Медиа-империя Владимира Гусинского

1.3

Заметно возросшая самостоятельность прессы проявила себя в период политических кампаний по выборам в Верховный Со­вет 1989 г. и республиканские и местные Советы в 1990 г. Впер­вые за все годы советской власти в политических кампаниях участвовала печать, представлявшая различные политические партии и объединения. Это были первые в стране свободные выборы, позволившие массам проявить невиданную и подлин­ную политическую активность. Свобода волеизъявления, воз­можность плюрализма и право каждой партии отстаивать своего кандидата в депутаты наделили многопартийную советскую журналистику новыми качествами. Она преодолела негативные тенденции и догмы административно-командной системы, стре­мясь поднять свой авторитет и влияние в массах.

Осенью 1991 г. в общественно-политической жизни России воз­никла качественно новая ситуация. После запрета деятельности КПСС и ее печати, дезинтеграции Советского Союза, образова­ния на новой основе Содружества Независимых Государств ра­дикальным образом изменилась не только политическая карта огромной евроазиатской страны, но и иной стала структура российской журналистики.

Все эти процессы способствовали переосмыслению положе­ния прессы в обществе, вызвали к жизни новые приемы и мето­ды ее работы, побудили к переосмыслению тех, которые она ис­пользовала десятилетиями. Обретая новые качества, журналис­тика в условиях национального возрождения проявила себя как эффективное средство общественного воздействия и дальней­шей демократизации жизни страны.

Развитие гласности, официальное признание в государстве многопартийности изме­нили общественно-политическую жизнь страны, сделали реаль­ностью функционирование новых политических партий и их прессы. Указ Президента РСФСР «О мерах по защите свободы печати в РСФСР» оказал заметное воздействие на развитие многопартийной журналистики в Российской Федерации. Указ предоставил права и дал гарантии беспрепятственному выпуску и распространению по стране изданий, выражавших взгляды различных политических направлений, не противоречащих кон­ституционным нормам.

Провозглашение суверенитета России привело к бурному развитию всех сторон жизни общества. В этот период происходит  создание Российской телерадиокомпании. Широкие возможности выбора различных телепрограмм не только индивидуализировало его возможности, но и все больше превращало телевидение в средство массово­го воздействия.

            1.4

Негласная приватизация средств массовой информации произошла еще при Горбачеве, когда партийный контроль за прессой ослаб, а позже - сошел на нет. Учредителями редакций стали разнообразные законодательные органы, частные предприятия и трудовые коллективы редакций. Но если учесть, что в законе о средствах массовой информации, принятом в 1990 году для урегулирования деятельности СМИ, права учредителя по отношению к редакции строго регламентировались (а понятие собственника и вовсе отсутствовало), то станет ясно, что к тому времени редакции уже были вполне самостоятельными. Позже многие издания вообще отказались от учредителей в пользу редакции или трудового коллектива (которые, согласно закону, могли выступать в этом качестве).

Период с 1990 по начало 1992 года -  «золотой век» российской печати. Это также период «первой приватизации» СМИ. При содействии власти некоторые издания получают в собственность или долгосрочную аренду по льготным тарифам помещения, в которых размещается редакция. Разделяя и отражая общественный подъем реформаторских 80-х и 90-х годов, средства массовой информации становятся естественными союзниками восходящей звезды российской политики Бориса Ельцина. В условиях непрекращающейся политической борьбы и краха всех традиционных социальных институтов масс-медиа в начале девяностых по сути закрепляют тот статус, который они получили еще в конце восьмидесятых: единственной опоры власти.

На протяжении последних лет правления Горбачева и в первые годы правления Ельцина пресса была действительно независимым институтом и обладала, на фоне слабости политической власти и хаоса в экономике, огромной властью.

Альянс власти с «демократическими» СМИ (под которыми следует понимать традиционные советские издания, поддержавшие Бориса Ельцина) в разгар экономического кризиса 1992 года стал еще более тесным благодаря развитию системы субсидий и экономической помощи изданиям. Когда в феврале 1992 года несколько дней подряд не вышли «Труд» и «Комсомольская правда», президент подписал указ, восстановивший фиксированные цены на бумагу. Государство взяло на себя обязанность возмещать часть производственных расходов изданиям с наибольшими тиражами (выбор которых оставался за министерством печати и массовой информации). Кроме того, и это было единственное «рыночное» положение указа, в нем давались распоряжения о начале процесса приватизации сети распространения печатных изданий.

Помощь независимым демократическим изданиям государства была безусловно логична и оправдана , однако странно после этого звучало слово «независимость».

 

Глава2          

«Медиа-Мост» В. Гусинского

1.1

В ходе политических потрясений на рубеже 80-х – 90-х стало ясно, что СМИ обладают реальной силой. Они способны влиять на людей, на их мнение; могут управлять поведением, направлять сознание масс в ту или иную сторону. Показательными в этом плане стали выборы. Учитывая высокую степень политизированности общества в то время, журналистика, прежде всего, активно вторглась в политические процессы, сферу до недавнего времени закрытую.

90-е годы – период бурных экономических реформ и преобразований. Проходила широкая приватизация, «разгосударствление», которое должно было приводить широкие массы в собственников и предпринимателей. Совершился переход к рынку, в условиях которого приобретает важность конкуренция.

Эпоха 80-х с несколько романтичным представлением о будущем сменяется реальной ситуацией начала 90-х. Становиться понятным, что СМИ существуют в настоящей экономической ситуации и зависимы от нее.

Первым опытом создания системы СМИ, открыто объявивших о своих «тесных отношениях» с крупной финансовой структурой, стало формирование информационной системы, находящейся под контролем группы МОСТ. В 1993 году на деньги МОСТа была основана первая негосударственная телекомпания НТВ. Также в состав «информационной империи» МОСТа были включены приобретенные им радиостанция «Эхо Москвы» и еженедельник «Семь дней», а также основанные непосредственно МОСТом газета «Сегодня» и журнал «Итоги».

В медиа-бизнес В. Гусинский пришел далеко не сразу. В 1988 году Гусинский основал кооператив «Инфэкс», который занимался  финансовыми и правовыми консультациями, а также политическим анализом по заказу клиентов - в основном иностранных. В 1989 году «Инфэкс» и американская юридическая фирма «Арнольд и Портер» создали совместное предприятие "Мост", зарегистрированное 24 мая 1989 г. В СП «Мост» «Инфэксу» принадлежала половина уставного капитала. В октябре 1989 года был создан "Мост-банк", а в 1992 году - холдинг АО "Группа "Мост", в структуре которого никаких иностранных участников уже не было.

В 1997 году была создана компания ЗАО «Медиа-Мост», которой были переданы пакеты акций и доли участия в средствах массовой информации, ранее принадлежавшие «Группе «МОСТ». Генеральным директором ЗАО «Медиа-Мост» стал Владимир Гусинский, который сложил с себя полномочия президента КБ "Мост-Банк" и генерального директора «Группы «МОСТ».

Проводя данную реорганизацию, Владимир Гусинский и его партнеры руководствовались, как сказано в их заявлении для печати, стремлением избежать возможного в рамках конгломерата компаний конфликта интересов между средствами массовой информации и другими его частями, занятыми в сферах деятельности, которые могут становиться объектом освещения СМИ, убежденностью в том, что рынок средств массовой информации является одной из наиболее перспективных частей формирующегося российского рынка и стремлением создать специализированную структуру для масштабной работы в области средств массовой информации, а также развития национального телевизионного и кинопроизводства.

1.2

Первоначально общее руководство информационными проектами МОСТа осуществлялось из единого центра, которым руководили Гусинский и президент ТОО «Группа «МОСТ» Сергей Зверев, однако внешне построение «империи» выглядело децентрализованным. В ходе объединения всех информационных структур в единую компанию «Медиа-МОСТ», существовавшая всегда централизация приобрела официальный характер.

Все печатные СМИ «МОСТа» вошли в издательство «Семь Дней», которое было создано в 1995 году и за время своего существования стало одним из лидеров российского рынка печати.

 «Семь дней» издавали еженедельный журнал «Итоги», еженедельник «Семь Дней ТВ-Программа», ежемесячный журнал «Караван историй».
«Итоги» - являлись авторитетным аналитическим изданием, публикующим материалы на общественно-политические темы - совместное издание с американским журналом «Ньюсуик». Появившийся на свет в начале 1996 года, этот журнал сделал самую серьезную заявку на пустовавшую на тот момент нишу общеполитического еженедельника и обошел по популярности схожий по жанру журнал «Огонек». В 1997 Союз журналистов России назвал журнал «Итоги» самым влиятельным еженедельником. 1998 год принес «Итогам» победу на ежегодном Всероссийском конкурсе профессиональной фотографии «Лучшая фотография года». В 1999 году журнал победил в номинации «За лучший русский язык в издании» Гильдии издателей периодической печати.
            Журнал «Итоги» распространялся в Москве и Подмосковье, крупнейших городах России, практически во всех европейских странах, в США и странах СНГ. По данным «TNS Gallup Media» журнал  занимал лидирующую позицию в рейтинге общественно-политических еженедельников.

            Еженедельник «Семь дней ТВ-Программа» - красочный, богато иллюстрированный развлекательный еженедельник для всей семьи. Среди его публикаций были материалы о жизни звезд кино, театра и шоу-бизнеса, интервью с известными людьми, репортажи с наиболее заметных светских событий, новинки моды и предсказания астрологов.
Согласно данным «TNS Gallup Media» еженедельник «Семь Дней ТВ-Программа» являлся самым популярным развлекательным изданием с самым высоким рейтингом. За счет сравнительной дешевизны и простоты подачи материала он определил по популярности своего основного конкурента – «ТВ-парк».

Ежемесячный журнал «Караван историй» - красочное издание, в котором публикуются материалы о ярких личностях, захватывающих приключениях и самых неординарных событиях века. «Караван историй» начал выходить в марте 1998 года и стал одним из хитов на издательском рынке: всего за полгода журнал поднялся на одну из верхних строчек в рейтинговой таблице женских журналов.

Но первым печатным изданием, контролируемых МОСТом, была газета «Сегодня», основанная в 1993г. В эту газету перешла группа журналистов из «Независимой газеты», которым удалось сделать ее «престижной», но неспособной достичь массового тиража. «Сегодня» никогда не выходила заявленным тиражом в 100 тыс. экземпляров, хотя эта цифра и указывалась вплоть до 1996 года в целях поддержания престижа. Эта газета была единственным проектом Гусинского невыгодным в коммерческом плане.

1.3

Также группе «Медиа-Мост» принадлежал ряд радиостанций.

В 1992 году начала вещать «Деловая волна». По мысли создателей станции она должна была стать знаменем менеджеров, бизнесменов, банкиров — словом, всех, кто рискнул окунуться в малоизвестную (на тот момент) сферу предпринимательства.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты