При этом Кириенко подчеркивал, что долги государства, будут выплачиваться исходя из реальных цифр, а не из исходно завышенных обязательств конкретных ведомств, прекращение практики заключения необеспеченных договоров. Например, по словам Кириенко, Министерство обороны в 1997 году заключило договоров на потребление тепла и энергии на 9 трлн рублей, в бюджет было заложено 2 трлн, а реально потратило 0,6 трлн. Таким образом
7 трлн “повисли” на государстве из-за политики ведомства.
Серьезное внимание было уделено сокращению прямых расходов государственного аппарата, устранению практики оседания средств на счетах внебюджетных фондов социальных ведомств.
Как и было намечено, премьер взялся за усиления влияния государства в естественных монополиях. Так, 8 из 15 членов Совета директоров РАО “ЕЭС
России” выступают от имени государства, а наличие в кресле председателя правления А.Чубайса еще более подкрепляет государственную роль этой монополии. Аналогичные шаги были предприняты в сторону РАО “Газпром”, где коллегию представителей государства возглавил Б.Немцов.
Кириенко акцентировал внимание и на поддержке производства, скорейшей реструктуризации предприятий.
Тем не менее, реализация финансовой программы проходила и проходит под жестким социальным давлением. 23 апреля 1998 года в интервью “Московскому комсомольцу”, Кириенко отметил, что долги по заработной плате бюджетникам составляют примерно 5% от суммы общих долгов по зарплате. Остальные же долги - негосударственных учреждений. Премьер подчеркивал “в их возникновении есть немалая доля вины местных властей: непроплаченные оборонные заказы, электроэнергия, тепло, недоплаченные трансферты. Но здесь необходимо четкое разграничение. В стране сегодня - рыночная экономика, есть понятие тарифных соглашений с работодателем, в которых государство не может его представлять. Власть лишь гарант соблюдения правил во взаимоотношениях, но партнером по договору является профсоюз”.
Говоря о возникающих проблемах по взаимоотношения с шахтерами,
Кириенко отметил, что дополнительное финансирование угольной отрасли за счет перераспределения доходов от торговли алкоголем. Однако, ситуация развивалась вопреки долгосрочным прогнозам правительства.
В мае 1998 года стране развернулась “рельсовая война” - недовольные невыплатами зарплаты шахтеры в целом ряде регионов (Кемеровская,
Ростовская области, Республика Коми) перекрыли железнодорожные пути.
Погасить конфликт, в отличии от предыдущих выступлений шахтеров, в целом удалось через неделю. При его разрешении была проведена достаточно жесткая линия - ни каких необеспеченных обещаний - сдобренная вполне популистскими мерами, например, сокращением расходов госаппарата на 25%.
Тем не менее, деньги появились во всех регионах бастовавших угольных регионах, что дает основания полагать нарушение первоначального замысла .
Ответственность за выплаты зарплат правительство обязало разделить и регионы. В частности, был подписан указ Президента РФ “О дополнительных мерах по обеспечению выплаты заработной платы работникам бюджетной сферы и оздоровлению государственных финансов”, согласно которому правительство предполагает оказывать помощь регионам в выплате зарплаты только в случае проведения регионом мер по финансовой стабилизации, аналогичных правительственным - сокращает бюджетные расходы, прекращает выпуск денежных суррогатов.
Общий настрой Кириенко на деятельность по оздоровлению экономики встретил понимание со стороны крупного бизнеса, однако положение
Правительства здесь еще достаточно шатко. С одной стороны, экономическая ситуация находится под воздействием продолжающегося мирового кризиса, с другой - антикризисные мероприятия Кириенко натолкнулись на сопротивление левой оппозиции и руководства регионов. Говорить об успехе или неуспехе действий Кириенко пока еще рано - по меньшей мере это можно будет сделать после утверждения антикризисной программы правительства и начала ее реализации, но пока можно отметить безусловную последовательность премьера в своих начинаниях.
Кириенко и “нижегородцы”
БОЛЬШИНСТВОМ ПОЛИТОЛОГОВ КИРИЕНКО ТРАДИЦИОННО ОТНОСИТСя К
“НИЖЕГОРОДСКОЙ ГРУППЕ”. ОДНАКО ЕГО ОТНОШЕНИя С НИЖЕГОРОДЦАМИ В МОСКОВСКИХ
СТРУКТУРАХ ВЕСЬМА СЛОЖНЫ.
В отличии от большинства людей, перетянутых Немцовым в Москву,
Кириенко еще в Нижнем он вел себя достаточно независимо, хотя с определенного момента его карьерный рост во многом зависел от Б.Немцова.
Кириенко это не отрицал, особенно после того, как перебрался в Москву.
После того, как он был назначен на пост первого заместителя министра топлива и энергетики, Кириенко подчеркивал, что ”если бы надо мной не было Бориса Немцова, то я бы просто сюда не попал”. В связи с этим он открыто говорил: “Конечно мое будущее зависит от судьбы Немцова”.
Однако многие, достаточно хорошо знавшие и Немцова, и Кириенко отмечали взаимную необходимость этой пары. Например, А.Клементьев так охарактеризовал эту связку: “Немцов слаб как организатор, и, возможно, здесь сработал “эффект Чубайса”. Чубайс умный, коварный, грамотный, и
Немцову нужен был такой же человек, но свой”.
После назначения премьером Кириенко публично заявил, что кроме
Президента РФ никому не обязан. Это высказывание можно считать началом полностью автономного “плавания” Кириенко.
Отношения с остальными “нижегородцами” у Кириенко либо отсутствуют, либо складываются достаточно тяжело. Так по данным газеты “Московский комсомолец”, Кириенко терпеть не может Б.Бревнова. Это подтверждается и наличием противоречий в нижегородском этапе деятельности обоих фигурантов
(Бревнов и его НБД-банк изначально “увели” у Кириенко пенсионные средства), и последующими действиями Кириенко по отношению к Бревнову во время конфликта вокруг правления РАО “ЕЭС России”. Тогда Кириенко, в отличии от Б.Немцова, открыто не поддержал Бревнова и встал на позицию
В.Черномырдина - необходимо разобраться во всем конфликте.
Окружение Кириенкоб.
В ОТЛИчИИ ОТ БОЛЬШИНСТВА СОВРЕМЕННЫХ РОССИЙСКИХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ,
КИРИЕНКО НЕ ПРИВЕЛ В БЕЛЫЙ ДОМ СОБСТВЕННУЮ КОМАНДУ. ЕЩЕ ПОСЛЕ НАЗНАчЕНИя
ИСПОЛНяЮЩИМ ОБяЗАННОСТИ ПРЕМЬЕРА ОН ЗАяВИЛ: “КОМАНДА, БЕЗУСЛОВНО, ЕСТЬ.
НО РАБОТА ПРЕМЬЕРОМ - ЭТО СОВЕРШЕННО ДРУГОЙ УРОВЕНЬ ЗАДАч И
ОТВЕТСТВЕННОСТИ” (МОСКОВСКИЙ КОМСОМОЛЕЦ, 23 МАРТА 1998 Г.).
Большинство коллег и знакомых Кириенко остались в Нижнем Новгороде.
Это Алексей Евгеньевич Лихачев (1962 года рождения, управляющий, затем - президент страховой компании "Аваль", в 1993 году баллотировался в
Государственную Думу РФ по списку “Гражданский союз”, №159 в списке, не избран), Вадим Воробьев (заместитель председателя правления банка
“Гарантия”, председатель бюджетного комитета городской думы Нижнего
Новгорода) и другие.
Единственный человек, которого Кириенко “привел с собой” - руководитель аппарата правительства Н.Хватков
Хватков Николай Павлович
РУКОВОДИТЕЛЬ АППАРАТА ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РОДИЛСя 5 МАя 1951 ГОДА. ОБРАЗОВАНИЕ ВЫСШЕЕ, ОКОНчИЛ ГОРЬКОВСКИЙ
ИНЖЕНЕРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ, ГОРЬКОВСКУЮ ВЫСШУЮ ПАРТИЙНУЮ ШКОЛУ.
Работал в Горьковском обкоме ВЛКСМ, затем - заведующий отделом
Горьковского обкома КПСС.
С 1990 года - помощник, заведующий секретариатом председателя
Горьковского (Нижегородского) областного Совета народных депутатов (ныне
- депутата Государственной думы от КПРФ Г.Ходырева).
С 1991 года - первый заместитель генерального директора, затем - вице- президент концерна АМК (президент - С.Кириенко). С 1993 года - председатель правления Борского коммерческого банка (коммерческий партнер
КБ “Гарантия”, председатель правления - С.Кириенко).
В 1998 году был избран депутатом Законодательного Собрания
Нижегородской области по Боровскому избирательному округу.
22 апреля 1998 года был назначен исполняющим обязанности руководителя секретариата С.Кириенко.
8 мая 1998 года был назначен Руководителем Аппарата Правительства РФ - министром РФ. (Комсомольская правда, 24 апреля 1998 г.; Профиль, 1998, №
18, с. 6.)
В самой Москве у Кириенко крайне мало знакомых. Другом семьи премьера считается новый министр топлива и энергетики Сергей Генералов.
Подобная ситуация полностью соответствует принципам работы Кириенко - работать не с людьми, а управлять процессами.
Портрет Кириенко - руководителя
ПО ПРИНЦИПАМ СВОЕЙ РАБОТЫ КИРИЕНКО - яРКО ВЫРАЖЕННЫЙ ТЕХНОКРАТ. КРОМЕ
ТОГО, В ИНТЕРВЬЮ КИРИЕНКО, КАСАЮЩИХСя КОНКРЕТНЫХ ПРОБЛЕМ, ОТчЕТЛИВО МОЖНО
ВЫДЕЛИТЬ СКРЫТЫЙ (А чАСТО И яВНЫЙ) АЗАРТ, ИНТЕРЕС, СОРЕВНОВАНИЕ С
ПРОБЛЕМОЙ - А СПОСОБЕН ЛИ ОН ЕЕ РЕШИТЬ. ЭТО ГОВОРИТ О ТОМ, чТО ПРОБЛЕМЫ
ОН, ВОЗМОЖНО, РЕШАЕТ ОТНЮДЬ НЕ ИЗ ЛЮБВИ К РОДИНЕ, СТРЕМЛЕНИя ПОМОчЬ
НАРОДУ И Т.П. ИДЕОЛОГИчЕСКИХ МОТИВОВ. НЕОДНОКРАТНЫЕ ВЫРАЖЕНИя, ТИПА “МНЕ
ИНТЕРЕСНЕЕ ВСЕГО ВЫСТРАИВАТЬ МЕХАНИЗМЫ ФИНАНСОВОГО РЕГУЛИРОВАНИя” ЛИШНИЙ
РАЗ ЭТО ПОДТВЕРЖДАЮТ.
Еще в 1994 году было отмечено, что Кириенко предпочитает управлять процессом, а не людьми (Общая газета, 1998, № 13.). Подчеркнутое желание управлять процессами, выстраивать механизмы - несомненно сильная сторона
Кириенко-руководителя, в то время как недостаточное внимание кадрам - слабая. Несомненно, для банковской сферы подобный подход может быть весьма эффективным, поскольку там человек в большей степени, нежели в системе госуправления, представляет собой “функцию”. Однако, для председателя правительства функциональный подход в кадровой политике может привести к серьезным сложностям. В подведомственных ему структурах вследствие наличия множества разнонаправленных и взаимодействующих внешних интересов невозможно проводить быструю ротацию кадров. Кроме того, правительственная “команда” формируется отнюдь не обязательно самим
Кириенко, и далеко не всегда из его единомышленников.
В России для чиновника такого уровня как Кириенко подход основанный на формуле: “Кадры не являются самоцелью. Самоцелью являются задачи”, - представляется новым. Практически все лица, входившие в топ-менеджмент российского госуправления прежде всего прикрывали тыл и фланги, расставляя на ключевых постах людей из своей команды, или по крайней мере, пытались это сделать. Кириенко не предпринял пока никаких шагов в этом направлении, если не считать назначения Н.Хваткова руководителем аппарата Правительства РФ. При этом, если вспомнить, что эту должность настойчиво предлагали (в том числе и сам Кириенко) вице-спикеру
Государственной Думы, одному из лидеров НДР В.Рыжкову, можно сделать вывод, что данное назначение - скорее случайность, чем правило. Его роль в формировании персонального состава Правительства, скорее, сводилась к нейтрализации наиболее одиозных “засланных казачков” (особенно ярко это проявилось в случае И.Рыбкина), нежели к внедрению своих (исключением здесь может служить разве что сменивший Кириенко на посту министра топлива и энергетики Сергей Генералов). То есть, по своей сути Кириенко - боец-одиночка.
Тем не менее, и эту слабость Кириенко потенциально может превратить в силу. Он не связан ни с какими конкретными подчиненными отношениями долга
(разве что с Б.Немцовым, но их отношения весьма неоднозначны). В то же время, как отмечал заместитель председателя правления банка “Гарантия”
Евгений Бобков, сравнивая стиль управления в нижегородских банках НБД и
“Гарантия”, “если для Бревнова главное: “Я сказал”, то Кириенко сперва обращает человека в свою веру”. Таким образом потенциально возможно обращение всего правительства “в веру Кириенко”, т.е. создание группы, объединенной не общим прошлым, а общим будущим, единой идеей.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12