История русской политической мысли. Типология политических режимов, идеологий, систем

Вопрос 3.

В XVIII в. - абсолютизм утверждается. Появляются, новые политические мысли.

Киевский священник Феофан Прокопович.

Один из авторов синодальной реформы.

Его идеи:

-Обоснование абсолютной монархии, как наилучшей формы государства (монархия - есть результат общественного договора, монархи - боги).

-Соединение церковной и светской власти. Преимущество коллегиальной формы церкви (то есть Синод).

-Идея зависимости формы государства от его географического положения и территории.

Для больших государств - монархия.

-Сравнивает избирательную с наследственной монархией. Считает лучше наследственную (один недостаток - если наследник не достоин, тогда царь назначает следующего).

Василий Никитич Татищев. (1680-1750).

Его основные идеи:

1) Сторонник теории естественного права, т. е. при рождении у человека есть права.

2) Говорит о том, что свобода человека ограничивается 3 факторами:

-природным (власть родителей) - монарх.

-договорные отношения (найма) - демократическая республика.

-принудительные отношения (рабства) - форма государства тирания.

3) Географический детерминизм:

-Демократия - в малых государствах.

-Аристократия - в островных государствах, очень преосвященных.

-Монархия - большим и плохо защищённым, материковым.

4) При монархе должны работать совещательные органы.

5) Он противник крепостного права, но он считает, что пока рано освобождать крестьян из собственности.

6) Сторонник просвещенных гуманных законов (должны быть понятны, выполнимы, непротиворечивы, согласованы, т. е. соответствовать моральным нормам и истории страны).

Тема №4. Русская политическая мысль

1) Политические учения XVIII в. Екатерина, Радищев, Щербатов.

2) Политические теории XIX в. Борис Чичерина, Н. Карамзин.

К середине 18 века, формируется 3 основных направления политической мысли:

- либеральное

- консервативное

-революционный - радикализм.

Само название «либерализм» - переводится как отношение к свободе. Либерализм формировался в том числе и в виде правительственный идей.

Концепции либеральных реформ, оформилось в: Документе Екатерины II известной под названием «Наказ»(1767г. ). Он был подготовлен к открытию «Уложенной комиссии в Москве».

Основные идеи наказа:

-идея абсолютной монархии, как единой возможной формы государства (это основывается географическими причинами и историческими традициями России).

-идея сохранения сословного деления (российское общество должно быть сословным, всякая попытка разрушить сословия гибельна для России). Ну а сами сословия это результат разделения труда(исторически сложившегося).

-тезис о равенстве всех граждан перед законом (равенство всех состоит в том, чтобы они были подвержены одним и тем же законам).

-обязанность монарха просвещать и воспитывать свой народ в духе гуманизма, человеколюбия (а для этого каждое сословие должно быть наделено комплексом прав и обязанностей. Эта идея была позднее реализована в жалованной грамоте дворянству, городам).

-идея разделения ведомств (государственный аппарат должен быть четко разделен на законосовещательные, исполнительные, судебные учреждения, которые все работают под контролем монарха).

Это идеология получила наименование «Просвещенного абсолютизма». И уже тогда она была подвергнута критике с двух сторон.

1) М. М. Щербатов (1733-1790).

Критиковал с позиции консерватизма.

2) А. Н. Радищев (1749-1802).

Его труд «Путешествие из Петербурга в Москву».

Его взгляды:

-открытое отречение самодержавия (просвещение и абсолютная монархия несовместимы.

-критикует крепостное право с 2 сторон (С точки зрения естественного права: раз все люди равны, то это нарушение этого равенства и прав человека. И с точки зрения экономической он критикует крепостное право: поскольку подневольный труд, рабский труд, не эффективный труд).

-идея о народной революции и превращение России в федерацию вольных городов, по типу Новгорода и Пскова (Прямая демократия, все решает народное собрание, разделение властей не возможно). Он был последователем Ж. Ж. Руссо.

-предоставление политических и гражданских прав каждому из жителей России.

Вопрос 2.

Либерализм продолжал своё развитие, как либерализм правительственный, официальный. Представителем правительственного либерализма начала 19 века был М. М. Сперанский.

М. М. Сперанский. Его работа 1809 г. - «План Сперанского».

Основные его идеи:

-разграничение ведомств (все учереждения в России должны быть разделены на законосовещательные, исполнительные, судебные. Законосовещательные представлены думами всех уровней, начиная от волостной и заканчивая государственной думой. Волостные думы выбираются не всеми жителями волости, а гражданами среднего состояния и выше. Народ рабочий не обладающий цензом (прислуга, поденщики, зарождающийся пролетариат, от участия выборов отстраняется. Вот эти выборные волостные думы делегируют окружную думу, затем делегируется губернская дума и затем на высшем уровне государственная дума. Статус всех дум - законосовещательный. Не имели законодательной власти. Исполнительная власть представлена императором, правительствующим сенатом и системой министерств. Все назначения с верху в низ идет. Судебная власть - это система выборных судов + судебный сенат. Связующим звеном между ветвями власти и монархии будет государственный совет по проекту Сперанского. Совет назначается пожизненно, носит законосовещательный характер).

-крепостное право надо отменить, но условия для этого еще не созрели.

В итоге был выполнен только один пункт, 1810 создан государственный совет, а всё остальное осталось проектом. Сперанский подчеркивал роль закона, правовое государство это идея Сперанского.

Что помешало реализации этого плана:

-сопротивление консерваторов, дворянства.

-начало войны с Наполеоном.

-перемена настроений самого императора (попал под влияние совсем других людей, настроенный консервативно).

Вся эта неопределенность вызвала в 1825 г. вызвало восстание декабристов.

Декабристы делились на 2 движения:

-умеренное (Муравьев и его конституция, предполагавшее введение в России конституционной монархии. В России создаётся федерация из 13 держав).

-радикальное (представлено южным обществом. Идеологию её выразил П. И. Пестель в своей «Русской правде»). Это проект унитарной республики, царская семья должна быть физически уничтожена, исполнительная власть принадлежит директории из 5 человек в роли президента и каждый из которых по очереди исполняет в течении года обязанности главы государства).

И Пестель и Муравьев сторонники отмены крепостного права.

В 30-ые годы, думающая часть общества ставила вопросы: как должна развиваться Россия? По пути запада или по своему особому пути. То есть именно тогда в 30-ые годы возникло противостояние западников и славянофилов. Которое у нас имеет место еще и сейчас.

П. Я. Чаадаев.

Он стоит у истоков западничества и так же его «Философические письма».

В письмах он отметил величество страны, но живет она убого, он говорит, что это потому что она выбрала восточную ветвь христианства в виде православия и тем самым поставила себя на обочину европейской цивилизации. Выход в том, чтобы взять за образец западную модель и идти полностью по западному пути.

В 40-ые годы формируется ветвь западничества среди русской интеллигенции.

Сторонники западничества были последователями либерализма.

Либерализм не был никогда не был в России влиятельным политическим движением:

Причины:

-Не было развитого среднего класса (доля среднего класса около 20%).

-Российская ментальность (это ментальность общинная, коллективистская) - Плохо уживается принцип индивидуальной свободы).

-Политическим идеалом либералов является республика или конституционная монархия или республика, а в России прижились другие идеалы (абсолютная монархия).

Реформы Александра II 60-х. годов. Вызвали всплеск либеральных идей (как бы подстегнули развитие либерализма).

Либерализм разделился на 2 ветви:

-Классический.

-Социологизированный.

Б. Н. Чичерин.

Был представителем классического либерализма.

Основные идеи Чичерина:

-сторонник правового государства (основанного на законе)

-так же сторонник конституционной монархии.

-противник теории естественного права (все права даются человеку государством).

Формируется понятие этатизм - очень сильное преувеличение роли государства в политической жизни, даже у либералов.

-государство не должно вмешиваться в социальные отношения (поддержка нуждающихся дело частное, а не государственное).

-государство должно издавать одинаковые для всех законы, но не вмешиваться в социальную жизнь, т. е. он противник идеи социального государства.

П.И. Новгородцев.

Представитель социалогизированного либерализма.

Его взгляды:

- государство должно обеспечить каждому гражданину минимум социальных прав (он даже пытался определить границы этого минимума для достойного существования).

-Высказал идею не только правового, но и социального государства (говорил о необходимости творческого переосмысления западного государства, а не копировать его).

-уделял внимание развитию промежуточных организаций между человеком и государством (профсоюзы).

Либерализм в России проделал длительный путь. Но влиятельной политической силой, либерализм так и не стал. Либерализм остался на обочине, а основная борьба шла между двумя направлениями: консервативным и революционно-радикальным.

Русский консерватизм в 19 веке, делят на:

1) частный консерватизм (артодаксальный) обращён к истории, лишён реформаторских идей (учение Николая Карамзин, автор известной « Истории государства Российского»).

У Н. Карамзина:

-политический идеал (самодержавная, абсолютная монархия).

-противник освобождения крестьян.

-российских граждан необходимо наделить не политическими, а гражданскими свободами.

-активный сторонник свободного обмена идеями с западом (культурными достижениями, духовными ценностями).

Cергей Уваров (граф).

Так же был сторонник чистого консерватизма. Автор фразы «Формула самодержавия, православие, народность». Это всё основание русской жизни.

Народность - сакральная связь монарха и его подчиненных).

Во второй половине 19 века, традиции ортодоксального консерватизма продолжил К. П Победоносцев.

(Глубоко религиозный человек, считавший, что западный путь для России не приемлем).

Он выделяет 2 основных этапа народоправства:

1) Первичное (вече в Пскове, Новгороде) , подчеркивает высокую духовность участников вече, бросался жребий при выборе на должность, т. е. Божий промысел.

2) Вторичное (парламентская демократия) , в отличие от 1-ого он относится негативно, т. е. выборы это лживый процесс и ему может противостоять лишь монархия.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты