История русской политической мысли. Типология политических режимов, идеологий, систем

-принцип соответствия норм конституции всем законам субъектов.

-двухканальная система сборов налогов (федеральная и региональная).

-совместные вооружённые силы (не всегда).

3) Конфедерация -долговременный союз государств, созданный для осуществления конкретных совместных целей. Имеет тяготение либо к распаду, либо к переходу в федерацию. Швейцария была конфедерацией до 1848. Австро-Венгрия до 1918 г. Швеция, Норвегия до 1905 г.

Признаки:

-в каждом субъекте собственные политические системы.

-вооружённые силы в зависимости от субъекта.

-децентрализованное управление экономикой. Налоги на управление субъекта.

-так же независимость конституции субъектов.

ЕС - единая валюта, свободное передвижение.

Формы государственного правления - организация высших органов власти, их порядок формирования и их взаимодействие друг с другом.

Существует 2 формы государственного правления:

1) Монархия.

Высшая власть передается по наследству. Выделяют 2 типа монархии:

-абсолютная (вся власть у одного лица)

-ограниченная.

-сословно-представительная (сформировалась в период феодального правления в России).

-дуалистическая (капиталистический период, Россия с 1906-1917).

-парламентская (монарх имеет представительские полномочия, не может управлять).

2) Республика.

Высшие органы власти - высшие органы выборные с четким сроком выборности.

Вопрос 4. Государственная организация современной России.

Президент располагает большими полномочиями. Государственная дума с 2007 г. избирается по однопартийной системе.

Полномочия:

-обсуждение принятых законопроектов.

-утверждение кандидатуры главы правительства, предложенных президентом, причём 3-х кратное отклонение влечёт роспуск Думы.

-вопросы о доверии (если Дума 2 раза голосует в течении месяца за недоверие, а президент не согласен, то следует роспуск Думы).

-объявление амнистий.

-выдвижение обвинений против президента.

Совет Федерации формируется путём делегирования 2-х представителей по одному от законодательного и исполнительного представителя субъекта.

-законотворчество

-утверждение законов

-изменение границ между субъектами

-утверждение указов Президента о чрезвычайном или военном положении.

-решение об использовании вооружённых сил за пределами РФ.

-назначение выборов Президента и отстранение его от должности.

-назначение состава 3-х высших судов, который предлагал президент, назначение генерального прокурора, 2-ую половину счётной палаты.


Тема №9. Избирательные системы

Вопрос 1. Избирательное право, организация и порядок проведения выборов.

Избирательная система - установленный законом порядок формирования гражданами представительных органов власти.

Избирательное право - прямое, тайное, ровное, всеобщее.

Такое право ввела буржуазная Французская революция.

Какие цензы действовали в тот период и от счастья действуют сейчас:

1) Имущественный (участвовать в выборах могла участвовать верхушка общества, сейчас ликвидирован).

2) Образовательный (грамотности) - неграмотные отстранялись, а образованные располагали 1-2 голосами.

Сохранился ценз в: Перу, Бразилия, Чили (Латинская Америка).

3) Половой ценз (гендерный) , до первой половины XX в. не голосовали женщины. Первая страна, которая дала право голоса женщинам - Новая Зеландия, а в Европе одна из первых стран это Россия. Затем Англия, в 1944 - Франция, в 1971 - Швейцария.

Сейчас женщины не участвуют в выборах в Саудовской Аравии и еще 9 стран.

4) Возрастной ценз (был высок в начале XX в. снижен после февральской революции до 18 лет, а в США с70-х гг. можно было голосовать только с 18 лет, на кубе с 16 лет. )

Ценз на право баллотироваться всегда выше: в сенат 30-40 лет, в нижнюю палату парламента 21 и выше, президент должен быть не моложе 35 лет.

5) ) Ценз оседлости (для участия в голосовании необходимо проживать определенный срок в пределах данного избирательного округа). У нас этого ценза нет. Для занятия поста президента главы государства человек должен прожить 10-15 лет, в США 1 месяц, в ФРГ-3 месяца, Франция пол года.

Этапы подготовки порядка проведения выборов:

1) Нарезка избирательных округов. С примерно одинаковым количеством людей (число избирателей в рамках колебания 10-15% должно было одинаковым).

2) Составление списков избирателей и их проверка этих списков (у нас занимаются местные органы власти. В США сами люди регистрируются).

3) Регистрация кандидата. (По разному: автоматически, по заявлению или собрание определённого числа подписей, денежный залог (если кандидат набирает 2%, то залог вернут, если нет, то нет). Справка о состоянии здоровья, отсутствие судимостей и т. п. ).

4) Сама избирательная компания (период избирательной агитации).

В РФ отводится 1 месяц:

-право равного доступа зарегистрированных кандидатов к СМИ, т. е. равное количество времени на ТВ каждому.

-лояльность. Отсутствие чёрного пиара и очирнения кандидатов.

-невмешательство государственного аппарата (в избирательную компанию).

Если действующие губернатор или мер тоже участвует в качестве кандидата, то он уходит в отпуск на период избирательной компании

Нельзя подкупать людей, нельзя публиковать данные предварительных опросов, должен быть день тишины (за сутки до выборов).

5) Голосование у нас проводятся по австралийским биллютеням (белого цвета и в алфавитном порядке все участники). Это укрепляет тайность голосования и упрощает её. В США и в Европе голосуют при помощи специальных машин для голосования, но тоже не лучшая система. В РФ были попытки ввести машины для голосования, но не стали продолжать и вернулись к билютеням.

Вопрос 2. Типы избирательных систем.

Существует 2-ве избирательных системы.

1) Мажоритарная система (существует в 2 разновидностях).

-Мажоритарная система абсолютного большинства (победитель должен набрать 50% +1 голос от общего количества голосовавших, чьи голоса признаны действительными. Если никто не набирает, то проводятся повторные выборы для двух наиболее успешных в первом туре (РФ, Франция, и ряде других стран). Преимущество в том, что заключаются блоки после 1 тура, т. е. другие кандидаты блокируются у кого мало голосов.

-Мажоритарная система относительного большинства.

Победитель - тот, кто набрал больше голосов, чем его соперники в отдельности, но при условии, что его голоса не меньше голосов «против всех».

Обычно используется на парламентских выборах. Её (+) это то, что она создает стабильное большинство в парламенте и она всегда результативна. Её (-) это то, что соотношение сил в парламенте может значительно отличаться от количества голосов, поскольку голоса поданные в поддержку других кандидатов просто пропадают.

Пример:

Партии А, Б, В.

I округ - 100 тыс. голосов. А=60 тыс. голосов; Б=25; В=15;

II округ - 100 Б=45; А=30; B=15;

III округ - 100 А=39; Б=40; B=21;

В итоге победила партия Б. A=139; Б=110; В=51;

Победила партия Б т. к. она победила в 2-х округах. Было искажение избирателей. Чтобы это искажение убрать вводится в конце 19 века пропорциональная система голосования.

2) Пропорциональная система голосования.

Количество мест полученных каждой партией рассчитывается в соответствии с количеством голосов отданных за партию.

Голоса подсчитываются по системе Виктора д'Ондта.  <http://clck.yandex.ru/redir/dtype=iweb/path=80.22.82/vars=84=85,186=80/cltr=2/reg=56/u=/btt=59/reqid=1240581318-07471544197/*data=url%3Dhttp%253A%252F%252Fdic.academic.ru%252Fdic.nsf%252Flower%252F14591%26ts%3D1240581318%26uid%3D63134211237897279&sign=40ec27689280626d83d4cc9cd1f31973&keyno=0>

По системе №1: Общее количество голосов признанных действительными / общее количество вакантных мест в парламенте = квота№1.

(Z/450-количество мест в гос. думе. =квота№1) -таким образом узнаётся сколько голосов нужно набрать для занятия 1-ого места в парламенте.

По системе №2: (Чтобы узнать сколько мест получила каждая партия).

Голоса полученный каждой партией / избирательная квота №1

После остаются вакантные места, их собирают и суммируют и делят на количество мест оставшихся вакантными и получается избирательная квота №2, потом что-то делят снова и т. д. ). И так до тех пор пока все места не будут заняты.

Партии не могут сформировать правительство т. к. это делает президент. Партия не имеет возможности реально осуществить свою политику в правительстве, если президент не включит представителей данной партии в кабинет. Стало быть не несёт ответственности за политику правительства.

(Партии не могут сформировать правительство и не несут ответственность за политику правительства)

Тема №10. Социальные группы как субъекты политики

Вопрос 1. Понятие социальной стратификации, теории стратификации

Стратификация - делание слоев (пластов) приём из геологии.

Социальная стратификация - структурированная система социального неравенства в которой индивиды и группы ранжируются, т. е располагаются по рангам в зависимости от обладания общественно - дефицитными ресурсами: богатством, властью, престижем.

Советская власть не признавала этот термин и говорила, что у неё стираются различия между классами, между физическим и умственным трудом. Такого конечно (не было и признали лишь это в 80-х гг. XX в).

Теории стратификации:

1) Функционализм

Награждение лучших. Основатель Э. Дюркгейм. В разных обществах по-разному ценятся виды деятельности, т. е. существует иерархия видов деятельности и с другой стороны неравенство людей. Задача общества состоит в том чтобы привлечь к наиболее важным видам деятельности наиболее одаренных(привлекательных и талантливых) людей.

Эту теорию продолжили в XX в. американцы У. Дэвис и П. МУР, которые по результатам конкретных прикладных опросов установили, что более всего ценятся 3 вида деятельности в разных обществах: религиозное служение, управление, технология.

2) Теория конфликта

Смысл её защита привилегий. Смысл в том, что социальное неравенство возникает из-за того, что часть общества получившая экономическое господство пытается закрепить это господство во всех иных областях и передать по наследству по возможности. (Маркс сторонник этой теории).

3) Теория М. Вебера

По его теории социальное неравенство складывается как результат борьбы за обладание дефицитными ресурсами (богатства). В борьбе за обладание богатством складываются деление на классы.

1-ый дефицитный ресурс - «квалификационные различия» - квалификация.

2-ой дефицитный ресурс - престиж или уважение и этот ресурс делит людей на статусные группы.

Престиж и богатство не всегда на прямую связаны. Разница в статуса определяется по разным критериям: тип жилища, авто, клубы куда ходит глава семьи, тип учебного заведения, марка одежды которые носят дети.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты