Таблица 1.4 – Древнеримская политическая мысль
Критерий оценки |
Цецерон |
Сенека |
Общая идея |
|
Государство и право носят божественный характер и основаны на всеобщем разуме и справедливости. |
Государство |
Государство определяет как дело, достояние народа. Государство и право возникают из природы людей, носят божественный характер, основаны на разуме и справедливости. Идеал - аристократическую сенатскую республику. |
Он считает, что вселенная - это естественная государство со своим естественным правом, признание чего - дело необходимое и разумное. Членами этого государства, по закону природы, есть все люди, независимо от того, признают они это или нет. Что же касается отдельных государственных образований, то они случайны и значимы не для всего человечества, а лишь для ограниченного круга людей. |
Управление (власть) |
Управление государством – это сочетание науки и искусства, требующее знаний и добродетели, умения их практически применять в интересах общего блага. Для устойчивости государства необходимы смешанные формы власти. |
Сенека полагал, что монархия при справедливом царе, носителе разума, может быть залогом благоденствия государства |
Отношение к человеку (обществу) |
Народ – соединение многих людей, связанных между собой согласием в вопросах права и общности интересов. Сообщество состоит из разных групп: свободных, достойных людей и презренных (ростовщики, мелкие торговцы и др) |
Все люди равны и в том смысле, что они – «сотоварищи по рабству», поскольку одинаково находятся во власти судьбы. Люди не в силах изменить мировые отношения, они могут только мужественно переносить предначертания судьбы. |
Чьи интересы защищали |
граждане |
Богатые слои населения |
2. ПОЛИТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В СТРАНАХ ЕВРОПЫ В ПЕРИОД ФЕОДАЛИЗМА
Политическая мысль в средние века была подвержена большому влиянию религии и церкви. Религия в этот период была ядром мировоззрения феодального общества, стержнем его культуры. Вся политическая история средневековья характеризуется ожесточенной борьбой между римско-католической церквью, папством и светскими феодалами за главенствующую роль в обществе, поэтому одной из центральных проблем политического знания того времени был вопрос приоритета власти.
В эпоху Возрождения и Реформации политические идеи из профеодальных перешли в анти феодальные, раннебуржуазные, подрывавшие устои старого средневекового мира. В первой половине XVI века начало разворачиваться широкое общественное движение, антифеодальное по своей социально-экономической сути и религиозное по идеологической форме. Ближайшей целю этого движения было изменение доктрин римско-католической церкви, преобразование церковной организации, перестройки взаимоотношений церкви и государства. Так же в эту эпоху возникает социализм.
Политическую мысль в Европе удобнее рассматривать разделяя ее на три направления: либеральное (таблица 2.1), церковно-реформаторское (таблица 2.2) и социалистическое (таблица 2.3).
Таблица 2.1 – Либеральная политическая идеология
Критерий оценки |
Н.Макиавелли |
Общая идея |
Основа политики выгода и сила. Политика автономная сфера человеческой деятельности. |
Государство |
Умеренная республика, сочетающая демократический, аристократический и монархический элементы власти. |
Управление (власть) |
Для контроля допустимы любые средства (пренебрежение моралью), основа власти - хорошие законы и хорошее войско. Правитель должен сочетать в себе черты льва и лисицы. |
Отношение к человеку (обществу) |
Человек наделен могучими творческими возможностями, способен сопротивляться судьбе противопоставляя свою энергию и проницательность. |
Чьи интересы защищали |
высшие слои общества |
Таблица 2.2 – Политические воззрения реформаторов церкви
Критерий оценки |
М.Лютер |
Ж. Кальвин |
Т.Мюнцер |
Общая идея |
Спасение в вере и государстве приближающимся к «Царствию Божьему». |
||
Государство |
Монархия |
Олигархия, Аристократическая республика |
Форма демократии- «христианский союз и братство» |
Управление (власть) |
В основе - светская власть монарха, освященная религиозным авторитетом Руководство на основе практической целесообразности |
Всякая власть – божественна Запрет инакомыслия, Управление в рамках доктрины тирании |
Власть в руках простого народа Управление на основе «общей пользы», Идеальное общество |
Отношение к человеку (обществу) |
Человек обязан исполнить свое призвание, назначенное богом |
Человек – бессильное существо, подвластное Богу |
Человек обладает свободной волей и не является послушным рабом |
Чьи интересы защищали |
Аристократия |
Духовенство, Нарождающаяся Буржуазия |
Крестьяне, бедняки |
Таблица 2.3 – Политические идеи представителей раннего утопического социализма
Критерий оценки |
Т. Мор |
Т. Кампанелла |
|
Общая идея |
Переход от частной собственности к общественной. |
||
Государство |
Государственное устройство Утопии характеризует четкая иерархическая система управления, нарушитель которой является преступником и отсутствуют какие-либо рациональные каналы изменения государственных институтов так как существующее устройство уже есть наилучшим, остается его только поддерживать. |
Город Солнца — теократическая республика, организованная по образцу монашеского Ордена и отдаленно напоминающая государство древних инков. В круг обязанностей должностных лиц Города Солнца входит также попечение о досуге, общении и здоровье каждого сословия. Государство вмешивается даже в творчество поэтов, предписывая им те формы, в которые они должны облекать свое вдохновение. |
|
Управление (власть) |
Государственный строй несмотря на наличие короля — полная демократия: все должности — выборные и могут быть заняты всеми, но предоставляет интеллигенции руководящую роль. Женщины пользуются полным равноправием. Общественное устройство Утопии основано на принципах социализма и справедливости. Более того, в Утопии действует коммунистический принцип - распределение по потребностям. |
В городе Солнца господствует духовная аристократия Система публичной власти складывается из трех ветвей. Ветвями власти руководят три правителя, именуемые соответственно: Мощь, Мудрость, Любовь. Им непосредственно подчинены три начальника, каждый из которых, в свою очередь, распоряжается тремя должностными лицами. Венчает управленческую пирамиду власти верховный правитель — Метафизик, превосходящий всех граждан ученостью, талантами, опытом, умением. Он глава как светской, так и духовной власти, ему принадлежит право окончательного решения по всем вопросам и спорам. |
|
Отношение к человеку (обществу) |
Общество является результатом заговора богачей, которые силой, хитростью и обманом подчиняют себе бедный люд, обездоливают его. Делается это и с помощью законов, предписаний власти, которые навязываются народу от имени государства. Семья – базовая ячейка общества. Ее работа контролируется государством, а произведенное сдаётся в общую копилку. |
Установлено равенство мужчины и женщины. Община уравнивает людей. Они одновременно и богатые, и бедные. Богатые потому, что у них есть все, бедные потому, что у них нет своей собственности. |
|
Чьи интересы защищали |
Бесправных слоев населения |
Бесправных слоев населения |
|
3. ПОЛИТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ В СТРАНАХ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ
В начале XVII века появляются два направления политической мысли. Первое направление требовало заменить феодально-сословное неравенство юридическим равенством, обосновывало незыблемость частной собственности, требовало защиты личности от феодального произвола. Нарождающаяся буржуазия была недовольна своим приниженным положением, ограничением прав, была заинтересована в ликвидации феодальных отношений и главным образом в превращении феодальной земельной собственности в капиталистическую, чтобы этим расчистить почву для широкого применении я наемного труда крепостных. Второе направление политической мысли выражало устремления того зарождающегося класса, который был предшественником пролетариата.
Рассмотрение идей конкретных представителей эпохи проведем отдельно для разных стран – Англии, Франции и Германии.
Таблица 3.1 – Английская политическая мысль
Критерий оценки |
Т. Гоббс |
Дж.Локк |
Отношение к общественному договору |
Для объединения людей необходима политическая власть, которая создаст общественный договор, служащий гарантом соблюдения законов. |
|
Государство |
Государство рассматривал как грандиозное искусственную формирование - «Левиафан» |
Конституционная монархия Государство, по Локку, - это не демократия или какая-либо другая форма правления, а любое независимое сообщество. |
Управление (власть) |
Власть должна удовлетворять потребности граждан. И власть должна преодолеть “войну всех против всех”, экстремальные состояния общества. Решительно отвергал концепцию разделения властей. Отстаивал единство верховной власти и неделимость суверенитета, но признавал аспект теории разделения властей как необходимость распределения компетенции в осуществлении власти и управления. |
Власть должна защищать естественные права человека. Разделял власти на законодательную, исполнительную и судебную, а также вводил принцип сдержек и противовесов. |
Отношение к человеку (обществу) |
Гоббс был уверен, что государство – это и есть общество, а общество – это есть государство, которые стоят над человеком Считал что человек пребывает во власти эмоций. Межличностные конфликты по принципу «человек человеку волк», реализуется как «война против всех» |
Суверенитет народа выше суверенитета созданного им государства. Оправдывает восстания с целью возвращения на путь закона и свободы. |
Чьи интересы защищали |
Буржуазия |
Буржуазии |