Кириенко, как государственный и политический деятель
p> В ноябре 1996 года по рекомендации Правительства РФ и губернатора
Нижегородской области Кириенко был избран президентом нефтяной компании
"НОРСИ-ойл". В.Стариков сохранил пост гендиректора, но в апреле 1997 года подал в отставку. Он был назначен вице-президентом компании по нефтепереработке и нефтехимии. Генеральным директором стал Степан
Глинчак, занимавший пост технического директора АО "НОРСИ".

Для Кириенко новое назначение стало началом работы в нефтяном бизнесе.
До этого, он принимал активное участие в реализации различных социальных программ, так или иначе связанных с нефтяным бизнесом: схема "пенсионная нефть", компенсация (банком "Гарантия" совместно с Инкомбанком) вкладов лопнувшего банка "НОРСИ" в октябре 1996 года, в ходе которой каждый банк компенсировал практически в полном объеме вклады 2600 человек.

Теперь Кириенко предстояло провести санацию предприятия, находившегося в весьма тяжелом финансовом положении. Он активно приступил к реорганизации предприятия. Одним из первых действий нового президента стала передача муниципальным властям объектов социальной сферы, что позволило избавиться от дополнительных расходов. Затем из структуры
"НОРСИ-ойл" были выведены непрофильные предприятия.

Решение вопроса собственно с деятельность "НОРСИ" упиралось в сложившуюся вокруг предприятия "товарную пирамиду" и финансовые проблемы.
АО работало в основном на давальческом сырье (в начале 1996 года его доля доходила до 60-70%), а осуществлять самообеспечение нефтью могло только за счет кредитов, что вело к значительному росту себестоимости продукции, долгов.

По данным "Новых Известий", одним из первых распоряжение Кириенко на новом посту было не возвращать долги вплоть до особого распоряжения
(Новые Известия, 25 марта 1998 г.). Реально подобное решение было принято еще до появления Кириенко - летом 1996 года. Однако он не изменил сложившегося Затем счета завода были фактически "обнулены", а все деньги стали проходить через счета НОРСИ-ойл.

Эти меры привели к тому, что консолидированная балансовая прибыль
"НОРСИ-ойл", рассчитанная по методу отгрузки, в 1997 году составила 277.3 млрд рублей, увеличившись с 225,6 млрд рублей за 1996 год (в старом масштабе цен). В то же время, деньги на счетах "НОРСИ" стремительно убывали.

Основные консолидированные показатели деятельности "НОРСИ-ойл" 1997 в сравнении с 1996 годом


|ПОКАЗАТЕЛЬ |1997 ГОД |1996 ГОД | |
|ВЫРУчКА ОТ РЕАЛИЗАЦИИ | | |
|ВСЕГО |6646.9* |3830.0 | |
|НОРСИ-ОЙЛ |4336.5 |269.5 | |
|НОРСИ |1327.0 |2538.1 | |
|ПРИБЫЛЬ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ | | | |
|ВСЕГО |362.6 |20.7 | |
|НОРСИ-ОЙЛ |330.8 |3.0 | |
|НОРСИ |0.4 |15.4 | |
|БАЛАНСОВАя ПРИБЫЛЬ | | | |
|ВСЕГО |277.3 |225.6 | |
|НОРСИ-ОЙЛ |177.4 |-0.4 | |
|НОРСИ |71.5 |202.8 | |

*- - МЛРД. РУБ., В СТАРОМ МАСШТАБЕ ЦЕН, ПО ОТГРУЗКЕ.

Такая деятельность Кириенко по решению вопроса вызывала и немало критики. Досталось ему и тяжелое наследство: "НОРСИ", работавшее в 1994 -
1995 годах на давальческой нефти в результате санационных мер 1995 - лета
1996 года было должно поставщикам нефти значительные объемы нефтепродуктов. После создания "НОРСИ-ойл" поставщики нефти, были лишены возможности получить назад деньги, либо переработанную нефть. Наибольшую известность получил достигший апогея к лету 1997 года скандал с компанией
"В.К.Импорт-Экспорт" (Василий Котлов), поставившая на завод нефти на сумму 40 млн. долларов, не получила положенных ей 184 тысяч тонн нефтепродуктов. В результате, произошел рост долгов НОРСИ поставщикам и кредиторам. До определенного момента "НОРСИ-ойл" удавалось держать занятые позиции: АО за свою "дочку" не отвечает. Суды Кстова и Нижнего
Новгорода были на стоне компании.

Основные финансовые результаты деятельности НК "НОРСИ-ойл" в 1997 году


|ПОКАЗАТЕЛЬ |1997 ГОД|1996 ГОД|
|ВЫРУчКА ОТ РЕАЛИЗАЦИИ |4336.5 |269.5 |
|СЕБЕСТОИМОСТЬ РЕАЛИЗАЦИИ |3866.6 |266.0 | |
|КОММЕРчЕСКИЕ РАСХОДЫ |43.2 |0.1 | |
|УПРАВЛЕНчЕСКИЕ РАСХОДЫ |96.0 |0.4 | |
|ПРИБЫЛЬ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ |330.8 |3.0 | |
|ПРОЦЕНТЫ К ПОЛУчЕНИЮ |0.7 |- | |
|ДОХОДЫ ОТ УчАСТИя В ДРУГИХ ОРГАНИЗАЦИяХ |0.2 |- | |
|ПРОчИЕ ОПЕРАЦИОННЫЕ ДОХОДЫ |7.9 |0.3 | |
|ПРОчИЕ ОПЕРАЦИОННЫЕ РАСХОДЫ |56.4 |5.1 | |
|ПРИБЫЛЬ ОТ ФИНАНСОВО-ХОЗяЙСТВЕННОЙ |283.2 |-1.8 | |
|ДЕяТЕЛЬНОСТИ | | | |
|ПРОчИЕ ВНЕРЕАЛИЗАЦИОННЫЕ ДОХОДЫ |3.8 |1.4 | |
|ПРОчИЕ ВНЕРЕАЛИЗАЦИОННЫЕ РАСХОДЫ |109.6 |3.9 | |
|ПРИБЫЛЬ ОТчЕТНОГО ПЕРИОДА |177.4 |-0.4 | |
|НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ |31.7 |- | |
|ОТВЛЕчЕННЫЕ СРЕДСТВА |9.3 |1.6 | |
|НЕРАСПРЕДЕЛЕННАя ПРИБЫЛЬ ОТчЕТНОГО ГОДА |136.4 |-0.2 | |
|АКТИВ |01.01.98|01.01.97| |
|ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ |10.0 |2.1 | |
|ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ |1270.8 |737.5 | |
|УБЫТКИ |2.0 |2.0 | |
|БАЛАНС |1282.8 |741.6 | |
|ПАССИВ | | |
|КАПИТАЛ И РЕЗЕРВЫ |140.9 |15.1 | |
|ДОЛГОСРОчНЫЕ ПАССИВЫ |- |- | |
|КРАТКОСРОчНЫЕ ПАССИВЫ |1141.9 |726.5 | |
|БАЛАНС |1282.8 |741.6 | |

* - ПО ДАННЫМ АГЕНТСТВА AK&M.

Кириенко реально не удалось развязать весь клубок проблем “НОРСИ-ойл”
- разведение счетов позволило выделить свободные средства для поддержания производства, но привело к скапливанию на счетах “НОРСИ” практически неликвидных долгов: уже к осени 1997 года они составляли по разным данным от 1,5 до 2,5 трлн рублей (Российский телеграф, 6 ноября 1997 г.). Однако балансовая комиссия по несостоятельности и банкротству при Правительстве
РФ обязала объединить счета “НОРСИ” и “НОРСИ-ойл”, что существенно осложнило положение компании. В частности “ЛУКойл” отказался принимать участие в намеченных на 1997 год аукционах по “НОРСИ-ойл”. Тогда государственный пакет акций “НОРСИ-ойл” (85,45%) планировалось выставить на инвестиционный конкурс (40% акций) и спецденежный аукцион (45,45%).
Конкурс собирались осуществить до конца 1997 года. Уже к июлю свободные акции перераспределились: у ЗАО “Татнефть - Нижний Новгород” осталось
8,4%, 6% приобрело ООО “ЛУКойл-Резерв-Инвест” (6%). Однако продажа акций не состоялась.

Тем не менее деятельность Кириенко в компании “НОРСИ-ойл” принесла ему известность в области. Начиная с 1996 года он прочно занял ведущие места в рейтингах элиты региона. Так, по рейтингам ИА “Провинция”, в 1996 году
Кириенко занимал 12 место (при этом из представителей бизнеса он был вторым, уступая лишь президенту АО “ГАЗ” Н.Пугину). В январе 1997 года он был уже вторым, уступая лишь Немцову, в феврале - третьим, уступая
Б.Немцову и мэру Нижнего Новгорода И.Склярову в марте 1997 года - вновь вторым (после Немцова), а в апреле - вторым после Склярова, ставшего исполняющим обязанности губернатора .

Даже у местных коммунистов Сергей Владиленович не вызывает особого раздражения. Например первый секретарь обкома КПРФ Владимира Кириенко
(которого часто ошибочно считают дядей С.Кириенко) так отзывается о нем:
“Вообще-то, насколько мне известно, Сергей человек очень толковый. Ничего плохого о нем я сказать не могу, в отличие от Немцова или Бревнова”
(Московский комсомолец, 31 марта 1998 г.).

Небезынтересно, что в сравнении с другим нижегородским банкиром перебравшимся в Москву - Б.Бревновым, Кириенко постоянно оказывался впереди примерно на 30 пунктов - когда Кириенко был двенадцатым, Бревнов делил 49-50 место, третьим - тридцатое.

Это позволяет сказать, что в отличии от “баловня судьбы”, каким представляется Бревнов к моменту своего перехода в Москву, Кириенко был уже вполне сложившимся опытным и влиятельным руководителем, фактически - второй фигурой в области, что признавалось большинством нижегородских экспертов и представителей элиты.

[pic]

В Правительстве РФ

13 МАя 1997 ГОДА КИРИЕНКО БЫЛ НАЗНАчЕН ПЕРВЫМ ЗАМЕСТИТЕЛЕМ МИНИСТРА
ТОПЛИВА И ЭНЕРГЕТИКИ РФ. ПОСТ МИНИСТРА ТОПЛИВА И ЭНЕРГЕТИКИ РФ В ЭТОТ
МОМЕНТ ЗАНИМАЛ Б.НЕМЦОВ И ФАКТИчЕСКИ, ОН ПРИГЛАСИЛ В МИНИСТЕРСТВО
“СВОЕГО”, НАДЕЖНОГО ПЕРВОГО ЗАМЕСТИТЕЛя. ПО СЛОВАМ САМОГО КИРИЕНКО,
НЕМЦОВ ПРОСТО “ВЫТАЩИЛ” ЕГО ИЗ НИЖНЕГО НОВГОРОДА - ВЕСНОЙ 1997 ГОДА У
КИРИЕНКО “НЕ БЫЛО НИ МАЛЕЙШЕГО ЖЕЛАНИя КУДА-ТО УХОДИТЬ С ДОЛЖНОСТИ
ПРЕЗИДЕНТА КОМПАНИИ “НОРСИ-ОЙЛ” (СОБЕСЕДНИК, 1997, № 41.). ПО НЕКОТОРЫМ
ДАННЫМ НЕМЦОВ ПРЕДЛАГАЛ КИРИЕНКО ЗАНяТЬ ПОСТ МИНИСТРА, ОДНАКО ПОСЛЕДНИЙ
ОТКАЗАЛСя - ПО ПРИчИНЕ МАЛОЙ ИЗВЕСТНОСТИ СРЕДИ ЛИДЕРОВ ТЭКА.

Заняв пост первого заместителя министра, Кириенко достаточно быстро стал проявлять самостоятельность. Подобные действия не встречали осуждения со стороны Немцова. По мнению большинства экспертов, тот факт, что именно Кириенко реально осуществлял руководство министерством, был удобен для Немцова-политика, поскольку освободил его от “текучки” и позволил заниматься решением глобальных вопросов, в том числе и борьбой за пост наследника Б.Ельцина.

В числе первых реальных дел Кириенко выделяют проведение переговоров с
Чечней о транзите каспийской нефти. Вопреки позиции Чечни, настаивавшей на том, что Россия в стоимость транзита должна включить и нанесенный экономике республики ущерб и потому “платить много, Кириенко удалось отстоять совершенно иную модель оценки стоимость транзита: “чеченский тариф” должен исходить из оценок экспертов о стоимости прокачки нефти, а все иные выплаты (если они будут иметь место) проходят через бюджет и не связаны с нефтяным транзитом. При этом Кириенко подчеркивал, что обходной трубопровод “это как запасное колесу у машины: лучше его никогда не доставать, но пусть оно лежит в багажнике”, считая чеченское направление основным.

К концу мая 1997 года Кириенко передал Б.Немцову предложения по реорганизации Министерства топлива и энергетики РФ. По его словам министерство к этому моменту было с одной стороны “лоббистским органом”, а с другой - погрязло в бессмысленной текучке, оставшейся с советских времен, например предписаниях АО об отгрузке нефтепродуктов.

Принципиальным решением стало разделение ведомства не по отраслевому, а по функциональному признаку по двум главным направлениям. Ими должны были стать оперативное управления (сохраняющее отраслевые черты) и направление, отвечающее за реформирование и стратегическое развитие.
Соответственно их курировали два первых заместителя министра. Если оперативное направление должен был курировать кадровый нефтяник Виктор
Отт, получавший контроль за лицензированием доступа к природным ресурсам и контроль за расходованием ресурсов (включая изъятие подобных функций у структур естественных монополий), то стратегический блок должен был возглавить сам Кириенко. В собственной системе Кириенко образовал департамент аналитического обеспечения и стратегического планирования, предназначенный для формирования среднесрочного стратегического баланса отрасли, и программно-отраслевой блок, предназначенный для разработки программ реформ в отраслях ТЭКа. Тем не менее, Кириенко часто решал именно оперативные вопросы, впрочем пытаясь делать это на стратегическом уровне.

В июне 1997 года Кириенко был направлен на разрешение энергетического кризиса в Приморье. Решение проблемы было осложнено политической обстановкой в каре, противостоянием мэра Владивостока В.Черепкова и губернатора Приморского края Е.Наздратенко. Кириенко изначально избрал схему невмешательства в политический процесс, занялся чисто экономическим аспектом проблемы, созданием эффективной схемы функционирования энергетики региона и ее взаимоотношений с потребителями.

При анализе кризиса, Кириенко выделил четыре основных причины его возникновения. Во-первых - это несбалансированный убыточный тариф, из-за которого в края накопилось более 500 млрд рублей долга. Во-вторых, возникшая из-за несбалансированности тарифов ситуация на рынке, когда вымывается дешевая энергия. По словам Кириенко, Приморская ГРЭС, способная закрыть до 80% потребностей края, закрывала лишь 20-25% хотя при увеличении производства цена ее энергии была бы дешевле той, что закупалась у федерального рынка. В-третьих - существовавшая в края сложная система посредников и перепродавцов энергии в результате которой возможность проследить путь денег по потребителя к производителю и их собираемость резко падала. И в четвертых - политическое противостояние между властями края и Владивостока, когда мэр призывает граждан не платить за электроэнергию.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты