Договора об объединении между ФРГ и ГДР, который был подписан 31 августа
1990 г., и Договора (СССР, США, Великобритания, Франция, с одной стороны, и ГДР и ФРГ, с другой) прекратилось действие прав и обязательств четырех держав-победительниц в отношении Берлина и Германии, а
Германия в целом обрела полный суверенитет.
Федеративная Республика Германия является государством, строенным по федеральному принципу. 16 земель федерации обладают поэтому собственной государственностью со всеми суверенными правами и компетенциями. Это означает: все, что надлежит устроить и отрегулировать в общих интересах, относится к компетенции федерации. За все остальные вопросы несут ответственность земли. Следствием федеративного устройства является то, что гражданин не противостоит единой, неделимой, а значит и всесильной, центральной государственной власти.
Целью федеративного порядка является воспрепятствование излишней концентрации власти. Распределение компетенции означает и распределение власти. Участие населения в политических решениях тоже больше, так как существует множество политических органов на ограниченной территории.
Федеративное государственное устройство содержит и особые шансы для оппозиции в федерации. Если оппозиция ставит несколько или даже большинство земельных правительств, а так это было почти всегда, начиная с 1949 года, то у нее (оппозиции) имелась возможность претворения своих идей и ответственного выполнения государственных функций как в рамках определенных земель, так и в рамках всего государства Федеративная Республика Германия, оказывая влияние через Бундесрат (палату земель) на законодательство и управление.
В компетенцию 16 земель входят законодательство и управление в области культуры и образования. В их руках полиция, коммунальное право, право земельного планирования, регулирования и строительства, дорожное и водное право. Законодательные права земель вытекают из Основного закона, где записано, что земли обладают правом на законодательство в случаях, где оно не попадает в законодательную компетенцию федерации.
Дальнейшей основой являются статьи 70-91 Основного закона, в которых описано разграничение законодательных компетенции между федерацией и землями. Землям предоставляются законодательные компетенции в областях, которые вообще не упомянуты в Конституции, а также там, где федерация не пользуется своими полномочиями.
Во всех землях имеются парламенты, избираемые сроком от четырех до пяти лет. В парламентах 16 земель представлено различное количество депутатов. У парламентов различные наименования — ландтаг, гражданское собрание, палата депутатов. Большинство парламентов могут самораспускаться на основе решения большинством голосов. Организационно земельные парламенты схожи с устройством Германского Бундестага: президиум, фракции, комиссии и т.п. Нередко в землях имеется потребность отрегулировать по одинаковым принципам вопросы, которые входят в их компетенцию. В этих случаях парламенты земель вырабатывают в Бундесрате (палате земель) образцы законопроектов.
Парламенты избирают премьер-министра земли, а в городах-республиках
Берлине, Гамбурге и Бремене правящего или первого бургомистра.
Правительства состоят — и тут схожесть с федеральным правительством — из
главы правительства и министров, отвечающих за определенный круг
обязанностей. В городах-республиках министров называют сенаторами. Задача
этих правительств заключается в первую очередь в выработка земельных
законопроектов и выполнении законов после их утверждения земельными
парламентами. Однако правительства земель ответственны и за проведение в
жизнь федеральных законов, как, например, в области налогообложения.
Вторым законодательным органом наряду с Германским Бундестагом
является Бундесрат (палата земель). Посредством Бундесрата 16 земель
участвуют в выработке законопроектов и в управлении федерацией. В
соответствии с величиной земли правительства делегируют в настоящее время в
Бундесрат от трех до шести представителей. Если оппозиция составляет в
Бундесрате большинство, то она, разумеется, может в большей степени
оказывать влияние на законодательство федерации. Председательство в
Бундесрате, принимаемое на себя главой правительства земли, сменяется в
годовом ритме, так что все премьер-министры появляются на этом посту.
Коммуны выполняют большую часть задач федерального и земельных правительств. Коммунальные народные представительства на уровне общин и районов наделены в какой-то мере даже законодательными функциями, так как они, во-первых, вырабатывают уставы, на которых строится работа коммунальной администрации, а во-вторых, депутаты парламентов коммун избираются демократическим путем. В задачи коммун входит принятие решений о застройке и использовании площадей, строительстве и содержании коммунальных дорог, саночистке, канализации, общественном транспорте и снабжении, строительстве и содержании социальных и спортивных учреждений театров, музеев, библиотек, а также других культурных и просветительных центров, состоящих на их бюджете. Не в последнюю очередь сюда относятся решения по величине тарифов, взносов и налогов.
Компетентность земель
В Основном законе компетентность федерации определяется в зависимости
от того, должны ли быть урегулирования едиными для всех земель или
желательно оставить землям их собственную конститутивную сферу. Это
наглядно видно на разделения компетентности федерации на исключительное,
конкурирующее и рамочное законодательство. В законодательство, относящееся
исключительно к компетенции федерации, входят, например, отношения с
иностранными государствами, вопросы обороны, валютная, денежная и монетная
системы, железная дорога, воздушное сообщение и часть налогового
законодательства. В области конкурирующего законодательства земли имеют
законодательное право только в том случае, если федерация те же самые
предметы не урегулировала законом. Такое разрешается делать федерации
только тогда, когда существует особая необходимость в едином для федерации
урегулировании. К сферам конкурирующего законодательства относятся, в
частности, гражданское и уголовное право, хозяйственное и атомное
законодательство, трудовое и земельное право. Затем законодательство в
вопросах иностранных граждан, жилищное хозяйство, судоходство и уличное
движение, удаление отходов, надзор за чистотой воздуха и борьба с шумом.
Конституционная практика показала, что по этим темам нужно иметь единые
правила. Практически это уже не в законодательной власти земель.
В пределах рамочных предписаний федерации отдельные законодательные
сферы - в ведении земель. Сюда входят, например, высшее образование, охрана
природы и ландшафтов, планировка местности и водный баланс. Ряд других
межрегиональных, ориентированных на будущее, задач, которые не перечислены
в Основном законе, сегодня тоже планируются, узакониваются и финансируются
федерацией и землями совместно. В 1969 г. они включены в Основной закон как
"Общие задачи" и касаются расширения существующих и строительства новых
вузов, улучшения региональной хозяйственной структуры, а также аграрной
структуры и охраны побережья.
Выборы во все народные представительства являются общими, прямыми, свободными, равными и тайными. Право избирать имеет каждый немец, которому исполнилось 16 лет. Предварительных выборов нет, кандидаты для избрания выдвигаются партиями.
В немецкой литературе Германия характеризуется как , поскольку имеет место институционально (прежде всего конституционно) оформленное сотрудничество Федерации и земель, а также земель между собой .Осуществление государственных полномочий и выполнение государственных задач возлагаются ст. 30 Основного закона на земли, поскольку Основной, закон не содержит или не допускает иного регулирования. Это своеобразная форма презумпции компетенции земель, которая свидетельствует о принципиальной децентрализованности германской федерации."
Правильнее было бы сказать - , ибо никакие кооперативы
в данном случае не имеются в виду. Но, к сожалению, термин у нас уже укоренился Согласно ст. 31, федеральное право имеет
перевес над правом земель. Толкуется это положение, однако,
ограничительно: оно действует только в случае, когда федеральное
правотворчество осуществляется в рамках федеральной компетенции. Землям
принадлежит право законодательства (ст. 70), поскольку Основным законом
законодательные полномочия не передаются Федерации, а разграничение
компетенции между Федерацией и землями определяется положениями Основного
закона об исключительном и конкурирующем законодательстве. Здесь, таким
образом, сформулирована презумпции законодательной компетенции земель. В
сфере исключительного законодательства Федерации земли могут
законодательствовать лишь тогда и постольку, когда и поскольку они прямо
уполномочены на это федеральным законом (ст. 71). К этой сфере ст. 73
отнесла 12 позиций (иностранные дела, оборону, федеральное гражданство,
свободу передвижения, почтовую и телесвязь и др.).В сфере конкурирующего
законодательства, согласно ст. 72, земли могут законодательствовать тогда
и постольку, когда и поскольку по соответствующим вопросам отсутствуют
федеральные законы. Федерация же должна законодательствовать в этой сфере
тогда и постольку, когда и поскольку это в общегосударственных интересах
необходимо для установления равноценных условий жизни на федеральной
территории либо сохранения правового или экономического единства.
Федеральным законом можно определить, что федеральное законодательное
регулирование, необходимость в котором отпала, может быть замещено правом
земель. Статья 74 определяет сферу конкурирующего законодательства,
перечисляя 28 позиций (гражданское, уголовное, уголовно- исполнительное
право, судоустройство и судебный процесс, адвокатура, нотариат, юридическое
консультирование, акты гражданского состояния, право союзов и собраний,
пребывание и поселение иностранцев, производство и использование ядерной
энергии в мирных целях и др.). При этом установлено, что законы об
ответственности государства, которая включена в указанный перечень,
нуждаются в согласии Бундесрата.
Все остальные, этого не требуют. В ст. 74-а дополнительно
установлено, что оплата и снабжение лиц, состоящих на публичной службе в
публично-правовом отношении службы и верности, включая федеральных и
земельных судей, входят в сферу конкурирующего законодательства, если не
находятся в сфере законодательства исключительно федерального, и что законы
по этим вопросам принимаются с согласия Бундесрата.В ст. 75 установлено
право Федерации издавать рамочные предписания для законодательства земель
при наличии тех же условий, что и в сфере конкурирующего законодательства.
Сфера рамочной компетенции содержит шесть позиций (общие принципы высшего
образования, общие правоотношения печати, распределение земельных участков,
водное хозяйство, защита природы и др.). Рамочные предписания могут
вдаваться в подробности регулируемых отношений или содержать нормы прямого
действия лишь в исключительных случаях. В случае издания Федерацией
рамочных предписаний земли должны привести свои законы в соответствие с
ними в течение установленного законом соразмерного срока. И здесь
Федерация может констатировать отпадение необходимости в федеральном
регулировании. В тех случаях, когда в силу изменения соответствующих статей
Основного закона соответствующие вопросы ушли из федеральной компетенции,
продолжает действовать федеральное право, но может заменяться правом
земель (ст. 125-а). Сомнения по этому вопросу разрешаются Федеральным
конституционным судом (ст. 126).Согласно ст. 83, исполнение федеральных
законов возложено на земли, поскольку Основной закон не определяет или не
допускает иного, т. е. опять же резюмируется компетенция земель. В этой
связи, по ст. 84, они регулируют учреждение властей и административное
производство, если иное не установлено федеральными законами, принимаемыми
с согласия Бундесрата. Федеральное правительство может с согласия
Бундесрата издавать общие административные предписания. Федеральное
правительство осуществляет надзор за тем, чтобы земли исполняли
федеральные законы согласно действующему праву. С этой целью оно может
направлять уполномоченных в верховные органы власти земель и с их
согласия, а если согласие не дается, то с согласия Бундесрата - также в их
нижестоящие органы.