История русской политической мысли. Типология политических режимов, идеологий, систем

М. Дюверже.

Называет 3 исторические формы политической власти:

-анонимная власть(характерна для примитивных, слабо структурированных обществ, какие-нибудь отставшие африканские государства).

-индивидуализированная власть(возникает по мере возникновения государства, аппарата управления, когда возникает слой людей, специализирующихся на функциях управления. Которые занимаются только управлением).

-институализированная(это устойчивая социальная структура выполняющая четко определенные функции. Институализированная власть существует в современных обществах в виде совокупности институтов, таких как парламент, правительство, суды, СМИ, политические партии, группы интересов, общественные политические движения и. т. д. ).

Политическая власть и государственная власть это не одно и то же. Политическая власть более широкое понятие. Носителями политической власти могут быть и не государственные институты такие как: партии, группы интересов, политические движения).

Вопрос 3.

Легитимность политической власти - это поддержка и признание власти гражданами оценивающие эту власть, как правомерную и справедливую.

Макс Вебер.

Выделяет несколько типологий власти:

-традиционная.

-харизматическая (опирающаяся на веру в исключительные способности властителя).

-рационально-легальная (основанная на законодательных нормах, которые четко определяют круг полномочий властителя, срок его полномочий).

Современные типологии легитимной власти в чем то похожи на Веберские, а в чем то отличается.

Д. Истон.

Он выделяет 3 основания легитимной власти (или 3 источника легитимности власти):

-идеология.

-политический режим.

-политическое лидерство.

Исходя из этих трёх источников, он выделяет 3 типа легитимности. Три типа легитимной власти:

-власть идеологическая (основанная на убежденности граждан в правильности идей, которые пропагандирует данная власть).

-структурная (она основана на убеждённости в правильном распределении ролей в структурах власти. И на одобрение юридических норм этой власти. В какой то мере она подобна Она подобно рационально-легальной. Но не 100% совпадение).

Легитимная власть имеющая источником своей легитимностью лидерство, это власть персональная(власть основанная на вере населения в личные качества лидера, способность лидера наилучшим образом распорядится властью).

Легитимация-это процесс приобретения легитимности, процесс расширения легитимности.

Делигитимация-процесс потери власти своей легитимности.

Ведущую роль в легитимации власти играет эффективность её решений. В принципе любой политический режим может получить легитимность, если он будет успешно решать проблемы стоящие перед обществом и удовлетворять потребности большинства(не зависимо от истории происхождения этого режима).

В качестве индикаторов степени легитимности власти:

- уровень принуждения используемой власти для достижения своих целей (чем выше уровень принуждения, тем ниже легитимность данной власти).

-наличие или отсутствие попыток насильственного свержения правительства или лидера (чем больше попыток, тем легитимность ниже. Если этих попыток нет вообще это хорошо для данной власти).

-наличие или отсутствие акций гражданского неповиновения(это не насильственные акции. Ну там выход на улицы, демонстрации без насилия).

-результаты выборов, референдумов, социологических опросов(о рейтинге лидеров, институтов, о степени поддержки правящей партии).

Причины делигитимации(потери власти) :

-противоречие между господствующими в данном обществе ценностями и эгоистическими установками правящей элиты (если элита занимается набиванием карманов).

-противоречие между официально декларируемыми принципами (демократическими) и реальной практики (анти-демократической). Вместе провозглашают приверженность принципам политической конкурентности, свободы слова, свободы организации, а на практике всячески притесняет и зажимает оппозицию и не даёт ей возможность высказаться.

-неэффективность государственного аппарата, коррумпированность.

-раскол внутри правящей элиты(когда начитается такое открытое противоборство различных группировок).

У нас легитимность достаточно высокая. Это касается первых лиц государство и в гораздо меньшей степени это касается правительства в целом, парламента. У нас власть не воспринимается как единое целое, а каким то образом противопоставляется глава правительства всему правительству. Политика правительства противопоставляется деятельности парламента. Хотя парламент абсолютно вторичен (выполняет и принимает послушно все законы выпускаемые правительством. Это говорит, что сознание не совсем адекватно у наших граждан. Они не могут дать оценку действиям власти.


Тема №6. Политические системы

Вопрос1.

Система - совокупность двух и более элементов соединенных устойчивой связью.

Теория систем активно начинает развиваться в западной Европе с конца 19 века. Сначала возникает так называемая общая теория систем, которая относится к характеристике биологических организмов. Затем принципы системной теории распространяются на социологию (Парценсон). На экономику (В. Леонтьев). Возникает теория политических систем (основоположник Д. Истон).

Д. Истон.

Основоположник «Теории политических систем».

Его книга: «Политические системы».

Его идеи:

-он определил политическую систему, как ряд взаимодействий, посредством которых в обществе авторитетно распределяются ценности.

-всякая политическая система имеет способность к реагированию и саморегулированию, что предохраняет её от разрушения.

-всякая политическая система подвижна, динамична, но при этом она поддерживает себя, т. е. сохраняет характерные черты отражающие её облик.

-политическая система устойчива при сохранении баланса между входящей и исходящей информации.

Входящая информация: требования разного рода.

Выходящая информация воздействует на входящую информацию по обратной связи и все повторяется вновь.

Требование - это выражение мнения о правомерности или неправомерности распределения ценностей.

Требования бывают 3 категорий:

-требования относительно благ и услуг.

-требование касающиеся регулирования поведения.

-требования касающиеся коммуникации и информации.

Демократический режим нормально относится к требованиям. Другие формы отрицают.

Поддержка системы бывает:

-материальная (аккуратной уплаты налогов).

-нематериальная (законопослушание, высокая явка на выборы, почтительное отношение к официальным лицам.

Политическая система - это совокупность политических институтов, социально-политических общностей, формы взаимодействий и взаимоотношений между ними в которых реализуется политическая власть.

Политическая система - это система ценностей и публичных институтов, которые организуют использование власти и связей граждан в обществе.

Вопрос 2.

Структура политической системы включает в себя 5 основных подсистем.

1) Институциональная (система политических институтов: государство, политические партии, политические движения, группы интересов, группы давления, СМИ)

2) Нормативная (законы, традиции, обычаи).

3) Функциональная (Политическая деятельность: методы осуществления политической власти).

4) Коммуникативная ( сотрудничество, конкуренция, подчинение).

5) Культурно - идеологическая (политические идеологии, политические ценности, политическая культура)

Названные подсистемы должны содержать 4 функции.

1) Адаптации (приспособляемость к окружающей среде).

2) Интеграции (объединение системы).

3) Целеполагание (ориентации).

4) Воспроизводство модели.

У политических систем существуют функции среднего уровня (медиа - функции).

1) Экстрактивная (мобилизационная функция - собирание ресурсов различных для выполнения целей системы).

2) Распределительная (важнейшая функция).

3) Регулирование (осуществление контроля прямое или косвенное).

4) Реагирования (переработка входящей информации в исходящую).

5) Политическая социализация (вовлечение граждан в политическую жизнь).

6) Рекрутирование (поставка нужного количества сторонников избирателей, нужного количества чиновников, определенное количество политических лидеров).

7) Символизирующая (создание символов (определяющих государство) для создания привлекательного образа страны).

Существуют функции микроуровня.

1) Артикуляция (выявление интересов различных групп населения, делают это группы интересов).

2) Агрегирование (обобщение информации, занимаются политические партии).

3) Политические коммуникации (занимаются СМИ).

4) Функция законотворчества (занимается парламент).

5) Исполнения (правительство, министерства, ведомства и т. д. я)

6) Контроль за исполнением закона (занимаются судебные органы).

Теория политических систем создана для возможности классификаии политических систем (типологии).

Вопрос 3.

Г. Алмонд (дал первый вариант своей классификации политических систем, основанной на 2 критериях).

1) Степень дифференциации политической системы (сложность).

2) Особенности политической культуры (население, проживающего в данной стране).

По этим 2 критериям, он выделил 4 типа политических систем.

1) Англо - американские политические системы (Англия, США, Канада и. т. д)

-система глубоко структурирована и дифференцирована, высокая степень разделения полномочий и бюрократизации, отличается эта система стабильностью.

-однородность (гомогенность) политические культуры этих стран. Культуры этих стран, большинство населения имеют схожие ценности (массовое благосостояние, право и свободы личности, безопасность, терпимость, толерантность).

2) Континентально - европейские политические системы (страны западной Европы).

-схожи с 1 типом по 1-му критерию.

-разнородность политической - культуры, на ряду с либеральными ценностями влиятельны и другие ценности (радикальные, националистические, левые, коммунистические движения).

3) Доиндустриальные или частично индустриальные политические системы.

(большинство развивающихся стран таких, как стран Азии) -стран 3-его мира.

-низкая степень дифференциации, партийная система в зачаточном состоянии или отсутствует, в основном авторитарная власть, высока степень насилия).

-смешанная политическая культура, смесь из современных представлений, идей и ценностей и ценностей прошлых эпох (феодализм, первобытно-общинные).

4) Тоталитарные политические системы.

-высокая степень дифференциации, но она имитационна, все решения принимаются в одном центре, отдельные структуры могут выполнять несвойственные им функции.

-однородность политической культуры, но она носит принудительный характер, она навязана властью (относил Алмонд к таким странам, как СССР и страны социалистического лагеря).

В 66 году вместо 4 типов было предложено 3 типа политических систем. Было скорректировано Г. Алмондом и Дж. Пауэллом.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты