.Радищев |
Общая идея мыслителя |
Укрепление государственной власти. |
Улучшить жизнь общества, можно лишь посредством просвещения |
Общество свободных и равноправных собственников. |
Государство |
Монархия. |
Основой государства видел самодержавие с сильным Императором. |
Будущее государственное устройство России представлял в форме свободной и добровольной федерации городов с вечевыми собраниями, со столицей в Нижнем Новгороде. |
Управление (власть) |
Идеалом государственного устройства было “регулярное государство”, модель, подобная кораблю, где капитан — царь, его подданные — офицеры и матросы, действующие по Морскому уставу. |
С его точки зрения: благополучие, слава и цветущее состояние государства происходит: от внутреннего покоя, безопасности и удовольствия подданных, от победоносных действий против неприятеля, с заключением придаточного и славного мира, от взаимного сообщения внутренних избытков с отдаленными народами через купечество. |
Радищев ставил знак равенства между всеми вариантами монархической организации власти. Не верил в возможность появления на троне просвещенного монарха. Критикует бюрократический аппарат, на который опирается монарх, отмечая необразованность, развращенность и продажность чиновников, окружающих трон. Концепцию разделения властей не признает, ибо только народ может быть истинным Государем. Народ избирает магистратов, сосредоточивая всю полноту власти у себя. |
Отношение к человеку (обществу) |
Простое и непринужденное приводящее к обесцениванию человеческой жизни и бесправию простого народа. |
Восхвалял русское общество. Презрительно относился к западному обществу. |
С его точки зрения у человека особая роль, он, представляет собой высшее проявление телесности, но в то же время неразрывно связан с животным и растительным миром. |
Чьи интересы защищали |
Государства |
Интересы науки и российского образования. |
Защищал интересы народа. |
Таблица 4.4 – Основные направления российской политической мысли XIX века
Критерий оценки |
Н.С.Мордвинов |
М.М.Сперанский |
К.Д.Кавелин |
Б.Н.Чичерин |
Общая идея |
Свобода человека, который не может быть собственностью другого |
Опирался на теорию естественного права. |
Естественные права человека как основа смысла права |
|
Государство |
Парламентская монархия |
Конституционная монархия |
Конституционная монархия |
Конституционная монархия |
Управление (власть) |
Двухпалатный Сенат (парламент) с выборной нижней палатой |
Видел необходимость в разделения властей, но так же и учитывал специфику России. |
Власть должна выть инициатором и двигателем прогресса |
считал необходимым введение представительных форм правления - двухпалатный парламент. |
Отношение к человеку (обществу) |
Необходимость отмены крепостного права в будущем |
Видел необходимость дать человеку гражданские и политические права. |
Каждый человек должен обладать свободой и правами, которые являются основой гражданского общества |
|
Чьи интересы защищали |
Дворян-помещиков |
Народа |
Народа |
Народа |
5 ПОЛИТОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ НА РУБЕЖЕ XX–XXI ВЕКОВ
Таблица 5.1 –Теория элит
Критерий оценки |
Моска |
Паретто |
Общая идея |
|
|
Государство |
|
|
Управление (власть) |
|
|
Отношение к человеку (обществу) |
|
|
Чьи интересы защищали |
|
|
политическое учение теория
Таблица 5.2 – Теория бюрократии и государства всеобщего благоденствия
Критерий оценки |
Вебер |
Кейнс |
Общая идея |
|
|
Государство |
|
|
Управление (власть) |
|
|
Отношение к человеку (обществу) |
|
|
Чьи интересы защищали |
|
|
Таблица 5.3 – идея технократии и третьей волны
Критерий оценки |
Веблен |
Тофлер |
Общая идея |
Технократия |
Научная концепция Элвина Тоффлера основывается на идее сменяющих друг друга волн-типов общества. Первая волна — это результат аграрной революции, которая сменила культуру охотников и собирателей. Вторая волна — результат индустриальной революции, которая характеризуется нуклеарным типом семьи, конвейерной системой образования и корпоративизмом. Третья волна — результат интеллектуальной революции, то есть постиндустриальное общество, в котором наблюдается огромное разнообразие субкультур и стилей жизни. |
Государство |
при правительстве должен существовать своеобразный «мозговой центр» из интеллектуалов, технических специалистов, способствующих более рациональной деятельности государства |
Тоффлер настаивает на постепенном исчезновении государства-нации как института, порожденного Второй волной. |
Управление (власть) |
Переход власти от капиталистов к управляющим, администраторам, ученым, экспертам и другим. формирование «техноббюрократии» |
Основой для власти служит не принуждение и сила, а знание и интеллект. Власть- неизбежная часть процесса производства |
Отношение к человеку (обществу) |
поведение человека зависит от инстинктов и привычек. Причем инстинкты человека, которые он наследует подсознательно, отличаются от инстинктов животных. Веблен выделяет инстинкты труда, мастерства, праздного любопытства, родительский инстинкт, инстинкт себялюбия, а также инстинкт подражания |
Тоффлер видит будущее общество как возврат к доиндустриальной цивилизации на новой технологической базе. |
Чьи интересы защищали |
Люди науки и производственной индустрии |
|
Таблица 5.4 – Теория конвергенции
Критерий оценки |
Гэлбрейт |
Арон |
Сорокин |
Общая идея |
Технократия |
Основной задачей философии истории объявляется воссоздание и филос. осмысление исторического прошлого с помощью исторических фактов и источников. Вместо кантовского вопроса, в каких условиях историческая наука возможна, критическая философия истории ставит вопрос о том, возможна ли историческая наука, пригодная для всех времен. А. отвечает, что такую науку нельзя создать, т.к. исторический процесс очень дифференцирован и нет такой универсальной науки, которая охватила бы его целиком и полностью. |
Сторонник конвергенции – схождение черт, характеризующих советское и западное общества. Если удастся избежать новой мировой войны, то доминирующей формой общества будет не капитализм, и не социализм, а некая интегральная форма, сочетающая в себе лучшее из обеих систем. Но в тоже время она будет характеризоваться новым типом личности, новыми социальными институтами, новыми культурными ценностями, не сводимыми ни к «капиталистическим», ни к «социалистическим». |
Государство |
переход к "новому социализму", включающий три главных звена: Всесторонняя поддержка "рыночной системы". Буржуазная национализация отдельных корпораций и расширение государственного сектора в экономике. Создание системы «национального планирования». |
Считал, что государство обязано создавать законы, обеспечивающие свободу, плюрализм и равенство гражданам, а также обеспечить их выполнение. |
Государство П.А. Сорокин описывает как одну из элементарных групп, понимая под ней фактически группу подданных (граждан) определённого государства. |
Управление (власть) |
Производство настолько усложняется, что ни один управляющий в нем не разбирается. Он лишь подписывает бумаги, которые готовят специалисты, представляющие техноструктуру. Это широкая социальная группа (конструкторские бюро, ученые, инженеры, экономисты, психологи, мастера, отдельные квалифицированные рабочие). Эти люди компетентны принимать решения и к ним переходит власть. |
в границах индустриального общества утратил остроту и обоснованность исторический конфликт между капитализмом и социализмом, ибо они выступают как две разновидности одного и того же типа социума. Арон предвещал неизбежное поглощение социализма капитализмом (а не их слияние) ввиду более высокой эффективности экономики Запада. |
«Каждый гражданин – носитель власти в известном объеме, в том, который диктуется принципом социального служения, откуда и следует, что иерархия власти и ее органов не исключается этой конструкцией, но поэтому же он несет на себе и всю ответственность и все обязанности власти» |
Отношение к человеку (обществу) |
В обществе складываются две системы – «рыночная система», охватывающая преимущественно мелкие хозяйства, и «планирующая система», куда входят корпорации, взаимодействующие с государством |
Человек в отличие от животного историчен. Эту историчность А. рассматривает в трех смыслах: 1) человек как общественное существо всегда представляется только в историческом облике; он несет отпечаток того постоянно изменяющегося общества, к которому сам относится; 2) человек — продукт своей эпохи и своего прошлого, т.е. он представляет единство настоящего и прошлого; 3) только человек может рефлексировать о прошлом и будущем. Понятие техники Арон трактовал как воплощение рациональной деятельности человека, его активного отношения к окружающей природной и социальной действительности. Понятие «индустриального общества» дало Арону возможность установить связь экономического роста, определяемого статистически-математическим путем, с общественными отношениями и возможными иными видами роста – культурного, цивилизационного, политического. |
человек - интегральное существо. Он и познающий субъект, и рациональный мыслитель, и сверхчувственное и сверхрациональное существо, активный участник творческого всей Вселенной. Человек не только сознательное творенье, но и сверхсознательный творец, создающий явления культуры, отличающиеся от явлений неживой природы и органического мира. Делит общество на страты- большие группы людей, различающиеся по своему положению в общественной иерархии, обусловленному неравномерным распределением прав и привилегий, ответственности и обязанностей в обществе. Социальная мобильность – перемещение людей из одной страты в другую. |
Чьи интересы защищали |
|
Средний класс |
Таблица 5.5 – Идеология постиндустриализма
Критерий оценки |
Белл |
Нейсбитт |
Общая идея |
|
|
Государство |
|
|
Управление (власть) |
|
|
Отношение к человеку (обществу) |
|
|
Чьи интересы защищали |
|
|
Таблица 5.6 –
Критерий оценки |
Даль |
Дарендорф |
Дюверже |
Общая идея |
|
|
|
Государство |
|
|
|
Управление (власть) |
|
|
|
Отношение к человеку (обществу) |
|
|
|
Чьи интересы защищали |
|
|
|